«Активный отдых — залог крепкого здоровья и хорошей успеваемости»
план-конспект занятия на тему
Занятие с детьми детского дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnyy_otdykh.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Активный отдых – залог крепкого здоровья и хорошей успеваемости
Цель: Дать детям представление об активном отдыхе, как о необходимом условии жизни, обеспечивающем укрепление и сохранение здоровья.
знания о том, чем полезен активный образ жизни и вреден пассивный. Повторить правила поведения на реке и во время похода, закрепить знания о съедобных грибах, вспомнить зимние развлечения детей. Обогащать словарный запас.
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Развивать внимание, логическое мышление, уверенность в себе, познавательную активность и умение теоретические знания применять на практике.
Материал: плакат «ЗОЖ», диаграмма «Сутки», плакат «Отдых», картина с изображением летнего отдыха детей, карточки (пляжный зонтик, панама, покрывало, купальник, полотенце, мяч, спасательный круг. валенки, чайник, отвертка), шифрограммы, кроссворд «Грибы», плакат «Рюкзак», карточки (котелок, продукты, топор, спички, компас, теплая одежда, палатка, посуда, мячик, вода, телевизор, кресло), вырезные куклы с набором одежды, картина «Зимние забавы детей», здоровьемеры.
Предшествующая работа: Поход на реку Троца, сбор грибов и ягод, экскурсия на водоемы и в лес, поездка на каток в город Чкаловск, рассматривание картины «Зимние забавы детей», беседа о «ЗОЖ».
П.- Наша беседа сегодня пойдет об активном отдыхе, но что это такое вы узнаете чуть-чуть попозже. А, сейчас ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Почему здоровому человеку лучше живется, чем больному?
Д.- Ничего не болит, не надо лечиться, его ничего не беспокоит, он хорошо себя чувствует…
П.- Правильно, Здоровье человека бесценный дар природы. Разрушить здоровье легко, а купить невозможно. Здоровье-это важно. Больных людей жаль. Ведь если человек часто болеет, то он не может хорошо учиться. А учеба- это первая обязанность каждого школьника. Но если ребенок плохо себя чувствует, то он нервничает, не может ничего запомнить, появляется рассеянность и раздражительность. Взрослые сердятся на такого ученика, который не выполняет домашние задания, плохо считает, не может выучить стихотворение. Отсюда появляются проблемы в школе и дома.
И вот сегодня я могу научить вас, тому, что же нужно делать, чтобы хорошо себя чувствовать, отлично учиться и не расстраивать взрослых. Хотите?
П.- Тогда посмотрите на доску.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ состоит из:
1 Правильного питания
2 Здорового сна
3 Режима учебы и отдыха.
Сегодня мы с вами поговорим о третьей составляющей. Скажите мне, пожалуйста. Сколько часов в сутках?
П.- Правильно, Из них, чтобы быть здоровым, необходимо
9-10 ч. Для ночного сна
5-6 ч. Уроки в школе
2 ч. Приготовление домашнего задания
2 ч. Кружки и секции
2 ч. Домашние дела
2-4ч. Личное время
Как вы считаете, это много или мало?
П.- И поэтому я призываю вас проводить это драгоценное время с пользой для своего организма. Различают 2 вида отдыха:
Пассивный отдых – это отдых без движения.
Активный отдых – это отдых + движение в удовольствие.
Активный отдых намного полезней для людей, которые много занимаются умственной деятельностью, чем пассивный.
А вы себя можете отнести к таким людям? А почему?
Д.- Занимаемся в школе, учим уроки, готовимся к различным мероприятиям.
П. – Правильно. Поэтому нужно отдыхать активно, чтобы восстановить свой организм. Ведь движение- это жизнь. В легкие поступает больше кислорода, отдыхает нервная система, человек становится бодрым и жизнерадостным.
А теперь обратите внимание на доску. Я начала составлять схему про активный и пассивный отдых, помогите мне ее закончить, пожалуйста. Вот тут лежат карточки, на которых изображены любимые занятия детей вашего возраста. Я попрошу их распределить по видам отдыха.( Дети распределяют).
Ну, давайте посмотрим, что же у нас получилось. Оказывается, что игра на компьютере, разговоры по телефону, лежание на диване, просмотр телевизора, хоть и приятный, но менее полезный отдых, для нашего организма , чем поход, прогулка в лес за грибами, купание на реке, участие в подвижных играх катание на коньках и лыжах.
