Меню

Мониторинг здоровья учащихся как оценка эффективности образовательного процесса

Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса

Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.

Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.

Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.

Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% – наследственность, в 20% – состояние окружающей среды, и только в 8,5% случаев эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.

Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.

Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.

Читайте также:  Презентация по теме спорт залог здоровья

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

· замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;

· уменьшить склонность к полноте;

· улучшить функции сердца и дыхательных органов.

Известно, что юношеский возраст характеризуется значительным увеличением возможностей двигательного аппарата. Именно в этом возрасте получают развитие такие двигательные качества как сила, выносливость, быстрота — то есть качества, которые зависят от уровня развития скелетных мышц, а также систем, обеспечивающих бесперебойное снабжение мышц кислородом. Физическое развитие подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Показатели физического развития различаются в зависимости от пола. Отклонения в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания.
По сравнению с ровесниками прошлых десятилетий у современных молодых людей достоверно снижены функциональные возможности (по крайней мере, силовые), что свидетельствует о негативной тенденции. Отмечено, что, достигнув 17 лет юноши на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21% (на 7кг) отстают по данным динамометрии от своих ровесников 60-х годов (2). Эти низкие показатели, видимо, обусловлены малой двигательной активностью и плохой физической подготовкой студентов.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Начало занятий и устройство быта означает включение бывшего школьника в сложную систему адаптации. Но не все студенты проходят этот период безболезненно, что приводит к нарушению адаптированности к учебной деятельности и изменению морфофункциональных и психологических показателей. Отсюда следует, что для реализации задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на базе конкретных знаний о психосоматическом статусе необходимо изучение специфики осуществления физиологических функций. Важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов для нормирования учебной деятельности.
Основные антропометрические показатели достаточно полно характеризуют уровень морфофункционального развития, а также состояние структурных и обменных процессов в организме, что позволяет прогнозировать уровень физического здоровья. Биологами доказано, что антропометрия человека в решающей степени (более, чем на 80%) определяется генетическими факторами, и лишь в незначительной степени зависит от качества жизни и биологического статуса индивида. Но поскольку генетический фактор практически неизменен, то изменчивость антропометрических показателей — индивидуального или среднего в социальных группах – обусловливается исключительно социальным статусом.
Адекватными показателями функционального состояния двигательной системы человека при массовых исследованиях являются мышечная сила и мышечная выносливость, так как уровень работоспособности мышц определяется уровнем работоспособности нервных центров, регулирующих работу мышц, а утомление при мышечной работе связано с утомлением центров коры головного мозга. Такой показатель как динамометрия отражает степень развития нейромоторной функции организма, степень развития эффекторного аппарата и является достаточно информативным критерием общей работоспособности и выносливости организма.
Известен опыт, поставленный в Бийском педагогическом университете по исследованию кистевой силы студентов в динамическом аспекте в течение трех лет на первом, втором и третьем курсах. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2006 – 2008 годов. Измерение показателей динамометрии проводили в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций: в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток.
На первом курсе обследовано 185 человек, в том числе 72 юноши 113 девушек. Из числа обследованных девушек 29 – студентки факультета истории и права, 18 – студентки физико–математического факультета и 66 человек обучались на филологическом факультете. В силу малочисленности юноши на этом факультете не обследовались. Среди юношей 38 человек – студенты физико–математического факультета и 34 – представители факультета истории и права.

Читайте также:  Правильное питания для мужчин для здоровья

Источник

Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.

Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.

Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Разработать оптимальную структуру мониторинга;
  • Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
  • Разработать диагностический инструментарий.

Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями

Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.

Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.

Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:

  • соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
  • физическое здоровье-
  • психологическое
  • социальное

Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

  • группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
  • физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
  • наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.

По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:

  • Опорно-двигательного аппарата
  • Органов зрения
  • Органов дыхания
  • Органов пищеварения
  • Мочевой системы
  • Нервной системы
  • Сердечно-сосудистой системы

Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.

Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.

Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.

Читайте также:  Как сейчас здоровье лии ахеджаковой

Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.

В задачи психологического мониторинга включены:

  • Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
  • изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
  • диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
  • выявление учебной мотивации;
  • выявление уровня тревожности;

Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.

  • Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
  • Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
  • Организация консультативной помощи учащимся, родителям.

Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.

Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.

Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.

Первое знакомство с ребенком я начинаю:

  • с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
  • изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.

Например:

  • Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
  • с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
  • логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
  • для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.

Из опыта работы:

Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.

Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.

Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

  • непосредственно процесса обучения,
  • процесса воспитания;
  • студий дополнительного образования;

и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.

Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.

Источник

Adblock
detector