Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ
Ирина Эйн
Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ
Описание системы мониторинга здоровья и физического развития воспитанников в группе общеразвивающей направленности № 6 «Андромеда» воспитателем Эйн Ириной Борисовной
Оценку здоровья и физического развития воспитатель проводит совместно с медицинской сестрой по общепринятым методикам.
Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки.
Оценку физического развития проводится два раза в год (сентябрь, май).
Результаты обследования заносятся в таблицу.
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание, развитие физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, а также функция равновесия координационными способностями.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе и физических качеств.
Данные физического развития позволяет определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы.
Многократно регистрируемые показатели роста, развития и состояния здоровья ребенка дают возможность родителям контролировать процесс формирования организма и его функции.
Медицинская сестра проводит оценку заболеваемости детей. Результаты воспитатель фиксирует для анализа общего физического состояния воспитанников.
Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течении года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы и
здоровьесберегающих технологий.
(старшая группа) 2015-2016г.
(подготовительная группа) 2016-2017г.
(2 младшая группа)
Кол-во детей Фактич.
по болезни Кол-во детей Фактич.
по болезни Кол-во детей Фактич.
20 2939 133 16 2354 62 18 2138 300
Такой подход к оценке заболеваемости позволяет выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Результаты обследования детей предоставляется родителям в индивидуальном порядке.
«Пути совершенствования взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья и физического воспитания в ДОУ». Педсовет Тематический педагогический совет Тема: «Пути совершенствования взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья и физического.
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей Консультация на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей» Воспитатель: Купцова.
Формирование физического здоровья детей через приобщение к народным играм В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются.
Опыт работы «Система мониторинга в детском саду» 1-й слайд: Система мониторинга в МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Теремок». Я коротко представлю опыт работы нашего.
Педагогический совет «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников» Тематический педсовет «Создание условий в ДОУ для полноценного физического и психического здоровья дошкольников» Цель: совершенствование.
Система мониторинга реализации программы методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Задачи Критерии Методы Формы предоставления результатов Сроки Ответственные 1. Дать основы психолого – педагогических знаний, обучить.
Система педагогического мониторинга МБДОУ Слайд №1 Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с.
Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.
Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.
Здоровьесберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей Здоровье сберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не.
Источник
Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ
учебно-методический материал по теме
Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_ozdorovitelnogo_protsessa.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ
Наш детский сад санаторного типа для часто и длительно болеющих детей. Списочный состав на новый учебный год — __детей . В штатном расписании вакансии мед. работников: старшая мед. сестра – 1 ставка, мед. сестра физиотерапевтического кабинета – 0,75 ставки, мед. сестра ЛФК – 0,75 ставки.
Каждый год в д/с проводится мониторинг здоровья и физического развития детей.
Системный мониторинг здоровья и физического развития детей дает возможность:
- Выработать модель оздоровительной работы ДОУ;
- Разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;
- Выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;
- На основе полученного результата составит паспорт реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.
- Динамика общей заболеваемости .
Рост заболеваемости идет за счет вновь поступивших детей.
Структура заболеваемости в динамике за период 2011-2012 г.г. представлена инфекционными заболеваниями и обусловлена группой острых респираторных инфекций. Что и определило тактику здоровьесохраняющей направленности образовательного процесса. Динамика показателей здоровья детей обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности.
2. Динамика показателей физического развития детей
Динамика показателей физического развития указывает на рост
качественный состав группы детей с низким физическим развитием из года в год остается прежним, однако количество таких детей увеличивается за счет вновь поступивших.
- Группы здоровья детей (абсолютные и относительные показатели )
Условием оценки эффективности оздоровления является переход из одной группы здоровья в другую, что отразилось на данных.Отсутствие позитивной динамики по группе здоровья произошло за счет вновь поступивших детей.
- Медицинские группы для занятий физкультурой и результаты мониторинга .
- Уровень и динамика физической подготовленности детей ДОУ в %
Анализ уровня и динамики физической подготовленности позволил увидеть результаты физического развития и состояния здоровья детей:
- Получен рост его удельного веса по среднему уровню почти на 4%
- Снижен на 5% показатель низкого уровня физической подготовленности.
Таким образом , качественные показатели состояния здоровья, физического развития подготовленности выявили четкую положительную тенденцию, обусловленную очевидностью системы здоровьесберегающей направленности образовательного процесса, которая включает в себя следующее:
- Воздушные ванны,
- Солнечные ванны
- Полоскание зева водой комнатной температуры после дневного сна
Содействие совершенствованию физического воспитания:
- Совершенствование двигательной активности
- Утренняя гимнастика
- Занятия физической культурой
- Музыкальные занятия
- Проведение подвижных игр и физических упражнений на прогулке
- Физические упражнения после сна
- Проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию
- Спортивные игры
- Проведение лечебной гимнастики
- Дыхательный комплекс
- Комплекс при заболеваниях ЛОР- органов и верхних дыхательных путей
- Массаж общий
- Электрофизиолечение
- УВЧ
- Электрофитоингаляции
Система оздоровительных мероприятий включает:
- Выполнение санитарно- противоэпидемиологического режима
- Воспитание у детей санитарно- гигиенических навыков
- Мониторинг физического развития
- Контроль за физическим воспитанием и физической подготовкой
- Организация питания
- Проведение витаминотерапии
- Профилактика простудных заболеваний
- Проведение семинаров с родителями и воспитателями
- Коррекционная работа логопеда
- Систематические консультации с родителями и воспитателями
- Введение адаптационного режима
Таким образом, системное внедрение здоровьесберегающих технологий несомненно способствует позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников:
- Улучшению соматических показателей
- Стабилизации физического, психологического, эмоционального благополучия
- Развитию способностей по жизнеобеспечению ребенка
- Укрепление барьеров возникновения рецидивов болезни, что в свою очередь улучшает посещаемость и повышает охват плановыми оздоровительными мероприятиями
- Улучшению функционального состояния дошкольника
В целом здоровьсберегающие технологии воспитывают личность с насущной потребностью в здоровом образе жизни.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».
Время проведения в режиме дня, возраст детей.
Источник
Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_fizicheskomu_vospitaniyu.doc | 784.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников № 24 «Кораблик» г. Юрги»
Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию
Составила: Никулина Елена Аркадьевна
старший воспитатель I категории
Глава I. Анализ научно – методической литературы по организации
мониторинга в ДОУ 5
1.1 Этапы проведения мониторинга 12
Глава II. Примерная технология проектирования мониторинговой
программы по взаимодействию детского сада и семьи 15
2.1 Примерные критерии и оценки по взаимодействию ДОУ с семьей 19
Глава III. Организация мониторинга в ДОУ как одно из направлений
инновационной деятельности 21
Список литературы 26
Введение
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ
Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения. Педагогический мониторинг является более сильным лекарством, чем стандарты образования. Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем. Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Вместе с тем следует отметить, что мониторинг дает результат лишь в тех учреждениях, которые имеют
характеристики динамично развивающейся дошкольных учреждений. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства.
Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.
Цель методической разработки – механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников.
- Выявить содержание мониторинга физического развития и воспитания детей в ДОУ;
- Определить критерии оценки профессиональной компетентности педагогов по здоровью и физическому развитию детей в ДОУ;
- Определить технологию проведения мониторинга здоровья и физического воспитания в ДОУ.
Данная методическая разработка предполагает отследить механизмы организации мониторинга в ДОУ по здоровью и физическому развитию воспитанников, принятие решений в необходимости его планирования, его действенности, совершенствования, как новейшего из достижений педагогической науки и передовой практики.
Характеристика педагогического мониторинга как метода контроля
Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. В этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.
Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее.
Исследователи трактуют, что метод контроля на сегодняшний момент ее является оптимальным для оценки каченства и эффективности физкультурно – оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы его результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Таким образом, мониторинг как метод контроля не только до предела насыщен знаниями об управляемых объектах, но и четко включает исследование. Оно позволяет достичь нужного рефлексивного результата и на этой основе разработать ориентиры новой практики.
Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Выбор критериев и показателей во многом зависит от степени квалификации персонала, уровня его профессионализма, а также от уровня организационной культуры учреждения, важнейшим показателем которой является способность коллектива к адекватной оценке своей деятельности.
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:
1 состояния здоровья детей
2 диагностика физической подготовленности дошкольников
3 профессиональная компетенция воспитателей
4 качество физкультурно — оздоровительной работы
5 преемственность в работе с родителями
- создание условий для физического развития детей в ДОУ
Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОУ :
Повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.
На первом этапе —
- проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей;
- оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей;
- определить проблемы в деятельности педагог по физическому развитию детей;
- определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.
