«Мониторинг и профилактика здоровья старших школьников в средней школе №5»
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.rar | 2.46 МБ |
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная и курсовая работа по методике преподавания иностранного языка.
В статье предложена система мероприятий, создающих комфортные условия для самореализации учащихся и развития их коммуникативной и здоровьесберегающей компетенции.
Доклад в рамках МО учителей математики и информатики.
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. Употребление алкоголя и табака неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения.
Неумение выразить собственное мнение с аргументацией во втором, третьем и четвертом абзацах при выполнении письменного высказывания с элементами рассуждения (эссе) на иностранном языке остается по-пре.
Аргументированное письмо/говорение учащегося подтверждает его сформированные умения последовательно, логично излагать свои мысли. Письменное высказывание с элементами рассуждения на иностранном я.
Основная цель экологического воспитания — формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле, чувс.
Источник
Мониторинг состояния здоровья школьников старших классов по антропометрическими медико-биологическим показателям
Главная > Реферат
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза Кировской области
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
ученица 10А класса
1.1 Физическое развитие — важный показатель здоровья ………………….. 4
1.2 Закономерности роста и развития организма……………………………..5
II. Методика исследования. 7
III. Результаты исследования и их обсуждения…………………………….9
Библиографический список ……………………………………………………15
Физическое развитие каждого человека считается одним из важнейших критериев, отражающих состояние здоровья детского населения. Оно рассматривается и как критерий качества окружающей среды, т.к. показатели физиологического развития весьма динамичны и зависят от характера питания, условий быта и главным образом от времени проведённого в школе, поэтому и тема моей исследовательской работы «Мониторинг состояния школьников старших классов по антропометрическим и медико-биологическим показателям».
Ежегодно школьники заканчивают 11 класс, но не все ученики выходят из школы здоровыми, т.к. многие страдают недостатками в показателях, которые выбраны мной в работе. Любое нарушение в деятельности организма обязательно отразится в будущем каждого. Поэтому эта тема актуальна в наше время.
В Кировской области ежегодно проводятся исследования по изучению здоровья учеников среди разных школ. В результате этого выясняется, что 66% имеют нормальное состояние здоровья, а у34% наблюдаются разные отклонения.
Вследствие этого, я и решила провести такое же исследование, только в своём классе-10А, а полученный результат я сравню с показателями этих же учеников, только в 5 классе. Здесь и увижу, как изменилось здоровье ребят за несколько лет, и выявлю причины его нарушения в школе.
ЦЕЛЬ: исследование состояния здоровья школьников
10А класса по антропометрическим и медико-биологическим показателям в
ЗАДАЧИ: 1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Подобрать методики;
3. Провести исследование по антропометрическим и медико-биологическим показателям;
4. Проанализировать полученные результаты;
5. Сделать выводы и дать рекомендации.
ГИПОТЕЗА: Я предполагаю, что состояние здоровья школьников 10А класса по некоторым антропометрическим и медико-биологическим показателям изменилось в худшую сторону в период 2004-2009 г.г.
ПРОБЛЕМА: желательно, чтобы физическое здоровье выпускников
школы соответствовало нормативам, но условия обучения в нашей школе не
ОБЪЕКТ: состояние здоровья школьников.
ПРЕДМЕТ: показатели здоровья.
I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Физическое развитие — важный показатель здоровья.
Физиология- это наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основными показателями физического развития являются длина тела, масса и окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами , а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила) и соматоскопических показателей (развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребенка.
Оценку физического развития производят по местным, или региональным, таблицам — стандартам физического развития либо по специально составленным оценочным таблицам (шкалам регрессии массы тела и окружности грудной клетки по росту), опираясь на указанные параметры.
Сезонность и индивидуальные особенности темпа увеличения длины и массы тела от осени к осени диктуют необходимость проведения антропометрических исследований в одни и те же периоды календарного года. Самый интенсивный продольный рост происходит весной — с марта по май. За этот период скорость роста в два раза большая, чем за сентябрь — октябрь. Самая же интенсивная прибавка в массе тела происходит осенью. Существенное значение для сезонного изменения соматометрических показателей имеют особенности режима дня детей и питание.
Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей значимые отклонения от типичных изменений. В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдают не только снижение интенсивности нарастания массы тела, но даже ее падение (резкий дефицит). Задержка в интенсивности нарастания годичных приростов и проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг), отрицательных сдвигов в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер, прежде всего рационализации режима воспитания и обучения.
Обычно после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание соматометрических параметров, скорость их роста становится в 3—4 раза интенсивнее обычной, и показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов.
Физическое развитие детей и подростков- это непрерывно протекающий биологический процесс. Каждый этап возрастного развития характеризуется комплексом морфофункциональных свойств организма, определяющих длину и массу тела, его поверхность и форму, соотношения основных показателей физического развития, интенсивность нарастания всех размеров тела. [ 4]
1.2. Закономерности роста и развития организма
Ученые давно установили, что потребность в движении обуславливается закономерностями роста организма. Иначе говоря, движение — непременное условие нормального развития. Укрепление здоровья, формирования правильной осанки и овладение двигательными навыками.
Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского организма — высокая интенсивность обменных процессов. В практике здравоохранения получила распространение следующая возрастная периодизация:
— преддошкольный возраст (до 3 лет);
— дошкольный возраст (3-6 лет);
— младший школьный возраст (6-10 лет);
— средний школьный возраст (11-14 лет);
— старший школьный возраст (15-18 лет).
Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, а также деятельности центральной нервной системы. Следует помнить, что, чем моложе детский организм, тем более интенсивно в нем протекают процессы роста и развития. Причем процессы эти протекают неравномерно, непараллельно. В то же время, рост и развитие отдельных органов и систем взаимосвязаны. Так, формирование нервной системы положительно влияет на развитие двигательной активности, а развитие двигательной системы способствует совершенствованию нервной деятельности [3].
Как отмечал физиолог Н.Е.Введенский: «Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе огромный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется в дальнейшей жизни человека. Насущный вопрос заключается в том, как использовать полнее тот запас сил, который заложен в наш организм». Наиболее полной реализации этого запаса физических и духовных сил способствует правильно организованный двигательный режим учащихся [2].
Целенаправленное воспитание, обучение и повышение двигательной активности в режиме дня и недели содействуют совершенствованию соматическому и функциональному: незрелые дошкольники быстрее достигают уровня школьной зрелости, у учащихся возрастают умственная и мышечная работоспособность, двигательная подготовленность, синхронизация функций в процессе учебной деятельности. Легче протекает адаптация к учебным и физическим нагрузкам [1].
II МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
• МЕТОД АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ:
На этом методе необходимо соблюдать следующие правила:
1. При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, межлопаточной областью и затылком.
2. Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведённых в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Лента должна плотно прилегать к телу.
3. Масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными весами.
Выполнение перечисленных правил, даст достоверные и необходимые результаты.
• МЕТОД АНАЛИЗА МЕДИЦИНСКИХ КАРТ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ:
зрение, плоскостопие, осанка, ЖКТ.
Достоверные сведения данных медицинских карт не подлежат сомнению, т.к. исследование проводилось врачами-специалистами.
III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
Для оценки физического развития учащихся использовался метод измерения антропометрических показателей, который измерялся нахождением весоростового показателя (индекс Кетле).
Для того, чтобы суметь определить этот показатель, я получила необходимые мне данные роста, веса и окружности грудной клетки каждого ученика 1ОА класса(15 человек) и занесла их в таблицы.
1 таблица: показатели роста учеников 10А класса за 2009г.
2 таблица: показатели массы тела учеников 10А класса за 2009г . ( Приложение №1 )
Проанализировав данные таблицы №1, можно сделать вывод о том, что 93,3 % учащихся 10 класса имеет рост, который соответствует нормам, т.е. юноши 16 лет должны иметь рост в пределах 162-177 см; а девушки – 162-167 см . Я предположила, что это может быть вызвано некоторыми причинами:
• Наследственность, перешедшая от родителей к детям ( т.е. если родители невысокого роста, то и их ребёнок будет таким же);
• Неполноценное питание ( т.е. организм учеников получает
недостаточное количество питательных веществ: белков, жиров и углеводов);
• Преобладание у школьников слабого иммунитета.
Затем, я проанализировала данные таблицы №2.По результатам таблицы я решила узнать, какой % ребят имеют нормальную массу тела, кто дефицит, а кто избыток.
Для этого, взяв результаты по показателям веса и роста учащихся, я массу тела каждого ученика делила на рост.
Критерий, по которому проводился анализ исследования:
Источник
Комплексный мониторинг состояния здоровья учащихся
материал на тему
Комплексный мониторинг
состояния здоровья учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_monitoring_zdorovya_obuchayushchihsya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
состояния здоровья учащихся.
Методика мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей каждого ученика, класса, используя при этом доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение. В зависимости от результатов создаются группы детей и определяются направления работы по выявленным проблемам. Это необходимо для принятия научно-обоснованных управленческих решений по планированию и прогнозированию процесса обучения в школе, который в соответствии с Законом «Об образовании» должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и подростков. Информационные технологии позволяют оперативно проанализировать причины неудач и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В ежегодном обследовании принимают участие только определенные возрастные группы учащихся, «кризисные» по тем или иным причинам. В эти группы входят учащиеся:
а) 1-х классов – период адаптации к школе;
б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;
в) 9–11-х классов – выпускники.
Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:
В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:
В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.
Цель: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность оздоровительной работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.
- сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, разработка планов работы администрации и коллектива школы;
- оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
- анализ результатов медицинских исследований для выявления отклонений в здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений;
- осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;
- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;
Психолого-педагогические и дидактические функции мониторинга:
- обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы;
- формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;
- формирование педагогической среды единомышленников, готовых из субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.
Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:
- здоровье учащихся и учителей;
- содержание и результаты обучения;
- технологии обучения;
- социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;
- уровень воспитанности учащихся.
Методы сбора и обработки информации:
- экспертный опрос;
- наблюдение;
- анализ документов;
- посещение уроков;
- контроль знаний, умений и навыков;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка.
Физическое здоровье учащихся
Критериями физического здоровья принято считать данные ученика, занесенные в медицинские документы после осмотра ребенка врачами-специалистами, указывающими на группу здоровья, а также резистентность, т.е. устойчивость к заболеваниям, которую мы определяем, анализируя пропуски по болезни и условно подразделяя на следующие уровни:
– 1-й уровень (высокий) – от 0 до 15 пропусков (дней) по болезни за триместр,
– 2-й уровень (допустимый) – от 16 до 30 пропусков (дней),
– 3-й уровень (тревожный) – от 31 до 45 пропусков (дней),
– 4-й уровень (критический) – от 46 до 60 пропусков (дней).
Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету «Физическая культура» измеряются трижды в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический и тревожный (низкий и ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего, высокий) уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить за их динамикой.
Социальное здоровье учащегося образовано совокупностью ценностей, имеющих в настоящий момент большую значимость для всего общества, коллектива школы и конкретных учащихся. Критериями сформированности социального компонента являются уровень воспитанности, социальный статус в коллективе и обученность школьников.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, допустимый, тревожный, критический. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой. Следует учитывать, что при выведении оценки уровня воспитанности необходимо использовать весь педагогический инструментарий привлечения ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. Уровень воспитанности определяется с помощью специального теста. Оценка результатов теста проводится по 5-балльной системе:
1 – у меня другая позиция.
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. Затем полученные оценки суммируются и делятся на 6. Средний балл является определением уровня воспитанности.
5–4,5 – высокий уровень;
4,4–4 – допустимый уровень;
3,9–2,9 – тревожный уровень;
2,8–2 – критический уровень.
Высокий – ярко проявляются показатели воспитанности (долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный уровень).
Допустимый – средне проявляются показатели воспитанности.
Тревожный – слабо проявляются показатели воспитанности.
Критический – не проявляются показатели воспитанности.
Следующий критерий – обученность школьников. При оценке этого критерия используются следующие требования:
- ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);
- использование оценки как обратной связи, позволяющей учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;
- использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;
- применение при оценивании знаний развернутой содержательной оценки (наряду с выставленным баллом дается характеристика успехов ученика);
- включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу, работу одноклассников.
Кроме того, при оценивании необходимы эмоциональная включенность учителя, отсутствие равнодушия, создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости школьников, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение ребят, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем остается процент качества знаний школьников (на 4 и 5). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся является показатель СОК – степень обученности класса (формула К.Симонова):
где k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
kЗ – количество троек;
N – количество учащихся в классе.
Использование данной формулы учителем, а также независимым экспертом при проведении контроля позволяет сравнить результаты оценивания.
Обработка результатов по трем показателям проводится с помощью построения гистограмм, диаграмм, графиков и т.д. При этом учитель совместно с администратором отслеживает закономерности «спадов» и «взлетов» обученности школьников по группам.
Кроме того, в школе используется следующая методика определения уровня обученности учащихся:
1-й уровень – учащиеся имеют базовую подготовку и выполняют задания высокого уровня (на оценки «4» и «5»);
2-й уровень – имеют базовую подготовку и выполняют задания повышенного уровня (50% учебных предметов на оценки «3» и «4»);
3-й уровень – имеют только базовую подготовку (80–100% учебных предметов на оценку «3»);
4-й уровень – не имеют базовой подготовки (по основным предметам имеется оценка «2»).
Уровень качества знаний:
1-й уровень – у 90–100% 5 по базовым предметам;
2-й уровень – у 75–89% 4 по базовым предметам;
3-й уровень – у 50–74% 3 по базовым предметам;
4-й уровень – у больше чем 74% 3 по базовым предметам.
Под психологическим компонентом понимается результат деятельности педагогического коллектива, направленный на целостное развитие учащихся. В качестве диагностических критериев и показателей рассматриваются индивидуально-психологические особенности каждого ученика для оценки их сегодняшнего состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций по следующим направлениям: мотивация к здоровью и ЗОЖ, психоэмоциональное состояние и уровень психического развития.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой остается формирование у школьников потребности в сохранении своего здоровья, ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают:
- развитие природных возможностей;
- сохранение здоровья в младшем школьном возрасте;
- обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом возрасте;
- самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.
В процессе личностно ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика, используемая не для оценки имеющихся способностей обучающихся или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на развитие их самых разных возможностей, т.е. на мотивацию ЗОЖ.
Выделяются 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у школьника:
1-й – оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию и аргументированно это доказывает;
2-й – допустимый – отражает положительное отношение учащегося к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;
3-й – тревожный – ученик признает необходимость ведения здорового образа жизни, но как второстепенное положение;
4-й – критический – мотивация ЗОЖ у школьника не сформирована.
В качестве используемых диагностических процедур обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести ЗОЖ?».
Отслеживание умений ЗОЖ проводится в соответствии со следующими направлениями здоровьеориентированной деятельности школы:
1) обучение на основе здоровьеориентированных принципов организации учебной деятельности;
2) коррекция затруднений адаптации к условиям обучения в школе;
3) формирование ценностей здоровья и навыков здорового образа жизни;
4) профилактика вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков и пр.);
5) социально-психологическая адаптация и реабилитация детей и подростков;
6) физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;
7) профессиональная ориентация и профотбор.
Умения ЗОЖ рассматриваются в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка вести здоровый образ жизни, используя четыре уровня:
1. Оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей.
2. Допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер.
3. Тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер.
4. Критический – отсутствие навыков ЗОЖ.
Психоэмоциональное состояние отслеживается психологом с помощью ряда методик и процедур:
- М етодика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы) является производной от цветового теста М. Люшера и позволяет определить состояние нервно-психического благополучия ребенка.
- Методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера- Ю.Л.Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
- Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность , фрустрация , агрессивность , ригидность .
В работе также используются: опросник САН, тест Р.Мейли, тест «Классификация» (методика Гольдштейна-Выготского-Зейгарник), ГИТ, ШТУР, тест Р. Амтхауэра, тест «Прогрессивные матрицы Равена», тест-опросник Л. Шмишека на выявление акцентуаций, тест школьной тревожности Филлипса, методика «Социометрия», методика Н.П. Н.Капустина, таблицы Л.Шульте и другие.
Источник