Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.odt | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное здоровье как одна из составляющих
здорового образа жизни.
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:
- привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
- формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
- защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
Организационными формами могут быть:
- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
- факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
- семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.
Источник
Моральные аспекты здоровья человека
Библиографическая ссылка на статью:
Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Этический аспект здорового образа жизни // Культура и образование. – Декабрь 2014. — № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2747 (дата обращения: 17.03.2015).
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Наиболее значимое определение здоровья дано Всемирной организации здравоохранения: «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Одной из причин пассивного отношения человека к своему здоровью является недостаточный уровень объективной системы знаний о здоровье, закономерностях его развития, формирования, поддержания на оптимальном уровне, об изменениях здоровья, методах его коррекции и укрепления. Вообще, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами [1].
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н.М.Амосов предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. Например, у человека в спокойном состоянии через лёгкие проходит 5-9 литроввоздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои лёгкие150 литроввоздуха, то есть с превышением нормы в 30 раз, что и составляет резерв организма. Есть скрытые резервы сердца, почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья детей – сложная, трудная задача, потому что ни общественное устройство нашего государства, ни сам ребенок не воспринимают здоровье как необходимую норму жизни, как ценность. Необходимо повышение роли личностных качеств школьника в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом поведения.
В настоящее время есть все основания считать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна сегодня трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию. Это диктуется состоянием здоровья детей и подростков.
Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и развивать здоровье человека. Тем не менее, нельзя не выделить такой фактор нашего образа жизни, как двигательная активность человека, его привычный двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит здоровье, т.е. гармония физического развития, функциональное состояние организма. Физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека. В качестве наиболее важных результатов занятий физической культурой рассматриваются здоровье, устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, телосложение, состояние физиологических функций, обеспечивающих определенный уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений, всего того, что называется физическим состоянием человека.
Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным. Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.
К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем. Современная медицина отводит проблемам здоровья всего 10%, т.е. человек брошен на произвол судьбы. И, не удивительно, что, не смотря на постоянно строящиеся новые больницы, диагностические комплексы, оснащенные самой современной аппаратурой, постоянно пополняющиеся поколения новых, мощных лекарственных средств, продолжительность жизни человека с каждым годом все сокращается и болезней не становится меньше, а появляются совершенно новые, о которых человечество раньше и не слышало. Уже сейчас в нашей стране рождается всего 4% здоровых детей, а здоровье остальных уже подорвано. Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую культуру. Каждый из элементов этой культуры необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья [2].
Уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью. Чем ниже уровень культуры, тем выше вероятность возникновения заболеваний, тем ниже другие показатели здоровья. Непосредственное и наиболее важное значение для здоровья имеют следующие элементы культуры: культура питания; культура проживания, поддержание жилья в соответствующих условиях; культура организации досуга (отдыха); гигиеническая культура.
Процесс воспитания культуры здорового образа жизни опирается на следующие концептуальные позиции:
1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса.
2. Целостность и системность процесса воспитания культуры здорового образа жизни.
3. Интеграцию элементов культуры ЗОЖ в содержание образования и использование здоровьесберегающих технологий.
4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.
5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся.
6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
7. Воспитание этической культуры
Проблема этического воспитания всё глубже и основательнее затрагивает образовательные учреждения всех видов. Это связано в первую очередь с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики, и это дало возможность Министерству образования России разработать основные направления программы воспитания подрастающего поколения. Изменившаяся динамика современной жизни и целый комплекс нравственных противоречий в жизненном самоопределении личности остро поставили перед обществом вопрос о цели воспитания и способах её достижения. Происходит переосмысление идеологии воспитания, его целей, функций и задач [3].
Воспитание рассматривается как «целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру», как «стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности». В качестве базового компонента этического воспитания выступает гуманизация личности в контексте её духовного развития, освоения общечеловеческих ценностей. Это требует направленности процесса воспитания на интеграцию мысли ученика, его нравственного знания и чувства переживания с действием – поведением. И очень важно, чтобы педагогическая наука, методические службы помогли педагогу-практику в выборе содержательной канвы воспитательного процесса в данном направлении и обеспечили его современной технологией.
Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и их этическое воспитание должно стать его органичной составной частью. Назрела необходимость в модели целостной системы этического воспитания детей и юношества, содержание и технология, которой повысит гуманистический воспитательный потенциал образовательных учреждений, субъектную основу воспитательного подхода к ребёнку, обеспечит психолого-педагогические условия духовного развития личности, рост её этического самосознания, этической культуры.
Этической культуре здесь целесообразно придавать значение глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и сфере нравственных отношений к окружающему миру. Наличие в образовательных учреждениях этической системы воспитания, содержание и технология которой обеспечит психолого-педагогические условия для личностного роста ребёнка, становления и развития его этической культуры, создаст особую ситуацию сосредоточения личности воспитанника как субъекта деятельности и отношений на их моральной основе. Жизненность такой системы – в её готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами образовательного учреждения: разнообразными занятиями в сфере дополнительного образования или уроками в школе, промежуточным пространством между занятиями, досуговой или внеурочной деятельностью детей.
Модель целостной системы этического воспитания базируется на мобилизации воспитательного потенциала этики как науки, предметом которой является нравственная жизнь человека, его жизненные ценности. Она построена на технологии диалоговой педагогики в рамках диалога культур и охватывает все возрастные группы учащихся с учётом психологии возраста, ориентирована на педагогическую позицию, что только обращение к системному подходу в решении задач этического воспитания детей и юношества поможет современной школе повысить свой статус в качестве воспитательного учреждения. Мотивация здоровья и здорового образа жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией здоровья и здорового образа жизни понимается осознание человеком необходимости сохранения здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья, соблюдения для этих же целей принципов здорового образа жизни.
Очень остра сегодня проблема приоритета ценностных ориентаций в жизни и политике государства. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы.
Таким образом, становится актуальным, чтобы нравственно-этическое основание образовательных учреждений приобрело ведущее значение, что дало бы возможность опереться на разумное и нравственное в душе человека и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.
Библиографический список
- Общественное здоровье и здравоохранение. – М., 2002. – 544 с.
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Сост. Е.А.Калюжный, В.Ю.Маслова, С.В.Михайлова, Н.И.Ниретин, С.Г.Напреев, М.В.Пищаева. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.
- Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.
Источник