Но, чтобы не навредить своему здоровью во время такого отдыха нужно знать и соблюдать определенные правила.
Недавно было жаркое лето. Можно бегать на речку, дышать там свежим воздухом, загорать и купаться. Но что же нужно взять с собой на пляж, чтобы укрепить здоровье, а не навредить себе?
Д.И. « Что нужно на пляже?».
(На доске картина с изображением берега реки и детей. Воспитанникам предлагаются карточки с изображением предметов: пляжный зонтик, крем, вода, панама, покрывало, купальник, трусы, полотенце, спасательный круг, мячик, валенки, чайник, отвертка, чтобы выбрать и прикрепить на картину те предметы, которые нужны на реке.)
Молодцы. Но посмотрите, все ли ребята правильно ведут себя на реке?
Д. – Нет. Нельзя далеко заплывать, нырять в незнакомом месте, долго лежать на солнце …
П. – Правильно. А еще я знаю самое любимое занятие ребят всех времен – это подвижные игры. Давайте вспомним самые известные, в которые мы играли летом.
Д.И. « Расшифруй игру».
( детям раздаются шифровки и ключи к ним, работа в парах).
П.- Молодцы. А чтобы не навредить себе и другим, какие правила нужно соблюдать во время подвижных игр?
Д. – не толкаться, …
П. – Чтобы немножко размяться давайте и сыграем в одну из этих игр. А чтобы было никому не обидно игру выберем считалочкой.
П.И. « Арам шим – шим».
П.- А, когда накупаешься и наиграешься самое время прогуляться за грибами. Вы любите собирать грибы?
П. – А правила поведения в лесу вы знаете?
Д. – нельзя разжигать костры, обижать птиц и зверей, уходить далеко от взрослых……
П.- Молодцы, правила вы знаете, а вот хорошие ли вы грибники мы узнаем, если сможем разгадать кроссворд. Ведь в нем зашифрован гриб, который есть нельзя.
Кроссворд « Съедобные грибы».
( детям предлагается кроссворд в форме гриба)
- В лесу под березкой крошка, 4. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
5. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту, зовусь я .
6. И под старою сосною
Только шляпка, да ножка. Где склонился пень – старик,
Окружен своей семьею,
Много белых ножек.
Собирай, не мешкай, 7. Растут в лесу сестрички, рыжие…..
Сквозь землю прошел –
Красну шапочку нашел.
П. – Молодцы! Грибники вы хорошие, а вот какие походники? Поход – это и удовольствие, и оздоровление организма. Но чтобы пойти в поход нужно сначала собрать рюкзак.
Д.И. « Собери рюкзак»
( на доске рюкзак, дети выбирают нужные вещи и прикрепляют к нему)
П. – Раз рюкзак у нас готов, надеваем его на спину и
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Тишина стоит вокруг;
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгай с пятки на носок.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы в походе побывали,
Вы, случайно, не устали?
П. – Ну, тогда давайте продолжим наш разговор. Но ведь не всегда у нас тепло. Бывает и зима. Когда лежит снег. Давайте посмотрим на картину (доска) и догадаемся, кто же из ребят, чем занят.
Д.И. « Отгадай занятие».
П. – Посмотрите какие все дети румяные и довольные. Но чтобы не заболеть зимой, нужно правильно одеваться на прогулку. И я предлагаю девочкам одеть Машеньку на каток, а мальчикам Сашеньку — на лыжную прогулку.
Д.И. « Одень куклу»
( дети одевают кукол)
П.- Вот мы с вами и вспомнили наиболее известные разновидности активного отдыха. Если вы в свободное время будете больше бывать на свежем воздухе и соблюдать правила поведения, то температура вашего тела не поднимется выше 36 и 6 градусов С. И мне хочется подарить вам вот такой уникальный прибор « ЗДОРОВЬЕМЕР». При помощи его мы сможем получить сведения о своем самочувствии. Хотите попробовать?
П.- Тогда поставьте черточку напротив цифры 36. Я буду задавать вопросы, а вы если согласны с тем, что я говорю, то поднимайте резиночку на одно деление вверх, и говорите вот такие слова « Это я, Это я, это все мои друзья», а если нет, то опускайте вниз.
Кто в хорошую погоду
Побежит купаться в воду?
Будет плавать. загорать,
Свежим воздухом дышать?
Кто зимой на лыжах мчится
И мороза нет боится ?
Кто не будет битый час, на диване увалясь,
Телевизор свой смотреть, без движенья. как медведь.
