Мотивация двигательной активности как условие формирования индивидуального физического здоровья личности.
методическая разработка по физкультуре на тему
Улучшение физической подготовленности общества, особенно детей, возможно только при условии, что физическая культура и спорт прочно войдут в повседневную жизнь всех слоёв населения. Одним из путей такого улучшения является формирование у занимающихся постоянного положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, насколько занимающиеся будут заинтересованы и удовлетворены этими занятиями. Поэтому изучение мотивации к занятиям физкультурой и спортом – это не только социальная и психологическая проблема, но и педагогическая, проблема теории и практики физического воспитания, имеющая прямое отношение к реализации в процессе обучения принципов сознательности и активности. Изучение закономерностей возникновения у занимающихся мотивации к занятиям физической культурой и спортом, знание факторов, способствующих повышению мотивации, не только помогает создать у занимающихся сознательное отношение к самим занятиям, но и увеличивает их активность во время занятий физическими упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_kak_uslovie_formirovaniya_individualnogo_fizicheskogo_zdorovya_lichnosti.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
М отивация двигательной активности как условие формирования индивидуального физического здоровья личности.
Улучшение физической подготовленности общества, особенно детей, возможно только при условии, что физическая культура и спорт прочно войдут в повседневную жизнь всех слоёв населения. Одним из путей такого улучшения является формирование у занимающихся постоянного положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, насколько занимающиеся будут заинтересованы и удовлетворены этими занятиями. Поэтому изучение мотивации к занятиям физкультурой и спортом – это не только социальная и психологическая проблема, но и педагогическая, проблема теории и практики физического воспитания, имеющая прямое отношение к реализации в процессе обучения принципов сознательности и активности. Изучение закономерностей возникновения у занимающихся мотивации к занятиям физической культурой и спортом, знание факторов, способствующих повышению мотивации, не только помогает создать у занимающихся сознательное отношение к самим занятиям, но и увеличивает их активность во время занятий физическими упражнениями.
Исследования в области физической культуры школьников показывают, что у подрастающего поколения настоящего времени значительно понижен двигательный режим. Это обусловлено: 1) создавшимися условиями жизни, характером самообслуживания и способом передвижения, 2) необходимостью усвоения большого объёма знаний, 3) увеличением времени на восприятие возросшего количества информации. В связи с этим задача привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом становится более актуальной. Решение этого вопроса возможно при условии изучения интереса школьников к урокам физической культуры.
Школьник не должен быть простым объектом, на который воздействует учитель. Он является личностью, имеющей свои взгляды, убеждения, интересы. Для того, чтобы установки воспитания совпадали с желаниями воспитуемого, необходимо знать его интересы. Желания и стремления, цели и идеалы, склонность к деятельности, волевые усилия, направленные на осуществление своих устремлений – всё это отдельные компоненты интереса.
Говоря об интересах, необходимо различать временные интересы и интересы, как черты направленности личности. Всякий действительный интерес содержит в себе: 1) знания, которыми человек обладает в интересующей его области, практическую деятельность в этой области, 3) эмоциональное удовлетворение. Таким образом, интерес – это активно положительное отношение личности к объекту.
Интерес зависит от степени его осознанности. Неясное, смутное побуждение к действию есть влечение.
Влечение имеет место тогда, когда потребность ещё мала и не находит отчётливого отражения в сознании.
Интерес к физической культуре школьников – сложное явление. В нём можно выделить структурные компоненты: привлекательные стороны физической культуры и спорта, личное, активное отношение, идеал спортсмена, любимый вид спорта, желание добиться победы, красота тела и др. Интерес к физической культуре может быть активным и пассивным. Активный интерес – это интерес к занятиям физическими упражнениями, гигиеническим и закаливающим процедурам, то есть к занятиям физической культурой.
Пассивный интерес – это интерес ко всем другим сторонам и элементам физической культуры, не связанный непосредственно с двигательной деятельностью школьников. Пассивный интерес может перерасти в активный, но может и остаться таковым в течение всей жизни человека. Физкультурное образование может помочь решить проблему интеграции пассивного и активного интереса.
