Меню

Мониторинг состояния здоровья учащихся это

Мониторинг здоровья
статья по физкультуре на тему

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа 75.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья учащихся МБОУ «Новочадовская СОШ»

В МБОУ «Новочадовская СОШ» согласно Федеральным требованиям у ОУ в части охраны здоровья учащихся, воспитанников, утверждённому приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» проведён мониторинг здоровья учащихся по следующим направлениям:

• Мониторинг физического состояния здоровья.

• Мониторинг групп здоровья и заболеваемости учащихся.

• Мониторинг часто болеющих детей и детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.

• Мониторинг предпочтений юношей и девушек в спортивных занятиях второй половины дня.

• Мониторинг поведенческих рисков среди учащихся 12-15 лет: вредные привычки, отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам.

• Мониторинг травматизма учащихся

• физкультурные минутки во время уроков;

• физкультурные занятия в кружках;

Мониторинг здоровья обучающихся осуществляется классными руководителями и фельдшером Новочадовского ФАПа.

Мониторинг — целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов диспансеризации, статистической медицинской отчетности, анализ распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на состояние здоровья.

Обследования, проведенные в 2011 г., в которых приняли участие 42 чел. – 100% обучающихся, показали, что здоровых детей – 25 (54.3%), больных детей – 21 (45.7%).В 2012 г. из 39 чел. — здоровых детей -10 (25.6%), больных детей – 29 (74.4%)

Результаты обследования здоровья обучающихся в 2012-2013 учебном году.

Качественная оценка уровня здоровья обучающихся

Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста.

Хорошее функциональное состояние, высокий уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных слабых звеньев.

Удовлетворительный уровень резервов здоровья и работоспособности.

Неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких «слабых» систем жизнеобеспечения.

Было бы ошибкой видеть причину ухудшения здоровья школьников исключительно в экономических трудностях страны или недостатках факторов здоровьесберающего пространства образовательного учреждения. Наряду с факторами экономического, экологического, медицинского и организационного характера, на ситуацию в значительной мере влияют факторы социокультурные: система ценностных ориентаций, сложившиеся в семье стереотипы и модели поведения, культурные традиции. Установлено, что состояние здоровья человека на 70-80 % зависит от индивидуального образа жизни.

За последние годы в школе особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся, что является важным условием физкультурно–оздоровительной работы. Проводятся третий урок физкультуры, спортивные секции, внутришкольные, районные, республиканские спортивные соревнования. При проведении уроков физической культуры учитываются группы здоровья детей, а так же оценка их физического развития

Группы здоровья обучающихся.

Сравнительный анализ распределения учащихся школы по группам здоровья показывает, что данные величины не являются стабильными; заметно уменьшилось количество учащихся второй группы здоровья на 8.7%, количество учащихся отнесённых ко 3 группе колеблется в диапазоне 9.5 – 15.4 %.

В соответствии с нормативными актами во вторую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно-психическое развитие. Дети, входящие во вторую группу здоровья требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

К третьей группе здоровья относятся 6 чел. (15.4 % обучающихся) с 1 по 9 классы в 2012-2013 учебном году, в прошлом году таких детей было так же 4 чел. (9.5 %), произошёл рост на 5.9 %.

Анализ результата диспансеризации 2012-2013 учебном году показал, что у учащихся школы имеются следующие хронические заболевания :

Болезни сердца и сосудов

Болезни желудочно-кишечного тракта

Болезни опорно-двигательного аппарата

Болезни органов зрения, глаза и его придаточного аппарата

Болезни эндокринной системы

Анализируя результат диспансеризации учащихся, мы делаем вывод, что за последние три года, число здоровых детей уменьшилось на 18.5%, а количество учащихся, у которых выявлены заболевания возросло на 9.9 %.

Анализ острой заболеваемости по показателю кратности заболеваний выявил, что большинство школьников болеют эпизодически 2-3 раза в год. Число часто и длительно болеющих школьников колеблется от 3% до 6%. Основные заболевания детей: ангина, ОРВИ.

