Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг).
ГАРАНТ:
См. Состав рабочей группы по подготовке нормативных и методических документов для реализации настоящего постановления, утвержденный приказом Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 320
О создании Координационного совета по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в РФ см. приказ Госкомспорта России от 11 февраля 2004 г. N 118
3. Установить, что финансирование проведения мониторинга осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием органов управления образованием, физической культурой и спортом на основе данных мониторинга соответствующие меры, направленные на укрепление физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи, предусмотрев их финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.
Председатель Правительства Российской Федерации
29 декабря 2001 г.
Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916)
1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи и порядок проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и формирования федерального информационного фонда данных мониторинга.
2. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60
3. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.
5. Федеральный информационный фонд данных мониторинга (далее именуется — федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, формируемую на основе ежегодных наблюдений, а также совокупность нормативных документов и методических материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека.
Федеральный информационный фонд является частью федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.
6. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
7. Проведение мониторинга включает в себя:
а) наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
б) сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
8. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями системы образования, физической культуры и спорта, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
9. Учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют:
а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу ее в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;
б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населенных пунктах.
10. Органы государственного управления образованием, физической культурой и спортом совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют:
а) формирование баз данных на основе результатов мониторинга, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации;
б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации;
в) подготовку предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам укрепления здоровья населения, установления факторов, оказывающих негативное воздействие на человека, и их устранения;
г) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.
11. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации осуществляет:
а) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
б) единое методическое обеспечение проведения мониторинга в Российской Федерации;
в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной власти о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда;
д) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.
12. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации определяет структуру, объем и периодичность представления в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 39
Источник
Мониторинг здоровья детей и подростков. Показатели здоровья
Мониторинг — это система длительного слежения за объектами, процессами и явлениями, происходящими на Земле.
Жизнь во всех ее проявлениях (рождение, здоровье, болезнь, смерть) — сложное биосоциальное явление.
смертности, продление активного долголетия человека.
К показателям здоровья детей и подростков относятся:
• группы здоровья при комплексной оценке состояния здоровья.
Заболеваемость детей и подростков. Заболеваемость характеризуется показателями ее уровня и структуры. Уровень заболеваемости — это количество заболеваний в расчете на 1000 (100, 10 000 или 100 000) человек.
Структура заболеваемости ( %) — доля отдельных классов болезней в числе всех обращений в детские поликлиники.
По рекомендации ВОЗ для характеристики заболеваемости населения используют следующие понятия:
• incidence — первичная заболеваемость — число первичных обращений по поводу заболеваний, впервые выявленных в данном году;
• prevalence — общая заболеваемость, распространенность, болезненность — число первичных обращений по поводу заболеваний в данном и предыдущие годы;
• point prevalence — заболевания и нарушения, выявленные при осмотрах на определенную дату (патологическая пораженность);
Динамика общей заболеваемости детей и подростков (на 1000 чел.)
Группа
1993 г.
1998 г.
2001 г.
Дети
1384,2
1613,0
1871,4
Подростки
1051,1
1330,0
1549,0
• индекс здоровья — доля детей (%), ни разу не обратившихся по поводу заболевания в данном году.
Проведенные исследования показывают, что общая заболеваемость детей и подростков в России за период с 1993 по 2001 г. существенно увеличилась (табл. 9.1)
Физическое развитие детей и подростков. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояния народа. Динамика этих данных характеризует эффективность санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий, проводимых в детских учреждениях. Физическое развитие является объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отражая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.
Унифицированной методикой исследования физического развития является антропометрия. Исследования проводят в утрен- ние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия по- зволяет изучить три группы показателей физического развития:
• соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);
• соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышечной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оценки: слабая, средняя, выраженная).
Оценку антропометрических показателей осуществляют по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используется центиль- ный метод оценки физического развития, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц (табл. 9.2) и ростовых кривых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения и в этом смысле вполне соответствующих
Одномерные центильные шкалы для оценки физического развития
мальчиков 15 лет
Показа
тель
Минимум — максимум
Оценка показателей по центильным интервалам
1 2 3 4 5 6 7 8
Центили
3(5)
10
25
50 •
75
90
97 (95)
Длина тела, см
146,0-
191,0
156,0
160,0
165,0
171,0
176,0
180,0
185,0
Масса тела, кг
33,7 — 91,5
39,3
45,2
49,4
55,5
61,8
68,2
78,2
имт,
кг/м 2
13,77 — 30,90
16,00
16,58
17,64
18,96
20,48
22,02
23,96
Окруж
102.0
71,0
74,0
78,0
81,0
84,0
89,0
96,0
Жизненная емкость легких, л
2,0-
4,7
2,4
2,6
2,9
3,2
3,6
3,9
4,3
Динамометрия правой кисти, кг
3-50
12
16
20
24
32
37
43
Динамометрия левой кисти, кг
2-47
10
14
18
22
30
34
38
Сист.
