Меню

Мониторинг физическое здоровье подростков

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг).

ГАРАНТ:

См. Состав рабочей группы по подготовке нормативных и методических документов для реализации настоящего постановления, утвержденный приказом Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 320

О создании Координационного совета по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в РФ см. приказ Госкомспорта России от 11 февраля 2004 г. N 118

3. Установить, что финансирование проведения мониторинга осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием органов управления образованием, физической культурой и спортом на основе данных мониторинга соответствующие меры, направленные на укрепление физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи, предусмотрев их финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.

Председатель Правительства
Российской Федерации

29 декабря 2001 г.

Положение
об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916)

1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи и порядок проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и формирования федерального информационного фонда данных мониторинга.

2. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60

3. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.

5. Федеральный информационный фонд данных мониторинга (далее именуется — федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, формируемую на основе ежегодных наблюдений, а также совокупность нормативных документов и методических материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека.

Федеральный информационный фонд является частью федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.

6. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;

б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;

г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);

д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;

е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;

ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

7. Проведение мониторинга включает в себя:

а) наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

б) сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

8. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями системы образования, физической культуры и спорта, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9. Учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют:

а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу ее в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;

б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населенных пунктах.

10. Органы государственного управления образованием, физической культурой и спортом совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют:

а) формирование баз данных на основе результатов мониторинга, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации;

б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации;

в) подготовку предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам укрепления здоровья населения, установления факторов, оказывающих негативное воздействие на человека, и их устранения;

г) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.

11. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации осуществляет:

а) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);

б) единое методическое обеспечение проведения мониторинга в Российской Федерации;

в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной власти о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда;

Читайте также:  Проблемы здоровья человека сообщение

д) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.

12. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации определяет структуру, объем и периодичность представления в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 39

Источник

Мониторинг здоровья детей и подростков. Показатели здоровья

Мониторинг — это система длительного слежения за объекта­ми, процессами и явлениями, происходящими на Земле.

Жизнь во всех ее проявлениях (рождение, здоровье, болезнь, смерть) — сложное биосоциальное явление.

смертности, продление активного долголетия человека.

К показателям здоровья детей и подростков относятся:

• группы здоровья при комплексной оценке состояния здоровья.

Заболеваемость детей и подростков. Заболеваемость характери­зуется показателями ее уровня и структуры. Уровень заболеваемо­сти — это количество заболеваний в расчете на 1000 (100, 10 000 или 100 000) человек.

Структура заболеваемости ( %) — доля отдельных классов бо­лезней в числе всех обращений в детские поликлиники.

По рекомендации ВОЗ для характеристики заболеваемости на­селения используют следующие понятия:

• incidence — первичная заболеваемость — число первичных обра­щений по поводу заболеваний, впервые выявленных в данном году;

• prevalence — общая заболеваемость, распространенность, бо­лезненность — число первичных обращений по поводу заболева­ний в данном и предыдущие годы;

• point prevalence — заболевания и нарушения, выявленные при осмотрах на определенную дату (патологическая пораженность);

Динамика общей заболеваемости детей и подростков (на 1000 чел.)

Группа 1993 г. 1998 г. 2001 г.
Дети 1384,2 1613,0 1871,4
Подростки 1051,1 1330,0 1549,0

• индекс здоровья — доля детей (%), ни разу не обратившихся по поводу заболевания в данном году.

Проведенные исследования показывают, что общая заболевае­мость детей и подростков в России за период с 1993 по 2001 г. существенно увеличилась (табл. 9.1)

Физическое развитие детей и подростков. Под физическим раз­витием понимают совокупность морфологических и функциональ­ных свойств организма, характеризующих процесс его роста и раз­вития. Показатели физического развития детей и подростков от­ражают уровень благосостояния народа. Динамика этих данных ха­рактеризует эффективность санитарно-гигиенических и оздоро­вительных мероприятий, проводимых в детских учреждениях. Фи­зическое развитие является объективным критерием состояния здо­ровья детей и подростков, отражая запас физических сил, вынос­ливость и дееспособность организма.