Первые проявления интереса к физической культуре наблюдаются у учащихся в виде положительно эмоционально окрашенной ориентировочной деятельности, затем в виде активного отношения к урокам физической культуры. При наличии интереса к физической культуре учащихся на уроках наблюдается сосредоточенность, активность, самостоятельность. Выявление заинтересованности проявляется в мимике, улыбке, блеске в глазах, а затем и в действиях. Важным проявлением интереса к физической культуре является характер использования учащимися свободного времени ( занимаются в секции, спортшколе, клубе по месту жительства).
Известно, что интерес есть частное проявление мотива. Успех любой человеческой деятельности во многом зависит от желания, стремления, интереса и потребности в деятельности, т. е. от наличия положительных мотивов.
Важно не погасить в учащихся стремление к двигательной активности. Одним из приёмов повышения мотивации двигательной активности школьников является приём создания ситуации «неожиданной радости».
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности превзошли ожидания. Неожиданная радость – результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Речь идёт о ситуациях, когда учитель ведёт поступательно ученика вверх, поднимаясь по ступеням знаний, самоутверждения, обретения веры в себя и в окружающих.
- Шаг первый «Психологическая атака». Суть состоит в том , чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.
- Шаг второй «Эмоциональная блокировка». Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь школьнику переосмыслить свой неуспех, найти его причины именно в позиции: «неуспех – случаен, успех закономерен».
- Шаг третий «Выбор главного направления». Смысл педагогического действия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения, но и определить путь его нейтрализации.
- Шаг четвёртый «Выбор равных возможностей». Суть заключена в том, чтобы создать условия школьнику для выбора правильных действий.
- Шаг пятый «Неожиданное сравнение». Необходимо раскрыть учащегося, его запас знаний, позицию в классе, а так же успехи не только в обучении, но и в физической двигательной активности.
- Шаг шестой «Стабилизация». Важно, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся, заранее рассчитанную, подготовленную.
Ещё одним из приёмов создания ситуации успеха является приём «Даю шанс». Шанс – это, если следовать обычному пониманию, счастливый миг, удачное совпадение обстоятельств. Шанс с позиции педагогики – понятие множественное. Самая минимальная его величина – пара: учитель – ученик; учитель – группа; учитель – коллектив. Шанс ученика – это, практически всегда и шанс учителя, потому что в его реализации нужны усилия обеих сторон. Итак, педагогическими условиями создания ситуации успеха являются: укрепление уверенности учащихся в собственных силах; объективная, позитивная оценочная деятельность учителя; специальные приёмы создания ситуации успеха в процессе обучения.
Основные усилия учителей физической культуры направлены на решение задач уроков, но при этом без должного внимания остаётся реализация задач, связанных с формированием долговременного, устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни.
Когда школьник видит свой рост, имеет основания поверить в свои силы, пережить радость успеха, его интерес к занятиям заметно возрастает, и он охотно занимается физическими упражнениями дома, а при соответствующих условиях посещает секцию. Внеклассная работа идёт в тесном контакте с уроками, обеспечивая «живой интерес» учащихся к физической культуре и к своему физическому совершенствованию.
Важным условием воспитания интереса к физической культуре является разнообразие, постоянное изменение и совершенствование форм и методов работы с целью усиления творческой деятельности учащихся.
Известно, что школьники проявляют большую двигательную активность в играх. Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Всё это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Человеческий организм отражает состояние души, которая обитает в нём. В отличие от языка он не способен лгать. Приобретённое умение владеть собой или следить за выражением своего лица, благодаря чему можно скрыть, что творится в душе, можно проявлять лишь непродолжительное время, так как это требует невероятной концентрации сил, постоянно сохранять которую не под силу ни одному человеку.
Для того, чтобы быть сильным, чтобы сохранить своё здоровье, чувствовать себя свежим и бодрым, абсолютно необходимо быть физически активным, заниматься спортом. Спорт – это движение, которое делает дыхание глубже, укрепляет мышцы, увеличивает подвижность суставов, улучшает настроение, снимает такие отрицательные эмоции, как злоба и агрессивность. Кровь в результате двигательной активности насыщается в большей степени, чем обычно, кислородом, неся его во все органы и части тела. А это даёт ощущение радости бытия, гармонии и счастья.
