Меню

Мой план улучшения моего здоровья

20 способов быть здоровым

В этой статье вы найдете список полезных привычек, касающихся питания, сна и отдыха, физической активности, медицинских обследований. Не обязательно внедрять их все и сразу. Достаточно постепенно добавлять их в свой образ жизни, и уже через пару месяцев вы заметите, что чувствуете себя намного лучше.

Многие люди полагают, что здоровый образ жизни — это постоянные ограничения и дискомфорт. На самом деле существует множество способов быть здоровым без кардинальных изменений в жизни! Даже если следовать им лишь частично, самочувствие и настроение станут намного лучше.

Как влияет образ жизни на здоровье?

Многие проблемы со здоровьем требуют определённого образа жизни. Пациенты гастроэнтеролога понимают, почему им нельзя фастфуд, а люди с больными бронхами, скорее всего, бросят курить после постановки диагноза. К сожалению, многие наши привычки могут усугубить имеющиеся болезни. И если о вреде жирной пищи, алкоголя или табака знают все, то недостаток сна, постоянные стрессы или малоподвижный образ жизни часто кажутся незначительными проблемами.

Несбалансированная еда влияет не только на желудочно-кишечный тракт, но и на весь организм: недостаток даже одного из витаминов может привести к серьёзным болезням. Вред этилового спирта и никотина для человеческого тела уже давно доказан: они отрицательно влияют на пищеварительную, дыхательную, кровеносную и нервную систему. Недостаток отдыха снижает иммунитет, способствует ухудшению памяти и рассеянности внимания, усугубляет имеющиеся болезни.

Напротив, людям с подтверждёнными диагнозами часто стоит лишь сменить образ жизни, и их болезни станут проявляться намного меньше. Часто чтобы быть здоровым нужно лишь правильно сбалансированно питаться, включить в режим дня небольшую физическую нагрузку на свежем воздухе, потреблять больше жидкости, спать по 7-8 часов и избегать стрессов.

Источник

Индивидуальная программа здорового образа жизни «Мое здоровье — моя жизнь»

Целью программы является пропаганда здорового образа жизни, как средства сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Направления реализации программы здоровья • Оздоровительная тренировка • Режим труда и отдыха: • Рациональное питание • Специальные оздоровительные процедуры • Мода и здоровье • Психическое здоровье

Скачать:

Вложение Размер
individualnaya_programma_zdorovogo_obraza_zhi.doc 294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Азова»

Индивидуальная оздоровительная программа «Мое здоровье – моя жизнь»

ученика 6 класса МБОУ СОШ г. Азова

Индивидуальная оздоровительная программа

«Мое здоровье – моя жизнь»

ученика 6 класса МБОУ СОШ г. Азова Александра С.

Здоровье: понятие, содержание, критерии

Основные риски современной цивилизации

Направления программы здоровья

  • Оздоровительная тренировка
  • Режим труда и отдыха:
  • Рациональное питание
  • Специальные оздоровительные процедуры
  • Мода и здоровье
  • Психическое здоровье

Цель: пропаганда здорового образа жизни, как средства сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

  • Формирование знаний и развитие навыков, установок, привычек, способствующих физическому, психическому и социальному благополучию.
  • Развитие самодисциплины, понимания себя и формирования позитивного «Я» путём реалистичной оценки собственных возможностей и ограничений.
  • Вовлекать сверстников в деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
  • Обобщить имеющийся опыт по данному направлению.
  • Формирование привычки соблюдать гигиенические правила нормы.
  • Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Срок осуществления программы : 2016-2017год

Ученик 6 В класса МБОУ СОШ №14 г. Азова Сербин Александр под руководством

социального педагога Муниципального бюджетного учреждения образования «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Азова» Н.С. Коваленко

  • Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (вес, рост, частоту пульса, температуру тела, тесты на гибкость и координацию)
  • Иметь представление о собственной физиологической норме
  • Понимать индивидуальные особенности строения тела
  • Соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, достаточной двигательной активности, тепловой режим.
  • Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность
  • Иметь представление о моде, соответствие внешнего вида месту и времени.
  • Уметь готовить разнообразные основные блюда
  • Уметь составлять индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма
  • Уметь организовать собственное питание в течение дня
  • Уметь избегать пищевых факторов риска
  • Уметь оценивать качество и свежесть продуктов
  • Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценить их пригодность для еды
  • Уметь оценивать правильность и сроки хранения продуктов по упаковке.
  • Уметь контролировать собственные эмоции и поведенческие реакции
  • Выражать готовность нести ответственность за собственное поведение
  • Уметь ставить для себя ясные цели и планировать пути их достижения
  • Уметь распознавать поведенческие риски
  • Иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях
  • Владеть основными навыками общения: умение слушать,
  • поддерживать и прекращать разговор
  • Уметь использовать различные упражнения, тесты, направленные на развитие памяти, внимания.
  • Уметь занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения.

