Меню

Мониторинг состояния здоровья учащихся их физического развития

ПРОГРАММА «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по физкультуре на тему

Состояние физического здоровья школьников

Скачать:

Вложение Размер
Программа и результаты мониторинга состояния физического здоровья школьников. 192.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 136»

«СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор: Слищенко Г.М., учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория

В настоящее время для общества актуален вопрос о состоянии здоровья молодежи. За последние годы в России обострилась ситуация с состоянием здоровья населения. По статистическим данным ВОЗ, 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников школ можно назвать здоровыми. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет – на 18%. На этом фоне снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Существующее положение актуализировало работу по реализации мониторинговых исследований в различных сферах деятельности и на различных уровнях, в том числе и в сфере физической культуры с целью повышения эффективности процесса физического воспитания учащейся молодежи.

Мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи — это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдения за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья как для индивида, так и для группы индивидов.

Целью исследования является анализ результатов мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников МАОУ «СОШ №136».

Согласно федеральному закону об образовании в РФ № 273- ф3 от 29.12.2012 г., реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с планом модернизации общего образования (распоряжение правительства РФ от 27.02.2010 № 246-р), в соответствии с которым в 2013-2014 учебном году в общеобразовательном учреждении будет проведен мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся.

1. Определение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школы.

2. Проведение анализа динамики физической подготовленности респондентов и обработка в виде цифровых данных и графическом

3. Создание индивидуальных программ и рекомендаций для учащихся по организации физической подготовки с учетом физического развития.

1. Комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов

под редакцией В.И. Лях М.: Просвещение, 2013.

2. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным

развитием двигательных способностей» В.И. Лях, Г.Б. Мейксон.: Просвещение, 1993.

3. Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми» Пермь 2008.

4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

5. Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ф3 от 29.12.2012 г.

6. Таблицы САНПИНа по обработке результатов физического развития.

7. Таблицы для заполнения результатов обследования (приложения)

Состав группы по проведению мониторинга :

учителя физической культуры –

Мелихов В.С., Слищенко Г.М., Солдатенков А.Н.;

медицинский персонал школы – Андреева Г.П.;

учитель информатики – Самосушев В.Л.

Руководитель группы: Слищенко Г.М.

Объект исследования : учащиеся 4,9,11 классов МАОУ «СОШ №136»

1. Определить состояние здоровья учащихся по определению физкультурной группы /данные медицинского осмотра (сентябрь).

2. Определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий) по индексу массы тела (И.М.Т.- отношение массы тела к росту).

Данные медицинского осмотра на начало учебного года (сентябрь)

Согласно таблице антропометрических показателей определяют уровень физического развития.

Средний уровень (нормальное соотношение массы и длины тела) составляет

для 4 класса (9-10 лет) 15.5-18.8

9 класса (14-15 лет) юноши – 18.2-21.2

11 класса (16-17 лет) юноши – 19.5-22.9

Показатели выше диапазона средних показателей соответствуют высокому уровню физического развития, а ниже – низкому.

3. Мониторинг физической подготовленности учащихся по развитию кондиционных качеств:

1) быстрота – бег на короткие дистанции: 4 кл.-30м.,9кл.-60м.,11кл.-100м.;

2) скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места;

3) сила – подтягивание на перекладине из виса (юноши);

подъём туловища из положения лежа за 30 сек. (девушки);

4) выносливость – бег в 1000м.

Прием тестов физической подготовленности проводится 2 раза в год (сентябрь, май) учителями физической культуры.

4. Обработка результатов исследования.

5. Выводы и рекомендации учащимся и педагогам.

I. Физкультурная группа.

Учащиеся, прошедшие школьный медицинский осмотр в начале учебного

года подразделяются на три «Физкультурные группы»

  1. Основная: к ней относятся учащиеся практически здоровые, не имеющие

заболеваний и выполняющие программу по физической культуре в полном объёме.

  1. Подготовительная: к этой группе относятся учащиеся имеющие хронические заболевания различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, половой) и выполняющие программу по физической культуре с ограничением тех упражнений и тестов которые им противопоказаны.
  2. Специальная: к этой группе относятся учащиеся имеющие серьёзные заболевания и освобождённые от практических занятий. Но некоторые учащиеся с разрешения родителей посещают уроки физической культуры и выполняют практические задания доступные им.
  1. Определить индекс массы тела (вес разделить на квадрат роста).
  2. По таблице определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий).
  3. Сопоставить в % уровень развития по половому признаку у мальчиков и девочек.
  4. Сопоставить в % уровень развития в начальном, среднем и старшем звене.

III. Физическая подготовленность.

  1. провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося по каждому тесту на конец учебного года по следующим заданиям:
  • бег на короткие дистанции;
  • прыжок в длину с места;
  • подтягивание на перекладине (мал), упражнение на пресс (дев);
  • бег1000м.
  1. провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося по 4 тестам на конец учебного года.
  2. Выводы и рекомендации для учащихся и учителей.