артериальное давление, мм рт. ст.
78-
144
90
96
100
ПО
120
130
136
Диаст.
мм рт. ст.
50-
98
54
60
64
70
76
80
86
тель
Мини
мум
Оценка показателей по центильным интервалам
12 3 4 5 6 7 8
Центили
3(5)
10
25
50
75
90
97 (95)
Частота
щений
54-
120
64
68
76
84
92
100
104
Толщина жировой складки (живот), см
0,5-8,0
0,8
0,9
1,0
1,3
1,8
3,1
5,0
Толщина жировой складки (плечо), см
0,5-
4,2
0,5
0,7
0,8
1,0
1,3
2,0
2,7
Дентальный метод дает реальную оценку показателей в сжатом виде. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразования весь ряд делят на 100 частей. Размеры дентальных интервалов неодинаковы. Чаще используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центилей (см. табл. 9.2)- Колонки дентальных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли детей данной возрастно-половой группы. В полной форме центиль- ная шкала выглядит следующим образом:
1- й центильный интервал — область «низких» значений, встречающихся редко (у 3 или 5 % здоровых детей); требуется обследование или консультирование («группа диагностики»);
2- й центильный интервал — 3 (5) — 10 центилей, область «сниженных» значений, встречающихся у 7 (5) % здоровых детей; показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);
3- й центильный интервал — 10 — 25 центилей, область значений «ниже средних» (15 % здоровых детей);
4- й центильный интервал — 25 — 50 центилей, область «средненизких» значений (25 % здоровых детей);
50-й центиль представляет собой медиану;
5- й центильный интервал — 50 — 75 центилей, область «средневысоких» значений (25 % здоровых детей);
6- й центильный интервал — 75 — 90 центилей, область «повышенных» значений (15 % здоровых детей);
7- й центильный интервал — 90 — 97 (95) центилей, область «повышенных» значений (5.
8- й центильный интервал — от 97 (95)-го центиля, область «высоких» значений, встречающихся редко (у 3. 5% здоровых детей); высока вероятность патологической природы изменений, требует обследования или консультирования («группа диагностики»).
Таким образом, область «средних» значений показателей фи- зического развития детей и подростков (с 3-го по 6-й центильные интервалы — от 10-го до 90-го центиля) характерна для 80 % здоровых детей и является наиболее типичной для данной возрастнополовой группы.
На основе центильного метода и использования феномена относительного постоянства соотношений массы и длины тела у детей и подростков разработан объективный и простой для применения способ оценки этих ведущих показателей физического развития. Выработанная в ходе эволюции связь между основными показателями физического развития обосновывает использование вневозрастных стандартов оценки массы тела в качестве эффективного антропометрического скрининга (просеивания) для выявления детей с отклонениями в физическом развитии.
Ведущие показатели физического развития представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина (см), а по горизонтали — масса тела (кг). Параллельно оси ординат нанесены одномерные центильные шкалы подлине тела (ДТ). В центре изображена номограмма оценки соответствия массы тела его длине, т. е. индекса пропорциональности (ИП). Цифрами 1 —8 обозначены уже известные центильные интервалы (рис. 9.1).
10 И 12 13 14 15 16 17 18
Масса тела, кг
.9.1. Возрастные центильные шкалы длины те^а (ДТ) и номограмма для оценки физического развития девочек
В антропометрических стандартах вневозрастные шкалы используют у мальчиков до длины тела 145 см, а у девочек — 137 см.
Индекс массы тела нормируется по центильной шкале возрастного распределения (см. табл. 9.2).
Для практики представляет интерес сочетанная оценка основных антропометрических признаков. В зависимости от сочетания оценок длины тела и индекса пропорциональности определяется группа физического развития по следующей схеме.
1. Нормальное физическое развитие — положение параметров ДТ в зонах 2 —7 и ИП (ИМТ) в зонах 3 — 6.
2. Повышенная и высокая масса тела — положение параметров ДТ в зонах 2 — 7 и ИП (ИМТ) в зонах 7 — 8.
3. Сниженная и низкая масса тела — положение параметров ДТ в зонах 2 —7 и ИП (ИМТ) в зонах 1 — 2.
4. Высокая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 8 при любых значениях ИП (ИМТ).
5. Низкая длина тела — положение параметров ДТ в зоне 1 при любых значениях ИП (ИМТ).
Для характеристики индивидуального развития человека кроме паспортного или календарного возраста в последнее время часто используют такие понятия, как биологический, психический, социальный возраст.
Паспортный возраст — это число прожитых человеком лет от рождения.
Остальные понятия характеризуют качественные изменения в организме разного порядка.
Биологический возраст — это уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма.
Психический возраст — это уровень развития психики, и прежде всего высших познавательных процессов.
Социальный возраст характеризует процесс становления личности.
Каждая из качественных составляющих возраста человека изучается в рамках соответствующих наук (медицина, антропология,
ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И Т.Д.).
Дети одного паспортного возраста различаются по уровню морфофункционального развития. По степени биологического созревания можно выделить три группы детей в зависимости от того, отстает ли их биологический возраст от паспортного; соответствует ему или опережает его. Биологический возраст детей и подростков определяют по комплексу морфологических критериев: длина и масса тела, погодовые прибавки длины и массы тела, число молочных и постоянных зубов, порядок их прорезывания («зубной возраст»), степень развития вторичных половых признаков.
По медицинским показаниям можно использовать изучение степени дифференцировки скелета («костный возраст»), который точнее, чем другие показатели, характеризует биологическое созревание организма. Для определения биологического возраста следует дать оценку каждого критерия, а затем, суммируя результаты, отнести школьника к одной из трех групп.
В разном возрасте информативность критериев неодинакова, что связано с особенностями формирования отдельных органов и систем. Биологическое созревание мальчиков с паспортным возрастом 6—10 лет, а девочек 6 — 9 лет оценивают по длине и массе тела, смене молочных зубов на постоянные.
С 10—11 лет у мальчиков и с 9 — 10 лет у девочек важным критерием морфологического созревания становится половое развитие, которое определяется по степени выраженности вторичных половых признаков. Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности.
У мальчиков половое созревание начинается с изменения тембра голоса (Vox), затем появляется оволосение лобка (Pubis), далее следует увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и оволосение лица (Facies).
У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Arillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является появление первой менструации (Menarche) и становление менструальной функции (Menses).
Уровень оссификации скелета («костный возраст») является информативным критерием биологической зрелости на всех этапах онтогенеза. Для его определения часто используют рентгенологические исследования кисти руки и запястья. Появление ядер окостенения приурочено к определенному паспортному возрасту детей. Это позволяет достаточно точно определить биологический возраст ребенка. Костный возраст детей 6. 7 лет может соответствовать 4 — 8 годам паспортного возраста и отражает скорость возрастного созревания детей.
Рассмотрим рентгенологические снимки двух детей 7 лет паспортного возраста.
Девочка Н. — 7 лет: эпифизы фаланг и пястных костей кистей рук сформированы. Восемь мелких костей запястья и дистальные эпифизы лучевой и локтевой костей видны отчетливо. Костный возраст — 7 лет.
Мальчик К. — 7 лет: все эпифизы фаланг и пястных костей кистей рук сформированы. Только четыре мелкие кости запястья и дистальный эпифиз лучевой кости видны; дистальный эпифиз локтевой кости отсутствует. Костный возраст соответствует 4. 5 годам паспортного возраста.
Английский антрополог И. М. Таннер назвал многолетние изменения в биологии человека секулярным трендом. Он изучил динамику роста и развития детей и подростков в течение XIX и XX вв. Ускорение полового созревания подростков И.М.Таннер описал по возрасту менархе (Ме) у девушек. Во второй половине XIX в. (1830— 1870 гг.) средний возраст менархе колебался от 15 до 17 лет у девушек европейских стран и США. На протяжении всего XX в. средний возраст менархе снижался. В 1970 г. в указанных странах средний возраст менархе составил 12 лет 10 месяцев. Этот процесс лейпцигский школьный врач Е.Кох (1935 г.) назвал акселерацией (от лат. ассе1егаге — ускорение).
Во второй половине XX в. по данным московского антрополога Ю. А. Ямпольской возраст менархе у московских школьниц изменялся следующим образом (рис. 9.2). В 1955 г. он составил 14,3 года, в 1965 г. — 13,1 года. Самый низкий возраст менархе был в 1975 г. — 12,6 года, что полностью согласуется сданными Таннера. К 1985 г. возраст менархе возрос и приблизился к уровню 1965 г., а в 1995 г. он достиг 13,2 года.
К другим проявлениям акселерации относят: более раннее появление вторичных половых признаков; увеличение показателей длины и массы тела во всех возрастах; ускорение прорезывания молочных и постоянных зубов; ускорение окостенения скелета.
Факты акселерации описаны в многочисленных зарубежных и российских исследованиях. Проявления акселерации отмечены во всех странах мира, среди детей и подростков разных нацио- нальностей, в городах и селах, среди всех социальных слоев на- селения. Максимальные проявления акселерации выявлены в 1970-е гг. В 80 —90-е гг. XX в. отмечена стабилизация роста и созревания. В конце XX в. зарубежные и российские ученые устано-
Возраст, лет
Рис. 9.2. Изменения возраста менархе в 1955— 1995 гг. (по Ю.А.Ямпольской)
вили замедление процессов роста и развития, полового созревания у детей и подростков. Этот процесс назвали децелерацыей.
Антропометрические обследования школьников крупного промышленного города начиная с 1937 г. иллюстрируют проявления секулярного тренда (рис. 9.3, 9.4)
За 65 лет длина тела мальчиков 15 лет увеличилась на 15,8 см, 8 лет — на 5,8 см, у девочек соответственно на 9,4 см и на 5,5 см.
Длина и масса тела существенно возросли к 1960 г. и особенно к 1970 г., т.е. на эти годы пришлись максимальные проявления акселерации. Увеличения длины тела в последующие годы (1980, 1992 и 2002) несущественны. Это периоды стабилизации и начала нового цикла — децелерации.
Анализ полового развития школьников за последние 20 лет показал ретардацию (децелерацию) полового созревания подростков, что прослежено по смещению сроков полового созревания мальчиков и девочек на более поздний возраст. Во всех возрастно-половых группах школьников к 2002 г. увеличилась доля школьников, менее зрелых по вторичным половым признакам (рис. 9.5). По важнейшему показателю созревания девочек — возрасту менархе — отмечено смещение в сторону более старшего
возраста: в 1980 г. возраст менархе составлял 12,8 г., в 1992 г. — 12,6 г., в 2002 г. — 13,01 г. [31] [32]
1980 г. 2002 г.
Ш&.
12 лет
13 лет |—————- 1 14 лет
Рис. 9.5. Динамика изменения количества N девочек (%) со второй стадией развития молочной железы в 1980 и 2002 гг.
Рис. 9.6. Сравнение длины Ь тела школьников 15 лет разных
национальностей
• пересмотр размеров мебели (прежде всего учебной), одежды, обуви и других предметов обихода в связи с изменением длины, массы тела и других показателей;
• изменение брачного возраста и возраста призыва на военную службу.
Показатели физического развития различаются у детей одной национальности, проживающих в городе и в селе (территориальные особенности).
Выраженные различия наблюдаются у детей разных национальностей (этнические особенности). Еще более выражены различия у людей, проживающих на разных континентах.
На территории Приволжского федерального округа проживают русские, чуваши, татары, марийцы, башкиры, а также люди других национальностей. Самые высокие подростки с наибольшей массой тела — русские и башкиры. Самые низкие с наименьшей массой тела — марийцы и чуваши (рис. 9.6).
Причинами этнических различий являются климат, питание, образ жизни в целом, генетически закрепленные особенности, целесообразные для жизни в конкретных природно-климатических условиях.
Комплексная оценка состояния здоровья. Такая оценка проводится по совокупности критериев:
• наличие или отсутствие в период обследования хронических заболеваний;
• уровень функционального состояния основных систем орга-
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
• уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров с участием вра- чей-специалистов (окулист, отоларинголог, невропатолог и др.). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
0 степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.
Уровень гармоничности физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста и пола. По совокупности критериев каждого ребенка и подростка относят к одной из следующих групп здоровья:
1 — здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций;
II — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
III — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;
IV — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
V — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников Нижнего Новгорода (2002 г.) показала, что доля детей с первой группой здоровья крайне незначительна и составила менее (0,5 %). Около 35 % — это школьники с функциональными и морфологическими отклонениями. Хронические заболевания в разной степени компенсации имели 64,5 % школьников, преимущественно третьей группы здоровья (61,5 %)
Мониторинг здоровья школьников в течение 1980 — 2002 гг. свидетельствует об увеличении количества детей с хроническими заболеваниями. Отмечен рост полисистемности пораженное™ органов и систем, более выраженное ухудшение здоровья зафикси- ровано у учащихся начальных и старших классов. Значительное увеличение уровня патологических состояний отмечено по классу новообразований, врожденных аномалий, болезней систем кро- * вообращения, пищеварения, костно-мышечной, мочеполовой и других систем.