Тема здоровья и здорового образа жизни, на сегодняшний день очень актуальна, потому что живём мы в техногенной эпохе, когда в погоне за прибылью, корпорации пренебрегают человеческим здоровьем и выпускают не всегда доброкачественные продукты, экономя при этом на сырье и технологиях. Что уж говорить о том, какие последствия вызывают вторичные продукты такого производства, загрязнение окружающей среды, ядовитые химические отходы, наносящие вред всей земной биосфере в общем, и каждому конкретному человеку, в частности.

Всё на что, в первую очередь, способны мы, так это – начать с себя, пересмотреть, а может и избавиться от того, что стало неотъемлемой частью нашей жизни, для экономии времени, а может от нежелания утруждать себя или в чём-то себе отказывать. Забота о личном здоровье – это, в первую очередь, трудоёмкий и продолжительный процесс. Даже, надо сказать, это целый ряд способов быть здоровым. И конечно, главное в этом деле осознанность. Необходимо ответить себе на вопросы: «Чего я желаю?», «Какого результата хочу добиться?»

Один из способов достижения, в определённой нами самими степени, здорового образа жизни – это индивидуальная оздоровительная программа.

Индивидуальная оздоровительная программа разрабатывается на основе параметрических данных конкретного человека:

ФИО: Александр С

Род деятельности: учащийся 6 класса МБОУ СОШ г. Азова

Состояние здоровья: удовлетворительное, заболевания – анемия, ДИСВП, S образный скалеоз I степени, врожденный порок сердца

Фактор проживания: умеренно континентальный климат, приемлемые коммунальные условия.

Здоровье: понятие, содержание, критерии

В последнее время человечество всё больше волнуют проблемы собственного здоровья, особенно те факторы, которые обеспечивают состояние здоровья и влияют на него. Показатели, характеризующие и оценивающие уровень состояния человека, процессы целенаправленного и максимально эффективного воздействия на здоровье и накопление его резервов.

К сожалению, нет единого и точного представления о сущности категории здоровья, потому используется множество критериев его оценки. Критикуемый, но популярный критерий, отражающий сущность здоровья, — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Здоровье – это тот бесценный дар природы, за который каждый несёт ответственность, это то же, что авторитет, его нужно не только завоевать, но и постоянно поддерживать.

Основные риски современной цивилизации

Большинство подростков отличается хорошим здоровьем. Тем не менее, ежегодно умирает более 1,8 миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. Гораздо большее число школьников страдает от болезней, которые препятствуют их полному потенциальному росту и развитию. Еще большему числу подростков в настоящий момент свойственны такие формы поведения, которые подвергают опасности их здоровье не только в данный момент, но зачастую и в дальнейшие годы. Около двух третей случаев преждевременной смерти и одна треть общего бремени болезней среди взрослых людей связаны с состояниями и формами поведения, которые начинаются в подростковом возрасте, включая употребление табака, отсутствие физической активности, неправильный рацион питания, игромания.

Многие мальчики и девочки вступают в подростковый возраст с недостаточностью питания, что делает их более уязвимыми перед болезнями и ранней смертью. И наоборот, излишний вес и ожирение (другая форма неправильного питания с серьезными последствиями для здоровья и значительными длительными финансовыми последствиями для систем здравоохранения) становятся все более распространенными среди школьников. Надлежащее питание, здоровые привычки в еде и физические упражнения в этом возрасте закладывают основы хорошего здоровья в зрелом возрасте. Кроме того, важно предотвращать проблемы, связанные с питанием, с помощью консультаций и предоставления пищевых добавок и питательных микроэлементов а также путем быстрого и эффективного выявления и решения проблем (таких как анемия) в случае их возникновения.

В любой отдельно взятый год около 20% подростков испытывают какую-либо проблему в области психического здоровья, наиболее часто депрессию или тревогу. Такой риск возрастает в результате пережитого насилия, унижений, девальвации личности и нищеты. Обучение детей и подростков жизненным навыкам и предоставление им психосоциальной поддержки в школах и других общественных учреждениях может способствовать укреплению психического здоровья. В случае возникновения проблем их выявлением и решением должны заниматься компетентные работники систем образования и здравоохранения.

Большинство людей, употребляющих табак, начинают его употреблять в подростковом возрасте. По оценкам, в настоящее время табак употребляют 150 миллионов молодых людей. Это число возрастает во всем мире. Половина из этих людей умрет преждевременно в результате употребления табака.

Вредное употребление алкоголя среди подростков вызывает все большую обеспокоенность во многих странах. Оно снижает самоконтроль и способствует проявлению рискованных форм поведения, а также является основной причиной травм (включая травмы в результате дорожно-транспортных аварий), насилия (особенно бытового насилия) и преждевременной смерти. Запрет рекламы алкоголя и регулирование доступа к нему являются эффективными стратегиями для уменьшения масштабов употребления алкоголя школьниками. Краткие рекомендации и консультации при выявлении употребления алкоголя могут способствовать уменьшению масштабов вредного употребления.

Непреднамеренные травмы являются одной из основных причин смерти и инвалидности среди подростков. Дорожно-транспортные травмы ежедневно уносят жизнь примерно 1000 детей. Консультирование школьников по вопросам безопасного поведения на дорогах, строгое обеспечение соблюдения законов со стороны взрослых, могут способствовать уменьшению числа дорожно-транспортных аварий с участием школьников. Благодаря эффективной травматологической помощи в случае дорожно-транспортных аварий можно спасать человеческие жизни.