Если в 2011-2012 учебном году пик заболеваемость ОРВИ пришелся на октябрь, ноябрь 2011 г., то в 2012 2013 учебном году октябрь, декабрь, причём в декабре больше почти в 2 раза. Анализ показывает, что рост заболеваемости наблюдается чаще в конце осени и в начале весны, поэтому медицинский работник ФАПа с. Новочадово проводит добровольную (с согласия родителей/законных представителей) вакцинацию учащихся.

Мониторинг посещения учебных занятий 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов.

Всего пропущено/в среднем на одного ученика

По болезни/ в среднем на одного ученика

По уважительным причинам (указать) / в среднем на одного ученика

Без уважительных причин/ в среднем на одного ученика

Проанализировав мониторинг посещения учащимися учебных занятий 2012-2013 и 2013 — 2014 учебных годов можно сделать вывод, что общее количество пропущенных уроков в нынешнем учебном году не увеличилось , по болезни увеличилось на 57%. Такой скачек прежде всего, связано с тем, что пик ОРВИ в этом учебном году пришёл на ноябрь и декабрь.

Факторы, формирующие здоровьесберегающее пространство школы.

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимо лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве. Наше образовательное учреждение имеет необходимую материальную, учебно-методическую и кадровую базу, позволяющую проводить мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников. Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 . Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в образовательном учреждении является предметом особой заботы директора школы и Управляющего совета. На уроках физической культуры укрепляются естественные факторы здоровья организма человека и, как правило, используются сопутствующие факторы – воздуха, солнца, воды, т.к. значительная часть занятий проходит на спортивной площадке школы. В системе проводится спортивно-оздоровительная работа: Дни здоровья, спортивные соревнования и праздники, физкультминутки (по мере необходимости), утренняя зарядка, «Спортивная суббота». В учебное и каникулярное время работают спортивные секции и творческие объединения, которые укрепляют здоровье школьников; оптимальным сочетанием считается выбор двух направлений: одного спортивного, второго творческого, интеллектуального.

На основании договора с МБУЗ «Атюрьевская ЦРБ» по медицинскому обслуживанию учащихся и работников школы ежегодно специалистами-медиками по плану осуществляются медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся, по необходимости проводятся прививки.

Регулярно проводятся инструктажи педагогов и учащихся по технике безопасности, противопожарной безопасности, учебные тренировки по отработке действий в чрезвычайных ситуациях (ежеквартально). С требованиями техники безопасности учителя знакомят детей при проведении уроков трудового обучения, физической культуры, физики, информатики, химии, биологии, также инструктажи проводят классные руководители при проведении массовых и выездных мероприятий и перед началом школьных каникул.

Все учащиеся школы в 2012-2013 учебном году получают горячее питание, учащиеся 1-го и 2-го классов 2-х разовое питание.

Учреждение оборудовано пищеблоком, оснащенным необходимым технологическим оборудованием. Полностью укомплектован штатный состав работников кухни. Хранение продуктов и приготовление питания для детей школьного возраста в образовательном учреждении проходит в соответствии с нормами Сан ПиН 2.4.5.2409-08. Имеется договор на поставку продуктов

Школьная столовая работает в режиме питания по 10-ти дневному циклическому меню для обучающихся .

В течение всего учебного года проводилась витаминизация.

Ведется систематическая работа по санитарно-гигиеническому просвещению, профилактике вредных привычек среди учащихся школы, основанная на развитии мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни.

Положительные результаты в здоровьесбережении школьников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников образовательного учреждения и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми и добросовестном выполнении рекомендаций. Ежегодно в школе проводится исследования по наличию у учащихся вредных привычек , употребления ПАВ

Мониторинг употребления ПАВ в МБОУ «Новочадовская СОШ» в 2012/2013 уч. г.

Источник

Методология и принципы мониторинга здоровья учащихся и студентов

Сложнейшие социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, как в фокусе, выявили ряд негативных явлений, влияющих на состояние здоровья и качество жизни населения России. По демографической оценке численность населения, особенно в Сибири, несмотря на приток беженцев из ближнего зарубежья, уменьшается, коэффициент рождаемости (10,7%о) самый низкий, а коэффициент смертности (12,2%о) — самый высокий со времен Великой Отечественной войны. В России наблюдается превышение смертности над рождаемостью, происходит старение населения вследствие уменьшения количества детского населения. Всего лишь около 15 процентов детей рождаются здоровыми. Доля здоровых детей в школах составляет менее 20 процентов. За годы обучения в школе в 10 раз увеличивается число детей с нарушениями зрения, до 70 процентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в 4 раза возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза — с заболеваниями органов пищеварения и т.д. За последние 5 лет число детей-инвалидов увеличилось в 2,4 раза. Более 60 процентам девочек-подростков необходимо внимание гинекологов. Более половины юношей призывного возраста нуждаются в отсрочке от призыва в армию по состоянию здоровья.

Среди старших школьников число курящих достигает 70 процентов, часто употребляющих алкоголь — 30 процентов, прогрессивно растет количество наркоманов и токсикоманов: по материалам общественных орга-низаций эта цифра приближается к 2 млн. Растет детская и подростковая преступность, проституция.

Более 60 процентов студентов средних и высших учебных заведений страдают хроническими заболеваниями разной нозологии; 80-85 процентов преподавателей школ и вузов нуждаются в коррекции здоровья [4]. Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация со здоровьем населения, особенно детей и подростков, требует коренного перелома, поскольку именно подрастающее поколение определяет качество кадрового потенциала, будущее экономики страны, ее обороноспособность, здоровье будущих поколений россиян.

Надежды на современную медицину и систему здравоохранения, как панацею, обеспечивающую здоровье, не обоснованы. Дело в том, что уровень организации медицинского обслуживания лишь на 8-10 процентов влияет на физическое и психическое благополучие. Более того, в условиях дефицита финансирования, современная медицина все более из профилактической превращается в лечебную.

В этой связи, большое значение приобретает скрининг диагностика состояния здоровья детей и молодежи в процессе обучения для профилактики нарушений физического и психического состояний.

В основу методологического подхода оценки здоровья учащихся и студентов положены следующие основополагающие принципы: 1) здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [3]. Это определение базируется на представлении о целостности организма и его компонентов, которые характеризуют возможности и способности личности удовлетворять свои биологические, духовные и социальные потребности при совершенной адаптации к внешним экологическим и социальным условиям. Основываясь на медико-биологических позициях, мы высказали следующее определение: «Здоровье – способность организма сохранять гомеостаз в условиях полной адаптации к внешним факторам» [1]. Такой подход позволяет оценивать здоровье с помощью доступных для исследования показателей.

2) Уровень здоровья можно оценить количественно, если принять за основу величину резервных возможностей организма, обеспечивающих сохранение гомеостаза его внутренней среды при адаптации к постоянно меняющимся условиям внешнего мира (или нагрузкам) [2]. В этой связи можно использовать различные нагрузочные пробы, позволяющие выявить объем резервных возможностей разных систем и всего организма в целом.

3) Организм и среда его обитания являются единым целым, что обусловливает взаимные влияния друг на друга. Модель такого холистического подхода представлена на рис. 1.

4) Детский организм находится в постоянном развитии, поэтому параметры, характеризующие его здоровье, в онтогенезе изменяются. Поэтому при оценке здоровья детей и подростков необходимо учитывать не только наличие или отсутствие имеющихся заболеваний, но в первую очередь динамику процессов.

5) При характеристике здоровья важен интегративный подход, учитывающий динамику физического развития, функционального, психо-эмоционального состояния организма и индивидуально-типологический статус человека. Эти принципы легли в основу разработанного нами мониторинга здоровья учащихся и студентов. Мониторинг здоровья – это динамическая скрининг диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и наследственности, определяющих жизнеспособность организма. Мониторинг здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физических, психофизиологических и психологических параметров, которые могут быть количественно измерены, например, росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, так как объективно отражают состояние здоровья субъекта, позволяют сопоставлять показатели в динамике онтогенеза и между разными группами, а также прогнозировать его развитие на перспективу.

