Мониторинг здоровья соматическое здоровье
В настоящее время здоровье обучающихся различных уровней образования находится в центре внимания многих исследователей [4; 7; 10; 13] ввиду того, что ухудшение уровня здоровья в этой возрастной группе является прямой угрозой национальной безопасности страны [6]. Глобальные перемены, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., привели к обесцениванию здоровья как важного фактора общей культуры человека [10]. Согласно Т.В. Фадеевой [13], важность здоровья в качестве критерия успешного специалиста признают лишь 17% здоровых студентов. V.J. Cleland et al. [15] утверждают, что высокая физическая активность за счет повышения уровня физического или эмоционального здоровья может улучшить социально-экономическое положение путем развития образовательных и профессиональных возможностей.
Общеизвестно, что любая деятельность может привести к ухудшению состояния здоровья. Образовательная деятельность включает ряд специфических для здоровья факторов риска, например очень высокий уровень умственного напряжения (особенно в период сессии), работа в условиях дефицита времени, нарушение режимов труда и отдыха и др. [8]. Согласно проведенным опросам, более половины студентов считает невозможным придерживаться здорового стиля жизни ввиду отсутствия у них свободного времени [14]. Кроме того, одним из факторов несоблюдения студентами здорового образа жизни является их низкий социально-экономический статус, не позволяющий адекватно осуществлять здоровьесбережение [7].
По мнению [6; 13], здоровьесберегающая работа вузов должна быть направлена на «формирование ценностей и навыков самосохранительного поведения студенческой молодёжи». Ряд авторов [11] отмечают отсутствие единых требований к содержанию и организации учебного процесса по воспитанию культуры здоровья будущего специалиста. В частности, в образовательных программах большинства направлений подготовки бакалавров отсутствует учебная дисциплина, нацеленная на формирование культуры здоровья студентов, либо она отнесена на более поздние сроки. Например, образовательная программа подготовки бакалавров физической культуры в ВятГУ предусматривает изучение дисциплины «Культура здоровья» лишь на IV курсе (!) перед самым выпуском.
В связи с вышеизложенным основное внимание по формированию образованности студентов в вопросах здоровьесбережения, а также устойчивых мотиваций к ведению здорового стиля жизни должны уделять не только преподаватели дисциплин медико-биологического, но и психолого-педагогического блоков. Поскольку вузы самостоятельно разрабатывают учебные планы и рабочие учебные программы для соответствующих направлений подготовки бакалавриата, они имеют уникальную возможность увеличения количества занятий, повышающих валеологическую грамотность студентов.
Однако высокий уровень знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления не заставит вести здоровый образ жизни: требуется устойчивая мотивация к здоровьесбережению.
Целью нашего исследования стала диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта Вятского государственного университета (ВятГУ), а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой.
Методы и организация исследования. Обследование студентов с целью оценки безопасного уровня физического здоровья проводилось в марте 2013 г. (I курс) и спустя 4 года, в этой же группе обследуемых, в марте 2016 г. (IV курс). Обследованные студенты были включены в группы: группа 1 – юноши-первокурсники (n=39, возраст 17,8±0,4 года), группа 2 – юноши выпускного курса (n=33, возраст 22,06±0,23 года), группа 3 – девушки-первокурсницы (n=32, возраст 18,1±0,8 года), группа 4 – девушки выпускного курса (n=27, возраст 21,39±0,18 года). Предварительно было проведено измерение длины и массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти ведущей руки, артериального давления, частоты сердечных сокращений с помощью общепринятых методик, а также время восстановления после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине). На основании полученных данных были рассчитаны весо-ростовой (ВРИ), жизненный (ЖИ), силовой (СИ), Робинсона (ИР) индексы физического развития. Полученные данные оценивались в баллах согласно методике Г.Л. Апанасенко [2]. Адаптационный потенциал рассчитывался по формуле Р.М. Баевского [3]. Результаты подвергались статистической обработке по общепринятым формулам в программе Microsoft Excel с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами считались достоверными при р 0,1; t=0,058
Источник
Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Разработать оптимальную структуру мониторинга;
- Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
- Разработать диагностический инструментарий.
Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями
Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.
Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:
- соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
- физическое здоровье-
- психологическое
- социальное
Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».
Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:
- группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
- физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
- наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.
По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:
- Опорно-двигательного аппарата
- Органов зрения
- Органов дыхания
- Органов пищеварения
- Мочевой системы
- Нервной системы
- Сердечно-сосудистой системы
Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.
Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.
Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.
В задачи психологического мониторинга включены:
- Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
- изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
- диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
- выявление учебной мотивации;
- выявление уровня тревожности;
Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.
- Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
- Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
- Организация консультативной помощи учащимся, родителям.
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.
Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.
Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.
Первое знакомство с ребенком я начинаю:
- с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
- изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.
Например:
- Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
- с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
- логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
- для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.
Из опыта работы:
Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.
Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.
Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:
- непосредственно процесса обучения,
- процесса воспитания;
- студий дополнительного образования;
и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.
Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.
Источник