Исследовательский проект «Молоко коровье всем даёт здоровье»
Наталья Косинова
Исследовательский проект «Молоко коровье всем даёт здоровье»
Содержание проекта
• Опрос и его результаты
• Взгляд в историю или все интересные факты о молоке
• Рубрика «Контрольная закупка» или своя независимая экспертиза (экспериментальная часть)
• Деятельность в рамках проекта
• Наши результаты и выводы
• Источники и литература
определить значимость молока для здоровья ребёнка путём исследовательской и познавательной деятельности.
1) Найти материал по теме исследования библиотеке и в сети интернета;
2) изучить литературу по теме исследования;
3) познакомиться с методами определения качества молока;
4) провести анкетирование среди родителей, воспитанников детсада с целью выявления их знаний об исследуемом продукте – молоке;
5) опросить продавцов магазинов, о наиболее покупаемых марках молока;
6) исследовать качество молока, используя домашнюю лабораторию
7) Подвести итоги
Молоко – полезный и питательный продукт, который восполняет необходимое организму суточное количество витаминов, а также помогает детям развиваться правильно. Стакан молока ежедневно – это кладезь кальция, белков и витаминов. Для нормального роста мышц большую значимость имеют питательные вещества, которые получает организм в процессе питания в течение дня, в том числе и от употребления этого напитка.
Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Поэтому так важно раскрыть ценность молока, его значимость для развития детского организма.
«Почему я выбрала данную тему? Всё просто! Я считаю, что актуальность выбранной темы обусловлена тем, что молоко является самым полезным продуктом питания.
Но в пищу можно использовать только качественное молоко! А всё ли мы знаем об этом продукте? Какого качества молоко на прилавках наших магазинов?
Собрав информацию о пользе молока, определив качество наиболее покупаемых в магазинах видов молока, мы сможем ответить на многие вопросы, которые волнуют нас.»
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко- ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять этот продукт чаще.
«Я очень люблю пить молоко, йогурты и молочные коктейли, думаю вы тоже, мама говорит, что молочные продукты очень полезны для здоровья, но на прилавках магазинов столько много выбора, как же выбрать лучший из них?
Я решила проверить и провести свою независимую экспертизу. Выясним какое молоко лучше?
Ну посмотрим…. Поехали….»
1 этап- подготовительный.
(Этот этап включает в себя проведение опроса среди детей и родителей, а также сбор нужной информации об этом продукте.)
Среди родителей и детей мы провели опрос о питании детей, в нём участвовали 7 семей и вот,какие мы получили результаты:
Результаты показали, что…
• Чаще всего, по словам детей и родителей, большее количество семей предпочитают молоко. Меньшее количество голосов отдали предпочтение другим молочным продуктам.
• Большее количество семей отдают предпочтение марке «Домик в деревне». Меньшее «Молоково» и «Молоко Ситниковское»
• Родители хорошо осведомлены о аллергичности, не переносимости этого продукта.
• Незаменимый продукт в рационе детей.
В ходе сбора информации нами были найдены интересные факты о молоке:
• Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы относятся к VIII тысячелетию до н. э. То есть мы пьем коровье молоко уже больше 10 000 лет
• В год население Земли выпивает 580 млн л молока — 1,5 млн в день. Для обеспечения такого объема нужно ежедневно доить около 105 000 коров
• Молоко почти на 90% состоит из воды и одновременно содержит около 80 полезных минеральных элементов. После процесса ультрапастеризации молока кальций, калий, магний и витамины сохраняются в нем в неизменном виде
• Чтобы молоко не скисало,в древности в него клали лягушек: их кожные выделения имеют антимикробные свойства и тормозят рост бактерий.
С родителями проведена беседа о том, как важно читать этикетку.
Покупая продукт в магазине родитель должен обязательно обращать внимание на неё, ведь этикетка, это в своём роде, информатор о продукте.На этикетке должно быть указано:
• наименование продукта, количество, состав, пищевая ценность, производитель, дата производства и реализации.
Состав молока. Каким должно быть правильное молоко?