Унифицированной методикой исследования физического раз­вития является антропометрия. Исследования проводят в утрен- ние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия по- зволяет изучить три группы показателей физического развития:

• соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, ок­ружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);

• физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная ем­кость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное дав­ление, частота сердечных сокращений;

• соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышеч­ной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оцен­ки: слабая, средняя, выраженная).

Оценку антропометрических показателей осуществляют по со­ответствующим стандартам разного типа. В настоящее время прак­тически во всех развитых странах мира для индивидуальной и кол­лективной оценки физического развития используется центиль- ный метод оценки физического развития, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического ис­пользования набора оценочных таблиц (табл. 9.2) и ростовых кри­вых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения и в этом смысле вполне соответствующих

Одномерные центильные шкалы для оценки физического развития

мальчиков 15 лет

Показа­

тель

Мини­мум — макси­мум Оценка показателей по центильным интервалам
1 2 3 4 5 6 7 8
Центили
3(5) 10 25 50 • 75 90 97 (95)
Длина тела, см 146,0-

191,0

156,0 160,0 165,0 171,0 176,0 180,0 185,0
Масса тела, кг 33,7 — 91,5 39,3 45,2 49,4 55,5 61,8 68,2 78,2
имт,

кг/м 2

13,77 — 30,90 16,00 16,58 17,64 18,96 20,48 22,02 23,96
Окруж­

102.0

71,0 74,0 78,0 81,0 84,0 89,0 96,0
Жизнен­ная ем­кость легких, л 2,0-

4,7

2,4 2,6 2,9 3,2 3,6 3,9 4,3
Динамо­метрия правой кисти, кг 3-50 12 16 20 24 32 37 43
Динамо­метрия левой кисти, кг 2-47 10 14 18 22 30 34 38
Сист.

ар­териаль­ное дав­ление, мм рт. ст.

78-

144

90 96 100 ПО 120 130 136
Диаст.

мм рт. ст.

50-

98

54 60 64 70 76 80 86

тель Мини­

мум Оценка показателей по центильным интервалам 12 3 4 5 6 7 8 Центили 3(5) 10 25 50 75 90 97 (95) Частота

щений 54-

120 64 68 76 84 92 100 104 Толщи­на жи­ровой складки (живот), см 0,5-8,0 0,8 0,9 1,0 1,3 1,8 3,1 5,0 Толщи­на жи­ровой складки (плечо), см 0,5-

4,2 0,5 0,7 0,8 1,0 1,3 2,0 2,7

Дентальный метод дает реальную оценку показателей в сжа­том виде. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразова­ния весь ряд делят на 100 частей. Размеры дентальных интервалов неодинаковы. Чаще используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центилей (см. табл. 9.2)- Колонки дентальных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли детей данной возрастно-половой группы. В полной форме центиль- ная шкала выглядит следующим образом:

1- й центильный интервал — область «низких» значений, встре­чающихся редко (у 3 или 5 % здоровых детей); требуется обследо­вание или консультирование («группа диагностики»);

2- й центильный интервал — 3 (5) — 10 центилей, область «сни­женных» значений, встречающихся у 7 (5) % здоровых детей; по­казано консультирование при наличии других отклонений в со­стоянии здоровья или развития («группа внимания»);

3- й центильный интервал — 10 — 25 центилей, область значе­ний «ниже средних» (15 % здоровых детей);

4- й центильный интервал — 25 — 50 центилей, область «сред­ненизких» значений (25 % здоровых детей);

50-й центиль представляет собой медиану;

5- й центильный интервал — 50 — 75 центилей, область «сред­невысоких» значений (25 % здоровых детей);

6- й центильный интервал — 75 — 90 центилей, область «повы­шенных» значений (15 % здоровых детей);

7- й центильный интервал — 90 — 97 (95) центилей, область «повышенных» значений (5.

8- й центильный интервал — от 97 (95)-го центиля, область «высоких» значений, встречающихся редко (у 3. 5% здоровых детей); высока вероятность патологической природы изменений, требует обследования или консультирования («группа диагно­стики»).