На втором этапе:
- спрогнозировать дальнейшие действия педагогического коллектива (на методическом совете, педагогическом совете);
- разработать мероприятия по повышению качества физического воспитания и развития детей, укрепления их здоровья. Для этого следует привлечь к этому инициативных педагогов, создать творческо-проблемную группу;
- разработать план работы коллектива, наметить мероприятия с педагогами;
- определить эффективность проведенной работы.
На третьем этапе :
- реализовать запланированные мероприятия;
- осуществить коррекцию педагогического процесса;
- устранить причины, тормозящие снижение заболеваемости и улучшения здоровья детей и их физического развития.
На четвертом этапе (промежуточно-диагностическом):
- сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом;
- сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными;
- сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий;
- принять управленческие решения для устранения недостатков в работе.
На пятом этапе (итогово — диагностическом)
- выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости;
- провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей;
- провести анализ методической работы (эффективность);
- выявить результативность управленческих решений;
- провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.
Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным .
Сбор данных для мониторинга физического воспитания
Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь педагогам представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости. (На основании рекомендаций Минздрава РФ).
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей — важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.
При оценке физического развития детей учитываются:
— длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.
На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы,
интенсивность обмена веществ и др. Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни.
Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени — весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.
Оценка физического развития может производиться различными методами. Наиболее практикуемым является метод определения биологического возраста детей.
Обследование детей проводят медицинские работники не менее двух раз в год.
Практики пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние и маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или иную сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.
При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.
Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:
Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.
Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы.
Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совещании. Данные позволяют разработать для детей, имеющих отклонения от нормы специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача. О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности. Желательно, чтобы родители поддерживали рекомендации врача и воспитателей.
Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).
ИП = Рост (см) – [Масса (кг) + Окр. гр. кл. (см)]
Полученные данные сверяются с показателями.
Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста
Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.
Вывод: используя показатели индекса Пинье, можно сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно – оздоровительной работы и смело утверждать, что дети окрепли, или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно – сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям работоспособности.
При проведении функциональных проб у детей 4 – 7 лет нормальными показателями являются:
1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25 – 40 % от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5 – 6 единиц.
По этим показателям также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей. Если в начале года пульс детей учащался при нагрузке на 45 %, то в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Напрашивается вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию детей в данной группе или ДОУ в целом не ведется.
Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ – теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности.
- подъем на ступеньку с частотой восхождения 22 раза в минуту;
- подъем на ступеньку с частотой восхождения 30 рахз в минуту.
Длительность каждой нагрузки – 2 минуты, отдых между ними – 3 минуты.
Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывается по формуле:
где P – масса ребенка, n – число подъемов на ступеньку в минуту, h – высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15 – 20 % при первой нагрузке и на 45 – 60 % при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном уровне физкультурно – оздоровительной работы и ее правильной организации.
Вывод: функциональные пробы проводятся только в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ. По их результатам врачом рекомендуется режим интенсивности упражнений на физкультурном занятии.
Важным показателем состояния сердечно – сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.
Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:
где П – пульс, ПД – пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).
По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются.
Показатели коэффициента выносливости у детей
Развитие дыхательной системы мускулатуры можно проследить с помощью пневмотометра. Он представляет собой U – образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.
Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф.Синякова.
Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.Синякову)
ДЖЕЛ = (31 х рост в см) = (32 х вес в кг) – (20 х возраст) = 2950 (15)
ДЖЕЛ = (25 х рост в см) + (26 х вес в кг) – ( 15 х возраст) = 2150 (15)
Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:
где ЖЕЛ – жизненная емкость легких, в мл; Р – масса тела, в кг.
На эффективность физкультурно – оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.
Вывод: рекомендуется данные пробы проводить в специализированном учреждении либо в детской поликлинике по направлению медицинских работников ДОУ.
Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.
Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса — по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей — по прыжкам в длину с места.
Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).
Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.
Гибкость измеряется по степени наклона туловища из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр — красный, второй — зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой (номинальный). Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотягивается до края скамейки, не сгибая при этом коленей,- результат считается неудовлетворительным (пессимальным). Оптимальным считается результат, при котором пальцы ребенка опускаются ниже края скамейки (например, на 0,5 см, 1 см, 2 см и т.д.). Критерии оценки-Р (пессимальный); N — номинальный; О-оптимальный (например, О, если кончики пальцев спустились ниже края скамейки на 1 см, и т.д.).