Питьевое молоко — это молоко с жирностью не более 9%, произведенное из сырого молока, подвергнутое термической или другой обработке, и без применения сухого цельного или сухого обезжиренного молока.»
II этап- практический
(Данный этап включает в себя экспериментальную часть, в которой ребёнок через исследовательскую деятельность выясняет качество молока.)
Важный элемент для правильного функционирования организма на протяжении всей жизни. Он участвует во многих процессах, в том числе поддерживает эффективность работы иммунной системы, борется с внутренними инфекциями. В течении суток в организм должен попадать 1МГ витамина А. В наибольшем количество он содержится в сыре, молоке, твороге.
Витамин В1- необходим при тяжёлой физической и умственной работе. Он поддерживает работу сердца и нервной системы.
Он считается незаменимым компонентом для нормального осуществления обмена веществ.
Кальций в молоке, необходим для поддержания костной системы и крепости зубов.Кальций считается основным строительным материалом для костей: представить рост человека, формирование крепкого скелета без достаточного количества кальция невозможно. Именно кальций активно участвует в процессе свертывания крови, обеспечивает хорошее артериальное давление.
Калий, магний, и витамин D- защита от многих видов рака. Магний и кальций — те микроэлементы, что влияют больше, чем на 300 процессов, происходящих в организме. От магния зависит полноценное функционирование нервной, сердечно-сосудистой систем, выработка специальных клеток – фагоцитов, которые защищают иммунитет от атаки болезнетворных бактерий, вирусов, микробов.
Рубрика «Контрольная закупка» или своя независимая экспертиза Исследование №1
Определение в каком молоке больше витамина А
В молоке четырёх образцов (Молоко Ситниковское, Домик в деревне, Молоково, Сухое молоко) добавили хлорид железа и заметили, что 3 приобрело синий цвет, а цвет второго изменился на голубой, а первый на бледно-голубой. В 4 сильно видимых изменений не наблюдалось. Данная реакция свидетельствует о том, что в молоке «Молоково!» больше витамина А.
Исследование №2
Обнаружение крахмала в молоке
Используем йод. Добавим в каждый образец молока несколько капелек йода. Если появился синий оттенок- в молоко добавили крахмал, если желтовато-оранжевый – крахмал отсутствует. Все образцы кроме 4 (сухое молоко) прошли данное исследования, т. е крахмала не обнаружено.
Исследование №3
Используем полоски лакмусовой бумаги. Намочим полоски в молоке, подождём 2 минуты и оценим результаты. Если бумага окрасилась в синий цвет- добавлена сода или другие щёлочи, если в красный – отбеливатели на основе кислот. Если цвет не изменился- добавок нет.
Все образцы кроме 4 (сухое молоко) прошли данное исследование, т. е добавок не обнаружено.
В рамках проекта была проведена работа детей вместе с родителями, где ребёнок с мамой готовили кашу.
В рамках проектабыла проведена деятельность:
Чтение художественной литературы Загадки, пословицы и поговорки про молоко, песенка-загадка «Кто пасётся на лугу?», песня «Тридцать три коровы».
Чтение стихов «Цветное молоко» В. Орлова, «Старушка» и потешки о молочных продуктах, коровах.
Мультипликационный фильмы «Лоскутик и облачко», «Фиксики, о молочных продуктах», «Трое из Простоквашино».
Рассказы и сказки: Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко»; «Как старик корову продавал», «Сказка про молоко», «Сказка о принцессе Каше и принце Молоко», сказка «Про славную корову Настурцию Петровну»,
«Сказка о доброй Фее и разлитом молоке»,
Экскурсии Экскурсия с родителями в продуктовый магазин
Экскурсия на молочный цех; Экскурсия «коровник» под названием «В гостях у Василиски».
Игровая деятельность Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Игра «В гости к нам пришла корова»
Художественное творчество «Корова»
3 этап- заключительный.
Заключительный этап подразумевает в себе поведение итогов работы.
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Наш финалист оказался образец под №3. В ходе нашего эксперимента вместе с детьми выяснили, что молоко- основа пищевого рациона ребёнка. С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества, для нормального роста и развития организма.
