Меню

Мониторинг психического здоровья школьников

мониторинг психологического здоровья учащихся

мониторинг психологического здоровья учащихся

Психологический мониторинг — это
система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности

Параметры мониторинга

Уровень тревожности (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень стрессоустойчивости (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы.
Уровень адаптации обучающихся (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация). Данное исследование предлагается для классов переходного периода обучения: 1, 5, 10 классы
Основной метод исследования: НАБЛЮДЕНИЕ
позволяет представить данные по всем обучающимся образовательного учреждения в короткий срок. Полученные данные позволяют педагогу-психологу ОУ выделить группу детей, с которыми необходимо провести дополнительное исследование.

Проводится в ОО классными руководителями (кураторами) по специальным картам, в которых обозначены уровни и критерии каждого из параметров (Приложения 3, 4). Оцениваются все дети класса по представленному списку.
Результаты наблюдений классных руководителей по специальной форме
(Приложение 4) педагог-психолог ОО сводит в общие данные по каждому из классов, а также в единые показатели по возрастным категориям (1-4, 5-9, 10-11 классы). Далее оформляет их в единую таблицу и выводит общий показатель по образовательному учреждению (1-11 классы). (Приложение 1).
Четвертый параметр психологического здоровья обучающихся – «уровень адаптации» отслеживается педагогом-психологом образовательного учреждения (Приложение 2)
Мониторинг психологического здоровья обучающихся проводится в ОО в конце второй четверти (декабрь):
большинство детей проходят первичную адаптацию к обучению и активно занимаются на уроках и участвуют во внеурочной деятельности.
декабрь – это приблизительно середина учебного года, и психологическое состояние детей в этот период является наиболее показательным.

Источник

МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ВОЗМОЖНОСТИ

Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН (г. Новокузнецк)

В статье описана система мониторинга психического здоровья обучающихся. Представлена структура мониторинга, позволяющего оценивать состояние психического здоровья школьников на индивидуальном и популяционном уровнях. Даны критерии оценки психического здоровья и краткое описание групп психического здоровья.

Ключевые слова: мониторинг, психическое здоровье обучающихся, психологическое состояние, психическое развитие, программное обеспечение.

Уровень психического здоровья российский детей и подростков снизился настолько, что это становится проблемой национальной безопасности [6, с. 7]. Традиционный психиатрический сервис предусматривает работу только с контингентом, имеющим фиксированный медицинский «статус» — диагноз, учетную форму и т. д. За пределами внимания врачей-психиатров оказывается значительная часть детей и подростков с так называемыми донозологическими состояниями, которые затрудняют адаптацию детей в социуме, их способность выполнять требования школьной программы, доставляют значительные внутренние страдания [7, с. 9]. Школьная психологическая служба при правильной ее организации способна вести динамическое наблюдение за обучающимися, обеспечить раннее выявление нарушений психического здоровья школьников, их коррекцию и профилактику, при необходимости привлекая силы специалистов сферы здравоохранения.

Читайте также:  Состояние здоровья детей доклад

Психическое здоровье (ПЗ) обучающихся — интегральный показатель, определяющий успешность обучения ребенка и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) [4]. Определение уровня ПЗ школьников имеет значение как для специалистов и родителей обучающихся, принимающих решение о своевременной квалифицированной помощи детям, так и для оценки распространенности психических расстройств в детско-подростковой популяции. Одним из способов оценки психического здоровья обучающихся выступает его мониторинг посредством систематического и динамического контроля за рядом психологических, педагогических, социальных и медицинских показателей.

Мониторинг психического здоровья школьников мы рассматриваем как систему оценки и прогноза психического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида, обеспечивающую выявление тенденций в их психологическом состоянии и психическом развитии, определение психологических проблем конкретного школьника, класса, школы, района города для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности обучающихся в образовательном процессе [1, с. 93].

Основные задачи мониторинга психического здоровья школьников:

  1. многокомпонентная оценка состояния психического развития и психологического состояния обучающихся;
  2. оценка деятельности психологической службы системы образования;
  3. доведение информации до родителей обучающихся, администрации образовательного учреждения и вышестоящих структур.

Для осуществления мониторинга психического здоровья необходимы: использование унифицированных критериев, показателей и методик оценки состояния психического здоровья; объективизация данных регулярных обследований состояния психического здоровья и условий обучения и воспитания; создание информационно-аналитической вертикали, позволяющей осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечивать принятие адекватных решений на всех уровнях от индивидуального до регионального и государственного.

Система мониторинга психического здоровья обучающихся — это блок автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга (АИС СГМ) «Образование и здоровье», представленный двумя программными продуктами, функционирующими как во взаимосвязи, так и автономно друг от друга (по желанию и возможностям пользователя), и формирующими на «выходе» оценку психического здоровья обучающихся по двум уровням: индивидуальному и популяционному.