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Воспитание здорового образа жизни
- Мотивация двигательной активности как одно из условий развития физического здоровья учащихся.
Мотивация двигательной активности как одно из условий развития физического здоровья учащихся.
Мотивация двигательной активности как одно из условий развития физического здоровья учащихся
Грасс Вера Михайловна,
учитель физической культуры
КГУ «ОСШ№24 г.Темиртау»
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы лучше
полезное для его здоровья, чем он сам.
В Послании Президента «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (Астана, 29 января 2010г.) говорится: «Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний социального и физического самочувствия казахстанцев».
Одним из основных факторов формирования здоровья является двигательная активность. Двигательная активность – это здоровье, опора, которая определяет будущее молодого человека, реализацию его жизненных планов и мировоззрения. В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение может заменить все лекарства мира.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся одна из задач образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, и т.д.).
Одним из направлений предмета «Физическая культура» является здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая образовательная технология делится на группы, применяемые в системе образования, которые используют разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. Медико-гигиенические технологии;
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии;
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Движение для ребенка — это естественное состояние, средство познания мира, физическое развитие. Школьная среда подавляет двигательную активность ребенка, такое положение является первоисточником телесных и физических заболеваний, а также причиной развития гиподинамии. Школа создает необходимые условия для физического развития растущего детского организма. Мы понимаем, что нельзя насильно заставить школьника заниматься какой-либо двигательной деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье, нужны определенные стимулы, мотивы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себе. Здоровое поколение – это потребность современного общества.
В данной работе рассматривается проблема: «Мотивация двигательной активности как одно из условий развития физического здоровья учащихся». Школа является наиболее ответственным периодом активизации познавательных интересов к физическому образованию и формированию ценностного отношения учащихся к культуре здоровья.
Целью исследований является активизация двигательного режима школьника, при помощи сочетания средств, методов (тестирование, анализ, наблюдение) и форм обучения, содействующих развитию индивидуальных способностей. Школьник должен посмотреть на себя со стороны, что он представляет собой сейчас, и каким хотел бы стать.
Задачи данной работы:
1. Повышение оздоровительного эффекта физической культуры в школе за счет формирования интереса учащихся к самостоятельным способам занятий физическими упражнениями.
2. Формирование и совершенствование знаний учащихся в области физической культуры и спорта, выработки сознательной потребности учащихся к здоровому образу жизни.
3. Совершенствование двигательных умений и навыков за счет использования средств и технологий обучения (нетрадиционные методы физических упражнений и формы их внедрения в структурные части уроков).
4. Формирование двигательного режима дня и составление методических материалов (комплексов упражнений, педагогических рекомендаций, тестов мониторинга).
5. Осуществление мониторинга учеников классов (состояние здоровья, уровень физической и двигательной подготовленности).
6. Воспитание физических качеств, обеспечивающих подготовку и приобщение учащихся к оздоровительно-массовым видам спортивных занятий.
Если, провести мониторинг тестов по уровню двигательной активности и ознакомить их с полученными результатами, то учащиеся с помощью учителя смогут выстроить индивидуальную программу для дальнейшего развития физического самосовершенствования. Помочь ребенку, преодолев страх, тревожность перед решением своих внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам может обеспечить себе успех.
Многоуровневая система диагностики физического здоровья создает условия для мотивации двигательной активности путем сравнения характеристики уровней и результатов собственного тестирования.
Установлено, что двигательная активность определяет развитие организма, как физическое, так и физиологическое. Благодаря мышечной деятельности осуществляется обеспечение органов и тканей кислородом и питательными веществами. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние на психику, развивает волевые качества необходимые для достижения жизненных целей. Диагностика проводится с использованием возрастных тестов для учащихся. Она позволяет определить физическое состояние мышечной системы (силовую, выносливость туловища, ног).
Методика тестирования (мышечная система):
1. подъем туловища (для мышц живота).
И.п.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях на 90°. Партнер держит ноги. Руки крест – накрест прижаты к груди. Руки не отрывать. Подъем туловища. Руки касаются бедер.
2. приседание на обеих ногах.
И.п.- ноги врозь, руки опущены. Приседания, руки вперед, пятки не отрывать от пола.
