Методика проведения мониторинга здоровья школьников.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Описанные ниже пробы не требуют аппаратного оснащения, и могут быть проведены на уроках или факультативных занятиях (Н.К.Смирнов,2003). Их надо проводить не ранее чем через час после приёма пищи, лучше утром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_monitoringa.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения мониторинга здоровья школьников
Описанные ниже пробы не требуют аппаратного оснащения, и могут быть проведены на уроках или факультативных занятиях (Н.К.Смирнов,2003). Их надо проводить не ранее чем через час после приёма пищи, лучше утром.
Противопоказания: повышенная температура, обострение хронического или развитие какого-либо острого заболевания.
Проба 1. Подсчитать частоту своего пульса в положении “сидя”. Можно это сделать за 15 секунд и умножить результат на 4 или за 20 секунд и умножить на 3. Юноши, у которых частота пульса 56-65 ударов-4 балла; 66-75 ударов-3 балла; 76-85 ударов-2 балла; более 85 – 1 бал. У девушек оцениваются показатели на 5 ударов больше (меньше 60 – 5 баллов и т.д.)
Проба 2. В положении “сидя” сделать спокойный выдох, затем такой же вдох, зажать двумя пальцами нос, закрыть рот, зафиксировать время, которое удаётся не дышать (но без напряжения). Результат 60 секунд и более оценивается в 5 баллов; 50-59 секунд -4; 40-49 секунд -3; 30-39 секунд -2; 20- 29 секунд – 1 балл.
Проба 3. Медленно присесть на корточки и спокойно побыть в этой позе без напряжения около минуты. Замерить частоту пульса за 15 секунд. Резко встать и вновь подсчитать пульс за 15 секунд. Если произошло учащения пульса на 1 удар – результат 5 баллов; на 2 удара – 4; на 3 удара – 3; на 4 удара – 2; на 5 и более ударов – 1 балл.
Проба 4. Подсчитать пульс за 15 секунд в спокойном состоянии. Сделать за 30 секунд 20 глубоких приседаний с вытягиванием рук вперёд. Вставая, руки опускать. Подсчитать пульс за 10 секунд немедленно после приседаний, прибавить к этой величине ещё 2 удара. Рассчитать, на сколько % повысилось число ударов пульса: если не более чем на 25% — 5 баллов; на 26-40 % -4; 41-55% — 3; на 56-70 % — 2 балла; более чем на 70% — 1 балл. При необходимости можно делать приседания, держась за край стола.
В итоге баллы суммируется. Проводится сравнительный анализ результатов и динамики показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержится описание методик, которые может использовать учитель в своей работе.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально.
В последние годы в организации и содержании учебного процесса общеобразовательной школы произошли существенные изменения. .
Универсальные учебные действияи успешность обучения в начальной школе Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного про.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Методика проведения взаимного диктанта.
Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг.
Источник
Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов
методическая разработка по зож (4 класс)
Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов
Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск
С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося МБОУ СШ № 21 школы проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.
Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его педагогической деятельности основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная учебно-материальная (спортивная) база школы, недостаточное финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических возможностей и способностей привели педагога к необходимости достижения качества образования по физической культуре.
Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:
- подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы;
- ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и его изучение;
- разработка и апробирование новых методических приемов обучения;
- разработка технологии по проведению мониторинга физического развития школьников;
- применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий обучения учащихся, в частности технологии разно-уровневого обучения;
При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:
- Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.
- Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности.
- Определить влияние результатов на развитие осознанной мотивации к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям по повышению индивидуального уровня физической подготовленности.
- Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.
Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития.
Как же на практике осуществляются намеченные задачи?
Проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности.
Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.
По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы, как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.
Такая диагностика проводится учителем два раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностно ориентированного подхода к обучению школьников.
Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутри школьный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.
Анализируя учебные достижения учащихся за последние пять лет, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.
Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся школы
Результаты работы учителя физической культуры за три года
Источник
Программа мониторинга состояния здоровья учащихся
специалист в области арт-терапии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
мониторинга состояния здоровья учащихся
Авторы: Митченко Ольга Анатольевна
учитель истории и обществознания,
заместитель директора МАОУ «СОШ №40»
Коняева Людмила Васильевна
методист МАОУ «СОШ №40»
Прокопенко Евгения Михаловна
учитель начальных классов
Потерял время – досадно,
Потерял здоровье – безнадёжно!»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению. Можно выделить несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система нравственных ценностей.
Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого реб ѐ нка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.
Но проблема остается: нет системы сбора, хранения, анализа и использования полученной информации для решения проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса, что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося . Паспорт здоровья класса является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он позволяет организовать личностно – ориентированный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель мониторинга: Оценить уровень здоровья учащихся, выявить факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.
формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки е е здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;
вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;
выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.
Реализация задач возможна при таких условиях:
1. Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников мониторинга здоровья учащихся;
2.Наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;
3.Реализация здоровьеформирующего, здоровьесберегающего и рекреативного подхода в моделировании процесса обучения.
Система учебно-воспитательного процесса, цели и результаты, направленные на сохранение физиологического, психологического и социального здоровья учащихся и педагогов образовательного учреждения.
Учебный процесс, воспитательный процесс, учащиеся и педагоги школы.
Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:
2. классные руководители;
4. учителя физической культуры;
6. медицинские работники школы .
Основные методы и средства сбора и хранения информации
Основными методами и средствами диагностики здоровья учащихся являются:
1. е жегодный медицинский осмотр;
Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру, психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и должна быть доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.
1. Оформление паспорта здоровья для каждого класса (см . Приложение 8).
2. Определение уровня здоровья всех учащихся.
3. Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся.
4. Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровье».
5. Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).
Состав рабочей группы
В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:
медицинские работники школы;
Принятие управленческих решений
Управленческие решения принимает администрация. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является заместитель директора.
Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.
План проведения мониторинга
Собрание классных руководителей с учителями физкультуры и классными руководителями по выявлению замечаний, дополнений, предложений по мониторинговому исследованию
Разработка рекомендаций для создания здоровьесберегающей среды в ОУ
члены рабочей группы
Корректировка плана работы ОУ на следующий учебный год
Информирование коллектива о результатах мониторингового исследования
Критерии и показатели мониторинга здоровья учащихся
1. Количество уроков, пропущенных по болезни
2. Медицинские статистические данные:
Количество часто болеющих детей.
Распределение детей для занятий физкультурой по состоянию здоровья.
Количество детей с хроническими заболеваниями.
Количество детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.
Количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях: 1-4 кл. -5-9 кл. -10-11 кл.
Сколько детей охвачено оздоровительными мероприятиями и какими?
Контроль физического развития и двигательной подготовленности
медицинское обследование, анкетирование учащихся и родителей, тестирование учащихся, ведение классного журнала, мониторинг физической подготовленности учащихся
валеологическая кривая расписания;
количество учащихся в классе;
использование здоровьесберегающих технологий на уроке.
Гигиенические требования к расписанию уроков, комплектование классов, посещение уроков
число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (четверть, год);
время, затраченное на подготовку домашнего задания, их трудоемкость (по предметам, по четвертям, по параллелям)
Учебный план ОУ, проверка рабочих тетрадей учащихся.
легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления)
гибкость в переключении на новые способы и приемы работы
прочность сохранения освоенного материала
Теоретическая значимость программы
Состоит в том, что её результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования здорового образа жизни школьников на основе использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
Практическая значимость программы
Состоит в том, что отслеживание показателей здоровья учащихся в мониторинге позволит определить уровень здоровья всех школьников. Систематическое и своевременное внесение результатов в паспорт здоровья даст наглядную картину состояния здоровья учеников в классах, поможет выявить причины снижения уровня здоровья учащихся и выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, сэкономит время для оперативного нахождения требуемой информации по конкретному ученику.