Кто готов бежать во двор,
Чтоб играть в хоккей, футбол ?
Кто с компьютером друзья,
Но знает, что долго за ним сидеть нельзя?
Кто активно отдыхает
И пятерки получает?
П.- Ну, какая у вас температура? ( дети называют) Вот видите, вы все себя чувствуете на 36 и 6 и готовы выполнять домашнее задание. Наш разговор подошел к концу. Скажите, пожалуйста, что вы сегодня узнали для себя нового и какие сделали выводы?
П.- сегодня я вами очень довольна. Хочется особенно похвалить…….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рассказывает об огромной пользе прыжков на батуте.
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
Классный час на тему: «Семья».
МОУ Новопокровская школаВетлужского района Нижегородской области.
Доклад на районном МО замов по ВР «Активный отдых и самостоятельная деятельность посредствоим игры, направленная на сохранение здоровья ребенка».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остается актуальной и требует новых подходов к решению.
Источник
Активный отдых в укреплении здоровья
Сущность активного отдыха. Его преимущества по сравнению с пассивным времяпрепровождением. Причины популяризации здорового образа жизни. Туристические путешествия как вид полноценного восстановления сил и работоспособности. Рекреационный туризм.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.11.2013 |
Размер файла | 23,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский государственный индустриальный университет
на тему: «Активный отдых в укреплении здоровья»
Студент: Жулихин И.М.
Преподаватель: Метелев В.Г.
1. Активный отдых его сущность и преимущества
2. Почему в настоящее время люди выбирают активный отдых
3. Польза от активного отдыха
4. Туризм как вид активного отдыха
1. Активный отдых его сущность и преимущества
Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, плавание или просто бег трусцой в ближайшем парке или сквере. Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Преимуществами активного отдыха по сравнению с пассивным времяпрепровождением являются возможность побывать на свежем воздухе во время загородных прогулок или путешествий, провести тренировку в спортивном зале или фитнес-клубе, выполнить оздоровительные процедуры в специализированных салонах и домах отдыха. Все перечисленные варианты реализации активного отдыха отражают сущность ведения здорового образа жизни.
Сущность преимуществ пребывания на открытом пространстве во время проведения активного отдыха является возможность находиться на свежем воздухе. Во время прогулок или пробежек на природе наш организм насыщает свои клетки кислородом, которого иногда недостаточно содержится в загрязнённой атмосфере улиц больших городов или в душных кабинетах городских офисов. Кислород участвует в окислительных процессах в нашем организме, при которых осуществляется распад питательных веществ до конечных продуктов — воды и углекислого газа, при этом высвобождается необходимое количество энергии. Преимуществом активного отдыха является также то, что в ходе усиленных окислительных процессов при двигательной активности происходит расщепление жировой ткани, которая зачастую откладывается в так называемых «проблемных» зонах — ягодицах, бёдрах, животе. Избыточная масса тела сильно ухудшает фигуру, поэтому возможность избавиться от «лишних» килограммов при ведении активного отдыха может значительно улучшить внешние данные.
Сущность посещения тренировок в спортивных клубах или фитнес-центрах заключается в усиленном расходовании энергии нашим организмом. Для получения этой энергии за счёт окислительных процессов расщепляются молекулы жира, и за счёт этого исчезает избыточная масса тела, обусловленная наличием жировых отложений. Преимуществами избавления от «лишних» килограммов за счёт ведения активного отдыха по сравнению с различными новомодными диетами является физиологически обоснованное уменьшение количества жировых отложений. При посещении тренировок и осуществлении принципов активного отдыха нет необходимости изнурять организм голоданием или использовать сильнодействующие препараты, которые зачастую обладают многочисленными побочными эффектами. К тому же при постоянном ведении активного отдыха сброшенные килограммы уже вряд ли вернутся к вам в отличие от того случая, когда заканчивается соблюдение какой-либо диеты. Таким образом, сущность активного отдыха заключается в реализации научно обоснованных принципов ведения здорового образа жизни. Преимуществами такого времяпрепровождения являются возможность устранения недостатков вашей фигуры, обусловленных избыточным весом, а также непременное улучшение психологического настроя.
2. Почему в настоящее время люди выбирают активный отдых
Всё больше людей отдают предпочтение отдыху активному, к коим причисляют лыжные, велосипедные прогулки, альпинизм, катание на роликах, бег трусцой, пеший, водный туризм и многие другие виды спортивного отдыха. Оно и понятно, почему так происходит. Люди стараются разукрасить серый быт яркими эмоциями, хотят «долгоиграющих» впечатлений. Само предвкушение от предстоящего, например, горного похода, является катализатором хорошего настроения. Как правило, и одежда для активного отдыха подбирается ярких цветов, что также положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека.
