Мониторинг здоровья населения казахстан
№ 245 — 246
1 — 21 мая 2006
№ 245 — 246
1 — 21 мая 2006
Правила проведения санитарно-эпидемиологического мониторингаГлава 1. Общие положения1. Настоящие правила проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 114 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга территориальными подразделениями, государственными организациями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – территориальные подразделения, подведомственные организации). 2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения: 1) государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – государственный орган, реализующий государственную политику в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль и надзор за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иными законодательными актами Республики Казахстан; 2) государственная организация в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Национальный центр экспертизы»; 3. Санитарно-эпидемиологический мониторинг является государственной системой наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, посредством сбора, обработки, систематизации, анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и состоянием среды обитания человека. 4. Целью проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга является получение достоверной информации о воздействии факторов среды обитания (химических, физических, биологических, социальных) на здоровье человека, оценка эффективности выполняемых мероприятий по предупреждению возникновения отравлений и вспышек инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, возможность прогнозирования их возникновения. 5. Санитарно-эпидемиологический мониторинг и оценка эффективности выполняемых мероприятий проводится на соответствие требованиям документов государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования (санитарных правил, гигиенических нормативов, технических регламентов, методических указаний и рекомендаций) в порядке, предусмотренном статьей 95 Кодекса. 6. Руководство и координацию организационно-методического, нормативно-правового и программно-технического обеспечения санитарно-эпидемиологического мониторинга осуществляет государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – государственный орган). 7. Санитарно-эпидемиологический мониторинг проводится в отношении объектов и продукции, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, лабораторных и инструментальных исследований, показателей инфекционной, неинфекционной и профессиональной заболеваемости, санитарно-эпидемиологических и профилактических мероприятий. 8. Проведение санитарно-эпидемиологического мониторинга осуществляется поэтапно и включает в себя: 1) сбор, обработку, систематизацию данных (цифровых, аналитических) о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, по результатам проведенных санитарно-эпидемиологических обследований объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в соответствии с перечнем продукции и эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору, утверждаемым согласно пункту 3 статьи 36 Кодекса. 2) анализ и выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на основании результатов лабораторных и инструментальных исследований продукции и объектов санитарно-эпидемиологического надзора и контроля; 3) идентификацию факторов среды обитания и отбор ведущих показателей нарушения здоровья для оптимизации лабораторного контроля в системе санитарно-эпидемиологического мониторинга; 4) в случае выявления инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) установление причин и условий их возникновения и распространения; 5) межведомственное взаимодействие по ведению санитарно-эпидемиологического мониторинга, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 6) оценку и прогноз изменения состояния здоровья населения в связи с изменениями среды обитания человека; 7) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов на здоровье населения; 8) создание информационно-аналитических систем, сетей, программных материалов и баз данных санитарно-эпидемиологического мониторинга района, города, области и республики и хранение данных санитарно-эпидемиологического мониторинга. Глава 2. Область применения9. Данные санитарно-эпидемиологического мониторинга используются в работе территориальных подразделений, подведомственных организаций государственного органа. 10. По результатам санитарно-эпидемиологического мониторинга: 1) составляются сводки, доклады, рекомендации, научные прогнозы, диаграммы, таблицы, характеризующие динамику, направленность и интенсивность развития изменений. 2) принимаются управленческие решения в целях устранения нарушений законодательства Республики Казахстан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Казахстан. 