Таким образом, область «средних» значений показателей фи- зического развития детей и подростков (с 3-го по 6-й центильные интервалы — от 10-го до 90-го центиля) характерна для 80 % здо­ровых детей и является наиболее типичной для данной возрастно­половой группы.

На основе центильного метода и использования феномена от­носительного постоянства соотношений массы и длины тела у детей и подростков разработан объективный и простой для при­менения способ оценки этих ведущих показателей физического развития. Выработанная в ходе эволюции связь между основными показателями физического развития обосновывает использование вневозрастных стандартов оценки массы тела в качестве эффек­тивного антропометрического скрининга (просеивания) для вы­явления детей с отклонениями в физическом развитии.

Ведущие показатели физического развития представлены в сис­теме двух координат, где по вертикали отложена длина (см), а по горизонтали — масса тела (кг). Параллельно оси ординат нанесены одномерные центильные шкалы подлине тела (ДТ). В центре изоб­ражена номограмма оценки соответствия массы тела его длине, т. е. индекса пропорциональности (ИП). Цифрами 1 —8 обозначены уже известные центильные интервалы (рис. 9.1).

10 И 12 13 14 15 16 17 18
Масса тела, кг

.9.1. Возрастные центильные шкалы длины те^а (ДТ) и номограмма для оценки физического развития девочек

В антропометрических стандартах вневозрастные шкалы ис­пользуют у мальчиков до длины тела 145 см, а у девочек — 137 см.

Индекс массы тела нормируется по центильной шкале возраст­ного распределения (см. табл. 9.2).

Для практики представляет интерес сочетанная оценка основ­ных антропометрических признаков. В зависимости от сочетания оценок длины тела и индекса пропорциональности определяется группа физического развития по следующей схеме.

1. Нормальное физическое развитие — положение параметров ДТ в зонах 2 —7 и ИП (ИМТ) в зонах 3 — 6.

2. Повышенная и высокая масса тела — положение параметров ДТ в зонах 2 — 7 и ИП (ИМТ) в зонах 7 — 8.

3. Сниженная и низкая масса тела — положение параметров ДТ в зонах 2 —7 и ИП (ИМТ) в зонах 1 — 2.

4. Высокая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при любых значениях ИП (ИМТ).

5. Низкая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 1 при любых значениях ИП (ИМТ).

Для характеристики индивидуального развития человека кро­ме паспортного или календарного возраста в последнее время ча­сто используют такие понятия, как биологический, психический, социальный возраст.

Паспортный возраст — это число прожитых человеком лет от рождения.

Остальные понятия характеризуют качественные изменения в организме разного порядка.

Биологический возраст — это уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма.

Психический возраст — это уровень развития психики, и преж­де всего высших познавательных процессов.

Социальный возраст характеризует процесс становления лич­ности.

Каждая из качественных составляющих возраста человека изу­чается в рамках соответствующих наук (медицина, антропология,

ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И Т.Д.).

Дети одного паспортного возраста различаются по уровню мор­фофункционального развития. По степени биологического созре­вания можно выделить три группы детей в зависимости от того, отстает ли их биологический возраст от паспортного; соответству­ет ему или опережает его. Биологический возраст детей и подрост­ков определяют по комплексу морфологических критериев: длина и масса тела, погодовые прибавки длины и массы тела, число молочных и постоянных зубов, порядок их прорезывания («зуб­ной возраст»), степень развития вторичных половых признаков.

По медицинским показаниям можно использовать изучение сте­пени дифференцировки скелета («костный возраст»), который точ­нее, чем другие показатели, характеризует биологическое созре­вание организма. Для определения биологического возраста сле­дует дать оценку каждого критерия, а затем, суммируя результа­ты, отнести школьника к одной из трех групп.

В разном возрасте информативность критериев неодинакова, что связано с особенностями формирования отдельных органов и систем. Биологическое созревание мальчиков с паспортным воз­растом 6—10 лет, а девочек 6 — 9 лет оценивают по длине и массе тела, смене молочных зубов на постоянные.