Значение внедрения системы мониторинга

— вооружение каждого учащегося алгоритмом отслеживания своего физического состояния;

— повышение интереса к занятиям.

— определение уровня физической подготовленности каждого учащегося, в том числе и ее динамику, двигательный возраст, динамику и оценку всего класса, позволяет дублировать протокол.

Для преподавателей физической культуры:

— освобождение от рутинной работы по обсчету, хранению и анализу результатов тестирования каждого школьника, класса;

— повышение интереса учащихся к тестированию и самостоятельной тренировке;

— упрощение отслеживания динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося;

— объективный критерий оценки собственной работы, позволяющий вносить в нее коррективы.

— представляются протокол класса, динамика и оценка каждого учащегося, рассчитывается рейтинг учащихся, классов в школе.

Для директора или завуча школы:

— повышение информированности при принятии административных решений;

Программа позволяет решать следующие задачи:

  • осуществлять мониторинг изменений, происходящих в морфофункциональном развитии, физической подготовленности и других компонентах здоровья как отдельного обследуемого, так и возрастных, половых и других группах школьников в течение всего периода пребывания в образовательном учреждении;
  • получать целостное многостороннее представление о функциональном состоянии организма школьников, о симптомах патологических изменений, происходящих в организме, а в ряде случаев и о наличии конкретных заболеваний;
  • оперативно обрабатывать первичную информацию о различных компонентах здоровья и представлять количественную и качественную их оценку;
  • на основе анализа полученных данных предлагать индивидуальные рекомендации по организации физической подготовки с учетом особенностей телосложения школьников и поставленных оздоровительных задач;
  • выполнять статистическую обработку полученных данных и представление в цифровых выражениях и наглядном графическом изображении.

1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. — М.: Советский спорт, 2005. — 126 с.

2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

3. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.№ 916 // Российская газета. — 2002. — 12 янв.

4. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. — М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.

5. Уильямс Д. Система мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы, 1995. — № 1. — С. 36-41.

6. http: // www.rian. ru/society/20110225/33887766.html.

7. http: // www.sport28.ru.

Таблица оценки тестов учащихся по физической подготовленности согласно документу «Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми»

Источник

Мониторинг здоровья
статья по физкультуре на тему

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа 75.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья учащихся МБОУ «Новочадовская СОШ»

В МБОУ «Новочадовская СОШ» согласно Федеральным требованиям у ОУ в части охраны здоровья учащихся, воспитанников, утверждённому приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» проведён мониторинг здоровья учащихся по следующим направлениям:

• Мониторинг физического состояния здоровья.

• Мониторинг групп здоровья и заболеваемости учащихся.

• Мониторинг часто болеющих детей и детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

• Мониторинг предпочтений юношей и девушек в спортивных занятиях второй половины дня.

• Мониторинг поведенческих рисков среди учащихся 12-15 лет: вредные привычки, отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам.

• Мониторинг травматизма учащихся

• физкультурные минутки во время уроков;

• физкультурные занятия в кружках;

Мониторинг здоровья обучающихся осуществляется классными руководителями и фельдшером Новочадовского ФАПа.

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов диспансеризации, статистической медицинской отчетности, анализ распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на состояние здоровья.

Обследования, проведенные в 2011 г., в которых приняли участие 42 чел. – 100% обучающихся, показали, что здоровых детей – 25 (54.3%), больных детей – 21 (45.7%).В 2012 г. из 39 чел. — здоровых детей -10 (25.6%), больных детей – 29 (74.4%)

Результаты обследования здоровья обучающихся в 2012-2013 учебном году.

Качественная оценка уровня здоровья обучающихся

Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста.

Хорошее функциональное состояние, высокий уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных слабых звеньев.

Удовлетворительный уровень резервов здоровья и работоспособности.

Неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких «слабых» систем жизнеобеспечения.

Было бы ошибкой видеть причину ухудшения здоровья школьников исключительно в экономических трудностях страны или недостатках факторов здоровьесберающего пространства образовательного учреждения. Наряду с факторами экономического, экологического, медицинского и организационного характера, на ситуацию в значительной мере влияют факторы социокультурные: система ценностных ориентаций, сложившиеся в семье стереотипы и модели поведения, культурные традиции. Установлено, что состояние здоровья человека на 70-80 % зависит от индивидуального образа жизни.

За последние годы в школе особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся, что является важным условием физкультурно–оздоровительной работы. Проводятся третий урок физкультуры, спортивные секции, внутришкольные, районные, республиканские спортивные соревнования. При проведении уроков физической культуры учитываются группы здоровья детей, а так же оценка их физического развития

Группы здоровья обучающихся.

Сравнительный анализ распределения учащихся школы по группам здоровья показывает, что данные величины не являются стабильными; заметно уменьшилось количество учащихся второй группы здоровья на 8.7%, количество учащихся отнесённых ко 3 группе колеблется в диапазоне 9.5 – 15.4 %.

