Меню

Мониторинг среда здоровье человека

Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее — мониторинг).

В свете последней редакции закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, а также Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» и от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности» социально-гигиенический мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения — наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

  • биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные);
  • химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
  • физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
  • социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
  • природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно- следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Задачи и функции отдела

1. Организует систему наблюдения и сбора информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;

2. Организует и контролирует формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в том числе передачу данных в сроки с огласно приказу Роспотребнадзора о сборе данных социально-гигиенического мониторинга;

Читайте также:  Как можно беречь свое здоровье

3. Организует и контролирует формирование информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга в Калужской области;

4. Организует взаимодействие с организациями — участниками социально-гигиенического мониторинга по обмену информацией о состоянии здоровья населения и среды обитания;

5. Осуществляет политику единства и преемственности в программно-аппаратном обеспечении социально-гигиенического мониторинга;

6. Формирует материалы социально-гигиенического мониторинга для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, информационных бюллетеней и аналитических справок;

7. Разрабатывает методические материалы по ведению социально-гигиенического мониторинга;

8. привлекает в установленном порядке научные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов для проработки вопросов ведения социально-гигиенического мониторинга.

9. Осуществляет на основании заключительного анализа представленных данных и аналитических материалов первичного анализа: — выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека; — прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на территории Калужской области; — определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов среды обитания на здоровье населения.

10. Организация и участие в проведении научно-исследовательских работ по данному направлению деятельности.

11. Подготовка предложений по совершенствованию кадрового, программного и аппаратно-технического обеспечения социально-гигиенического мониторинга.

12. Участие в процессе подготовки кадров по вопросам социально-гигиенического мониторинга.

Источник

Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.

Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.

Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Разработать оптимальную структуру мониторинга;
  • Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
  • Разработать диагностический инструментарий.

Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями

Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.

Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.

Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:

  • соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
  • физическое здоровье-
  • психологическое
  • социальное

Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».

Читайте также:  День борьбы с туберкулезом ромашка здоровья

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

  • группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
  • физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
  • наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.

По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:

  • Опорно-двигательного аппарата
  • Органов зрения
  • Органов дыхания
  • Органов пищеварения
  • Мочевой системы
  • Нервной системы
  • Сердечно-сосудистой системы

Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.

Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.

Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.

Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.

В задачи психологического мониторинга включены:

  • Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
  • изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
  • диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
  • выявление учебной мотивации;
  • выявление уровня тревожности;

Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.

  • Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
  • Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
  • Организация консультативной помощи учащимся, родителям.

Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.

Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.

Читайте также:  Функциональные показатели здоровья ребенка

Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.

Первое знакомство с ребенком я начинаю:

  • с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
  • изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.

Например:

  • Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
  • с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
  • логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
  • для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.

Из опыта работы:

Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.

Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.

Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

  • непосредственно процесса обучения,
  • процесса воспитания;
  • студий дополнительного образования;

и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.

Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.

Источник

Adblock
detector