11. Результаты санитарно-эпидемиологического мониторинга размещаются на официальном интернет-ресурсе государственного органа по итогам полугодия, года и заслушиваются на совещании государственного органа по итогам года, в случаях превышения показателей заболеваемости, ухудшения показателей состояния объектов окружающей среды на совещаниях уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Глава 3. Оформление данных санитарно-эпидемиологического мониторинга12. Данные по отслеживаемым параметрам санитарно-эпидемиологического мониторинга оформляются в следующих формах отчетности: 1) мониторинг инфекционной заболеваемости по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – приложение 1); 2) мониторинг инфекционной заболеваемости по возрастным категориям по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – приложение 2); 3) мониторинг санитарно-гигиенического надзора по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам (далее – приложение 3); 4) мониторинг лабораторных исследований и инструментальных замеров по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам (далее – приложение 4); 5) мониторинг профессиональной заболеваемости и отравлений по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам (далее – приложение 5); 6) мониторинг исследований по различным инфекциям по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам (далее – приложение 6). 13. Формы отчетности по санитарно-эпидемиологическому мониторингу заполняются в формате Excel, допускающем компьютерную обработку. 14. Формы отчетности по санитарно-эпидемиологическому мониторингу, подписываются руководителями территориальных подразделений и подведомственных организаций государственного органа, предоставляющих отчеты. Глава 4. Проведение санитарно-эпидемиологического мониторинга15. Санитарно-эпидемиологический мониторинг осуществляется на республиканском, областном, районном уровне. 16. В территориальных подразделениях, подведомственных организациях государственного органа решениями первых руководителей закрепляются ответственные лица за работу, связанную с осуществлением санитарно-эпидемиологического мониторинга. 17. Районные отделения филиалов областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент государственной организации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия: 1) проводят в соответствии с требованиями технических регламентов Евразийского экономического союза лабораторные и инструментальные исследования, осуществляют сбор, первичную обработку данных о проводимых исследованиях; 2) передают данные в территориальные подразделения государственного органа на соответствующей территории на районном, областном уровнях, а также городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент в части проведенных исследований согласно приложениям 1-5 за 3 рабочих дня до сроков, указанных в пункте 19 настоящих Правил (за исключением подпункта 1) настоящих Правил. 18. Территориальные подразделения государственного органа: 1) проводят санитарно-эпидемиологические, профилактические и противоэпидемические мероприятия на соответствующей территории в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая проверки объектов контроля и надзора в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан; 2) проводят сбор и систематизацию представленной районными отделениями филиалов и филиалами областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент информации, дополняют информацию в части проведенных мероприятий в пределах своей компетенции по результатам проверок; 3) устанавливают причинно-следственные связи воздействия факторов среды обитания, путем проведения анализа представленной информации, в целях подтверждения связи возникновения (увеличения показателей) заболеваемости с загрязненностью объектов внешней среды (продукции, воды, воздуха, почвы); 4) проводят отбор ведущих факторов риска нарушения здоровья населения, в целях своевременного проведения оценки рисков по этим факторам и предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровью населения; 5) осуществляют прогнозирование состояния заболеваемости, здоровья населения и среды обитания человека на соответствующей территории, в целях своевременной подготовки и эффективности планируемых мероприятий, направленных на предупреждение увеличения заболеваемости; 6) определяют неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов на здоровье населения, путем издания актов в сфере санитарно-эпидемиологического надзора об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направления информации в заинтересованные государственные органы и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы: (в случае необходимости), проведения коммуникативной работы; 7) на районном уровне направляют сводную информацию в территориальные подразделения государственного органа на соответствующей территории на областном уровне за три рабочих дня до сроков, указанных в пункте 19 (за исключением подпункта 1) настоящих Правил; 8) на областном уровне направляют анализ и сводную информацию по проведенному санитарно-эпидемиологическому мониторингу в филиал «Научно-практический центар санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга» Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Национальный центр общественного здравоохранения» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – филиал «НПЦСЭиМ» РГП на ПХВ «НЦОЗ») за три рабочих дня до сроков, указанных в пункте 20 (за исключением подпункта 1); 9) осуществляют формирование базы данных санитарно-эпидемиологического мониторинга на соответствующей территории и хранение данных. 