Медики утверждают, что наиболее полезен активный отдых для кабинетных работников, организм которых в течение рабочей недели адаптируется к невысоким физическим нагрузкам, что приводит со временем к ослаблению сердечной деятельности, ряду дисфункций в печени, почках, кишечнике. Психологи также ратуют за активный отдых. Они видят в нём панацею от стрессов. Человек, сгибаемый под грузом проблем, в один прекрасный момент перестаёт адекватно реагировать на происходящее, что может привести к нервному срыву. Чтобы такого не произошло, следует сбрасывать накопившуюся отрицательную энергию, например, прогулкой по лесу верхом на лошади.
3. Польза от активного отдыха
Полноценное восстановление сил и работоспособности возможно только при обеспечении активного отдыха. Как же правильно организовать своё свободное время для снятия утомления после рабочего дня? Какова польза от активного отдыха в сравнении с пассивным времяпрепровождением?
Ещё в 19 веке русский учёный-физиолог Иван Михайлович Сеченов доказал, что усталость намного быстрее снимается не при абсолютном покое организма (что является пассивным отдыхом), а в результате смены рода деятельности. В трудах великого учёного доказано, что если в процессе работы происходит активное переключение деятельности с одних мышечных групп и контролирующих их нервных центров на другие, то утомлённые мышечные волокна гораздо быстрее восстанавливают свою работоспособность. Данные физиологические процессы и обуславливают пользу для нашего организма при активном отдыхе. Приходя домой после работы, в качестве отдыха лучше всего сменить вид деятельности.
Например, если в рабочие часы вы преимущественно заняты физическим трудом, то дома лучше взяться за выполнение дел, требующих хотя бы минимального умственного напряжения. Но это вовсе не значит, что следует ограничивать подвижность и забыть об активном отдыхе. Конечно же, если вы заняты на работе тяжёлым физическим трудом, то, придя домой, вы вполне можете себе позволить некоторое время побыть в полном покое, посидеть в мягком кресле или даже прилечь на диване. Однако весь вечер в этом неподвижном положении проводить точно не стоит — пользы от такого отдыха вы не дождётесь. Займитесь выполнением любой домашней работы или даже посетите занятие какой-либо спортивной секции — главное, чтобы при выполнении физических нагрузок работали преимущественно те мышцы, которые в течение всего дня не особо утомлялись. И наоборот, уставшие от выполнения однообразной работы группы мышечных волокон при активном отдыхе не должны получать больших нагрузок. Если же вы чувствуете, что ваш организм устал настолько, что не сможет перенести никакой тренировки, то хотя бы просто сходите на прогулку в ближайший сквер или парк. Такой вид деятельности тоже является вариантом активного отдыха и будет способствовать снятию усталости. К тому же пребывание на свежем воздухе принесёт большую пользу вашей нервной системе, обогатит гемоглобин крови кислородом и обеспечит полноценное восстановление сил во время сна.
Если же вы работаете в офисе и весь день проводите перед монитором компьютера, то в таком случае большую пользу для организма принесёт именно активная физическая деятельность. Если вы не планируете покидать стены вашей квартиры, то займитесь уборкой помещений — подобный вид работы обеспечит вполне приличную физическую нагрузку. В том случае, если все домашние дела у вас уже выполнены и остаётся куча свободного времени — не ленитесь записаться в спортивную секцию или фитнес-клуб. Единственное, что следует учитывать — это время проведения тренировок. Желательно завершать занятия не позднее восьми часов вечера, т.е. за два-три часа до сна, чтобы активный отдых не привёл к перевозбуждению вашего организма в позднее вечернее время и не стал причиной бессонницы. Польза от посещения хотя бы пару раз в неделю тренировок, на которых вы сможете выполнять физические упражнения, будет просто неоценима для вашего здоровья. Такой активный отдых обеспечит вам бодрость, хорошее настроение, отличное самочувствие и быстрое восстановление сил.
4. Туризм как вид активного отдыха
Путешествовать можно по-разному. Существуют туристские поездки в зарубежные страны — загрантуризм. Есть нечто похожее и внутри страны: теплоходом от Перми до Астрахани или теплоходом от Красноярска до Диксона, или поездом по городам, или самолетом на выходные дни из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и т.п. Это не активные путешествия — они совершаются без затраты физических сил и интеллектуальных способностей.