Цель мониторинга: на основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма учащихся и студентов обеспечить:

— Сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения;

— Профессиональную ориентацию учащихся для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии;

— Оценку индивидуальных психофизиологических, характерологических, типологических и личностных особенностей студентов для коррекции и развития профессионально значимых качеств;

— Оценку здоровьесохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения; — Индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса; Мониторинг здоровья учащихся включает следующие параметры:

— оценка физического развития;

— оценка функционального состояния и физической подготовленности; — оценка уровня социально-психологической адаптации к школе; — отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; — оценка уровня тревожности; — оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной); — оценка нейродинамических свойств нервной системы, позволяющая судить о состоянии нервных процессов; — квалификационная характеристика школы, характеризующая уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения. Для мониторинга здоровья студентов выделены следующие показатели: — оценка физического развития; — оценка функционального состояния и физической подготовленности; — самооценка психических состояний;

— оценка социально-психологической адаптированности; — оценка функциональной асимметрии мозга;

— оценка уровня мотивации к успеху; — отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

— оценка уровня стрессоустойчивости;

— оценка уровня тревожности;

— оценка уровня конфликтности;

— диагностика состояния агрессии;

— оценка уровня невротизации, психопатизации;

— оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной);

— определение умственной работоспособности;

— оценка нейродинамических свойств нервной системы: сенсомоторные реакции, реакции на движущийся объект.

Понятно, что перечень показателей, используемых для мониторинга, может быть адаптирован для каждого учебного заведения в зависимости от кадрового и материально-технического потенциала. Оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным показателям, не дает целостного представления. Необходима интеграция отдельных параметров с целью получения суммарного количественного показателя (индекса) здоровья. Для этого может быть использован балльный вариант пересчета «сырых» показателей в стандартизованные с учетом возраста, пола, региона проживания, типа конституции и нормативных значений. Создание компьютерной базы исследованных показателей чрезвычайно важно для определения не только индивидуальной динамики, но и популяционных изменений, лежащих в основе прогнозирования демографической ситуации и здоровья будущих поколений. На основе этих принципов нами разработан компьютерные варианты методик комплексной оценки здоровья учащихся и студентов (Регистрационные свидетельства № 0320800711 от 27 марта 2008 г. и № 0320801703 от 18 августа 2008 г., выданные Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации г. Москва) – электронные паспорта здоровья.

Все результаты сохраняются в базе данных и могут быть востребованы в любом формате (по полу, возрасту и т.д.) Достоинством электронных паспортов здоровья является:

• Интегративный подход к здоровью как системному состоянию, включающему показатели физического, психического и социального уровней;

• Компьютеризация всех данных, что позволяет создать банк здоровья различных возрастно-половых и профессиональных групп;

• Количественное выражение показателей, обеспечивающее возможность динамического наблюдения и сопоставления уровня здоровья различных групп, образовательных учреждений, районов, т.д.;

• Относительная простота обследования, не требующая дорогостоящего оборудования; • Возможность передачи результатов обследования через Интернет;

• Вовлечение субъекта в сам процесс обследования, что повышает его личную заинтересованность в сохранении и развитии здоровья.

• Возможность прогнозировать риск развития девиантного поведения, своевременно выявлять психо-соматические нарушения и осуществлять их коррекцию.

1. Айзман Р.И. Валеология – синтез медицины и педагогики // Вестник Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранение Сибири». 2000. №1. С.45-56.

2. Айзман Р.И. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья. // Физиологические основы здоровья. / Под ред. Айзмана Р.И., Тернера А.Я. -Новосибирск: изд-во «Лада». 2001г. – С. 19-35.

3. ВОЗ: Устав. — Женева,1968. С.1

4. Труфакин В.А. Предисловие. // Физиологические основы здоровья. / Под ред. Айзмана Р.И., Тернера А.Я. — Новосибирск: изд-во «Лада». 2001г. – С. 5-6.

Источник

Читайте также:  Вреден ли ппу утеплитель для здоровья
Adblock
detector