Формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни.
статья по физкультуре на тему
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_shkolnikov.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у школьников
мотивации к здоровому образу жизни
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает наиболее значимый характер. Здоровье ребёнка, определяется влиянием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям с другой стороны.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Здоровье детей – многофакторная проблема. Оно определяется наследственностью и образом жизни ребёнка. Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% — от экологии, 10% — от деятельности здравоохранения, а остальные 50% — от образа жизни человека. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтеллектуальную и трудовую деятельность; двигательную активность; общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, особенности работы.
Так как большую часть времени ребёнок проводит в школе, его здоровье зависит от условий пребывания в ней. Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 9-11 лет. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.
Развитие современного образовательного учреждения идёт по пути интенсификации физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии, лишь 14% современных детей практически здоровы. Соответственно 86% приходится на тех, у кого наблюдаются нарушения здоровья. Из них 50% имеют отклонения в развитии ОДС, 35-40% страдают хроническими заболеваниями, 80% детей поступают в 1 класс, имея различные отклонения в состоянии здоровья (от функциональных расстройств до хронических заболеваний). Причина – гиподинамия. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей.
Результатом обучения в школе сегодня являются не только сумма знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций, в число которых входит учебная самостоятельность. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Наша роль педагогов состоит в формировании мотивации здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Настоящую заинтересованность в здоровье, в активной жизненной позиции своих учащихся способен передать только по-настоящему заинтересованный в укреплении здоровья школьников педагог, воспитанный на основах гражданственности и социальной ответственности, активный сторонник здорового образа жизни.
Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.
Данный инновационный опыт предполагает определить средства, обеспечивающие реализацию поставленной цели посредством ф ормирования позитивных установок на добровольческую деятельность у учащихся, оказание позитивного влияния сотворчеством на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Только каждодневная кропотливая, систематическая работа может принести свои плоды.
В основу содержания проекта положен системно-деятельностный подход, который позволяет: согласовать цели, поставленные педагогом, с собственными целями обучающихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности обучающихся; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.
Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы школьников посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.
Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и общественного здоровья. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей и педагогов.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.
Источник
Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ
Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ
Обобщение опыта работы классного руководителя Говоровой Е.В. по теме «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью» представлено в документе zip.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы классного руководителя.
Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.
Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой – сохранение и укрепление здоровья школьников.
По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» — от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.
Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:
— формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.
- добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- развивать навыки управления своим здоровьем;
- формировать культуру питания;
- формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
- популяризация здорового стиля жизни;
- повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.
Степень новизны состоит :
- В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
- В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни
Краткое описание опыта :
Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)
Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». [1]
Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:
- Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
- Сохранение психического здоровья детей;
- Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
- Сохранение социального здоровья детей;
- Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения
Мероприятия по направлениям.
- Вовлечение учащихся в спортивные кружки, секции;
- Проведение физкультминуток на уроках, классных часах
- Организация учащихся класса на участие в соревнованиях;
- Сотрудничество со скаутской организацией «Родник»;
- Выпуск стенгазеты о спортивной жизни класса «Олимпийцы среди нас»;
- Ведение «Дневника здоровья класса» [2]
- Оформление «Уголка здоровья».( Материалы в нем постоянно обновляются. Например, во время эпидемии гриппа ребята читали памятку, составленную школьным фельдшером, как уберечься от этого коварного заболевания, а также составляли памятки сами; весной (2011г.) был помещен материал о здоровом питании, о том, как победить авитаминоз; осенью (2011г) – о режиме дня и закаливании.
Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей.
Подготовка команды для участия в туристических слетах
В Дневник здоровья класса входят разделы:
- Общая характеристика класса;
- Фамилии учащихся, работающих левой рукой, с дефектами речи, медлительных, чрезвычайно подвижных
- Фамилии детей, имеющих нарушения осанки, хронические заболевания, заболевания нервной системы, нарушения зрения;
- Развитие ребенка, где фиксируются рост, вес детей на начало и конец каждого уч. года;
- Распределение учащихся по группам здоровья;
- Уровень физической подготовленности класса;
- Результаты диагностики структуры взаимоотношений в коллективе.
ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ!
Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:
- Мониторинг уровня взаимоотношений учеников друг с другом;
- Игры на формирование бесконфликтного общения;
- Игры-конкурсы на преодоление внутренних комплексов детей.
В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя
Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:
- Организация школьников на участие в различных конкурсах, олимпиадах;
- Подготовка волонтерской группы учащихся «Мы выбираем жизнь» и выступление на классных часах в начальной школе;
- Проведение разнообразных форм занятий: игр, диспутов, путешествие в будущее и т.д.
Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.
Невозможно сохранить здоровым тело, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
- Организация встреч с медиками, представителями МВД
( в частности, со школьным инспектором )
- Сценки, инсценировки по теме «Профилактика вредных привычек»;
- Выставка рисунков по теме «Это не для меня!»;
- Работа учащихся над памяткой «Скажи НЕТ!»;
- Реализация превентивной программы «Полезные навыки»( по профилактике употребления ПАВ)
- Разработка памятки «Здоровым быть здорово!»
- Выступление агитбригады по пропаганде ЗОЖ на областном конкурсе в г.Великий Новгород
- Посещение Свято-Духова монастыря, поездка в Иверский монастырь;
- Активизация детей и их родителей на участие в ежегодном Рождественском марафоне
- Сотрудничество с краеведческим музеем
( посещение выставок, экспозиций)
Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки.
Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!
Практическая значимость . Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями
( информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей )
- информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год — 78,3%, 2010-2011- 80% , 2011-2012 — 94,1%;
- информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год — 84,5 %, 2010-2011 – 89% , 2011-2012- 97%
- участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год — 49%, 2010-2011 – 65%, 2011-2012 – 76% .
- занимаются утренней гимнастикой ( по информации от родителей) : 2009-2010 год — 16,7%, 2010-2011 – 23%, 2011-2012 -31%
- закаливаются: 2009-2010 год — 8,4%, 2010-2011 — 11%, 2011-2012- 15,0%.
- регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год — 60,1%, 2010-2011- 73%, 2011-2012 — 83,9%;
- исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы( по информации от родителей): 2009-2010 год — 1,2 %, 2010-2011 — 6,6%;
2011-2012- 12% учащихся класса
- Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
- Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
- Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями ( нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
1. Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.
Сейчас ребята учатся уже в 7 классе , и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.
Отрадно было читать сочинение ученика 7 класса Цицулина Валерия : «…Здоровье – сокровище, которое нельзя найти, но можно заработать, занимаясь спортом, кушая здоровую пищу, гуляя на свежем воздухе..»
2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни
3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой
- Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
- Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
- Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
- Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
- Классному руководителю. М., 1999.
- Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
- Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
- Педагогика здоровья. М., 1990.
- Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
- Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.
12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»
Источник
➤ Adblockdetector