В соответствии с нормативными актами во вторую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие. Дети, входящие во вторую группу здоровья требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

К третьей группе здоровья относятся 6 чел. (15.4 % обучающихся) с 1 по 9 классы в 2012-2013 учебном году, в прошлом году таких детей было так же 4 чел. (9.5 %), произошёл рост на 5.9 %.

Анализ результата диспансеризации 2012-2013 учебном году показал, что у учащихся школы имеются следующие хронические заболевания :

Болезни сердца и сосудов

Болезни желудочно-кишечного тракта

Болезни опорно-двигательного аппарата

Болезни органов зрения, глаза и его придаточного аппарата

Болезни эндокринной системы

Анализируя результат диспансеризации учащихся, мы делаем вывод, что за последние три года, число здоровых детей уменьшилось на 18.5%, а количество учащихся, у которых выявлены заболевания возросло на 9.9 %.

Анализ острой заболеваемости по показателю кратности заболеваний выявил, что большинство школьников болеют эпизодически 2-3 раза в год. Число часто и длительно болеющих школьников колеблется от 3% до 6%. Основные заболевания детей: ангина, ОРВИ.

Если в 2011-2012 учебном году пик заболеваемость ОРВИ пришелся на октябрь, ноябрь 2011 г., то в 2012 2013 учебном году октябрь, декабрь, причём в декабре больше почти в 2 раза. Анализ показывает, что рост заболеваемости наблюдается чаще в конце осени и в начале весны, поэтому медицинский работник ФАПа с. Новочадово проводит добровольную (с согласия родителей/законных представителей) вакцинацию учащихся.

Мониторинг посещения учебных занятий 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов.

Всего пропущено/в среднем на одного ученика

По болезни/ в среднем на одного ученика

По уважительным причинам (указать) / в среднем на одного ученика

Без уважительных причин/ в среднем на одного ученика

Проанализировав мониторинг посещения учащимися учебных занятий 2012-2013 и 2013 — 2014 учебных годов можно сделать вывод, что общее количество пропущенных уроков в нынешнем учебном году не увеличилось , по болезни увеличилось на 57%. Такой скачек прежде всего, связано с тем, что пик ОРВИ в этом учебном году пришёл на ноябрь и декабрь.

Факторы, формирующие здоровьесберегающее пространство школы.

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимо лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве. Наше образовательное учреждение имеет необходимую материальную, учебно-методическую и кадровую базу, позволяющую проводить мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников. Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 . Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в образовательном учреждении является предметом особой заботы директора школы и Управляющего совета. На уроках физической культуры укрепляются естественные факторы здоровья организма человека и, как правило, используются сопутствующие факторы – воздуха, солнца, воды, т.к. значительная часть занятий проходит на спортивной площадке школы. В системе проводится спортивно-оздоровительная работа: Дни здоровья, спортивные соревнования и праздники, физкультминутки (по мере необходимости), утренняя зарядка, «Спортивная суббота». В учебное и каникулярное время работают спортивные секции и творческие объединения, которые укрепляют здоровье школьников; оптимальным сочетанием считается выбор двух направлений: одного спортивного, второго творческого, интеллектуального.

На основании договора с МБУЗ «Атюрьевская ЦРБ» по медицинскому обслуживанию учащихся и работников школы ежегодно специалистами-медиками по плану осуществляются медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся, по необходимости проводятся прививки.

Регулярно проводятся инструктажи педагогов и учащихся по технике безопасности, противопожарной безопасности, учебные тренировки по отработке действий в чрезвычайных ситуациях (ежеквартально). С требованиями техники безопасности учителя знакомят детей при проведении уроков трудового обучения, физической культуры, физики, информатики, химии, биологии, также инструктажи проводят классные руководители при проведении массовых и выездных мероприятий и перед началом школьных каникул.

Все учащиеся школы в 2012-2013 учебном году получают горячее питание, учащиеся 1-го и 2-го классов 2-х разовое питание.

Учреждение оборудовано пищеблоком, оснащенным необходимым технологическим оборудованием. Полностью укомплектован штатный состав работников кухни. Хранение продуктов и приготовление питания для детей школьного возраста в образовательном учреждении проходит в соответствии с нормами Сан ПиН 2.4.5.2409-08. Имеется договор на поставку продуктов

Школьная столовая работает в режиме питания по 10-ти дневному циклическому меню для обучающихся .

В течение всего учебного года проводилась витаминизация.

Ведется систематическая работа по санитарно-гигиеническому просвещению, профилактике вредных привычек среди учащихся школы, основанная на развитии мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни.

Положительные результаты в здоровьесбережении школьников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников образовательного учреждения и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми и добросовестном выполнении рекомендаций. Ежегодно в школе проводится исследования по наличию у учащихся вредных привычек , употребления ПАВ

Мониторинг употребления ПАВ в МБОУ «Новочадовская СОШ» в 2012/2013 уч. г.

Источник

Читайте также:  Моральный ущерб за причинение вреда здоровью средней тяжести сколько
Adblock
detector