МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Сохранение и поддержание здоровья — одна из фундаментальных целевых задач медицины. Между тем она, призванная всесторонне решать эту непростую проблему, уделяет ей незначительное внимание, сосредоточиваясь больше на болезнях. Это, конечно, важно, но и забота медиков о сбережении здоровья людей не менее актуальна, особенно в технотронную эпоху. Однако в наше время много неоднозначных толкований понятия «здоровье». Согласно широко распространенному мнению здоровье — это есть нормальное состояние человека, когда у него правильно функционирует ничем не поврежденный организм. Есть и новый компонент в толковании здоровья человека и путей его сбережения. Это создание некой модели здорового человека. Ибо для того, чтобы все знания о человеке и принципы его активной жизни и деятельности могли продуктивно использоваться с целью сбережения и укрепления здоровья, необходима фиксация этой модели здорового человека как некой целостности, отклонение от которой и подлежит устранению специалистами. Но ведь не всегда здоровье человека рассматривается в рамках медицины, хотя сегодня люди больше всего сталкиваются с медициной и становятся зависимыми от разного рода медицинских услуг.
С медицинской точки зрения сегодня в России фактически вообще нет здоровых людей, а есть только недообследованные. Поэтому современные медики считают центральной проблемой медицины
научное исследование причин возникновения болезни и выработку методов и способов ее лечения. Люди обычно, говоря о здоровье, подразумевают, что оно есть естественный феномен, т.е. особое состояния данного природой организма или психики. Но в обычном понимании здоровья оно состоит в том, чтобы быть способным нести изначально в себе качества, позволяющие выполнять необходимые функции как специалиста, гражданина и т.д. Дело в том, что для личности ее здоровье — не только и даже не столько возможность эффективно действовать, сколько полноценно реализовать свой творческий потенциал. Именно поэтому речь все время идет о неком идеале здоровья, о состоянии человека, к которому он стремится и которое позволяет ему ощущать себя уверенным в самом себе и способным к активной творческой и созидательной жизнедеятельности.
Такой подход к сбережению личного здоровья позволяет людям поменьше болеть или даже совсем не болеть обычными заболеваниями типа простуды или незначительными физическими недомоганиями. А если и заболел, то надо стремиться побыстрее выздоравливать, чтобы жить в ладу с самим собой, полноценно реализуя свои потребности и интересы. Для этого у каждого индивида должны быть на вооружении выработанные столетиями приемы, методы и способы личного поведения в обществе для поддержания своего здоровья и сохранения здоровья других людей. Их цель — правильно строить свой образ жизни и деятельности. Достойное поведение и общественно значимые деяния личности характеризуют ее вполне здоровой в физическом, психическом, ментальном и социально-культурном отношении. Но, считаясь со всем этим, нельзя забывать о роли и значении медицинских услуг человеку в деле поддержания и сбережения здоровья людей в техногенную эпоху. Каждый человек, осознавший проблемы современной цивилизации и принявший на себя ответственность за сохранение своего здоровья, должен ценить медицинскую помощь в поддержании здорового климата в обществе.
В связи с современным, по сути, катастрофическим ухудшением состояния здоровья российского населения и происходящими в стране депопуляционными процессами, представляющими угрозу существованию российского общества, ученым и медикам предъявлен новый социальный заказ по совершенствованию медицины и в целом всей системы здравоохранения, которая в XXI в. должна стать высшим приоритетом цивилизованного общества. Именно поэтому и возникла необходимость изучения медико-этического факто-
ра укрепления здоровья населения в связи с изменением условий его жизни и критичного состояния природной окружающей среды, прогнозирования возможного уровня заболеваемости людей и их смертности, а также воздействия социальных последствий в новых экономических и политических условиях. Это означает, что должны быть сконцентрированы усилия не только специалистов в области медицины и демографии, но и философов медицины, биоэтиков, социологов и представителей других сфер науки. На основе профессиональных и этико-медицинских исследований возможно проведение в жизнь инновационных проектов, направленных на сохранение жизни и укрепление здоровья людей.
Следует при этом заметить, что современные науки, техника и высокотехнологичная медицина европейского типа восходят к философским и медицинским школам Древней Греции, а точнее к школе Гиппократа. Причем единственным условием, которое отличало медицину античности от всех иных, даже более ранних и более поздних технологий целительства как Запада, так и Востока, является наличие в ней специального свода моральных правил и нравственных требований, регулирующих поведение медиков, т.е. создание этического врачебного кодекса медицины в духе Клятвы Гиппократа. Иным образом невозможно понять древнегреческую медицину как основу и исток современной медицины, нацеленной на сбережения здоровья людей. Уникальность гиппократовской традиции в медицине заключается в том, что акцент в ней сделан не столько на техническую умелость, сколько на развитие моральности в личности медика. Клятва Гиппократа — связующее звено между высоким профессионализмом и моральным долгом медика, его ответственностью перед обществом. Нравственная культура врача проявляется в овладении им современным биоэтическим инструментарием.