С 10—11 лет у мальчиков и с 9 — 10 лет у девочек важным кри­терием морфологического созревания становится половое разви­тие, которое определяется по степени выраженности вторичных половых признаков. Развитие вторичных половых признаков про­исходит в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения тем­бра голоса (Vox), затем появляется оволосение лобка (Pubis), да­лее следует увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), ово­лосение подмышечных впадин (Axillaris) и оволосение лица (Facies).

У девочек половое созревание начинается с развития молоч­ных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Arillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является появление первой менструации (Menarche) и становление менструальной функции (Menses).

Уровень оссификации скелета («костный возраст») является информативным критерием биологической зрелости на всех эта­пах онтогенеза. Для его определения часто используют рентгено­логические исследования кисти руки и запястья. Появление ядер окостенения приурочено к определенному паспортному возрасту детей. Это позволяет достаточно точно определить биологический возраст ребенка. Костный возраст детей 6. 7 лет может соответ­ствовать 4 — 8 годам паспортного возраста и отражает скорость воз­растного созревания детей.

Рассмотрим рентгенологические снимки двух детей 7 лет пас­портного возраста.

Девочка Н. — 7 лет: эпифизы фаланг и пястных костей кистей рук сформированы. Восемь мелких костей запястья и дистальные эпифизы лучевой и локтевой костей видны отчетливо. Костный возраст — 7 лет.

Мальчик К. — 7 лет: все эпифизы фаланг и пястных костей кис­тей рук сформированы. Только четыре мелкие кости запястья и дистальный эпифиз лучевой кости видны; дистальный эпифиз лок­тевой кости отсутствует. Костный возраст соответствует 4. 5 годам паспортного возраста.

Английский антрополог И. М. Таннер назвал многолетние из­менения в биологии человека секулярным трендом. Он изучил дина­мику роста и развития детей и подростков в течение XIX и XX вв. Ускорение полового созревания подростков И.М.Таннер описал по возрасту менархе (Ме) у девушек. Во второй половине XIX в. (1830— 1870 гг.) средний возраст менархе колебался от 15 до 17 лет у девушек европейских стран и США. На протяжении всего XX в. средний возраст менархе снижался. В 1970 г. в указанных странах средний возраст менархе составил 12 лет 10 месяцев. Этот процесс лейпцигский школьный врач Е.Кох (1935 г.) назвал акселерацией (от лат. ассе1егаге — ускорение).

Во второй половине XX в. по данным московского антрополога Ю. А. Ямпольской возраст менархе у московских школьниц изме­нялся следующим образом (рис. 9.2). В 1955 г. он составил 14,3 года, в 1965 г. — 13,1 года. Самый низкий возраст менархе был в 1975 г. — 12,6 года, что полностью согласуется сданными Таннера. К 1985 г. возраст менархе возрос и приблизился к уровню 1965 г., а в 1995 г. он достиг 13,2 года.

К другим проявлениям акселерации относят: более раннее по­явление вторичных половых признаков; увеличение показателей длины и массы тела во всех возрастах; ускорение прорезывания молочных и постоянных зубов; ускорение окостенения скелета.

Факты акселерации описаны в многочисленных зарубежных и российских исследованиях. Проявления акселерации отмечены во всех странах мира, среди детей и подростков разных нацио- нальностей, в городах и селах, среди всех социальных слоев на- селения. Максимальные проявления акселерации выявлены в 1970-е гг. В 80 —90-е гг. XX в. отмечена стабилизация роста и со­зревания. В конце XX в. зарубежные и российские ученые устано-

Возраст, лет

Рис. 9.2. Изменения возраста менархе в 1955— 1995 гг. (по Ю.А.Ямпольской)

вили замедление процессов роста и развития, полового созрева­ния у детей и подростков. Этот процесс назвали децелерацыей.

Антропометрические обследования школьников крупного про­мышленного города начиная с 1937 г. иллюстрируют проявления секулярного тренда (рис. 9.3, 9.4)

За 65 лет длина тела мальчиков 15 лет увеличилась на 15,8 см, 8 лет — на 5,8 см, у девочек соответственно на 9,4 см и на 5,5 см.

