Опишите структуру Государственной системы мониторинга здоровья населения России; что предполагает компьютерный мониторинг здоровья? Дайте классификацию компьютерных систем мониторинга здоровья.
В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее определение: мониторинг здоровья населения — это система оперативного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.
Компьютерный мониторинг здоровья предполагает регулярный сбор и накопление данных, получаемых на любых уровнях иерархической системы здравоохранения и в ведомственных медицинских учреждениях на протяжении всей жизни человека. Это обеспечивает формирование объективных интегральных оценок общественного здоровья, динамический анализ ситуации и прогноз тенденций, на основе которых может осуществляться выявление приоритетов для проведения первоочередных мероприятий в отношении различных групп населения путем направленного совершенствования системы здравоохранения и планирования текущих и долгосрочных мероприятий. Основой для этого служат территориальные и проблемно-ориентированные системы сбора, переработки, хранения и анализа регулярно пополняемой медицинской информации пациентов.
В настоящее время на разных уровнях системы здравоохранения функционируют разнообразные мониторинговые системы. Их классификацию (по направленности) можно представить следующим образом:
· динамический контроль медико-демографических показателей: рождаемости, заболеваемости, инвалидности, смертности;
· периодический контроль состояния здоровья — диспансерные осмотры населения (общие, профессиональных групп, возрастных групп и др.);
· эпидемиологический мониторинг по нозологическим группам (врожденные пороки развития, наследственные заболевания, онкологическая патология, туберкулез, психические болезни, ВИЧ/СПИД и др.), позволяющий получить сравнительную информацию о распространенности хронических заболеваний на территории России, в том числе среди разных возрастных, профессиональных и этнических групп;
· социально-гигиенический, в том числе медико-дозиметрический и медико-экологический мониторинг;
· мониторинг генетических процессов в популяции и отдельных субпопуляциях населения страны.
· 33. Дайте определение электронному здравоохранению. Что подразумевает персонифицированный подход? Дайте определение единому информационному пространству системы здравоохранения.
Электронное здравоохранение — это система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота, обязательно включающего персональные медицинские данные, обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
Ключевым компонентом электронного здравоохранения является ЭИБ (в это понятие включаются любые медицинские карты пациентов). Переход к интегрированным системам, в том числе использующим персональные данные пациентов, создает основу для формирования единого информационного пространства отдельных служб, регионов и здравоохранения России в целом. Учитывая взаимосвязь медицинских, социальных и экологических аспектов, их роль для здоровья, комфортного состояния и(или) адаптации человека в обществе, можно рассматривать такие понятия, как «единое информационное медико-социальное пространство» и «медико-экологическое пространство».
Следует различать варианты понятия «единое информационное пространство» и независимо существующее понятие «общее информационное пространство». Единое информационное пространство включает два варианта: медицинское пространство собственно персональных данных и пространство системы здравоохранения. Наряду с использованием термина «пространство» в качестве его синонима применяется понятие «единое поле медицинских данных».
Единое информационное пространство медицинских данных — это система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных о состоянии здоровья населения определенной территории).
Единое информационное пространство системы здравоохранения — это обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Общее информационное медицинское пространство — это совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Единое информационное медицинское пространство должно обеспечивать санкционированный доступ к любым базам персональных медицинских данных независимо от места их постоянного хранения для каждого нуждающегося в них врача и организатора здравоохранения (в любом из учреждений) в интерактивном режиме или по электронной почте в фиксированный период времени. Оперативное получение данных должно быть реализовано при неотложных состояниях и в чрезвычайных ситуациях.
Обязательное условие для практической реализации единого информационного медицинского пространства — регистры всех учреждений и служб должны функционировать на основе единого принципа построения (универсальности) отдельных блоков ИС и единых стандартов на медицинские записи независимо от различий в характере и полноте медицинских карт. В первую очередь должен решаться вопрос интеграции данных на пациента, т.е. переход к персоноцентрированному подходу, без чего невозможно собрать все рассеянные по разным учреждениям сведения о состоянии здоровья человека (результаты диспансерных осмотров, обследований, информация о заболеваниях и проводившейся терапии).
Источник
Мониторинг в системе здравоохранения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 12:12, реферат
Описание работы
В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее опре¬деление: мониторинг здоровья населения — это система оператив¬ного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интер¬валы.
Файлы: 1 файл
Документ Microsoft Office Word.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДЕЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Мониторинг в системе здравоохранения»
Студент 1 курса
12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее определение: мониторинг здоровья населения — это система оперативного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.
Компьютерный мониторинг здоровья предполагает регулярный сбор и накопление данных, получаемых на любых уровнях иерархической системы здравоохранения и в ведомственных медицинских учреждениях на протяжении всей жизни человека. Это обеспечивает формирование объективных интегральных оценок общественного здоровья, динамический анализ ситуации и прогноз тенденций, на основе которых может осуществляться выявление приоритетов для проведения первоочередных мероприятий в отношении различных групп населения путем направленного совершенствования системы здравоохранения и планирования текущих и долгосрочных мероприятий. Основой для этого служат территориальные и проблемно-ориентированные системы сбора, переработки, хранения и анализа регулярно пополняемой медицинской информации пациентов.
В настоящее время на разных уровнях системы здравоохранения функционируют разнообразные мониторинговые системы. Их классификацию (по направленности) можно представить следующим образом:
- динамический контроль медико-демографических показателей: рождаемости, заболеваемости, инвалидности, смертности;
- периодический контроль состояния здоровья — диспансерные осмотры населения (общие, профессиональных групп, возрастных групп и др.);
- эпидемиологический мониторинг по нозологическим группам (врожденные пороки развития, наследственные заболевания, онкологическая патология, туберкулез, психические болезни, ВИЧ/СПИД и др.), позволяющий получить сравнительную информацию о распространенности хронических заболеваний на территории России, в том числе среди разных возрастных, профессиональных и этнических групп;
- социально-гигиенический, в том числе медико-дозиметрический и медико-экологический мониторинг;
- мониторинг генетических процессов в популяции и отдельных субпопуляциях населения страны.