Биоэтический инструментарий — этико-правовая установка, согласно которой при поиске путей сохранения жизни и поддержания здоровья людей в результате усвоения новых этических и правовых установок формируется новое, биоэтическое, сознание у специалистов-медиков и широких масс населения мира и России, но прежде всего у всех медицинских работников. Одним из инструментов осуществления новой этико-правовой ориентации в научно-медицинской и медико-клинической деятельности являются современные этические кодексы, которые заняли достойное место в новой меди-
цине и мировом здравоохранении, после того как на Нюрнбергском процессе врачей в 1947 г. был сформулирован первый, так называемый Нюрнбергский, моральный кодекс врачей. А в последующие годы стали стремительно появляться и международные, и национальные директивные документы, декларации и указания, которые предписывали повышение моральной ответственности врачей в деле защиты гражданских прав их пациентов. Первое документальное оформление эти этические принципы и правила как инструментарий медиков получили в Кодексе медицинской этики, принятом в 1949 г. Всемирной медицинской ассоциацией.
Среди проблем третьего тысячелетия важное место занимают проблемы становления и развития биоэтического сознания у всех медиков. Российские ученые, особенно медики, пропагандируя инновационные идеи сбережения здоровья, апеллируют к современной концепции биоэтики — философии здорового человека. Речь идет о новой концепции, предложенной ВОЗ, основная идея которой заключается в том, что в XXI в. медицина постепенно переходит от традиционных защитно-оборонительных позиций к инновационным — социально-конструктивным, связанным с созиданием здоровья и продлением активного долголетия людей. Врач из специалиста по лечению болезни должен стать «конструктором» здоровья, а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». Важнейшим актом международных рекомендаций в деле превращения медицины лечащей в медицину здоровья стал «Кодекс добровольного поведения при высвобождении организмов из окружающей среды», разработанного экспертами ООН, ВОЗ и ряда других международных организаций по исследованию окружающей среды обитания человека.
А на 4-й конференции Ассоциации врачей России в 1994 г. был утвержден первый «Этический кодекс российского врача». В нем зафиксированы такие морально-нравственные принципы и установки, как:
— профессиональная компетентность врача;
— недопустимость причинения вреда;
— запрет на злоупотребление врачом своим положением и знаниями;
— ответственность врача за качество оказываемой помощи;
— обязанность уважать права пациента;
— обязанность соблюдать моральные правила в общении с коллегами.
В документе подчеркивается, что врач обязан быть постоянно готовым оказать ургентную (лат. urgens — неотложный) медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от его пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социально-культурного статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов, включая материальное положение. Предложение о безвозмездной помощи неимущему вполне этично и морально оправдано. Исходя из этого насущной задачей современной философии медицины стало формирование и развитие биоэтического сознания у всех медицинских работников и не только у них.
Анализируя нынешнюю ситуацию в мире, приходится констатировать, что будущее человечества неоднозначно и вызывает все большую тревогу. Дело обстоит так, что человечество либо будет жить по-старому, ориентируясь на традиционное сознание и притупленную психику, необдуманно совершенствуя свои научные технологии без оглядки на последствия их использования, либо оно придет к принципиально новому сознанию — биоэтическому, характеризуемому ростом социальной и морально-нравственной ответственности. В первом случае его ждет неминуемый коллапс. Уже нынешнее поколение человечества накопило военный потенциал для своего многократного самоуничтожения. Во втором же случае человечество вынуждено будет принципиально поменять свое отношение к миру и своему сознанию. Уроки предыдущей техногенной цивилизации обнажили глобальные проблемы развития общества, в котором на первое место выдвинулись задачи сохранения жизни, развития нравственной ответственности медиков за их научно-творческую деятельность. В центре этой проблемы остро встал вопрос о развитии биоэтического сознания, в особенности его нравственной составляющей.
Реально существующие и множащиеся в современном мире разного рода глобальные проблемы несут в себе явно выраженный моральный характер. Их разрешение во многом зависит от того, насколько они осознаны людьми и как будут складываться отношения каждого отдельного человека к окружающей его среде: к природе и обществу. В центре этой проблемы сегодня стоит вопрос о развитости и моральной составляющей сознания людей и прежде всего тех, кто занимается научно-творческим трудом. Как свидетельствует история человечества, источником развития и совершенствования сознания, включая его нравственные аспекты, является критичное философ-
ское переосмысление жизненной ситуации, современного ее восприятия людьми через личный опыт их научно-творческой, общественно-полезной и природоохранительной деятельности. Происходящие в мире информационные, научно-технические и биотехнологические изменения требуют соответствующего изменения этических подходов к сфере общественных, природоохранительных, здоровьесберегающих и других видов отношений между людьми и их бережливого отношения к природе и всему живущему на Земле.
