Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
учебно-методический материал по физкультуре
Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_monitoring_fizicheskogo_zdorovya_i_kak_on_osushchestvlyaetsya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.
Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.
Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.
Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.
Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.
Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.
В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.
Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.
1. Сущность и содержание мониторинга
Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.
Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.
Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.
Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.
2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.
Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.
Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.
Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.
В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.
Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
Задачи по достижению цели:
- выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
- установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.
Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.
А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.
Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.
Источник
Дайте понятие спортивно-оздоровительный мониторинг, его цели и задачи.
Дайте понятие спортивно-оздоровительный мониторинг, его цели и задачи.
Спортивный мониторинг призван отслеживать процесс развития функциональной подготовки спортсменов, используя наиболее информативные тесты и динамику показателей спортивной подготовки, спортивных результатов активно участвовать в построении многолетней модели подготовки спортсмена.
• получение точной и объективной информации о состоянии здоровья спортсмена;
• прогноз предполагаемых изменений состояния здоровья человека;
• принятие решений для предотвращения отрицательных последствий, касающихся здоровья человека.
• мониторинг физического развития занимающихся;
• мониторинг уровня ОФП;
• мониторинг уровня общей работоспособности;
• мониторинг психоэмоционального состояния.
Какие вы знаете методы контроля за состоянием здоровья.
Врачебный контроль — научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль — это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья.
Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы — субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. К объективным: ЧД, АД, пульс.
Опишите оценку соматического уровня соматического здоровья по Апанасенко.
Существует очень простой, достоверный и доступный метод измерения уровня Здоровья – метод профессора Апанасенко Г. А. Оценка в баллах, полученная этим методом, полностью коррелирует с аэробной производительностью.
Для того, чтоб вычислить свой уровень Здоровья, необходимо замерить всего несколько показателей своего организма.
А именно:
Массу тела (кг).
2. Рост (м).
3. Артериальное давление систолическое («верхнее»).
4. ЖЕЛ — жизненную емкость легких (мл).
5. Силу (динамометрию) кисти (кг).
6. ЧСС — частоту сердечных сокращений (пульс).
7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).
Согласно таблицам можно самостоятельно вычислить свой уровень Здоровья: по каждому показателю получить балл и просуммировать по всем показателям.
Кроме того, можно проанализировать низкие баллы в полученном расчете результата и понять, какой параметр работы организма ухудшает резервы Здоровья.
Назовите методы контроля за ЧСС.
В спорте ЧСС используется, как индикатор уровня интенсивности нагрузки спортсмена. Чем выше интенсивность выполняемых упражнений, тем, соответственно, выше ЧСС. Для контроля эффективности тренировок очень важен постоянный мониторинг ЧСС, как в состоянии покоя, так и на самой тренировке.
Существует два метода расчета частоты сердечных сокращений:
• Пальцевой метод (менее точен),
• Подсчет с помощью датчиков – электронный метод (более точен).
При использовании пальцевого метода, существует два способа подсчета ЧСС:
• Нащупайте пульс в любой из точек (запястье, шея и т.п.), затем во время удара сердца, запустите секундомер. На 15 ударе, останавливаете секундомер. Разделите 15 на количество секунд показанных секундомером и умножьте на 60. Пример: (15/19)*60= 47 ударов.
• Подсчитайте в течение 15 секунд количество ударов сердца, а затем умножьте полученный результат на 4. Этот способ считается наиболее быстрым, в плане подсчета, но в тоже время, менее точным. Пример: 15*4=60 ударов.
При электронном методе подсчета используются специальные датчики (схожие с теми, что применяют при съеме кардиограммы сердца в больнице). Два наиболее популярных способа:
• беговая дорожка, оборудованная программно и технически для снятия ЧСС,
• беговой пульсометр, датчик крепится на грудь (под областью сердца), приемник крепится на запястье.
Опишите пробу Руфье, ее практическое значение при мониторинге здоровья.
Пробу Руфье используют для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, а также применяют как простой и косвенный метод для определения физической работоспособности.
Методика проведения: у испытуемого, находящегося в течение 5 минут в положении сидя, определяют пульс за 15 сек (Р1). Затем испытуемый выполняет нагрузку в виде 30 приседаний за 45 сек. После нагрузки садится и у него вновь подсчитывают пульс за первые 15 сек (Р2) и последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановления. Оценивают физическую работоспособность по индексу Руфье (ИР) =(4*(р1+р2+р3)-200)/10
Инструкция Министерства здравоохранения и Министерства образования распределила результаты на 5 основных групп результатов:
• отличное сердце (высокий уровень) – менее 3;
• хорошее сердце (уровень выше среднего) – 4-6;
• средний уровень – 7-9;
• сердечная недостаточность средней степени (удовлетворительный уровень) – 10-14;
• сердечная недостаточность сильной степени (низкий уровень) – свыше 15.
Физиологическая характеристика силы как показатель здоровья. Методы контроля за силой.
Мышечная сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определённой деятельности, в базе которых лежит понятие ʼʼсилаʼʼ. Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.
Оценить силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса у мужчин можно по максимальному числу подтягиваний на высокой перекладине или сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа на полу. У мужчин, выполняющих эти упражнения 15 раз и более, показатель уровня здоровья находится на гораздо более высоком уровне, чем у тех, кто пренебрегает упражнениями на воспитание силовой выносливости. Для женщин более важен уровень развития мышц брюшного пресса. Он оценивается по максимальному количеству сгибаний туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены.
В практике физического воспитания количественно силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Методы исследования тренированности кардиореспираторной системы
Проба Мартине
У испытуемого в положении сидя в течении одной минуты подсчитывается пульс. Затем испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 секунд. После 20 приседаний в течение 30 секунд определяют учащение пульса от исходного уровня, а также время восстановления показателей.
Оценка пробы следующая: если учащение пульса не превышает
25% — отличная работоспособность
50 — 75 % — удовлетворительная
более 75 % — неудовлетворительная.
Для оценки реакции сердечно — сосудистой системы на функциональную пробу необходим анализ восстановительного периода. При хорошем функциональном состоянии сердечно — сосудистой системы пульс восстанавливается в течение 2х минут.[21]
ЖЕЛ
ЖЕЛ определяется с помощью сухого спирометра и соответствует количеству воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха. Чем больше ЖЕЛ, тем совершеннее приспособление аппарата внешнего дыхания к физической нагрузке.
Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста и веса обследуемого. Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимальный вдох, затем максимальный выдох в спирометр. Под влиянием регулярной тренировки ЖЕЛ увеличивается. [6] Величина ЖЕЛ у детей 11-12 лет в среднем равна 2-3 литра.
Проба Штанге
Заключается в задержке дыхания на вдохе после глубокого выдоха.
Результаты пробы оцениваются по трехбалльной системе: «хорошо» — свыше 50 сек; «удовлетворительно» — 40-49 сек; «неудовлетворительно» — менее 34 сек. [4] Для детей 11 — 12 лет норма составляет 45 — 60 сек. [25]
Проба Генчи
Проба Генчи заключается в задержке дыхания на выдохе после глубокого вдоха. Результаты пробы оцениваются следующим образом: «хорошо» — свыше 40 сек; «удовлетворительно» — 35-39 сек; «неудовлетворительно» — менее 34 сек .
Индекс ожирения тела
Последняя разработка среди методик выявления избыточного веса – индекс ожирения тела (BAI). Здесь рассчитывается соотношение окружности бедер к росту. Формула выглядит так: окружность бедер (см) надо разделить на произведение роста (м) и корня из роста (м). От получившегося результата нужно отнять 18. В норме индекс BAI у мужчин должен составлять 8–20, у женщин – 21–32.
Индекс Брока
Широкую известность имеет индекс Поля Брока – простейший инструмент для подсчета лишних килограммов. При росте от 155 до 165 см от роста надо отнять 100 – это и будет идеальный вес. Если рост 165–175 см, то отнимают уже 105, если рост больше 175 – отнимать надо 110. При этом индекс Брока предполагает коррекцию в зависимости от телосложения. Для астеников (худощавые люди с тонкими костями) идеальный показатель будет на 10% меньше, чем для людей с нормальным телосложением, для гиперстеников (плотные, ширококостные люди) – на 10% больше.
ЧСС
Дайте понятие спортивно-оздоровительный мониторинг, его цели и задачи.
Спортивный мониторинг призван отслеживать процесс развития функциональной подготовки спортсменов, используя наиболее информативные тесты и динамику показателей спортивной подготовки, спортивных результатов активно участвовать в построении многолетней модели подготовки спортсмена.
• получение точной и объективной информации о состоянии здоровья спортсмена;
• прогноз предполагаемых изменений состояния здоровья человека;
• принятие решений для предотвращения отрицательных последствий, касающихся здоровья человека.
• мониторинг физического развития занимающихся;
• мониторинг уровня ОФП;
• мониторинг уровня общей работоспособности;
• мониторинг психоэмоционального состояния.
Источник