Выносливость оценивается по непрерывному бегу. Для детей дошкольного возраста используют следующие примерные показатели: 4 года — 100 м; 5 лет — 200 м, 6 лет — 300 м, 7 лет — 1000 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.
Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания.
Вывод: если темпы прироста физических качеств составляют, например, не более 8 % в год, то никакой системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы дошкольного учреждения в данном случае является неудовлетворительной.
При приросте физических качеств от 9 до 10 % мы можем сделать вывод, что, хотя в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, то по крайней мере, педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка удовлетворительная. Если показатели прироста физических качеств составили от 11 до 15 %, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка — хорошо. Темпы прироста 15 % и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания, но также об активном использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка — отлично. Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:
где W – темпы прироста физических качеств, V1 – исходные показатели,V2 – конечные показатели.
Например, результат ребенка по прыжкам в длину с места в начале года равнялся 75 см, а в конце года его результат был равен 79 см. По формуле В.И. Усакова получим результат:
произведем вычисления и получим 5 %. Проведем анализ результата.
Уровень физической подготовленности детей оценивается по скоростному бегу, метанию в вертикальную цель и прыжкам в длину с места. Этих показателей вполне достаточно, чтобы оценить уровень подготовленности детей, но вовсе не означает, что следует обучать детей только этим движениям. Если не учить детей лазанию, равновесию, медленному бегу и другим движениям, оптимальных результатов физической подготовленности получить не удается.
Более точную оценку физической подготовлености детей можно получить в ее соотнесении с коэффициентом двигательного развития детей, но можно воспользоваться и стандартными возрастными показателями.
Дети одного возраста тем не менее различаются по росту и массе тела. Поэтому и показатели их физической подготовленности в пределах одного возраста могут быть разными. Как оценить показатели физической подготовленности в соответствии с коэффициентом двигательного развития.
Например, Витя имеет рост 113 см, а Саша 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити 98 см. Вероятнее всего, что показатели прыжка в длину с места, например, у Вити будут выше. Но у кого из мальчиков показатели можно считать номинальными, а у кого оптимальными. Прыжок Вити – 102 см, прыжок Саши – 101 см.
В соответствии с коэффициентом двигательного развития оптимальным считается результат прыжка выше единицы. За единицу принимается длина тела. Номинальный результат – 0,8 – 1; пессимальный – ниже 0,8. Следовательно, результат прыжка Саши выше, чем длина его тела, а результат прыжка Вити – номинальный, поскольку его коэффициент равен 0,9.
Таким образом, результат Вити можно отнести к категории нормы, а результат Саши – к категории «оптимальный».
Оценка качества освоения движений
Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения.
Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибальной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению — 0,5 балла, разбегу — 1 балл, толчку — 1 балл, полету — 1 балл, приземлению — 1 балл, возвращению в исходное положение — 0,5 балла. Контрольные занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе инструктор по физическому воспитанию. Выводится средний балл индивидуально, затем по группе мальчиков, по группе девочек, далее и средний балл по всей группе. Такая форма работы дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе целом. Данная работа позволяет педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать. В конце года дается оценка по дошкольному учреждению в целом.
Оценка заболеваемости детей
Оценка заболеваемости детей проводится ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года. Способы оценки заболеваемости согласовываются с медицинскими работниками дошкольного учреждения и административными органами управления образованием. Главное, что должно быть сделано в дошкольном учреждении, — это дифференциация заболеваний по видам: соматические, простудные, инфекционные и пр. Должны быть собраны данные о заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы и всего учреждения в целом. Это позволяет проследить динамику заболеваемости в течение года, а также соотнести ее уровень с качеством физкультурно-оздоровительной работы.
Такой подход к оценке заболеваемости позволит выделить группу здоровых детей (детей, которые практически не болеют) и соотнести состояние их здоровья с условиями и образом жизни семьи. Опыт этих семей в сохранении здоровья детей должен быть предметом обсуждения.
Довольно часто дети болеют по причине недостаточного внимания и небрежности родителей. Такая группа родителей должна быть предметом особой заботы дошкольного учреждения в плане их санитарно-педагогического и социального просвещения.
Но целью мониторинга заболеваемости является определение наиболее узких мест в обслуживании детей персоналом. Если, например, в дошкольном учреждении две параллельные группы, но заболеваемость детей в одной значительно выше, то этот факт вполне определенно указывает на недочеты в деятельности педагогов и обслуживающего персонала.Данные заболеваемости должны быть известны не только коллективу, но и родителям. Это дисциплинирует не только персонал, но и родителей. Например, в родительском уголке вывешивается экран заболеваемости детей. В нем разноцветными значками отмечаются случаи заболеваний (красным — простудные и т.д.). По этому экрану легко судить о том, имело ли место распространение инфекции, сколько детей болело по причине недосмотра взрослых (травмы, больные зубы и пр.), были ли обострения хронических заболеваний. Если в целом картина нормальная, а вот Вася Иванов из болезней, что называется, «не вылезает», то вина родителей значительна. И они, глядя на такой экран, это понимают, начинают беспокоиться и прислушиваться к советам специалистов. Но это вовсе не означает, что, перекладывая вину за плохое здоровье ребенка на родителей (что в данном случае вполне справедливо), воспитатели не должны заботиться об этом ребенке. Напротив, для него должна быть разработана индивидуальная оздоровительная программа с привлечением к ее реализации самих родителей.
Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна строится на основе диагностики , которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется воспитателями при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в паспорте здоровья, оформленных в каждой группе.
Вывод: дается анализ здоровья и физического развития воспитанников, выявляются проблемы, намечаются пути управленческих решений.
Одно из направлений мониторинга – оценка профессиональной компетенции педагогов. Для оценки профессиональной компетентности можно использовать следующие методы:
- анализ документации, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, игровые тестовые задания. Все результаты мониторинга должны быть представлены в технологической карте. Карта составлена в соответствии Приложением №1 к приказу Минобразования Р.Ф. от 22 августа 1996. «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Выводы: профессиональная компетентность педагогов проходит непрерывное исследование с целью поддержки их саморазвития и улучшения качества образовательной деятельности. Ставятся следующие задачи:
1. Создать модель мониторинга по организации системы работы в ДОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитания у детей ценностных ориентаций на приоритетной значение здоровья;
2. Объединить усилия всех педагогических кадров вокруг задачи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
3. Способствовать обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия воспитанников посредством повышения качества услуг в ДОУ.
Работа с родителями
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Для выработки стратегии и тактики работы педагогов с родителями необходимо проводить опросы родителей с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин.
В совместной работе детского сада и семьи можно использовать консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала «Машины на улицах города»), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой может организовать семинары-практикумы для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, рекомендуются специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей можно организовать просмотр физкультурного занятия, на котором они могут увидеть успехи своих детей. По результатам опроса родителей необходимо помещать интересующую их информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, например: («Движение- основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.). При необходимости, следует организовать консультативные пункты. В них родители могут получить квалифицированную помощь опытных специалистов.
Выводы: включение родителей в управленческую и информационную сеть ДОУ – это прежде всего повышение педагогической компетенции родителей, составление андрогогической модели обучения, организация системы устойчивых социальных отношений.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий проводится два раза в год по следующим критериям:
- Наличие и содержание спортивных уголков.
- Наличие спортивного оборудования и атрибутов для спортивного зала.
- Приобретение нового оборудования.
- Соблюдение двигательного режима в течении дня .
- Условия на участке для организации двигательной деятельности.
- Оборудование для оздоровления детей (стандартное и нестандартное)
Вывод: Декларация принципа развития и сотрудничества по здоровьюзбережению предполагает исследовательские результаты по совершенствованию системы физического воспитания как в отношении программного материала по физической культуре, так и организации предметно – развивающей среды, что и является стержнем здоровьесберегающего пространства личности ребенка.
Технология проведения мониторинга здоровья и физического воспитания детей в ДОУ
Организация мониторинга здоровья и физического воспитания требует и определенных знаний, и оснащения аналитико – диагностическим инструментарием, и профессиональных навыков. Поэтому необходимо научиться сначала проведению малого мониторинга. Например, мониторингу развития физических качеств, физического развития или физической подготовленности. И, проводя такой мониторинг, следует научиться делать правильные педагогические выводы, благодаря которым можно наметить соответствующую программу коррекции физкультурно – оздоровительной деятельности.
Пользуясь методикой, предложенной В.И.Усаковым, необходимо:
1. Оределить темпы прироста физических качеств каждого ребенка, сложить их и разделить на 5 (количество качеств). Мы получаем средний процент прироста по всем видам фиизических качеств. Например, 11 %.