Программно-диагностический комплекс (ПДК) оценки уровня индивидуального психического здоровья представляет собой набор методик диагностики психологического состояния и психического развития обучаемых и систему, предназначенную для автоматизации процесса учета, контроля и оценки полученных данных на каждого обучающегося. ПДК подразумевает ввод данных (как готовых результатов диагностики, так и получаемых с помощью бланковых и компьютерных методик в режиме реального времени); простоту доступа к справочно-диагностической информации; использование единой системы обработки и кодирования, обеспечивающей однозначное понимание показателей; возможность информационного обмена между пользователями и администратором системы.

ПДК обеспечивает компьютерную обработку разнообразных показателей с целью получения интегральной оценки индивидуального ПЗ обучающихся, в качестве которой выступает группа психического здоровья. Группа ПЗ как интегрированная оценка фактического состояния устанавливается на основании следующих пяти критериев: психологического; эффективности учебной деятельности; социально-психологического; биологической предрасположенности; клинического.

Каждый критерий ПЗ состоит из набора показателей, для которых определены уровневые оценки. Уровни — оптимальный, необходимый и нежелательный — оцениваются соответственно в 0—1—2 балла. Критерий считается «работающим», если средневзвешенный балл по нему выше 1,0. Для получения показателей используются соответствующие диагностические методы и приемы [5]. При необходимости в случаях затруднений и для уточнения степени влияния того или иного критерия могут быть использованы дополнительные методики диагностики.

Читайте также:  Охрана психического здоровья бойко

На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:

I — совершенно здоровые и оптимально адаптированные;

II — здоровые с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (психоадаптационные состояния), характеризующиеся «нормальными ситуационными» реакциями; «микросимптомами» и «моносимптомами», а также здоровые с отягощенным анамнезом и риском развития нервно-психических расстройств;

III — со значительным напряжением адаптационных процессов (психодезадаптационные состояния), характеризующиеся относительно стабильным симптомокомплексом и сопровождающиеся относительно стойкими (от полугода и более) нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня;

IV — со срывом адаптационных механизмов — психодезадаптационные состояния клинического уровня в виде невротического, неврозоподобного, патохарактерологического и других вариантов [5, с. 53].

Экспертами разработана нормативная модель ПЗ, согласно которой доля здоровых и оптимально адаптированных детей (I группы ПЗ) в детско-подростковой популяции составляет около 15 %; здоровых детей с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (II группы ПЗ) — 45 %; детей со значительным напряжением адаптационных процессов и нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня (III группы ПЗ) — не более 30 %; детей психодезадаптационными состояниями клинического уровня (IV группы ПЗ) — не более 10 % [5].

Выходная информация ПДК представлена в виде документа «Сведения о результатах тестирования по классам», в котором представлены критериальные значения по каждому обследованному, и в качестве интегрального показателя — группа психического здоровья, к которой он отнесен.

Этот документ в электронном виде передается в районный Центр здоровья, откуда после соответствующего анализа данные мониторинга направляются в районные отделы образования и головное учреждение (информационно-аналитический центр), в котором обобщаются полученные результаты, и в виде сводного отчета по СГМ «Образование и здоровье» представляются в Администрацию города и соответствующие комитеты (образования, здравоохранения, социальной защиты).

ПДК позволяет собирать и хранить полученные диагностические данные в течение многих лет; обеспечивает их учет и расчет уровней отдельных критериев и интегрального показателя в виде группы психического здоровья; возможность изменять и дополнять базы данных; формировать отчеты за определенный период деятельности по запросам психолога, администрации школ, руководителя центров и отделов образования [5].

Программное обеспечение оценки уровня популяционного психического здоровья предназначено для автоматизации процесса учета, контроля и оценки психологического состояния и психического развития обучающихся конкретного класса, ступени, школы, районов города и города в целом. В программном обеспечении этого уровня ПЗ реализованы следующие функции: создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Сведения результатов тестирования психического здоровья обучающихся»; поддержка в актуальном состоянии базы нормативно-справочного фонда; расчет индекса психического здоровья учащихся по всем уровням; формирование выходной аналитической информации системы.

Читайте также:  Кто пил шалфей для женского здоровья

Входной информацией для него являются «Сведения о результатах тестирования по классам», полученные с помощью программно-диагностического комплекса оценки индивидуального психического здоровья. Программное обеспечение на основе распределения обследованных по группам психического здоровья позволяет рассчитать интегральный показатель уровня популяционного ПЗ обучающихся. Таким показателем является индекс ПЗ обучающихся, который рассчитывается для конкретного образовательного учреждения, района, города в целом и сравнивается со стандартом благополучия, разработанным и согласованным группой экспертов.

Нами принята единая шкала стандарта благополучия, согласно которой уровень психического здоровья обучающихся считается приемлемым, если индекс (I) здоровья 0,95 £ I £ 1,00; удовлетворительным, если 0,90 £ I

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector