Меню

Мониторинг здоровья авторы кто

Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.

Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.

Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Разработать оптимальную структуру мониторинга;
  • Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
  • Разработать диагностический инструментарий.

Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями

Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.

Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.

Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:

  • соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
  • физическое здоровье-
  • психологическое
  • социальное

Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

  • группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
  • физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
  • наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.

По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:

  • Опорно-двигательного аппарата
  • Органов зрения
  • Органов дыхания
  • Органов пищеварения
  • Мочевой системы
  • Нервной системы
  • Сердечно-сосудистой системы

Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.

Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.

Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.

Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.

Читайте также:  Узи асафьева поэма здоровья

В задачи психологического мониторинга включены:

  • Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
  • изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
  • диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
  • выявление учебной мотивации;
  • выявление уровня тревожности;

Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.

  • Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
  • Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
  • Организация консультативной помощи учащимся, родителям.

Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.

Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.

Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.

Первое знакомство с ребенком я начинаю:

  • с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
  • изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.

Например:

  • Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
  • с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
  • логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
  • для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.

Из опыта работы:

Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.

Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.

Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

  • непосредственно процесса обучения,
  • процесса воспитания;
  • студий дополнительного образования;

и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.

Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.

Читайте также:  Ангелу злат венец вам доброго здоровья

Источник

Мониторинг здоровья
методическая разработка по теме

Материал представляет собой разработанный инструментарий для осуществления мониторинга здоровья в школе. Работа является одним из разделов мониторинга и оценки качества образования на основе выбранной модели СОКО ОУ.

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_zdorovya.doc 195.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:

Мешкова Евгения Александровна

Кучер Наталья Ивановна,

Ишимников Константин Викторович,

учитель физической культуры

Цели и задачи: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы, прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.

Выполняя Закон РФ «Об образовании», школа должна организовать контроль за осуществлением медицинского надзора и состоянием здоровья учащихся, Функцией образовательного учреждения должна стать функция оздоровления и охраны здоровья, развитие здорового образа жизни, поэтому мониторинг физического здоровья учащихся должен стать основанием для управления здоровьесберегающей деятельностью школы в целом.

I этап — Подготовительный этап (январь 2008 года – август 2008 года)

II этап — Практико-ориентированный (сентябрь 2008 года –май 2009 года)

III этап – Завершающий (июнь 2009 года – август 2009 года)

Мониторинг состояния здоровья учащихся осуществляется по трём направлениям:

оценка условий обучения, оценка физического развития, состояния здоровья, оценка двигательной подготовленности

Оценка условий обучения

Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся

Цели и задачи: организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений, разработка мер по оздоровлению микроклимата в школе.

Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха. В мониторинг уровня комфортности а школе входят вопросы по наблюдению и изучению организации питания, состояние микроклимата в учебных кабинетах, рекреациях в соответствии с нормами СанПиНа.

Составляется таблица оценивания организации питания.

Питающиеся в столовой

Составляется таблица оценивания школьных помещений.

анализ норм покраски стен

соблюдение воздушного режима

соблюдение санитарно-гигиенических норм

соответствия школьной мебели возрасту учащихся

правильность расстановки мебели

расположения классной доски

соблюдение техники безопасности

Собранная информация систематизируется, проводится анализ, выносится решение о состоянии школьной среды и разработка предложений по ее улучшению.

Организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения

Цели и задачи: отследить и проанализировать организацию учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения, внести своевременные коррективы в деятельность педагогического коллектива.

В мониторинг входят вопросы по изучению и анализу режима образовательного процесса.

По нормам СанПиНа

Не более 35 мин

Не более 45 мин

Число уроков в день

Плотность учебной работы

Ежедневная двигательная активность

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

(методика Н.К. Смирнова)

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест-анкеты для юношей. Из тест-анкеты для девушек исключается вопрос 6. На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы №11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8. Нередко читаю при плохом освещении лежа.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример; г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11—12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д. По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.

Зона риска ухудшения здоровья

Социально-экономические условия жизни учеников

Оценка социально-экономических условий жизни учеников

Выявление и учащихся из семей с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни, разработка и осуществление мер по поддержке этих учащихся.

Усовершенствование социального паспорта школы

Отслеживание занятости учащихся из семей с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни в школьных спортивных секциях, внешкольных спортивных клубах

Выявление и фиксация хронических заболеваний

учащихся, определение причин заболевания разработка и осуществление мер по поддержке здоровья этих учащихся.

Составляется таблица с указанием категорий семей с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни.

Общее кол-во учеников

количество и ФИО учеников

Из неполных семей

Детей из «группы риска»

С особыми образователь

Находящиеся под опекой

щиеся на попечи

Оценка физического развития, состояния здоровья

Физическое развитие учащихся

Цели и задачи: медицинское измерение физического развития учащихся (среднее, выше среднего, ниже среднего), анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка, разработка и принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Сбор информации, обработка данных, анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка и представление данных руководителю группы для дальнейшего анализа мониторинга осуществляет школьный медицинский работник.

Составляются таблицы оценивания физического развития учащихся.

Хронические болезни учащихся

Цели и задачи: выявление и фиксация хронических заболеваний

учащихся, определение причин заболевания, определение типа нервной

системы, определение групп здоровья, составление информационной базы

хронических заболеваний учащихся, разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся.

По данным профилактических осмотров, диспансеризации (проводится врачами-специалистами) и результатам анкетирования родителей учащихся (проводят классные руководители) школьным медицинским работником составляется информационная база о видах заболеваний учащихся (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, пищеварительного тракта, органов слуха, зрения и т.д.). Далее совместно с руководителем группы составляется общая картина состояния здоровья воспитанников школы: сколько учащихся можно считать практически здоровыми, сколько имеют те или иные отклонения в здоровье и нуждаются в оздоровительных мероприятиях, выявляются тенденции по уровню здоровья, проводится анализ динамики заболеваемости детей за несколько лет.

Анализ полученных в процессе мониторинга показателей физического здоровья (физической подготовленности и физического развития, заболеваемости учащихся) проводится на заседании школьного методического объединения учителей физкультуры и тренеров-педагогов дополнительного образования совместно с директором школы и школьным медицинским работником, где разрабатываются специально организованные коррекционные занятия физкультурой, программы для занятий в тренажерном зале, планы проведения дней здоровья, предложения по развитию связей с бассейном, со спорткомплексом, прогнозирование мер, направленных на расширение багажа знаний учащихся и их родителей в области сохранения и укрепления физического здоровья. .

Анкета для родителей на выявление хронических болезней учеников

Бывают ли у вашего ребёнка

Беспричинные головные боли, при волнении, после посещения школы.

Источник

Adblock
detector