Направления программы здоровья

Учеба, работа, быстрый ритм жизни, стрессовые ситуации, нагрузки – все это вызывает переутомление и ведет к снижению здоровья. Недостаточное мышечное напряжение (гиподинамия) отрицательно влияет на состояние здоровья (физиологические функции), особенно на сердечно-сосудистую систему. Спорт очень важен в укреплении здоровья человека, в его физическом развитии и воспитании, а также в профилактике заболеваний и старения.

С давних пор известно, что движение является необходимой потребностью человека. Особенно важна двигательная активность для растущего организма. Нормальная двигательная активность формирует организм в анатомо-функциональном отношении, определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, к инфекционным заболеваниям.

Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:

  • в процессе физического воспитания и во время обучения;
  • в процессе общественно полезной трудовой деятельности ;
  • в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп

Гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников.

6-10 ЛЕТ (ОБА ПОЛА)

11-14 ЛЕТ (ОБА ПОЛА)

Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедеятельности, т. е. на 24 ч.

В повседневной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т. е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся различными изменениями положения его тела в пространстве. Двигательный режим школьника складывается:

  1. утренняя физическая зарядка,
  2. подвижные игры на школьных переменах,
  3. уроки физической культуры,
  4. занятия в кружках и спортивных секциях,
  5. прогулки перед сном,
  6. активный отдых в выходные дни.

Компенсировать недостаток движения, особенно лицам умственного труда, которыми и являются учащиеся среднего и старшего звена школы, можно занимаясь физической культурой и спортом. Движения благотворно влияют на кровообращение, обмен веществ, поддерживают тонус мышечной системы, повышают жизнестойкость организма, его сопротивляемость, вредным воздействиям окружающей среды.

  1. утренняя физическая зарядка (Приложения к программе)
  2. уроки физической культуры,
  3. занятия физкультурой в группах ЛФК
  4. прогулки перед сном.

Режим труда и отдыха

Режим дня школьника представляет собой чередования различных видов деятельности в течение суток.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе

Основа правильно организованного режима дня школьника — это выполнение в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня. Необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.

Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки).

Продолжительность сна для школьников 12 — 15 лет должна быть не менее 9 часов и необходимо индивидуализировать продолжительность сна в течение суток и в зависимости от состояния здоровья ребенка.

Недопустимо увеличивать часы занятий за счет нарушения других режимных моментов — сокращения сна и прогулок, поспешного приема пищи, так как это вредит здоровью, ведет к утомлению организма. Но вы можете менять занятия местами, основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.

При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности организма подростка.

Продолжительность основных компонентов режима для учащихся общеобразовательных школ (в часах)

Учебные занятия в школе (включая факультативные)

Учебные занятия дома (с учетом перерывов)

Подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе, спорт, дорога в школу и обратно

Внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы)

Прием пиши, зарядка гимнастика, закаливающие процедуры, туалет

Пробуждение и подъем

Утренняя гимнастика, водные процедуры, одевание, уборка постели

Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене, внеклассные занятия, общественная работа

Дорога из школы

Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры и развлечения, кружки

Ужин и свободные занятия, работа по дому.

Приготовление ко сну, приведение в порядок одежды, обуви, проветривание комнаты

Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжёлый труд, но также и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

Напряжённая умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет 2% от всей массы тела и потребляет примерно 20% всей энергии, расходуемой организмом в покое. При этом пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счёт расщепления глюкозы. Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определённого уровня ведёт к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе. Чтобы предотвратить подобное нежелательное развитие событий, следует перейти к «дробному» приёму углеводов, распределяя большую часть их суточной дозы на промежуточные приёмы пищи в течение школьного дня (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты и т. п.), что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будет стимулировать повышенную умственную активность школьников.

Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к «дробному» употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях.

Помимо простых сахаров, к которым относятся глюкоза, с пищей в организм поступают также и сложные формы углеводов, такие, как крахмал, декстрины, клетчатка и т. п. Общее количество углеводов, необходимых школьникам в течение одного дня, составляет от 300 до 400 г, или в среднем около 10 г углеводов на 1 кг веса тела.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. На их долю приходится от 20% до 30% от общих суточных затрат энергии. Но жиры используются не только в энергетических целях, они также являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов A, D, E, K.

Другой важный компонент пищи – белки. На их долю в суточном рационе школьников обычно приходится не более 10-12% от общего количества энергии, получаемой из пищи. Но основное назначение белков не сводится к удовлетворению энергетических потребностей. Белки – это основной строительный материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания важнейших органов и тканей. При правильном питании школьники должны получать набор аминокислот, входящих в состав белков, так как их недостаток в пище ведёт к ослаблению важнейших функций организма и развитию болезненных состояний. Чтобы обеспечить поступление аминокислот в необходимых количествах и оптимальных соотношениях, пища школьника должна быть разнообразной и содержать белки как животного, так и растительного происхождения. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а так же фасоль, орехи, зерновые и некоторые овощи. Белки животного происхождения более полезны для растущего организма школьников, так как аминокислотный состав в большей мере отвечает его метаболическим требованиям.

Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде. У школьников из-за высокой умственной активности и роста потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз , при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.

Основной принцип рационального питания

Чтобы вес взрослого человека оставался неизменным при сохранении нормального функционального состояния, приток энергии в организм с пищей должен быть равен расходу энергии на определенную работу. нергетическая ценность пищи измеряется в калориях. В тех же единицах выражаются и энергетические затраты человека.

Но главным показателем энергообмена является величина физической активности. При этом колебания в обмене веществ могут быть весьма значительными. Например, обменные процессы в энергично работающей скелетной мышце могут возрасти в 1000 раз по сравнению с мышцей, находящейся в покое. Даже при полном покое энергия расходуется на функционирование организма — это так называемый основной обмен. Расход энергии в покое за 1 час равен примерно 1 килокалории на килограмм массы тела. В таком случае при массе кг основной обмен за час составит 70 ккал, за сутки — 1680 ккал.

За 15—20 мин утренней гимнастики расходуется всего 50—70 ккал. На физкультпаузы, производственную гимнастику в течение рабочего дня затрачивается 40—60 ккал. Энерготраты на гимнастический комплекс в течение дня составляют 100—120 ккал.

В настоящее время за счет чрезмерного потребления жиров и углеводов, главным образом кондитерских изделий и сладостей, калорийность суточного рациона человека увеличилась до 4000 ккал. В то же время имеются наблюдения, что снижение калорийности рациона до 2000 ккал и даже ниже приводит к улучшению многих функций организма при условии сбалансированности питания и достаточном содержании витаминов и микроэлементов. Подтверждается это и при изучении питания долгожителей. Так, средняя калорийность рациона абхазцев, живущих 90 лет и больше, на протяжении многих лет равняется 2013 ккал.

Растущий организм требует несколько больших количеств пищи, особенно белков и витаминов. Зимой и в холодных краях калорийность пищи может быть несколько повышена по сравнению с летним периодом или пребыванием в теплом климате.

Превышение калорийности пищи по сравнению с физиологической нормой приводит к избыточному весу, а затем и к ожирению, когда на этой основе могут развиться некоторые патологические процессы — атеросклероз, некоторые эндокринные заболевания и др. Если человек съедает в день всего один лишний бутерброд с маслом (200 ккал), то через год это даст прибавку в 7 кг жира.

В питании надо учитывать не только количество съеденной пищи, но и ее качественную характеристику. Это особенно важно для лиц среднего и пожилого возраста как с целью профилактики ряда заболеваний, так и повышения работоспособности и психофизиологической активности.

Основные элементы рационального питания

Основными элементами рационального питания являются сбалансированность и правильный режим. Сбалансированным считается рацион, в котором обеспечивается оптимальное соотношение основных пищевых и биологически активных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов. Большое значение придается также сбалансированности незаменимых веществ, не синтезируемых в организме или синтезируемых в ограниченном количестве. К основным незаменимым компонентам в питании человека относятся восемь незаменимых кислот (лизин, метионин, лейцин, триптофан и др., являющиеся составной частью белков), несколько полиненасыщенных жирных кислот, входящих в структуру жиров, а также витамины и почти все минеральные вещества.

Рациональное питание предусматривает также правильное распределение приемов пищи в течение дня. Несоблюдение режима питания приводит к расстройствам не только в пищеварительном системе, но и общем состоянии организма. Доказано, что редкие приемы пищи приводят к повышению содержания холестерина в крови — одного из главных факторов развития атеросклероза и гипертонической болезни. Физиологи рекомендуют принимать пищу не реже 4—5 раз в день. Так, если первый завтрак съеден в 8 ч, то в 11 нужен второй завтрак (ленч), в 14 ч — обед, в 16 ч — вечерний чай и ужин не позже 19 ч. Перед сном надо съесть еще один легкий ужин, состоящий, к примеру, из стакана кефира с крекером или галетами.

При таком режиме создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, происходит наиболее полная обработка продуктов пищеварительными соками, и органы пищеварения получают необходимый отдых в течение 8—10 ч ежесуточно. Плотный ужин не способствует сну. «Тот, кто перед сном съедает обильный ужин — писал доктор Майр, — уподобляется машинисту паровоза, который раскочегарил свою машину, а затем поставил ее в депо». Ночное функционирование приводит пищеварительные железы к перенапряжению и истощению. Поскольку ночью все химические процессы в организме протекают вдвое медленнее, чем днем, то пища, оставаясь излишне долго в пищеварительном тракте, начинает бродить, Поэтому на ужин следует употреблять легко усвояемую пищу, такую, как травяные чаи с лимонным или апельсиновым соком, сухой хлеб с маслом, сыром или творогом. Обильный прием пищи во второй половине дня, когда обменные процессы ниже, чем до обеда, приводит к нарастанию массы тела.