Расширили знания детей о молоке и молочных продуктах. Стакан молока в день- это проверенный веками рецепт долголетия. На собственном опыте научились производить некоторые молочные продукты и блюда. Процесс и результат проекта принес детям удовольствие, радость, осознание собственных умений, переживание успеха.
Расширены представления детей о молоке и молочных продуктах как обязательным компоненте ежедневного рациона.
Расширены представления детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах, дошкольники умеют находить и называют различия между ними.
Закреплены знания детей о способах изготовления молочных продуктов в домашних условиях.
Сформированы первичные представления и рациональном питании.
Источник
Молоко залог здоровья проект
Молоко — залог здоровья.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Введение
Молоко имеет огромное значение в питании детей всех возрастов и особенно первого года жизни. Молоко домашних животных — прекрасная пища для поддержания жизни, обеспечения роста и развития ребенка. Оно незаменимо для питания детей, так как содержит высокоценные белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.
В детских садах и начальной школе в рацион здорового питания входит молоко, молочные и кисломолочные продукты.
Актуальность работы: В чем польза молока? Мама постоянно твердит, что молоко и молочные блюда полезны. Считаю эту тему актуальной для себя.
Цель работы: качественный анализ молока.
Изучить литературу о молоке
Провести анкетирование «Молоко в моей жизни»
Исследовать состав молока
Объект исследования: молоко купленное в магазине.
Предмет исследования: состав молока.
анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по теме «Разговор о правильном питании»
Гипотеза: если молоко действительно содержит высокоценные белки, жиры, углеводы и витамины, то оно обязательно должно входить в рацион школьников.
Теоретическая часть
Состав молока
В молоке есть все, что нужно детям: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Молочный белок усваивается из молока очень легко. Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Белок — необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы. Жир (молочный) — обеспечивает организм энергией. Сахар — углерод (лактоза) — еще один источник энергии. Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры. Минеральные соли — требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы, витамины и вода.
Молоко, каких животных употребляет человек
Самое распространенное – коровье молоко. Однако в питании применяется молоко разных животных: коров и кобылиц, коз и овец, верблюдиц и олених, буйволиц и ослиц, самок яков и зебу. А некогда ценили даже молоко свиней, практически вышедшее сейчас из употребления.
Интересные фактов о молоке
Белки коровьего молока способны связывать токсины в организме. Поэтому до сих пор люди, работающие на вредных производствах, получают бесплатное молоко.
Оказывается, при хранении молока в стеклянной таре очень быстро теряет массу витаминов, разрушающихся на свету. Поэтому молоко нужно хранить в тёмном месте.
Русские первыми научились делать сметану и творог, украинцы — варенец, казахи — айран, карачаевские горцы — кефир, грузины — мацони.
Не все знают, что молоко прекрасно утоляет жажду. В жару организм теряет много влаги в виде пота, а вместе с ним удаляются минеральные соли. Молоко, в состав которого эти соли входят, способствует удержанию влаги и таким образом уменьшает жажду. Многовековой опыт жителей Средней Азии показывает, что для утоления жажды хорошо кислое обезжиренное молоко или цельное, разбавленное водой
Практическая часть.
Мне стало интересно, что ребята нашей школы знают о молоке? Любят ли они его?
Я провела опрос. Вопросы были следующие:
Любите ли Вы молоко?
Любите ли Вы молочные продукты?
Считаете ли Вы, что молоко и молочные продукты полезны для роста детского организма?
Какой молочный продукт Вы больше всего любите употреблять в пищу?
В опросе приняло участие 26 человек. (Приложение 1)
По результатам опроса можно сделать вывод: большинство опрошенных пьют молоко; нет таких семей, в которых не употребляют молочные продукты; большинство ребят любят молочные продукты, но не все дети знают о пользе молока. (Приложение 2)
Для исследования взяли образцы молока «Сударыня» 2,5 %,
Все исследования мы проводили в кабинете химии нашей школы.
Эксперимент №1 Определение жира в молоке
Жир не смешивается с водой. В молоке жир не отделяется сразу от воды, его можно увидеть, только, если молоко долго стоит. Тогда жир всплывет на поверхность. Это сливки. Молочный жир находится в молоке в виде шариков, которые образуют с водой эмульсию типа «масло в воде». Жировые шарики защищены прочными упругими оболочками из белка, поэтому и не слипаются. На фильтровальную бумагу нанесли каплю молока. Когда она подсохла, осталось жирное пятно. (Приложение 3)
Эксперимент №2 Обнаружение белка в молоке
В пробирку налили несколько миллилитров молока и осторожно по стенкам добавил равный объём слабого раствора медного купороса (бледно-голубого цвета) и немного раствора щелочи. Появилась фиолетовая окраска. Это говорит о наличии белка в исследуемом продукте. Основной белок – это казеин. Именно из казеина образуется творог. Когда молоко свежее, все белки находятся в растворенном виде. Но если молоко прокисло, вы замечаете, что оно стало более густым – превратилось в простоквашу. Если её нагреть, то выпадает осадок белка. Именно так готовят творог. (Приложение 4)
Но если вы не хотите ждать, пока молоко прокиснет, можно добавить к нему пищевую кислоту – уксусную или лимонную и получить осадок казеина.
Эксперимент №3 Определение наличия казеина в молоке
Налили в стаканчик молоко, добавили несколько капель уксусной эссенции, перемешали и увидели образование белых хлопьев. Это казеин. (Приложение 5)
Эксперимент №4 Обнаружение белка в сыворотке
Чтобы узнать если в сыворотке белок в молоко добавили раствор медного купороса и щелочи и перемешали. Цвет сыворотки стал фиолетовый. Это показывает, что в сыворотке есть белок. Поэтому сыворотка тоже полезный и питательный продукт. (Приложение 6)
Эксперимент №.6 Получение молочной сыворотки
Когда образуется осадок казеина, то в жидкой части – сыворотке остаются другие белки и лактоза. Чтобы получить сыворотку надо отфильтровать осадок. Для этого взяли маленький стакан, сделал из марли воронку и вылил в воронку молоко с образованием творога. Творог (казеин) остался на марли, а сыворотка стекла в стаканчик, так мы получили сыворотку. (Приложение 7)
Эксперимент №5 Обнаружение углеводов в молоке
Немного сыворотки налили в чашку и стали нагревать на огне. После испарения жидкости сыворотка обугливается и появляется сладкий запах. Это доказывает, что в молоке есть углеводы. (Приложение 8)
Эксперимент№7 Чернила из молока
Самый загадочный для меня опыт про тайнопись. На чистый лист бумаги молоком написали текст. Когда молоко высохло, нагрели бумагу с помощью утюга (прогладили бумагу) и обнаружили написанный текст, который проявился при нагревании. (Приложение 9)
Заключение
В процессе экспериментов мы установили, что в молоке есть белки, жиры углеводы, но их количество мы поставили под сомнение, так как эксперименты проходили недостаточно ярко выражены. Поэтому мы хотим продолжить нашу работу и провести сравнительный анализ наиболее популярных марок молока. Молоко – очень полезный и ценный пищевой продукт, особенно для растущего организма. Поэтому не зря говорят: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!
Список литературы
1.Горбатова К. К. Химия и физика молока, изд. Гиорд,2004
2.Сушанский А. Г., Лифляндский В. Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I,. Питание для здоровья / СПб.: “Издательский Дом “Нева””; М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999
3. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
4.Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. — СПб.,1998.
5.Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
6.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО», 2008 г.
7.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. — М.,1993.
Ресурсы Интернет
Приложения
Приложение 1
Проведение опроса
Приложение 2
Результаты опроса
Приложение 3
Эксперимент №1 Определение жира в молоке
Приложение 4
Эксперимент №2 Обнаружение белка в молоке
Приложение 5
Эксперимент №3 Определение наличия казеина в молоке
Приложение 6
Эксперимент №4 Обнаружение белка в сыворотке
Приложение 7
Эксперимент №.6 Получение молочной сыворотки
Приложение 8
Эксперимент №5 Обнаружение углеводов в молоке
Приложение 9
Эксперимент№7 Чернила из молока
Источник