мониторинг психологического здоровья учащихся
мониторинг психологического здоровья учащихся
Психологический мониторинг — это
система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности
Параметры мониторинга
Уровень тревожности (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень стрессоустойчивости (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень адаптации обучающихся (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация). Данное исследование предлагается для классов переходного периода обучения: 1, 5, 10 классы
Основной метод исследования: НАБЛЮДЕНИЕ
позволяет представить данные по всем обучающимся образовательного учреждения в короткий срок. Полученные данные позволяют педагогу-психологу ОУ выделить группу детей, с которыми необходимо провести дополнительное исследование.
Проводится в ОО классными руководителями (кураторами) по специальным картам, в которых обозначены уровни и критерии каждого из параметров (Приложения 3, 4). Оцениваются все дети класса по представленному списку.
Результаты наблюдений классных руководителей по специальной форме
(Приложение 4) педагог-психолог ОО сводит в общие данные по каждому из классов, а также в единые показатели по возрастным категориям (1-4, 5-9, 10-11 классы). Далее оформляет их в единую таблицу и выводит общий показатель по образовательному учреждению (1-11 классы). (Приложение 1).
Четвертый параметр психологического здоровья обучающихся – «уровень адаптации» отслеживается педагогом-психологом образовательного учреждения (Приложение 2)
Мониторинг психологического здоровья обучающихся проводится в ОО в конце второй четверти (декабрь):
большинство детей проходят первичную адаптацию к обучению и активно занимаются на уроках и участвуют во внеурочной деятельности.
декабрь – это приблизительно середина учебного года, и психологическое состояние детей в этот период является наиболее показательным.
Источник
Мониторинг социально — психологического здоровья учащихся
Мониторинг социально — психологического здоровья учащихся
Просмотр содержимого документа
«Мониторинг социально — психологического здоровья учащихся»
Мониторинг социально-психологического состояния учащихся детских объединений МКУ ДО РДЭЦ
1.сопровождение процесса социально-психологической адаптации (СПА) обучающихся в детском коллективе,
2.формирование благоприятного социально-психологического климата (СПК) в детских объединениях,
3.обеспечение психологического здоровья обучающихся МКУ ДО РДЭЦ.
4.повышение профессиональной компетентности педагогов.
1.Сбор и обработка данных о протекании успешной СПА обучающихся;
2.Сравнение (по полугодиям) динамики изменения значений показателей успешной СПА, обуславливающих формирование благоприятного СПК;
3.Определение проблемных условий СПА;
4.Принятие мер по минимизации неблагоприятных факторов.
-Познавательная функция – повышение внимания педагогического коллектива к проблемам и благополучию обучающихся.
-Функция поддержки – обеспечение и сохранение условий, способствующих благополучной СПА и формированию благоприятного СПК.
-Профилактическая функция – наблюдение и контроль за условиями благополучной СПА и формирования благоприятного СПК.
Сбор информации: регулярная диагностика (октябрь, февраль).
1) «Социально – психологический климат в коллективе» Фидлекр (сентябрь);
2) Анкета «Морально – психологическое самочувствие и физическое состояние» (март);
2) Социометрические исследования в детских объединениях (декабрь).
Объект мониторинговых исследований: обучающиеся МКУ ДО РДЭЦ.
Деятельность: воспитательная работа педагогического коллектива, обеспечивающая устранение влияния негативных и усиления позитивных условий для успешной адаптации и социализации обучающихся МКУ ДО РДЭЦ.
ПОНЯТИЯ:
Социально-психологический климат — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов деятельности (общение) и личностного развития.
Социально-психологическая адаптация – процесс интеграции обучающегося в детский коллектив, в результате которой достигается формирование:
-продуктивного ролевого поведения,
-способности к самостоятельности и самоконтролю,
-адекватных и продуктивных связей с окружающими.
Мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.
Параметры измерения по признакам успешной социально-психологической адаптации
Общие успехи в обучении
Статус в коллективе ( лидер, популярный).
Отношение к мнению коллектива (благожелательно, серьёзно).
Друзья (и в д/о и за пределами).
Мероприятия (и/или: организатор, инициатор, активный участник).
Конфликты (не высокий уровень конфликтности с окружением).