2. Сложить средние показатели всех детей и разделить эту сумму на количество детей. Мы получим средний процент прироста физических качеств по всей обследуемой группе детей. Например, 12 %.
3. Сложить средние показатели прироста физических качеств всех возрастных групп и разделить эту сумму на количество групп. Мы получим средние показатели прироста физических качеств детей по дошкольному учреждению в целом. Например, 13 %.
Поскольку данные обследования заносятся в анализ – карты, то мы имеем нанглядную картину нашей деятельности по развитию физических качеств детей.
Технология формулирования выводов:
1. В начале следует дать общую оценку деятельности дошкольного учреждения по разывитию у детей физических качеств.
До 8 % — неудовлетворительно или 0 баллов;
- – 10 % — удовлетворительно – 1 балл;
11 – 14 % — хорошо – 2 балла;
15 и выше – 3 балла.
Выводы могут звучать примерно так: «Прирост физических качеств обеспечивается целенаправленной работой по физическому воспитанию в каждой возрастной группе. Но не все резервы и потенции педагогического коллектива учтены, в дошкольном учреждении физкультурно – оздоровительная деятельность как система полностью еще не сложилась. Оценка 2 балла».
2. Далее анализируется деятельность педагогов в каждой возрастной группе. Может быть такое, что в отдельных группах темпы прироста составляют 15 % и выше, в других этот процент значительно ниже. Это уже предмет и для профессионального и административного обсуждения. И каждой группе на основании полученных данных выставляется оценка от 0 до 3 баллов.
3. Затем оценивается каждый ребенок. Его данные сравниваются со средними показателями группы, выделяются подгруппы детей для дифференцированной работы. Никаких баллов детям не выставляется. Все и так ясно из анализа – карты.
Контрольные занятия фиксируются в форме анализ – справки, удобной для педагогов, где и показывается динамика развития каждого качества у каждого ребенка. А также общая динамика продвижения детей в группе, общая динамика развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.
Подобным образом проводится мониторинг физической подготовленности. Если результат не соответствует стандартам, то его оценивают как пессимальный и выставляют 1 балл. При соответствии результатов нормам стандарта его оценивают как номинальный и выставляют 2 балла. Оптимальный результат – превышение норматива, и он оценивается в 3 балла.
Следует отметить, что баллы выставляются не детьям. Подобным образом оценивается деятельность специалистов и всего дошкольного учреждения. Баллы дают представление о том, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти к отличным результатам. При этом следует помнить о том, что нарастание двигательных возможностей детей не происходит равномерно и поступательно. Возможно, что показатели будут некоторое время «стоять». Но не все же время! И главное, мониторинг позволяет увидеть, не наблюдается ли регресс в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволяет точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка в плане его физического развития и продемонстрировать это родителям.
В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов.
Выводы: мониторинг имеет важнейшее значение для повышения качества образования в ДОУ, так как открыт, доступен, прост в обращении, что и обусловливает работу ДОУ в инновационном режиме.
Мониторинг является одним из наиболее продуктивных, информативных и мотивирующих персонал методов контроля процесса физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Мониторинг позволяет выявить, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти к успешным результатам. При этом следует помнить о том, что нарастание двигательных возможностей детей не происходит равномерно и поступательно. Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дошкольного учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и вскрыть внутренние резервы дошкольного учреждения и полнее раскрыть творческий потенциал каждого сотрудника. Таким образом, мониторинг позволит увидеть, не наблюдается ли регресс в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволит точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка.
Следовательно, мониторинг является своеобразным зеркалом, в котором отражается как «организационный костюм» дошкольного учреждения, так и уровень профессионализма каждого педагога. Контрольные занятия следует проводить ежеквартально. Форма протоколов должна быть удобной для педагогов и показывать динамику развития каждого качества у каждого ребенка. Общую динамику продвижения детей в группе, общую динамику развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.
Его использование необходимо прежде всего в дошкольных учреждениях оздоровительного профиля.
Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дошкольного учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифференцировать и индивидуализировать процесс физического воспитания каждого воспитанника.
Сущность мониторинга физкультурно – оздоровительной работы заключается в периодическом сборе и обобщении информации о детях, отслеживанием динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических выводов и проведения соответствующей коррекционной деятельности.
Источник