Возможности организации туристских путешествий по нашей стране практически не ограничены.
Россия имеет огромную территорию, простирающуюся по двум континентам (Европа и Азия). На этих необъятных пространствах встречаются почти все природно-климатические зоны от ледяных арктических пустынь до субтропиков Западного Кавказа. Разнообразны, контрастны формы рельефа страны: низменности, возвышенности, плоскогорья, горы самых разных высот.
Ее берега омывают 12 морей трех океанов. Количество наших ручьев, речек, рек, озер исчисляется миллионами. Так что экзотики хватит на всех. Десятки лет десятки тысяч туристов ходят в походы, но и сейчас, и в будущем любой желающий найдет себе маршрут, который до него не проходил никто.
Известны серьезные туристские путешествия и по тундре, и по пустыне, и по другим достаточно однообразным ландшафтам. Но те путешествия привлекали взрослых квалифицированных туристов своей спортивностью — трудностью преодоления сложной для прохождения местности, которая тянется бесконечно. Более привлекательны для путешественников горные местности. В них сосредоточены разные природные объекты: вершины, перевалы, гребни, кары, ледники, снежники, озера, реки.
У каждого есть свое представление о том, что такое «большая река», «высокая гора», «дремучий лес», «бескрайняя степь». Чем больше видел рек, гор, лесов и степей, тем точнее эти представления. Не каждый правильно представляет, что такое ледник, кар, пещера. Объяснения тут мало помогают. Надо хоть раз увидеть эти объекты самому, желательно в детстве.
Исходя из всего вышесказанного, суть активного туристского путешествия состоит в том, что путешественники сами выбирают цели — объекты природы, которые они хотели бы посетить (посмотреть); сами прокладывают маршрут, обеспечивающий рациональное преодоление препятствий, достижение выбранных целей.
Современные активные путешествия — модель тех исследовательских экспедиций, которые открывали и изучали Землю. Туристы (особенно дети) тоже открывают и изучают новые территории. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Человек своими глазами может посмотреть тайгу и степь, пустыню и тундру. Только те, кто много путешествовал по разным краям, имеют правильное представление о размерах своей страны, Земли в целом. Для домоседов самолеты и телевидение, почта и телеграф сжали Землю до размеров небольшого шарика, на котором стоит их дом. Все остальное находится где-то далеко, но в пределах одного дня пути.
Активные маршруты, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.
Активное путешествие подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья и кусты дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным — в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у людей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.
Активность путешествия состоит в том, что цель и пути к ней определены и объявлены заранее («заявлен» маршрут). Непрохождение маршрута, его изменение означает неуспех, провал путешествия, поражение команды (туристской группы). Конечно, все тут достаточно условно, но подобные условности присущи спорту вообще.
Есть активного туризма и специфическая особенность. Упорное стремление к условной цели в походе требует осторожности. Иначе может возникнуть другая, уже не условная, задача — как вернуться живым. Поражение здесь может означать не условный проигрыш, а жесткий, безусловный вопрос: «Как выбраться, выжить?».
Активное путешествие — длительное (дни, недели) — комплексное мероприятие. Оно требует большой затраты физических (сила, выносливость, технические приемы) и интеллектуальных (тактические задачи, технические приемы) усилий. Нельзя все предусмотреть заранее. На маршруте нас ждут приключения. Надо суметь в конкретной реальной обстановке осуществить то, что было спланировано. Разумеется, сделать это можно будет, если удалось более или менее точно угадать (предвидеть!), что ждет на маршруте, и, если запас возможностей по преодолению неожиданностей у путешественников имеется.
К активному туризму примыкает так называемый «дикий» туризм. «Дикие» туристы имеют более или менее выраженное — намерение посетить район, посмотреть те или иные объекты.
Но конкретного маршрута, который они обязаны пройти, у них нет. Формально это выражается в том, что они не «заявляли» путешествие. В зависимости от обстановки во время путешествия «дикие» туристы корректируют свои намерения, меняют маршрут. Ясно, что четкой грани между активным и «диким» туризмом нет.
