мониторинг психологического здоровья учащихся
мониторинг психологического здоровья учащихся
Психологический мониторинг — это
система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности
Параметры мониторинга
Уровень тревожности (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень стрессоустойчивости (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень адаптации обучающихся (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация). Данное исследование предлагается для классов переходного периода обучения: 1, 5, 10 классы
Основной метод исследования: НАБЛЮДЕНИЕ
позволяет представить данные по всем обучающимся образовательного учреждения в короткий срок. Полученные данные позволяют педагогу-психологу ОУ выделить группу детей, с которыми необходимо провести дополнительное исследование.
Проводится в ОО классными руководителями (кураторами) по специальным картам, в которых обозначены уровни и критерии каждого из параметров (Приложения 3, 4). Оцениваются все дети класса по представленному списку.
Результаты наблюдений классных руководителей по специальной форме
(Приложение 4) педагог-психолог ОО сводит в общие данные по каждому из классов, а также в единые показатели по возрастным категориям (1-4, 5-9, 10-11 классы). Далее оформляет их в единую таблицу и выводит общий показатель по образовательному учреждению (1-11 классы). (Приложение 1).
Четвертый параметр психологического здоровья обучающихся – «уровень адаптации» отслеживается педагогом-психологом образовательного учреждения (Приложение 2)
Мониторинг психологического здоровья обучающихся проводится в ОО в конце второй четверти (декабрь):
большинство детей проходят первичную адаптацию к обучению и активно занимаются на уроках и участвуют во внеурочной деятельности.
декабрь – это приблизительно середина учебного года, и психологическое состояние детей в этот период является наиболее показательным.
Источник
Мониторинг психологического состояния здоровья это
Новая бесплатная услуга для пациентов Центра ГРАНАТ.
С помощью компьютерной программы МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ можно самостоятельно следить за состоянием своего психического здоровья, получать оценку его динамики.
А если Вы предоставите доступ к своим данным нашим специалистам, то ими будет проводиться регулярный более глубокий анализ данных и выявляться опасные тенденции в динамике психического состояния.
При появлении таких тенденций Вы будете извещены и вам будет предложена помощь, даже если Вы находитесь далеко от Москвы.
Как это работает? С помощью любого устройства с Интернетом (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) нужно зайти на указанный сайт и заполнить короткий тест. Это — тест А.Бека, Шкала депрессии и тревоги.
Однократное прохождение этого теста дает немного информации, для получения квалифицированной информации нужно не менее двух раз его заполнить.
Какую информацию я получу? Наглядный график динамики состояния, текст с описанием состояния и динамики психического здоровья.
Насколько часто надо проходить этот тест? Рекомендованная частота — 1 раз в 2 недели. Но не чаще 1 раза в неделю.
Как надо отвечать на вопросы тестов? Надо просто выбрать подходящий Вам вариант из нескольких предложенных утверждений. Делать это как можно быстрее, не задумываясь, тогда результат обработки будет достаточно адекватен.
Как подключиться к этой услуге? Обратитесь к нашим администраторам лично или по телефону, можно послать письмо на e-mail. К Вам на электронную почту придет письмо со ссылкой. Кликните на эту ссылку — и сразу попадете на страницу первого прохождения теста.
Кто разработал эту программу? МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ функционирует в рамках системы ТОПАЗ, разрабатываемой специалистами нашего Центра.
ТОПАЗ — система обработки тестов, профессионально применяемых в практической психологии и психиатрии, научный руководитель — профессор А.Е. Бобров.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что уровень психического здоровья российских студентов снизился настолько, что это становится проблемой национальной безопасности [6, с. 7].
Традиционный психиатрический сервис предусматривает работу только с контингентом, имеющим фиксированный медицинский «статус» — диагноз, учетную форму и т.д. За пределами внимания врачей-психиатров оказывается значительная часть людей с так называемыми навязчивыми состояниями, которые затрудняют адаптацию в социуме [1, с. 65].
Психическое здоровье (ПЗ) обучающихся — интегральный показатель, определяющий успешность обучения человека и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) [4,с. 34]. Определение уровня ПЗ студентов имеет значение как для специалистов, принимающих решение о своевременной квалифицированной помощи людям, так и для оценки распространенности психических расстройств в юношеской популяции. Одним из способов оценки психического здоровья обучающихся выступает его мониторинг посредством систематического и динамического контроля за рядом психологических, педагогических, социальных и медицинских показателей [3, с. 9].
Мониторинг психического здоровья студентов мы рассматриваем как систему оценки и прогноза психического здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида, обеспечивающую выявление тенденций в их психологическом состоянии и психическом развитии, определение психологических проблем конкретного студента для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности обучающихся в образовательном процессе [5, с. 93].
Исходя из этого, задачами нашего исследования будут являться:
1. Анализ системы тестирования;
2. Многокомпонентная оценка состояния психического здоровья и психологического состояния обучающихся; оценка среднего показателя уровня здоровья всей группы;
3. Обобщение полученных данных;
Объём, организация и методы исследования.
Для осуществления мониторинга психического здоровья необходимы: использование унифицированных критериев, показателей и методик оценки состояния психического здоровья; объективизация данных регулярных обследований состояния психического здоровья и условий обучения и воспитания; создание информационно-аналитической вертикали, позволяющей осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечивать принятие адекватных решений на всех уровнях от индивидуального до регионального и государственного.
Программно-диагностический комплекс (ПДК) оценки уровня индивидуального психического здоровья представляет собой тест. Этот тест предназначен как для профессионального, так и для любительского использования. Он не содержит шкалу лжи, поэтому в случае необходимости его можно дополнить методиками на искренность или содержащую в себе шкалу лжи.
Состоит из 46 пар суждений. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант [2, с. 67].
Каждый критерий ПЗ состоит из набора показателей, для которых определены оценки: 1 балл и -1 балл.
На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:
Анализ результатов осуществляется с помощью специальной системы оценок [5, с. 53].
Результаты исследования и их обсуждение.
Исходя из полученных данных, мы выяснили, что 50% обследованных студентов психологически здоровы, но имеют ряд проблем, которые необходимо решить и так же, вторая половина студентов имеют полное психологическое здоровье.
Средний балл группы 32±0,98 (психологическое здоровье, но имеется ряд проблем, которые необходимо решить), результат является достоверным (p Код для цитирования: Скопировать
Студенческий научный форум — 2018
X Международная студенческая научная конференция
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
Источник
Психологический мониторинг
материал
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающегося, создания банка психологических данных на каждого обучающегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории обучающегося. Так же о задачах, направлениях, критериях, возможностях и показателях результативности психологического мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_monitoring.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающегося, создания банка психологических данных на каждого обучающегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
- получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
- предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
- структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
- познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
- мотивационная сфера и динамика ее развития;
- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:
1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.
1 этап – поступление в школу . Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.
2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.
3 этап — обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.
5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.
6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.
7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.
2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.
Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:
- перед поступлением в 1-й класс;
- по окончании 1-го класса;
- по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
- в период обучения в 7-м классе;
- по окончании 9-го класса;
- по окончании 11-го класса.
3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:
- поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
- период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
- период обучения в 10-м классе.
Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:
- валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
- стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
- сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
- экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.
Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:
Источник