Длина и масса тела существенно возросли к 1960 г. и особенно к 1970 г., т.е. на эти годы пришлись максимальные проявления акселерации. Увеличения длины тела в последующие годы (1980, 1992 и 2002) несущественны. Это периоды стабилизации и начала нового цикла — децелерации.

Анализ полового развития школьников за последние 20 лет показал ретардацию (децелерацию) полового созревания под­ростков, что прослежено по смещению сроков полового созре­вания мальчиков и девочек на более поздний возраст. Во всех возрастно-половых группах школьников к 2002 г. увеличилась доля школьников, менее зрелых по вторичным половым признакам (рис. 9.5). По важнейшему показателю созревания девочек — воз­расту менархе — отмечено смещение в сторону более старшего

возраста: в 1980 г. возраст менархе составлял 12,8 г., в 1992 г. — 12,6 г., в 2002 г. — 13,01 г. [31] [32]

1980 г. 2002 г.

Ш&. 12 лет 13 лет |—————- 1 14 лет
Рис. 9.5. Динамика изменения количества N девочек (%) со второй стадией развития молочной железы в 1980 и 2002 гг.

Рис. 9.6. Сравнение длины Ь тела школьников 15 лет разных

национальностей

• пересмотр размеров мебели (прежде всего учебной), одежды, обуви и других предметов обихода в связи с изменением длины, массы тела и других показателей;

• изменение брачного возраста и возраста призыва на военную службу.

Показатели физического развития различаются у детей одной национальности, проживающих в городе и в селе (территориаль­ные особенности).

Выраженные различия наблюдаются у детей разных националь­ностей (этнические особенности). Еще более выражены различия у людей, проживающих на разных континентах.

На территории Приволжского федерального округа проживают русские, чуваши, татары, марийцы, башкиры, а также люди дру­гих национальностей. Самые высокие подростки с наибольшей мас­сой тела — русские и башкиры. Самые низкие с наименьшей мас­сой тела — марийцы и чуваши (рис. 9.6).

Причинами этнических различий являются климат, питание, образ жизни в целом, генетически закрепленные особенности, целесообразные для жизни в конкретных природно-климатиче­ских условиях.

Комплексная оценка состояния здоровья. Такая оценка прово­дится по совокупности критериев:

• наличие или отсутствие в период обследования хронических заболеваний;

• уровень функционального состояния основных систем орга-

• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воз­действиям;

• уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе сис­тематических плановых медицинских осмотров с участием вра- чей-специалистов (окулист, отоларинголог, невропатолог и др.). Функциональное состояние органов и систем выявляется клини­ческими методами с использованием в необходимых случаях функ­циональных проб.

0 степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических заболе­ваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Уровень гармоничности физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними по­казателями физического развития для данного возраста и пола. По совокупности критериев каждого ребенка и подростка отно­сят к одной из следующих групп здоровья:

1 — здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций;

II — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые мор­фологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

III — дети, больные хроническими заболеваниями в состоя­нии компенсации с сохраненными функциональными возможно­стями организма;

IV — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможно­стями организма;

V — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми ос­мотрами не охвачены.

Комплексная оценка состояния здоровья школьников Нижне­го Новгорода (2002 г.) показала, что доля детей с первой группой здоровья крайне незначительна и составила менее (0,5 %). Около 35 % — это школьники с функциональными и морфологически­ми отклонениями. Хронические заболевания в разной степени компенсации имели 64,5 % школьников, преимущественно третьей группы здоровья (61,5 %)

Мониторинг здоровья школьников в течение 1980 — 2002 гг. свидетельствует об увеличении количества детей с хроническими заболеваниями. Отмечен рост полисистемности пораженное™ ор­ганов и систем, более выраженное ухудшение здоровья зафикси- ровано у учащихся начальных и старших классов. Значительное увеличение уровня патологических состояний отмечено по классу новообразований, врожденных аномалий, болезней систем кро- * вообращения, пищеварения, костно-мышечной, мочеполовой и других систем.

Источник

Adblock
detector