Компьютерный мониторинг переходных состояний здоровья — от нормы до выраженной патологии — является основой для оценки уровня как индивидуального, так и общественного, или популяционного, здоровья в различных группах населения.
Концепция континуума переходных состояний здоровья развивающегося организма (Б. А. Кобринский, 2000), включающая норму, компенсаторные или обратимые функциональные нарушения, пограничные состояния, генетически детерминированные, мультифакториальные или приобретенные хронические заболевания (компенсированные состояния и стойкое нарушение функций или декомпенсация), в том числе врожденные пороки развития, и инвалидность, объясняет роль динамического изменения факторов риска, негативное влияние которых опосредуется организмом в рамках его нормы реакции при наличии наследственной обусловленности или предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Учет этого является обязательной основой для формирования групп риска, отражающих вероятность заболеть в определенный период жизни (момент времени). Из этого вытекает, что с возрастом должна осуществляться регулярная переоценка соотносительной роли (удельного веса) и влияния как отдельных факторов, так и их совокупностей, т.е. необходима система динамической многофакторной оценки экзо- и эндогенных влияний, учитывающая интерференцию положительных и отрицательных влияний б процессе воздействия факторов риска на формирующийся и развивающийся организм ребенка, что возможно только при организации компьютерного мониторинга за состоянием здоровья детей.
Мониторинг «маркерных» заболеваний (см. гл. 9) позволяет осуществлять оценку многообразных негативных воздействий (мутагенное, тератогенное, гонадотоксическое, эмбриотоксическое, канцерогенное, аллергическое, токсическое и др.), которые могут проявляться в разное время и в
различных формах. Монито- рирование социально значимых заболеваний, нередко сопровождающихся инвалидизацией, позволяет реально контролировать динамику изменений в состоянии здоровья этих контингентов больных и эффективность абилитационных/ реабилитационных мероприятий.
Федеральная система мониторинга здоровья населения предусматривает аналитическую обработку полицевых данных специализированных регистров для получения различных пространственно-временных показателей по классам патологии с учетом уровня представления данных. Например, аналитический модуль федеральной системы мониторинга инвалидности позволяет получить в динамике полноценную информацию медико-социального характера о состоянии пациентов, эффективности восстановительной терапии и текущих потребностях лиц с ограниченными возможностями для оптимизации их состояния и адаптации в обществе. С его помощью осуществляется:
1. комплексная оценка уровня и качества жизни инвалидов;
2. анализ уровня и структуры инвалидности;
3. оценка функциональных нарушений;
4. оценка характера ограничений жизнедеятельности;
5. оценка суммарного реабилитационного потенциала;
6. оценка эффективности индивидуальных программ реабилитации;
7. анализ динамики изменений в состоянии инвалидов;
8. анализ социальной адаптированное™ инвалидов;
9. учет потребностей в постоянном лечении;
10. учет потребностей в лекарствах, пищевых добавках;
11. учет потребностей в протезировании;
12. учет потребностей в технических средствах.
Получение такой информации позволяет оперативно корректировать расходы медицинской и социальной служб, оптимизировать перспективные планы мероприятий по медико-социальному обеспечению инвалидов и в конечном счете добиваться снижения эффекта дезадаптирующих нарушений и повышения уровня социальной адаптации этих больных.
Объединение информации на различных уровнях в плане отдельных нозологических форм или групп заболеваний позволяет получить полноценную картину состояния медико-демографических показателей, характеризующих физические и психические характеристики, уровень и структуру заболеваемости, инвалидности и смертности населения Российской Федерации.
12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
Федеральная информационная система мониторинга состояния здоровья — это комплекс проблемно ориентированных иерархических ИМС, включающих регулярно обновляемые персонифицированные базы медицинских (медико-социальных) данных по месту первичного наблюдения пациентов, на региональном и федеральном уровнях, обеспечивающих сбор, передачу, хранение и полипараметрический анализ данных для многокритериальной оценки динамики изменений в различных группах населения. В здравоохранении в качестве альтернативного обозначения для БД мониторинговых систем широкое распространение получил термин «регистр».
Перспективным подходом к созданию системы постоянного слежения за здоровьем всего населения является ведение мониторинга непосредственно с момента рождения ребенка (или с момента наблюдения беременной в женской консультации) при обязательном учете факторов риска заболеваний. Примером может служить специализированная территориальная информационно-аналитическая система или интегрированная БД по рождаемости, перинатальной и младенческой смертности «С-ИнБаД», предусматривающая ведение БД на учрежденческом, городском, региональном и федеральном уровнях (рис. 10). Особенностью реализации этой ИС является возможность оперативного обмена информацией между всеми медицинскими учреждениями административной территории, участвующими в наблюдении за детьми на первом году жизни, — родильными домами, перинатальными центрами, детскими поликлиниками и стационарами.
В дальнейшем с системой типа «С-ИнБаД» должны интегрироваться системы диспансеризации и специализированные регистры, функционирующие и вновь создаваемые. Среди действующих можно
назвать ИС для мониторинга врожденных пороков развития, сахарного диабета, туберкулеза, инвалидности и др. В этих системах предусмотрен полицевой учет пациентов на нижнем уровне (в ЛПУ) с последующим объединением данных от уровня субъекта Российской Федерации до страны в целом (принцип «зонтика»).
Источник