Отношение к себе (и/или: уверен в себе, стремится к успеху).
Навыки культурного поведения (обладает н.к.п.).
Воспитательный фон в семье (педагогически состоятелен).
Здоровье (как часто пропускает занятия по болезни).
Инструментарий для диагностики:
1) «Социально – психологический климат в коллективе» Фидлекр;
2) Анкета «Морально – психологическое самочувствие и физическое состояние»;
3) Социометрические исследования в детских объединениях
Основной спектр определённых проблем обучающихся:
Не умение устанавливать дружеские контакты.
Конфликтные взаимоотношения с детьми, с родителями.
Низкая самооценка, неуверенность в себе.
Пассивная жизненная позиция.
Индивидуальные и групповые консультации;
Коррекционно-развивающие занятия (на сплочение обучающихся);
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ:
-с отверженными членами детского коллектива. Отверженным членам д/о давать поручения, которые повышали бы их значимость в коллективе, социальный статус. Чтобы сменить позицию «непризнанного», «отверженного» члена объединения создаётся соответствующее поле деятельности, где ребёнок раскрывается.
-с обучающимися с низким показателем физического состояния и морально – психологического самочувствия.
ЗА 2014-2016 гг.
Целенаправленная работа по формированию социально-психологического климата в образовательном пространстве МКОУ ДОД РДЭЦ показала положительную динамику в социально-психологической адаптации обучащихся по следующим показателям.
Сравнительный анализ результатов социометрического исследования.
Сравнительный анализ эмоционально – психологического климата в детских объединениях
Групповой индекс эмоционально – психологического благополучия в детских объединениях:
— 2014 – 2015 учебный год – 19 баллов
-2015 – 2016 учебный год – 23,6 баллов
Значительно возросло число ребят:
устанавливающих дружеские связи как внутри своего детского объединения, так и за его пределами (с 17 до 60%);
занимающих активную социальную позицию и реализующих как творческий, так и познавательный потенциал (с 27 до 41%);
демонстрирующих социально одобряемое поведение (с 45 до 66%),
в детских коллективах стало больше ребят в статусе «популярных» (с 41 до 50%),
серьёзно относящихся к мнению коллектива (с 26 до 35%),
стремящихся к успеху (с 13 до 20%);
Значительно снизилось число ребят:
допускающих нежелательное поведение, снизилось (с 36 до 28%),
характеризующихся агрессивным и социально неодобряемым поведением снизилось (с 9 до 3%);
в статусе «непопулярных» (с 30 до 24%),
в статусе «изолированных» (с 7 до 3%),
в статусе «отверженных» уменьшилось (с 2 до 0,4%);
с заниженной самооценкой (с 36 до 29%),
относящихся к мнению коллектива враждебно (с 5 до 3%),
болезненно воспринимающих мнение коллектива (с 13 до 9%);
Выводы:
Согласно полученным результатам можно сделать следующие выводы:
условия для формирования благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении созданы;
данная программа мониторинга и мер коррекции имеет позитивную динамику изменений в показателях социально-психологической адаптации обучающихся в образовательном учреждении.
Источник
Мониторинг психологического здоровья дошкольников Сечкина О.К. Набережных Е.В. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАнна Грекова
Похожие презентации
Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Мониторинг психологического здоровья дошкольников Сечкина О.К. Набережных Е.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Мониторинг психологического здоровья дошкольников Сечкина О.К. Набережных Е.В.
2 Цель исследования: провести исследование компонентов психологического здоровья дошкольников и младших школьников в рамках преемственности дошкольных и школьных учреждений для выявления информативных показателей, адекватно отражающих динамику психологического компонента образовательной среды. Объектом исследования является психологическое здоровье выпускников дошкольных образовательных учреждений и младших школьников. Предмет исследования – компоненты психологического здоровья детей при переходе из детского сада в школу. Гипотеза исследования: Если интеллектуальный, личностный и социальный компоненты психологического здоровья детей 6,5 – 8 лет, посещающих ДОУ Самарской области, соответствуют возрастным нормативам, то данные компоненты обеспечат интеграцию детей в образовательный процесс с сохранением психологического здоровья.