19. Филиал «НПЦСЭиМ» РГП на ПХВ «НЦОЗ»: 1) проводит сбор, обработку и систематизацию представленных территориальными подразделениями, подведомственными организациями государственного органа данных; 2) проводит анализ полученных данных, составляет прогноз санитарно-эпидемиологической ситуации на территории Республики Казахстан; 3) разрабатывает рекомендации по эффективности проводимых мероприятий для снижения и ликвидации последствий негативного воздействия деятельности субъектов на территории республики; 4) осуществляет методическое обеспечение подведомственных государственному органу данными санитарно-эпидемиологического мониторинга; 5) направляет анализ и сводную информацию по проведенному санитарно-эпидемиологическому мониторингу в государственный орган в сроки согласно пункту 20 настоящих Правил; 6) осуществляет формирование и ведение базы данных санитарно-эпидемиологического мониторинга по республике; 7) составляет информационные бюллетени динамики и изменения состояния здоровья населения, загрязнения окружающей среды и риска здоровью населения в целом по республике в разрезе регионов. Глава 5. Сроки предоставления информации по санитарно-эпидемиологическому мониторингу20. Территориальные подразделения государственного органа на областном уровне направляют сводную информацию по санитарно-эпидемиологическому мониторингу в филиал «НПЦСЭиМ» РГП на ПХВ «НЦОЗ»: 1) еженедельно до 17.00 часов по пятницам, согласно приложению 1; 2) ежемесячно к 1 числу месяца, следующего за отчетным, согласно приложениям 1-2; 3) ежеквартально к 5 числу месяца следующего за отчетным кварталом, согласно приложениям 1-2; 4) ежеквартально к 20 числу последнего месяца квартала, согласно приложениям 3-4; 5) один раз в полугодие к 5 числу месяца следующего за отчетным полугодием, согласно приложениям 1-2; 6) один раз в полугодие к 20 числу последнего месяца полугодия, согласно приложениям 3-5; 7) один раз в год к 5 числу месяца следующего за отчетным годом по нарастающей, согласно приложениям 1-2. 8) один раз в год к 20 числу последнего месяца года по нарастающей, согласно приложениям 3-5. 21. Филиал «НПЦСЭиМ» РГП на ПХВ «НЦОЗ» направляет информацию по санитарно-эпидемиологическому мониторингу в государственный орган: 1) еженедельно до 10.00 часов по понедельникам, согласно приложению 1; 2) ежемесячно к 1 числу месяца, следующего за отчетным, согласно приложениям 1-2; 3) ежеквартально к 1 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, согласно приложениям 1-2; 4) ежеквартально к 1 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, согласно приложениям 1-2; 5) ежеквартально к 25 числу последнего месяца квартала, согласно приложениям 3- 4; 6) один раз в полугодие к 1 числу месяца, следующего за отчетным полугодием, согласно приложениям 1-2; 7) один раз в полугодие к 25 числу последнего месяца полугодия, согласно приложениям 3-5; 8) один раз в год к 10 числу месяца, следующего за отчетным годом, по нарастающей, согласно приложениям 1-5. 9) один раз в год к 25 числу последнего месяца года, согласно приложениям 3-5. 22. В случае если последний день срока представления форм отчетности по санитарно-эпидемиологическому мониторингу приходится на нерабочий день, сроком предоставления является следующий рабочий день. 23. При необходимости государственный орган в течение года запрашивает у филиала «НПЦСЭиМ» РГП на ПХВ «НЦОЗ» расшифровку (подтверждающие документы) по представленным формам отчетности по санитарно-эпидемиологическому мониторингу, которые предоставляются в государственный орган, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса. 24. Подведение итогов и представление информации в государственный орган за текущий год завершается к 10 января года, следующего за отчетным календарным годом.
Мониторинг инфекционной заболеваемости1. Форма санитарно-эпидемиологического мониторинга за заболеваемостью вирусным гепатитом «А» среди школьников за период с _________20____ года (еженедельная, с нарастанием)всего случаев ВГА (вирусный гепатит «А») среди населения число учащихся в школах количество школ интернатов число учащихся в школах количество школ, школ-интерн., где зарегистрирован ВГА Источник ➤ Adblockdetector |