3. прыжки со скакалкой.
И.п.- скакалка в руках. Прыжки со скакалкой на обеих ногах.
Показатели тестов по специальным таблицам переводятся в очки, и в зависимости от набранного их количества каждому учащемуся устанавливается уровень (один из пяти) его физической подготовленности и физического здоровья. Уровень физической подготовленности и уровень здоровья оценивается по результатам все тестов, за каждый тест начисляется столько очков, сколько выполнено повторений упражнения. Общий уровень физической подготовленности составляется на основе суммирования набранных очков. Для каждого учащегося создается ситуация критической самооценки путем сравнения результатов тестирования с нормой (таблица №1).
Таблица 1 — Определения уровня физической подготовленности и физического здоровья учащихся.
Для учащихся 12 лет
Подъем туловища (для мышц живота)
за 30 сек., кол-во повторений
Приседание на обеих ногах за 30 сек., кол-во повторений
Прыжки со скакалкой за 30 сек., кол-во прыжков
Для учащихся 13 лет
Подъем туловища (для мышц живота)
за 30 сек., кол-во повторений
Приседание на обеих ногах за 30 сек., кол-во повторений
Прыжки со скакалкой за 30 сек., кол-во прыжков
Для учащихся 14 лет
Подъем туловища (для мышц живота)
за 60 сек., кол-во повторений
Приседание на обеих ногах за 60 сек., кол-во повторений
Прыжки со скакалкой за 60 сек., кол-во прыжков
Для учащихся 15 лет
Подъем туловища (для мышц живота)
за 60 сек., кол-во повторений
Приседание на обеих ногах за 60 сек., кол-во повторений
Прыжки со скакалкой за 60 сек., кол-во прыжков
Характеристика 5-и уровней физической подготовленности и здоровья:
1-ый – очень низкий, с резко сниженными возможностями мышц, не позволяет успешно адаптироваться к изменениям окружающей среды. Часто встречаются отклонения в физическом развитии, высокий риск заболеваний.
2-ой – низкий. Низкий уровень мышечной деятельности, низкая физическая работоспособность, недостаточная адаптация в условиях неблагоприятных факторов (например, длительное напряжение мышц при умственной работе). Встречаются отклонения в физическом развитии, риск заболеваний высок.
3-ий – средний. Уровень мышечной системы удовлетворительный. Физиологические показатели близки к норме, физическое развитие недостаточно. Риск в отклонениях здоровья и заболеваемости сохраняется.
4-ый – выше среднего, или хороший. Незначительное напряжение мышечной системы. Работоспособность, адаптация к неблагоприятным условиям на хорошем уровне. Отклонения в здоровье и заболеваемости незначительные.
5-ый – высокий, или оптимальный. Достаточность уровня мышечной системы. Организм работоспособный, адаптация достаточная. Отклонения в здоровье и заболеваемости малые.
Проблема, рассматриваемая в данной работе актуальна, так как возникновение гиподинамии у детей и низкий уровень физической подготовленности прогрессируют. И поэтому многие ученые исследуют данный процесс.
Педагог-психолог Т.А.Попова рассматривает эту проблему с такой точки зрения: «Двигательная активность у детей и подростков как важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой и повышение его устойчивости к вредным воздействиям».
Представление о двигательной активности определяется Кандидатом Педагогических Наук Н.А.Симон: «Мотивирование как одна из наиболее сложных структур личности, ее сущность и особенности. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры у детей. Отношение учащихся к урокам физкультуры и пути влияния на его формирования».
Благодаря опыту Кандидат Педагогических Наук А.А.Чуб рассмотрел вопрос: «Формирование ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях».
В методическом пособии «Как помочь детям стать здоровыми» автор Е.А.Бобенкова затрагивает тему мотивации двигательной активности у детей с ослабленным здоровьем.
В сложном комплексе факторов, влияющих на формирование здоровья школьников, одно из ведущих мест принадлежит движению. Современная медицина не знает другого средства, кроме физических упражнений, которое бы одновременно стимулировало рост и развитие детского организма, способствовало укреплению его здоровья, оказывало лечебное действие при заболеваниях.