3 За основу рабочего определения «психологического здоровья» возьмем дефиницию, предложенную И.В.Дубровиной: «Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства» (7). В нашем понимании в содержание понятия психологическое здоровье входит как полноценное психическое развитие ребенка, так и богатство внутреннего мира, согласованные друг с другом и вызывающие чувство благополучия.
4 На каждом возрастном этапе психического развития выделяются наиболее значимые, существенные психологические характеристики, новообразования, которые могут выступать в качестве критериев оценки характера хода развития каждого ребенка и служить одним из показателей его психологического здоровья. В переходный период из дошкольного в младший школьный возраст основным процессом является процесс подготовки к школе. И ведущие компоненты психологического здоровья должны совпадать с компонентами личности, обеспечивающими психологическую готовность к школе. К числу таких компонентов готовности к школе относят следующие: интеллектуальный, личностный и социальный компоненты. Мы будем рассматривать их как компоненты психологического здоровья ребенка в переходный период.
5 Интеллектуальный компонент психологического здоровья ребенка 6,5 – 8 лет предполагает развитие образного мышления, речи, внимания, а также основ словесно-логического мышления. В личностной составляющей психологического здоровья в процессе важную роль играет учебно- познавательная мотивация и формирование самооценки. Социальный компонент (социально-психологическая составляющая) определяется развитием элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками, степенью адаптированности ребенка к изменяющейся социальной ситуации.
6 В связи с выделением трех компонентов в структуре психологического здоровья (интеллектуальный, личностный, социальный) были подобраны соответствующие методики. Интеллектуальный компонент исследовался методиками, выявляющими уровень невербального интеллекта, зрительно-моторной функции, уровня речевого развития дошкольников, овладения моделирующими перцептивными действиями, особенности внимания и работоспособности: Прогрессивные матрицы Дж. Равена; «Зрительно–моторный гештальт-тест» Л. Бендер; 5 субтест «Расскажи» Стребелевой Е.А.; Методика Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста»; Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А., Холмовская В.); Тест Тулуз-Пьерона.
7 Для исследования личностного компонента психологического здоровья дошкольников использовались методики, направленные на выявление особенностей самооценки дошкольников, а также диагностику школьной мотивации. Методика самооценки «Дерево» Лампен Д. Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова); Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежновой, модификация А.М. Прихожан). При исследовании социального компонента психологического здоровья дошкольников и младших школьников использовались методики, направленные на исследование взаимодействия межличностных отношений дошкольников и изучение адаптации первоклассников. «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; Карта наблюдений Стотта.
8 Возраст Количество обследованных детей Количество мальчиков Количество девочек Общее количество детей 6 – 7 лет
Источник
Мониторинг психологического здоровья детей
Педагог-психолог
Завадская Анна
психологической службы
ФГБОУ «МДЦ» Артек
Д.л. «Озерный»
Мониторинг психического здоровья детей в детском саду
Аннотация: В статье рассматриваются особенности влияния психологического монитоторинга на процесс обучения в дошкольном заведение.
Ключевые слова: образовательная программа, коммуникативная компетентность, мониторинг, диагностика.
Введение:
Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому возникает потребность в системе контроля качества образовательного процесса, которая позволит отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития детей. Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в Р.Ф. Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. № 655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей [7] . Промежуточная оценка – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими программы по всем направлениям развития детей; это результаты мониторинга. Итоговая оценка проводится при выпуске ребѐнка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, а результаты соотноситься с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения Программы. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы [3] . При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса 6 осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребѐнка.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
- познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
- мотивационная сфера и динамика ее развития;
- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Психическое здоровье детей
Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. Наблюдение и сбор информации за психическим здоровьем детей, которое определяется состоянием общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию, может вестись по параметрам, представленным в технологическом графике мониторинга психологического здоровья детей. В предложенную модель входят показатели, которые характеризуют: социальное благополучие ребенка, показатели зрелости нервной системы, психоэмоциональные характеристики, включающие способность ребенка к обучению. В графике представлены методы и инструменты для сбора информации.
Проведение мониторинга состояния психического здоровья в образовательном пространстве создает условия для адресного осуществления психологической помощи детям.
Технологический график мониторинга оценки психического здоровья дошкольников
Показатели
Методы (способы)
Инструменты (средства)
Источник