Сегодня все человечество обречено вырабатывать новый морально-правовой кодекс или «Биоэтический кодекс», в основе которого лежит личная нравственная ответственность за все сотворенное вчера, сегодня и запланированное на завтра. Его следует не только выработать, но и повсеместно распространять и воспитывать на его принципах всех живущих ныне и последующие поколения. «Нужно учить детей новому отношению к живой природе, — писал выдающийся ученый и философ нашего времени Н.Н. Моисеев, — и к иным взаимоотношениям между собой». В связи с этим базой современного морального сознания становится биоэтика, как своего рода нравственный императив в жизни и деятельности людей, требующей от них учиться жить в гармонии с собой и природой. Чтобы современному человеку выжить и достойно жить и действовать в усложняющемся мире, мало быть просто порядочным человеком, высоко информированным, много знающим и хорошо умеющим специалистом, надо стать еще и мудрой личностью.
И такой мудрой личностью ныне обречен быть каждый врач. Еще Гиппократ говорил, что он богу подобен. От обогащения сознания врачей, всех медиков новыми морально-правовыми ценностями биоэтики во многом зависит профессиональная их подготовка как специалистов и как высоконравственных людей. Развитие биоэтического сознания врачей, фармацевтов, медицинских сестер и других медицинских работников при формировании новых этико-правовых отношений в системе здравоохранения мира и современной России привело к признанию статуса пациента как равноправного партнера врача в его личном взаимодействии со всеми медицинскими работниками. Принятая в 1993 г. Конституция РФ закрепила гарантии прав человека, а применительно к сфере здравоохранения — социальных и моральных прав пациента. Современный уровень представлений российского общества о правах пациентов мы находим в главном законе отечественного медицинского права — «Основах законода-
тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан», который вступил в силу в 1993 г. Ст. 30 «Основ законодательства» «Права пациента» предусматривает следующие, теперь конституционные, права пациента:
— на информированное добровольное согласие;
— на получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья.
Особого внимания заслуживает ст. 31 «Право на информацию о состоянии своего здоровья», которая и по сей день вызывает много споров, особенно в области онкологии. В этой статье подчеркивается, что граждане (пациенты) имеют право получить у врача практически любую информацию о состоянии своего здоровья, т.е. и о результатах биопсий, и диагнозе, включая онкогематологические, психиатрические, и прогнозе заболевания, если даже этот прогноз неблагоприятный. Следует отметить положение «Основ. », в котором говорится: информация о неблагоприятном прогнозе заболевания не должна сообщаться пациенту «против его воли» (когда он не спрашивает об этом). Но если он об этом спрашивает, то врач обязан сообщить об объективном положении дел пациенту, а далее «и членам его семьи», если пациент не запретил говорить им об этом.
С принятием основополагающих документов в области новых этических и юридических прав пациентов уже на общегосударственном уровне российское здравоохранение перевело эту социальную проблему из области личной морали в область общегосударственного медицинского права пациентов и врачей, что позволило поставить точку в дискуссиях о возможности и целесообразности информирования больных. Фактически этими важными решениями российское законодательство было приведено в соответствие с международными нормами по данному очень важному этико-правовому вопросу. В новой редакции Кодекс врачебной этики РФ был поддержан и одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.
Другим важным фактором осуществления биоэтической ориентации сознания врачей в научной работе и клинической практике стали этические комитеты в лечебных учреждениях. Их прерогатива — обсуждение сложных морально-правовых проблем, возникших в науке и клинической практике, а также формулирование рекомендаций о том, как эти проблемы следует решать. Смысл существования комитетов по биомедицинской этике состоит в том, чтобы не доводить про-
блемную ситуацию до суда, а попытаться решить ее на межличностном уровне, путем разумного соглашения. Биоэтические комитеты формируются из независимых лиц, компетентных в вопросах биомедицинской этики, которые могут оценить профессиональную сторону дела и дать советы не только практикующим врачам, но и самим пациентам. Сейчас все службы, имеющие отношение к медицине, проявляют повышенный интерес к комитетам по этике и этическим консультациям, в деятельности которых они видят способ гармоничного развития отношений медицинских работников и пациентов.
Вопросы для самопроверки
1. Когда и почему возникала биоэтика?
2. Какова концепция биоэтики по В.Р. Поттеру?
3. Какова смысловая инновация в современной биоэтике?
4. В чем заключается основная идея биоэтики как учения о сбережении жизни?
5. Как вы относитесь к принципу А. Швейцера о благоговении перед жизнью?
6. Почему биоэтика стала первой наукой об укреплении здоровья людей?
7. Можно ли считать биоэтику первой наукой о сбережении здоровья людей?
8. Почему необходимо формировать биоэтическое сознание у медиков?
Источник