Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость)
методическая разработка на тему
Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость) — составлен совместно с учителями по всем предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_ovz_umeren_uo.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость)
на _____________ учебный год
Ф.И. ученика __ ________________________________________ _____________________________
Учитель __ ___________________________________________________ _______________________
Общеучебные умения и навыки
Правильное выполнение советов учителя по подготовке рабочего места
Правильное пользование учебными принадлежностями
Понимание учебной задачи
Определение последовательности действий при выполнении заданий
Умение учиться работать в заданном темпе
Умение ориентироваться в учебнике, тетради
Умение слушать рассказ учителя, объяснение, ответы учеников
Усвоение рукописного начертания, изучаемых строчных и прописных букв. Письмо по обводке по образцу, данному учителем.
Списывание слов и предложений с рукописного текста
Списывание слов и предложений с печатного текста
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов.
Различение звуков на слух и в произношении.
Различать понятия звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки.
Правильное и отчетливое произнесение звуков в изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова.
Умение анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Называть из изображенных предметов те, в названии которых есть заданный звук .
Находить из предложенных букв изученные.
Составлять слова из букв разрезной азбуки слоги и слова .
Работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации, составлять по ним предложения, короткие рассказы.
Показывать и называть основные формы геометрических фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный).
Показывать и называть основные цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый.
Уметь ориентироваться на листе бумаги: вверху-внизу страницы; вначале – в конце строчки.
Показывать положение предметов в пространстве.
Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
Различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком.
Различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями.
Знать название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Знать количественные, порядковые числительные в пределах 10 .
Знать состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых.
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения.
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков.
Составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие.
Читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1,2, 3, 4, 5.
Чертить линии – прямую, кривую, отрезок; заданной длины, измерять отрезок.
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Уровни сформированности общеучебных умений и навыков:
0 – учащийся совершенно не владеет данным действием (нет умения).
1 – учащийся с трудом усваивает программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
2 – учащийся неплохо запоминает изучаемый материл, но без помощи педагога сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
3 — учащийся, наиболее успешно овладевает программным материалом. Все задания выполняются самостоятельно .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для того чтобы дети успешно сдали экзамены, необходима качественная системная ежедневная работа, позволяющая отследить пробелы в знаниях учащихся и отработать навыки в решении заданий, позволяющие пре.
В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей.
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учрежден.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной .
Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью) по русскому языку.
В статье представлены результаты эксперимента по определению содержания и процедуры мониторинга навыка чтения слогов у обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью. Мониторинг разработан.
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)Продолжительность: 25 минОсновная образ.
Источник
Мониторинг ФГОС ОВЗ
Мониторинг качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области
Мониторинг ФГОС ОВЗ – внутрирегиональная инвариантная периодическая процедура оценки качества, ежегодно проводимая в форме сбора посредством информационной системы «Мониторинг ФГОС» данных для оценки соответствия созданных специальных условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ требованиям ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области.
Целью мониторинга ФГОС ОВЗ является получение информации (в том числе в динамике) о качестве специальных условий (кадровых, финансовых, материально-технических) реализуемых в общеобразовательных организациях Челябинской области адаптированных основных общеобразовательных программ (НОО и ОУО), необходимой и достаточной для анализа и принятия эффективных управленческих решений в рамках региональной системы оценки качества образования.
Мониторинг содержит описание инвариантной региональной оценочной процедуры – мониторинга качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области (мониторинг ФГОС ОВЗ). Содержание мониторинга ФГОС ОВЗ нормативно и методологически обосновано, обеспечивает технологичность проведения и обработки данных. Мониторинг ФГОС ОВЗ определяет область применения, объекты, цель, принципы, этапы и периодичность проведения, а также критерии и параметры оценки результативности. В мониторинге ФГОС ОВЗ описан порядок проведения и способы расчетов данных, формы предоставления результатов. Мониторинг ФГОС ОВЗ представляет варианты управленческих действий по результатам в общеобразовательных организациях, муниципальных и региональных органах исполнительной власти. Мониторинг ФГОС ОВЗ может применяться как процедура оценки качества условий реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС в общеобразовательных организациях в различных субъектах Российской Федерации.
Ежегодно по результатам мониторинга ФГОС ОВЗ составляется информационно-аналитическая справка.
Источник
Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и организуется как целостная система наблюдения, контроля оценивания и управления учебно-воспитательным процессом.
Мониторинг — это отслеживание результативности количественных и качественных характеристик, предупреждение возможных ошибок в деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_ped._monitoringa_v_shkole_vi_vida.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Лаппо Л. А., Шумкина М. А.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №225» VI вида
г. Новокузнецк, Кемеровская область
В последние годы настойчиво обсуждается проблема качества образования. Вокруг этого понятия идут дискуссии, вырабатываются подходы и взгляды. На сегодняшний день нет единого толкования, но мы склонны представлять качество образования как соотношение цели и результата: в какой мере достигнуты поставленные цели, при том, что они были заданы только операционно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ребёнка.
Перед медико – педагогическим коллективом нашего образовательного учреждения стоит задача, как отследить не только количественные, но и качественные изменения, возникающие в процессе четырехлетнего обучения и как наглядней представить её результаты. В связи с этим была разработана система мониторинга, которая позволяет наблюдать динамику развития каждого учащегося.
Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и организуется как целостная система наблюдения, контроля оценивания и управления учебно-воспитательным процессом.
Мониторинг — это отслеживание результативности количественных и качественных характеристик, предупреждение возможных ошибок в деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.
Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга предшествовало обсуждение членами педагогического коллектива следующих задач :
- Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы учебно-воспитательной деятельности, о качественных и количественных изменений в ней.
- Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о системе работы с обучающимися..
- Систематизация информации о состоянии и развитии системы учебно-воспитательной деятельности.
В образовательном учреждении разработана система мониторинговой деятельности, которая включает в себя совокупность элементов.
Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы в образовательном учреждении, являются:
- субъекты мониторинга – члены педагогического коллектива;
- субъекты мониторинга – обучающиеся;
- инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности;
- мониторинговая деятельность.
Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность:
— рабочих материалов наблюдений;
— карт индивидуального развития, которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности.
Учитывая специфику учреждения, реализация целей развития личностей учащихся невозможно без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Особенно важно это именно на первом году обучения, и именно в нашей школе, куда поступают дети с очень разным уровнем физической (в зависимости от диагноза), интеллектуальной и личностной готовностью к обучению.
В феврале-марте проводится диагностика будущих первоклассников на предмет готовности обучения в школе. Для этой цели существует диагностический комплекс, который предлагается детям.
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования сформированности предпосылок учебной деятельности.
Диагностика уровня адаптации состоит из нескольких этапов: первоклассник отвечает на вопросы анкеты, рисует картинку на тему «Я в школе», учитель проводит диагностику отношения ребенка к школе.
Проанализировав ответы детей, особенности рисунков, результаты анкеты, выделяем группы первоклассников: с благоприятным течением адаптации, условно благоприятным течением адаптации, неблагоприятным течением адаптации (таблица 1).
Результаты мониторинга адаптации первоклассников.
После заполнения данной таблицы вычисляем среднее течение адаптации в классе (в процентах).
Сама мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур. Например, сбор, обработка и представление информации (мониторинговые процедуры), организация и обеспечение мониторинговых исследований.
Немаловажным звеном при организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы педагогического коллектива учреждения, которое посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП является заполнение карты индивидуального развития.
Работа с картами индивидуального развития организуется в рамках специфики образовательного процесса и направления деятельности по реабилитации обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает индивидуальный подход к ребенку, с учетом его особенностей развития.
Целью организации работы медико-педагогического коллектива с картами индивидуального развития в образовательном учреждении являются: создание целостной системы, обеспечивающей эффективность процесса и коррекционно-реабилитационной деятельности медико – педагогического коллектива по коррекции психодвигательных, речевых нарушений обучающихся и воспитанников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
В задачи организации работы медико — педагогического коллектива с картами индивидуального развития входят:
- Определение направления индивидуального коррекционного маршрута дл каждого воспитанника и обучающегося, имеющего отклонения здоровья в психодвигательной и речевой сфере;
- Разработка, внедрение в практику работы эффективных методов и приемов, обеспечивающих усвоение детьми знаний, умений, навыков, предусмотренных программой, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
- Организация работы с воспитанниками и обучающимися, которая основана на индивидуальных особенностях ребенка и рекомендована узкими специалистами;
- Реализация принципа комплексного взаимодействия всех специалистов при организации учебно – воспитательного и коррекционно – реабилитационного процесса в ОУ, для обеспечения достижения положительного результата;
- Использование результатов психолого-медико–педагогического мониторинга в деятельности медико– педагогического коллектива ОУ;
- Построение единого образовательного пространства между ОУ и семьёй в целях достижения наиболее эффективных результатов работы по воспитанию, обучению и коррекции нарушенных функций воспитанников и обучающихся.
Режим работы психолого-педагогического коллектива с картами индивидуального развития охватывает весь контингент обучающихся и воспитанников.
Карта индивидуального развития заводится на каждого ребенка, в момент поступления его в образовательное учреждение, независимо в какой класс прибыл обучающийся. Также карта заполняется психолого-педагогическим коллективом два раза в год, где фиксируется уровень усвоения знаниями учащегося на начало и конец учебного года.
В структуру карты входит социальная составляющая (табл. 2) медицинский лист (табл. 3) и разделы программных требований по предметам (табл. 4)
Дата рождения (число, месяц, год) _________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_____________________________________________________________
Год поступления в школу, когда и откуда прибыл_____________________________________________________
Выбыл (когда, куда) ____________________________________________________________________
Сведения о семье (тип семьи, количество детей и условия жизни семьи, жилищные условия, характер внутрисемейных отношений) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мать (ф.и.о., образование, специальность, место работы) ____________________________________________________________________
Отец (ф.и.о., образование, специальность, место работы)_____________________________________________________________
Дополнительные сведения о ребенке и его семье (опекуны, кем приходятся ребенку и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовность ребёнка к началу школьного обучения
Психологическая и социальная готовность к школе:
- Ребенок хочет идти в школу.
- Особого желания идти в школу пока нет.
- Идти в школу не хочет.
- Осознает важность и необходимость учения;
- Собственные цели учения не осознаются;
- Цели учения не осознает, ничего не привлекает.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций :
— Сформированность понятий правой и левой руки, пространственных и временных представлений ____________________________________________________________________
— Развитие моторики и телесная ловкость:
1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.
3. Ориентируется в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
— Мелкие мышцы руки:
1. Рука развита хорошо, ребенок владеет карандашом, ножницами.
2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами работает с напряжением.
3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
— Развитие графической деятельности, рисунок:
1. Может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимает на расстоянии и классной доски.
2. графический образ зрительно воспринимает на расстоянии, «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями.
3. При «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.
Источник