Правила рационального питания

  • не переедать; разнообразить пищевой рацион, употребляя в любое время года зелень, овощи, фрукты; ограничить употребление животных жиров, в том числе сливочного масла, соли, сахара, кондитерских изделий; меньше употреблять жареных продуктов;
  • не есть горячей и острой пищи; тщательно пережевывать пищу;
  • не есть поздно вечером; питаться не реже 4—5 раз в день малыми порциями; стараться принимать пищу в одно и то же время.

Здоровое питание – отличная учёба!

Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими вас продуктами!

Боль – это «сигнал» организма о возможном заболевании, и если пренебречь этим, то через некоторое время можно получить множество серьёзных хронических заболеваний. Профессиональные заболевания учащихся – холецистит, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка.

Факторы, способствующие этим заболеваниям:

1. Питание наспех;

2. Питание всухомятку;

3. Питание с большими перерывами;

4. Употребление копчёной, жареной, острой, горячей, холодной пищи;

5. Жевание жевательной резинки;

6. Употребление алкоголя, курение

  • В питании всё должно быть в меру;
  • Пища должна быть разнообразной;
  • Еда должна быть тёплой;
  • Тщательно пережёвывать пищу;
  • Есть овощи и фрукты;
  • Есть 3-4 раза в день;
  • Не есть перед сном;
  • Не есть копчёного, жаренного и острого;
  • Не есть всухомятку;
  • Меньше есть сладостей;
  • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

В пище должны содержаться витамины, нормальное количество калия и кальция, а вот соль следует ограничивать. Кроме соли следует ограничивать и жидкость — до 1,2 л. Подростку можно получать в день не более 1,5 л жидкости (учитывая и ту жидкость, которая содержится в продуктах).

Вместе с тем будет полезно получать свежие фрукты и овощи, которые повышают мочеотделение. Очень полезны содержащие калий продукты — картофель и капуста, овсяная и гречневая крупы, изюм, курага, чернослив, свежие абрикосы, тыквенный сок, творог и молоко.

Целью диеты является укрепление сердечной мышцы (этому могут способствовать продукты, содержащие калий), выведение из организма различных шлаков. Из рациона исключаются все продукты, которые могут повлиять на нервную систему, а также богатые холестерином (печень, желтки яиц, икра) и экстрактивные вещества. Животные жиры в диете также ограничиваются. Растительное масло с пониженным содержанием холестерина будет очень полезно. Диета должна быть низкокалорийной. Прием пищи должен происходить не позднее, чем за 2 часа до сна. Следует исключить из рациона крепкий чай и кофе, шоколад и какао, мясные и рыбные бульоны и жареные мясо, рыбу, птицу. Острые и соленые блюда, специи, копчености и сдоба также исключаются. Очень полезны салаты — из лиственных овощей, из фруктов. Незаменимы в питании и сухофрукты — ценный источник калия.

Специальные оздоровительные процедуры

Закаливание проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д. Приступая к закаливанию, необходимо помнить об индивидуальной чувствительности (реакция) к резкой смене температур.

Приступать к закаливанию лучше летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.

Закаливание оказывает общеукрепляющее, оздоровительное действие на организм, способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает состояние здоровья, снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.

Специалистами разработаны специальные методики проведения закаливающих процедур. Вот некоторые из них.

Солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение (УФО). Солнечные лучи — сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять, его необходимо строго дозировать:

  • Солнечные ванны принимают не позже чем за 1 ч до еды и не раньше чем через 1,5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак.
  • Во время приема солнечных ванн необходимо защитить голову от прямых солнечных лучей.
  • Солнечные ванны лучше принимать в движении — при ходьбе, играх, гребле и т.п.
  • После приема солнечной ванны рекомендуется выкупаться или принять душ и перейти в тень.
  • При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности, постоянно контролировать самочувствие (сильное покраснение кожи, обильное потоотделение требуют немедленного прекращения приема солнечной ванны).
  • Оптимальное время для приема солнечных ванн — утренние часы: в южных регионах — от 7 ч до 10—11 ч, в средней полосе — от 8 ч до 12 ч, в северных — от 9 ч до 13 ч. Для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2—3 дня находиться в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.
  • Длительность солнечных ванн: первой ванны — 5 мин, второй — 10, третьей — 15 мин и т.д. Общая продолжительность солнечной ванны — не более 1 ч.

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные нарушения в организме — солнечный и тепловой удары, ожоги, расстройства ЦНС (нарушение сна, повышенная возбудимость и т.п.).

Воздушные ванны принимают в течение 8—10 мин при температуре воздуха не ниже (16—18) °С, затем к 25-й минуте доводят ее до 12 °С. Воздушное закаливание необходимо сочетать с физическими упражнениями, играми и пр. При применении воздушных ванн надо соблюдать определенные правила:

  • воздушные ванны принимают за час до обеда или через 1,5 ч после;

Водные процедуры — более интенсивные закаливающие средства. Главным фактором закаливания здесь является температура воды. Начинать закаливание следует летом или осенью. Лучше проводить закаливание утром, после сна и утренней зарядки (гимнастики) или кросса.

Температура воздуха должна составлять 17°—20 °С, а воды — 33°—34 °С. Затем температуру воды снижают каждые 3—4 дня на 1 градус. Во время процедур не должно быть никаких неприятных ощущений и озноба. Ниже приводятся наиболее доступные и распространенные методы закаливания водой.

Закаливание носоглотки — полоскание горла прохладной, а затем холодной водой. При холодной погоде следует дышать носом, это исключает охлаждение миндалин и горла. Воздух, проходя через носоглотку, согревается.

Обливание стоп производится из лейки или кувшина. Температура воды — 28°—27°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса, но не менее чем до 10 °С. Затем ноги вытирают досуха. Обычно эту процедуру проводят вечером перед сном.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания. Рекомендуется летом и осенью. Продолжительность хождения зависит от температуры земли (можно ходить по росе, вдоль берега реки или моря). В домашних условиях ходят по коврику, предварительно смоченному холодной водой.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. Для этого используют мягкую рукавицу или махровое полотенце, смоченное в холодной воде. Последовательность обтирания: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений — от периферии к центру, по ходу сосудисто-нервного пучка. Температура воды снижается каждые 10 дней на 1—2 градуса. Начальная температура зимой должна быть 30°—28 °С, летом — 26°—24 °С, конечная температура, соответственно, — 18°—16 °C и 16°—14 «С. Обтирание рекомендуется совершать утром после зарядки, с последующим растиранием всего тела сухим махровым полотенцем. Температура воздуха — 15°—16 °С.

Купание в открытых водоемах — один из лучших и мощных способов закаливания (море, река, озеро, пруд). При проведении закаливающей процедуры необходимо обеспечить безопасность и соблюдать ряд правил:

Мода и здоровье.

Молодёжь всегда была подвержена моде, а мода бывает разной и зачастую неудобной. То серьга в пупке, то низкие, буквально спадающие на ходу брюки. Сейчас пришла тоже неудобная, может быть даже вредная мода ходить без шапки. И дети яростно борются с родителями, которые, с их точки зрения, отстали от жизни. «Подумаешь холодно, зато круто!».

Подросток, уступая родителям, выйдет из квартиры в шапке, а из подъезда выскочит уже без неё Чем опасно охлаждение головы?

Наиболее чувствительны к холоду уши. Именно они первыми отмораживаются и болят. Густые длинные волосы для них недостаточная защита. И кроме того, даже пышная шевелюра не может сдержать ледяной ветер, от которого в ушах чувствуется острая боль. Бывает, что когда ребёнок входит в тёплое здание школы с замёрзшей головой, ему становится очень больно – сказывается контраст температур. Учиться в таком состоянии крайне тяжело.

Также страдает носоглотка. Слуховые проходы, слизистые носа, глоточные миндалины находятся близко друг от друга. Если воспалился

какой – то другой орган, инфекция тут же переходит и на все остальные. В результате может возникнуть острый средний отит, ангина или насморк, осложнённый гайморитом. А если у человека имеется ещё хронический очаг инфекции, например, хронический тонзиллит, то при охлаждении головы может возникнуть обострение, сопровождающее высокой температурой.

А как влияет холод на волосы? При низких температурах возникает спазм сосудов кожи головы и вследствие этого нарушается питание волосяных фолликулов. Это может грозить выпадением волос.

Переохлаждение головы может спровоцировать невралгию лицевого и троичного нервов. Дело в том, что от холода сужаются сосуды на поверхности головы и кровоснабжение нервов нарушается. Если пострадает лицевой нерв, у человека может перекосить половину лица. А если воспалится троичный нерв, боль будет очень сильной.

И всё же гулять в мороз в мороз без шапки не так опасно, как, например, ходить с голой спиной, когда брюки сидят низко, а свитер короткий. Вот это действительно может иметь ужасные последствия.

  1. Соответствие одежды сезону.
  2. Обязательная поддержка аккуратного внешнего вида.

Психически здорового человека определяют, прежде всего, как человека веселого и жизнерадостного, спонтанного и творческого, открытого и познающего окружающий мир и себя не только разумом, но интуицией и чувствами. В основе такого отношения к себе и окружающему миру лежит гармония.

Согласно некоторым исследованиям психических характеристик долгожителей, они все обладают эмоциональным спокойствием и оптимизмом, самодостаточностью и умением адаптироваться к даже достаточно сложным жизненным обстоятельствам.

Душевное здоровье человека – это психически устойчивое состояние к стрессам и жизненным трудностям. Психическое здоровье ребенка, как и физическое должно быть в целости и сохранности. Это способность безболезненно и без проблем адаптироваться в социуме. Такая способность проявляется как возможность самореализации, продуктивного обучения и выполнения домашних обязанностей. Факторы, которые могут спровоцировать психическое расстройство: — биологический, т. е наследственный; — психологический (стресс или психологическая травма) ; — социальный (проблемы в семье, в школе, в обществе)

В целом, психологическое здоровье формируется при внешних и внутренних факторах и условиях. Родители должны стараться обеспечить свободную и защищенную среду. А государство должно заботиться о благоприятных условиях для жизни и развития. Психические расстройства в школе, с которыми чаще всего сталкиваются дети.

Огромное значение имеет психическое здоровье детей и подростков. Именно поэтому необходимо регулярно проводить различные профилактические мероприятия, дабы избежать расстройств психики.

Упражнение на расслабление — это максимальное снятие психического и мышечного напряжения. Лучше лежа, но можно сидя или стоя. В идеале это состояние глубокого сна, но сознание не отключено, иначе проедешь остановку :-). Как ни странно, это очень трудное дело, которому не просто научиться. Зато эффект потрясающий, это полноценная замена сна и не только. Всем знакомо удовольствие вздремнуть на работе. Но в нашем случае надо учиться отдыхать не теряя сознания.

Это можно делать везде. Дома (на работе, если есть место) лучше всего расслабиться лежа, мысленно пройдя по всему телу, почувствовать теплоту, расслабленность, представить себя растекающимся по полу, тряпкой и т.д. (воображение — большая сила). В йоге — это поза трупа. Сидя в позе кучера. спокойно, «не стараясь», «бесцельно», наслаждаясь самим процессом, но очень сознательно.

Общение с природой — самое мощное и комплексное оздоровительное воздействие на человека. Но оно почему-то часто на последнем месте. Что может быть лучше лыжной прогулки, рыбалки и купания, походов в лес. Намного эффективней и все занятия делать на природе, хотя в городе это проблематично. Дачники же хорошо знают цену труда на земле.

Медитация. Медитация в данном случае то состояние, которое часто нам предлагают в жизни: «а ты на себя со стороны посмотри!». Полезно во всех отношениях. Если негативные эмоции (раздражение, страх, зависть, жадность и т.д.) подавлять — это вредно для своего здоровья, выпускать — тоже вредно, но для чужого здоровья. На Востоке советуют не подавлять естественное выражение своих переживаний, а разряжать их путем отстраненного осознанного наблюдения за эмоцией, от ее начала и до конца. Тогда она сама по себе нейтрализуется, не получая сознательной подпитки.

Вообще надо стараться все упражнения делать «медитативно», а не по спортивному.

  1. Соблюдение норм и правил поведения.
  2. Упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления.
  3. Учиться преодолевать стрессовые ситуации.
  4. Избегать поведенческих рисков, опасных для здоровья

Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья.

Психофизическая тренировка — это метод самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.

Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность.

Упражнение 1 . Метод имитации (подражание) — «поза дремлющего кучера». Находясь в этой позе:

1. Сидя на краю стула вблизи стола, ноги полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, руки (с переплетенными пальцами) свисают между ногами, туловище и голова наклонены вперед, следует закрыть глаза, дышать неглубоко и почувствовать расслабление мышц вдоль позвоночника. Продолжительность позы определяется общим состоянием организма. Упражнение сопровождается словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен».

2. Сидя на краю стула с согнутыми ногами (расстояние между стопами в полшага), представить, что мышцы ног расслаблены. Затем руками подталкиваем колени внутрь. Если колени, коснувшись, легко отскакивают в стороны, это значит, что вы научились сознательно расслаблять мышцы ног. Смену напряжения и расслабления мышц выполняют ритмично в удобном темпе. Дышать следует неглубоко.

Эти упражнения в разных вариантах полезно использовать как в утренней гимнастике, так и с оздоровительной целью.

Упражнение 2 — «тянуть канат». Представьте, что над вами, на высоте вытянутых рук, висит канат. Поднялись на носки — вдох, на выдохе вы как бы захватываете руками «канат» и тянете вниз с усилием, сгибая руки и чуть приседая (2—3 раза).

Упражнение 3 — «поза фараона». Сидя на краю стула, согнуть ноги в коленях, скрестив стопы так, чтобы было удобно опереться на пальцы ног. Руки разведены в стороны ладонями вверх, пальцы сжаты в кулак.

После вдоха и задержки дыхания на несколько секунд одновременно и мгновенно сильно прижимать пальцы ног к полу, сжимая пальцы в кулак. Вытягивая шею и опуская подбородок, пристально смотрим вперед в одну точку.

Упражнение 4 — сочетание образного представления с движением. Сидя на краю стула со скрещенными ногами с опорой на пальцы, непринужденно выпрямить позвоночник, немного втянуть подбородок, руки положить на бедра ладонями вверх.

1. Два раза подышать гармонично полным типом дыхания.

2. Четыре раза подышать следующим образом: во время гармонично полного вдоха произносить мысленно «а- о-ум» (делать вдох как бы в три приема), во время удлиненного выдоха (с закрытыми глазами) почувствовать расслабление мышц тела (опускается грудь, голова, расслабляются мышцы лица, ног).

3. Пройтись по комнате на 3 — 4 дыхательных цикла (один цикл — вдох и выдох), сохраняя хорошую осанку.

4. Сесть в той же позе. Вдохнуть, мысленно произнося «а-о-ум». Задержать дыхание на 1 — 2 с и в это время образно представить себя бодрым и здоровым, а на удлиненном выдохе почувствовать расслабление мышц и после выдоха мысленно произнести: «Я бодр, творчески настроен, активен». Задание повторить 6 — 8 раз. Затем энергично встать.

Упражнение 5 . «Волшебные свойства улыбки». каждый день утром перед зеркалом нужно вспомнить что-либо приятное, что поможет придать лицу приветливое выражение.

Упражнение 6. Можно воздействовать на поток мыслей и эмоций, видоизменяя напряжение мышц всего тела с помощью ритмических движений под хорошую эстрадную музыку.

Упражнения на расслабление помогают нам отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям.

Приложение 1 к индивидуальной оздоровительной программе

Перечень элементов оздоровительных технологий, которые выполняются ежедневно в индивидуальной оздоровительной системе.

  1. Следить за правильным дыханием.
  2. Обеспечить сон с доступом свежего воздуха.
  3. Оптимально организовывать двигательную активность.
  4. При необходимости делать самомассаж определенных частей тела для снятия усталости.
  5. Проводить релаксацию, аутогенная тренировка для снятия усталости.
  6. Правильно подбирать продукты питания.
  7. Употреблять преимущественно растительную пищу.
  8. Употребление соли, сахара свести к минимуму.
  9. Пить чистую воду.
  10. Закалять организм.
  11. Выполнять упражнения для коррекции зрения.
  12. Соблюдать режим учебы, труда и отдыха.
  13. Бороться с вредными привычками.
  14. Не употреблять наркотиков, алкоголя, табака.
  15. Гуманно относиться к окружающим.
  16. Поддерживать хороший микроклимат в семье.
  17. Соблюдать речевого этикета.
  18. Постоянно поддерживать хорошее настрой.
  19. Не допускать конфликтных ситуаций.
  20. Вести дневник здоровья, —
  21. Осознанно относиться к жизни, воспринимать его как высший дар природы. —
  22. Формировать индивидуальный здоровый образ жизни. —
  23. Готовиться к избранию своей будущей профессии с учетом состояния здоровья.

Приложение 2 к индивидуальной оздоровительной программе

Классический йоговский комплекс «Поклонись солнцу»

(Комплекс состоит из последовательного выполнения цикла из 12 упражнений)

Когда вы встали с постели, а это, надеюсь, произойдет рано, еще до восхода солнца, как полагается Homo sapiens, у вас останется время на небольшую суставную гимнастику. Она может быть самой различной: или упрощенной донельзя, или усложненной в зависимости от достатка времени. [Далее Г. Шаталова для примера приводит одно из упражнений для тазовой области — «позу собаки», фото 5, и его модификации.]

Если человек более подготовлен и располагает лишней минутой времени, то неплохо сделать следующий классический комплекс упражнений, который называется «поклонись солнцу»:

1) Фото 1. Выпрямиться в устойчивой стойке, выдохнуть, сложить ладони рук в положение молящегося.

2) Фото 2. Вдохнуть, заводя руки за голову и подавая бедра вперед для равновесия тела.

3) Фото 3. Выдохнуть, опустить руки вниз и положить ладони на пол по обе стороны ступней. Если вы не в состоянии коснуться земли ладонями, удостоверьтесь, что они выровнены со ступнями, а не находятся перед ними. Свободно свесьте голову.

4) Фото 4. Зафиксировав кисти рук и правую ногу, выдохнуть, отводя левую ногу назад и касаясь земли коленом. Смотреть вперед.

5) Без фото. Задержав дыхание, отвести правую ногу назад, выпрямив тело в струнку. смотреть в перед. [т.е. известное положение лежа в упор — верхняя фаза при отжимании от пола. В других руководствах на этом этапе делается «поза собаки» фото 5.]

6) Фото 6. Выдыхая, согнуть локти, повернуть большие пальцы ног, положить на землю лоб, грудь и колени. Поднять зад вверх, расслабив спину. [Иногда это положение называют «поза восьми точек» опоры или «кошка подлезающая под планку», которое затем плавно переходит в этап № 7 в «позу змеи».]

7) Фото 7. Вытянуть пальцы ног вдоль земли, выпрямить руки, максимально возможно прижимать бедра к земле и прогибаться в спине. Глова отведена назад, растягивая шею. В процессе выполнения упражнения осуществляется вдох.

8) Фото 5. Подвернуть вперед пальцы ног и, выдыхая, выпрямить ноги, чтобы спина оказалась максимально высоко поднятой вверх, а вы при этом опирались бы на ступни и ладони. Голова свободно свисает, пятки прижаты к полу.

9) Фото 4. Выполнить упражнение, выпрямив тело и поставив правую ногу между кистями рук. Смотреть вперед.

10) Фото 3. Выдыхая, подтянуть левую ногу и выпрямить обе ноги, не отрывая ладони от земли.

11) Фото 2. Выпрямиться, вдохнуть и завести выпрямленные руки за голову, сгибая назад.

12) Фото 1. Сложить руки на груди в позе молящегося.выпрямляться и совершать вдох.

При выполнении соответствующих упражнений кисти рук не должны отрываться от земли в процессе выполнения всей последовательности движений. Если вы не в состоянии прижимать ладони к земле, не сгибая ног, то обеспечьте полный контакт между полом и кончиками пальцев.

Комплекс упражнений «Поклонись солнцу» целесообразно повторить 3-4 раза подряд.

Источник

Читайте также:  Польза семян горчицы для здоровья
Adblock
detector