Рассматривая движение как источник здоровья, следует помнить о том, что их оздоровительный эффект возможен только при соблюдении ряда условий. Движения должны быть разнообразными, а их количество соответствовать потребности организма и достигнутому уровню зрелости отдельных органов и систем.
Сумма движений, выполняемых ребенком в процессе своей жизнедеятельности, объединяется в понятие «двигательная активность».
Объектом моей исследовательской работы выступали учащиеся разного возраста (7; 9 класс) и разного уровня физической подготовленности, физического здоровья.
Методы исследования: тестирование, анализ, наблюдение.
Прочитав, предложенную учителем публикацию «Мотивация двигательной активности как условие формирование индивидуального физического здоровья», автором которой является В.И.Савченко, я заинтересовалась темой, затронутой в его работе. В основу своей исследовательской работы я выбрала три теста для определения уровня физической подготовленности и физического здоровья учащихся. Далее приводятся данные по результатам исследования.
Из общего количества учащихся в исследовании принимало из каждого класса по 18 человек. Из этого числа по одному ученику, по состоянию здоровья, отнесены к подготовительной группе. Из полученных результатов следует:
Из общего количества от среднего до высокого (3-5 уровни) в 7 классе – 38,9%, 9 класс – 44,4%, а уровень очень низкий и низкий составляет в 7 классе – 61,1%, в 9 классе – 55,6%.
Исходя из показателей, мы делаем следующий вывод: что уровень мотивации двигательной активности и физического состояния мышечной системы у учащихся 7-го класса ниже, чем у учащихся 9-го класса. Причины этих фактов следующие:
1. снижена работоспособность и есть риск в отклонении здоровья, потому что имеются возрастные, физиологические особенности развития организма подростков (снижены двигательные возможности физических качеств, как: сила, выносливость, гибкость, ловкость и т.д.);
2. стадия исследования пришлась на период после долгих летних каникул;
3. организм учеников 7-го класса более склонен к частым болезням, т.к. подвержен действию неблагоприятных внешних факторов;
4. нарушение рационального режима дня, т.к. учебный процесс приходится на вторую половину дня;
5. гиподинамия у детей, вызванная малоподвижным образом жизни (посещение спортивных секций – 7 человек из класса (38,9%).
1. обсудить итоги тестирования на классных часах, родительских собраниях;
2. предложить реализацию индивидуальных программ на основе рекомендаций учителя;
3. самостоятельные занятия в спортивных секциях;
4. соблюдение рационального режима дня согласно возрастным особенностям;
5. занятие физическими упражнениями (утренние зарядки, игры на свежем воздухе, семейные прогулки, походы);
6. самостоятельные занятия спортом при использовании нетрадиционных видов физических упражнений (йога, аэробика, акваэробика, посещения тренажерных залов, фитнес, дыхательная гимнастика и др.).
Моя исследовательская работа вызвана необходимостью получения информации о воздействии физических упражнений на здоровье учащихся 7 и 9 классов. Используя полученные результаты наглядно оценить школьниками свой уровень физического развития и индивидуальной двигательной активности. В работе проведены исследования, которые помогут использовать данный материал для объективного подхода к проблеме здоровья школьников и профилактики заболевания гиподинамией. Самостоятельные занятия позволят ученикам на базе полученных знаний и умений закрепить и повысить уровень своей физической подготовленности.
Учитывая интересы в развитии общества и развитии личности, данный проект регламентирует приобретение каждым учеником социально необходимого объема знаний, умений и навыков, получение полноценной подготовки по физической культуре, достаточных для повседневной жизни и продолжения образования.
1. «Физическая культура в школе» Ю.А.Янсон, Ростов-на-Дону 2004г.;
2. «Физическая культура в школе», Москва 2001г, научно-методический журнал;
3. «Теория и методика физического воспитания». Под редакцией Б.М.Шияна, Москва 1988г.;
4. «Школа физкультминуток» В.И.Ковалько, Москва 2009г.;
5. «Как помочь детям стать здоровыми». Методическое пособие, Е.А.Бабенкова, Москва 2003г.
6. «Физическая культура» Алматы 2003г. Методическое пособие;
7. «Игры, которые лечат». Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Москва, 2009г.
Источник