Туризм способен решать оздоровительные задачи при неукоснительном соблюдении правильного режима передвижения по местности, при выполнении подготовительных закаливающих мероприятий и при владении некоторыми знаниями по предупреждению заболеваний. Туризм как вид активного отдыха предполагает осуществление какого-либо путешествия. Это может быть как поездка на различных видах транспорта, так и пеший поход (а часто и то и другое одновременно). При занятии туризмом можно хорошо отдохнуть, сменив при этом обстановку и характер деятельности, полюбоваться в пути красивыми природными ландшафтами, познакомиться с различными культурно-историческими достопримечательностями различных регионов, пообщаться с другими участниками путешествия и людьми, проживающими в посещённых населённых пунктах. При осуществлении такого активного отдыха важно знать особенности дозирования физической нагрузки, учитывать требования к организации питания и уметь правильно подбирать удобную для путешествий одежду. активный отдых рекреационный туризм
При занятиях туризмом адаптация к нагрузкам происходит намного легче, чем при занятиях спортом. Походный режим как нельзя лучше способствует быстрому приспособлению к новым условиям. Во время передвижения по местности пешком, да ещё с дополнительной нагрузкой в виде рюкзака за плечами, практически все мышцы организма человека получают довольно приличную физическую нагрузку. Поэтому при активном движении в туристическом походе необходимо периодически останавливаться для отдыха и восстановления сил.
Несмотря на неизбежные длительные физические нагрузки во время пеших путешествий, правильно организованный туристический поход способствует формированию бодрого настроения и оказывает выраженный оздоровительный эффект на состояние здоровья человека.
Однако при некоторых упущениях во время занятий туризмом возможны и не совсем желательные воздействия на организм. Например, в случае недостаточной физической подготовки туристов возможно развитие переутомления и истощения сил. К таким последствиям может привести также наличие каких-либо хронических заболеваний, которые не проявляются при отсутствии физических нагрузок в повседневной жизни, но сразу дают о себе знать в походных условиях. Подобные факторы тем не менее не являются абсолютным противопоказанием к осуществлению такого активного вида отдыха как туризм, однако при наличии отклонений в состоянии здоровья следует заранее тщательно учитывать возможные нагрузки на участников похода. Например, при активном движении по пересечённой местности нужно рассчитывать нагрузку на каждого участника таким образом, чтобы предупредить развитие переутомления и не допустить снижение концентрации внимания. Длительное отсутствие остановок для отдыха в походе чревато развитием состояния утомления у человека, при этом турист становится больше подвержен травмам и намного хуже способен адекватно действовать в возможных экстренных ситуациях.
Таким образом, туризм является общедоступным активным видом отдыха, но при этом требует как физической, так и психологической готовности человека к перенесению физических нагрузок во время путешествий.
Обычно туризм подразделяют на два вида:
— рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя «оздоровительный» («пляжный», «отпускной») и познавательный (экскурсионный);
— спортивный туризм, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов, хотя многие туристы занимаются им самостоятельно. Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды.
Активный (или эффективный) отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собой в любой деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Важное условие эффективного отдыха — регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.
Пассивный отдых (состояние полного покоя и щадящий отдых) целесообразно чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительного физического или умственного труда.
Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в частности условиями труда, возрастом и т.д.
1. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 2008 г.
2. Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим. М.: БЕК, 2001.
3. «Медицинская энциклопедия», Б.В. Петровский. Москва. 2003.
4. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учеб. пособ. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные теоретические и практические характеристики значения отдыха, интервалов и видов отдыха в физической культуре. Преимущества активного отдыха по сравнению с пассивным времяпрепровождением. Необходимость применения отдыха в спортивной практике.
курсовая работа [67,0 K], добавлен 19.05.2014
Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.
дипломная работа [68,0 K], добавлен 22.10.2007
Характеристика летних и зимних видов активного отдыха. Особенности организации, подготовки и проведения активного отдыха для разных слоев населения на современном курорте. Наиболее популярные виды активного отдыха: дайвинг, рафтинг, треккинг, велотуризм.
курсовая работа [662,7 K], добавлен 20.02.2012
Туризм как самый массовый феномен XX столетия, важнейший фактор экономики. Сущность и классификация маршрутов, используемых для активного туризма, выделение определенных форм отдыха. Развитие активного туризма на современном этапе: проблемы, перспективы.
курсовая работа [33,2 K], добавлен 07.07.2009
Содержательные характеристики здорового образа жизни, их значение в укреплении здоровья человека. Формы двигательной активности школьников в общеобразовательной школе. Влияние физкультминуток, гимнастики до занятий на укрепление здоровья детей.
дипломная работа [79,1 K], добавлен 20.02.2011
Источник