Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг).
ГАРАНТ:
См. Состав рабочей группы по подготовке нормативных и методических документов для реализации настоящего постановления, утвержденный приказом Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 320
О создании Координационного совета по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в РФ см. приказ Госкомспорта России от 11 февраля 2004 г. N 118
3. Установить, что финансирование проведения мониторинга осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием органов управления образованием, физической культурой и спортом на основе данных мониторинга соответствующие меры, направленные на укрепление физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи, предусмотрев их финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
29 декабря 2001 г.
Положение
об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916)
1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи и порядок проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и формирования федерального информационного фонда данных мониторинга.
2. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60
3. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.
5. Федеральный информационный фонд данных мониторинга (далее именуется — федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, формируемую на основе ежегодных наблюдений, а также совокупность нормативных документов и методических материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека.
Федеральный информационный фонд является частью федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.
6. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
7. Проведение мониторинга включает в себя:
а) наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
б) сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
8. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями системы образования, физической культуры и спорта, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
9. Учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют:
а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу ее в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;
б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населенных пунктах.
10. Органы государственного управления образованием, физической культурой и спортом совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют:
а) формирование баз данных на основе результатов мониторинга, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации;
б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации;
в) подготовку предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам укрепления здоровья населения, установления факторов, оказывающих негативное воздействие на человека, и их устранения;
г) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.
11. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации осуществляет:
а) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
б) единое методическое обеспечение проведения мониторинга в Российской Федерации;
в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной власти о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда;
д) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.
12. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации определяет структуру, объем и периодичность представления в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 39
Источник
Мониторинг здоровья
Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта . Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин . 2012 .
Смотреть что такое «Мониторинг здоровья» в других словарях:
Мониторинг здоровья работников — общий термин, охватывающий процедуры и исследования для оценки здоровья работника с целью обнаружения и опознавания любой аномалии. Результаты мониторинга должны использоваться для сохранения и укрепления здоровья работника, коллективного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг здоровья работников — общий термин, охватывающий процедуры и исследования для оценки здоровья работника с целью обнаружения и опознавания любой аномалии. Результаты мониторинга должны использоваться для сохранения и укрепления здоровья работника, коллективного… … Официальная терминология
Мониторинг в медицине труда — продолжительный систематический сбор, анализ, интерпретация и распространение данных для целей профилактики. Мониторинг важен для планирования, внедрения и оценки программ медицины труда и для контроля профессиональных нарушений здоровья и травм … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг в медицине труда — продолжительный систематический сбор, анализ, интерпретация и распространение данных для целей профилактики. Мониторинг важен для планирования, внедрения и оценки программ медицины труда и для контроля профессиональных нарушений здоровья и травм … Официальная терминология
мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МОНИТОРИНГ — (от англ. monitoring, от лат. monitor напоминающий, надзирающий), комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Мониторинг не включает управление качеством… … Экологический словарь
Мониторинг социально-гигиенический — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (№ 52 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг рабочей среды — общий термин, включающий выявление и оценку факторов среды, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье работников. Он включает оценку санитарных и профессиональных гигиенических условий, факторов организации труда, которые могут создать… … Официальная терминология
Мониторинг рабочей среды — общий термин, включающий выявление и оценку факторов среды, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье работников. Он включает оценку санитарных и профессиональных гигиенических условий, факторов организации труда, которые могут создать… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг окружающей природной среды — по законодательству РФ долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды. См. также: Государственная система … Финансовый словарь
Источник
Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
учебно-методический материал по физкультуре
Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_monitoring_fizicheskogo_zdorovya_i_kak_on_osushchestvlyaetsya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.
Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.
Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.
Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.
Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.
Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.
В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.
Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.
1. Сущность и содержание мониторинга
Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.
Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.
Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.
Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.
2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.
Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.
Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.
Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.
В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.
Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
Задачи по достижению цели:
- выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
- установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.
Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.
А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.
Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.
Источник