Схема «Технология проведения мониторинга»
В приложениях 1-7 приведены примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Анкета для учащихся 1 – 11 классов « Мо ё здоровье»
Ф.И.О._______________________________________________ класс _______
Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Выберите несколько, наиболее подходящих именно Вам. Отметьте их крестиком в графе «ответы». Если вы выбрали ответ «другое» — напишите, что именно.
В ч ё м проявляется неблагополучие твоего здоровья?
2) Часто болит живот
3) Физические недостатки
4) Часто болит голова
5) Плохое настроение
6) Часто простываю
7) Плохой аппетит
8) Болезненный внешний вид
9) Боюсь сквозняков
От кого ты получаешь информацию о здоровье?
1) От специалистов, врачей
3) От учителей на уроке
4) От классного руководителя
5) От учителя физической культуры
6) От учителя ОБЖ
7) От одноклассников
8) Читаю специальную литературу
Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?
1) Хорошо отношусь к другим
2) Соблюдаю режим дня
3) Правильно питаюсь
4) Занимаюсь физкультурой
6) Стараюсь много двигаться
7) Сплю при открытой форточке
8) Мою руки перед едой
9) Ничего не делаю
Анкета для учащихся 1 – 11 классов «Мой режим дня»
Ф.И.О.__________________________________________________ класс _______
Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Проконтролируйте в течение недели свой режим дня, записывая каждый день продолжительность ночного сна, время выполнения домашнего задания и время, затраченное на прогулку. Подсчитайте среднее значение за неделю по всем тр е м вопросам. Выберите наиболее подходящее число из предложенных вариантов. Запишите в графе «ответы».
Какова продолжительность Вашего ночного сна в среднем за неделю?
3. От 10ч25м до 9ч30м
4. 10ч30м и боле
Сколько времени Вы тратите на выполнения домашних заданий в среднем за неделю?
2. 1ч30м и менее
3. От 1ч до 1ч30м
4. От 1ч35 м до 2ч
Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю?
2. 3ч30м и более
4. От 3ч55м до 3ч30м
5. От 3ч25м до 3ч
6. От 2ч55м до 2ч30м
Анкета для родителей «Здоровье моего реб е нка»
Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть да или нет .
Изменения физического развития и физической подготовленности учащихся также являются важными показателями здоровья на протяжении всей жизни.
Физическое развитие детей — это один из наиболее часто используемых обобщающих гигиенических показателей состояния здоровья и индикатор социального благополучия общества. Регулярное исследование физического развития детей и молодежи в образовательных учреждениях проводится на основании Приказа МО РФ от 15.03.2002 г. № 867 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Показатели физического развития школьников легко измеряются и дают много информации, особенно, если исследования проводятся регулярно (не менее 1 раза в год) и рассматриваются в динамике. Для анализа физического развития учащихся оценивают длину, массу тела, окружность грудной клетки и могут быть дополнены измерением кистевой динамометрии.
Физическая (двигательная) подготовленность. Для всех обследуемых учащихся проводятся общепринятые в практике физического воспитания тесты: бег 30 м, челночный бег 3×10 м, подтягивание на высокой перекладине для юношей и в висе лежа для девушек, прыжок в длину с места, 6-минутный бег. Учителя физической культуры имеют подробную инструкцию для проведения тестирования двигательной подготовленности. По результатам определения физического развития и физической подготовленности школьников заполняется следующая таблица:
Оценка изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни. Анализ знаний выпускников общеобразовательных школ показал, что практически каждый из них владеет информацией о здоровье и формирующих его факторах. Однако знания сами по себе не могут автоматически обеспечить в реальной жизни адекватное здоровьесберегающее поведение. Пока не будут сформированы определенные эмоционально-ценностные ориентации, а освоенные умения и навыки не станут привычкой, нормой поведения будет сохраняться возможность нездоровых проявлений в жизни человека.
Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.
Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»
Класс_______________ Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 20___г.
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе
с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из
перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
мыло □ зубная щетка □ полотенце для рук □
мочалка □ зубная паста □ шампунь □
тапочки □ полотенце для тела □
2. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а
другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
Источник