Меню

Молодежь здоровье успех жизнь

Здоровый образ жизни молодёжи.

Баранова Анна Андреевна
Студентка КемГУ,
Россия, г.Кемерово
E-mail: molokova.nura@yandex.ru

Научный руководитель: Скотникова Лариса Николаевна

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что он для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться всеобщими законами вселенной. В социальном — особенными законами общества, в биологическом — индивидуальными законами своего организма.

В последние годы социальные программы, государственные органы и организации, задействованные в системе общественного здоровья, подчеркивают необходимость предотвращения заболеваний в противовес расширению сферы предоставления медицинских услуг, а также на внедрение образовательных программ, направленных на укрепление здоровья населения в целом.

В обществе возникает потребность не только сохранять здоровье каждого гражданина, но и формировать его в процессе всего периода жизни. Особое значение имеет деятельность, направленная на формирование здоровья детей и молодежи. Именно подрастающее поколение является будущим государства.

Молодежь представляет собой особую социально-возрастную группа, что отличается своим статусом в социуме и возрастными рамками: переход от детского и юношеского возраста к социальной ответственности. Существуют определенные возрастные ограничения, позволяющие относить категорию молодежи в данную группу, а именно — нижняя граница — лет и верхняя —

Под здоровьем понимаем состояние полного физического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней и каких либо физических дефектов. В современном понятии здоровье является не только личным делом граждан, но и всего общества в целом.

Был проведен опрос среди учащихся старших классов, а так же среди студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Опрос показывает, что 32% людей, считают, что они полностью здоровы после своевременного посещения врача. 15% людей включили в заботу о здоровье двигательную активность, под которой они понимают посещение спортзалов, фитнес — центров, бег по утрам и конечно же утренняя зарядка. 14% ведут здоровый образ жизни просто прогуливаясь по улице до магазина (в чьем — то понимании и это забота о здоровье). 39% опрошенных ничего не делают для того, что бы сохранить здоровье.

Здоровье нашей молодежи в основном зависит от образа жизни, а точнее от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, не правильное питание, а так же низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Хочется, чтобы нынешняя молодежь и в будущем подрастающие поколения заботились о своем здоровье. Для этого, с раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, правильно питаться, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены, отрицательно относиться к вредным привычкам.

Источник

Формирование стремления к здоровому образу жизни среди молодежи

Дата публикации: 28.05.2020 2020-05-28

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Мустафаева, Л. С. Формирование стремления к здоровому образу жизни среди молодежи / Л. С. Мустафаева, М. Б. Жунисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70819/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье рассматриваются факторы, создающие здоровый образ жизни среди студентов вуза города Алматы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, опрос.

Согласно ВОЗ, непосредственно образ жизни считается главным фактором, оказывающим большое влияние (50 %) на формирование здоровья. Представление об образе жизни включает различные аспекты жизнедеятельности человека: деятельность, уклад жизни, свободное время, удовлетворение вещественных также внутренних нужд, взгляды на жизнь, ценности, нормы и правила поведения человека. Вопрос здоровья человека, главным образом это вопросы о формирования здорового образа жизни среди населения. Формирование здорового образа жизни, в настоящее время, считается важной проблемой.

Цель исследования — изучить представления о здоровом образе жизни среди молодежи и выявить вероятность формирования здорового образа жизни среди студентов города Алматы.

Для осуществлении цели и решения установленных задач проанализированы основные источники литературы, а также в интернет ресурсы. С целью проверки взглядов о здоровом образе жизни молодежи применялся способ выборочного опроса.

На формирование здоровья молодежи в процессе обучения влияют такие факторы, как объективные и субъективные. К объективным факторам относятся факторы, связанные с учебным процессом — продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, расписание, состояние аудиторий, а также субъективные факторы — личностные характеристики, такие как режим питания, активность, организация досуга, вредные привычки.

Социологическое исследование показало, что 64 % молодежи считают себя здоровыми. Это подтверждает, что половина студентов обладает информацией о своем здоровье. Самооценка здоровья служит важным признаком состояния здоровья студентов. В последнее время во многих странах приобретают популярность разные социальные программы, направленные на укрепление и сохранение здоровья, таким образом формирование здорового образа жизни. Молодежь должна являться более крепкой и лучше подготовленной к тому, чтобы исполнять собственные обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что с детства у ребенка закладывается отношение к питанию, физической активности; привычки; и проявляются риски хронических заболеваний в старшем возрасте. Несмотря на значительную оценку собственного самочувствия, у студентов остаются проблемы со здоровьем. Среди студентов занимают основные места следующие заболевания — усталость у 50 %, 26 % студентов говорят о недомогании, угнетенное психологическое состояние у — 25 %, головные боли -18 %, простудные заболевания отмечали — 21 %, ССЗ у 14 % и проблемы с ЖКТ у 14 %. Аллергия встречалась у 11 % студентов, 10 % студентов отмечали частые проблемы с зубами, а также заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) — у 2 % студентов.

Читайте также:  Какая основная жизненная позиция должна быть для обретения здоровья

По результатам исследования выявлено, что 40 % студентов обращаются к врачу не чаще одного раза в год. Такие обращения связаны с необходимостью медицинской справки в течении учебного года. Молодежь подвержена различным неблагоприятным воздействиям, это приводит к развитию многих заболеваний. Из за различных заболеваний у студентов снижается эффективность учебного процесса, а это приводит к профессиональной проблеме в будущем. Тем не менее результаты исследования показали, что студенты интересуются своим здоровьем и здоровым образом жизни.

На вопрос в опроснике о частоте обращения к врачу по состоянию здоровья, студенты ответили следующим образом: 1 раз в месяц обращаются — 4 %, 1 раз в несколько месяцев — 25 %, 1 раз в полгода — 27 %, не чаще 1 раза в год — 41 % (рисунок -1).

Рис. 1. Частота обращения к врачу

Большинство студентов проявляют интерес к здоровому образу жизни: 40 % очень часто интересуется, а 41 % интересуются очень редко. Информацию о здоровом образе жизни 58 % студентов получают из телепередач, 41 % — из интернет ресурсов, 13 % — из журналов и 19 % из книг и брошюр. 10 % студентов отметили, что получают информацию из университетских спортивных кружков, которые они посещают.

Физическая активность представляет вид досуга у молодежи, что способствует не только удовлетворению потребности молодежи в общении с другими, но и саморазвитию, укрепляет здоровье, является профилактикой многих заболеваний. Среди студентов 40 % вообще не интересуется здоровым образом жизни, они предпочитают проводить свободное время в кафе и барах. По данным опроса студентов, занимающихся здоровым образом жизни, выявлено, что среди основных причин, пробуждающих к спорту, это желание укрепить здоровье (57 %) в том числе и забота о внешнем виде. У женского пола отмечают 47 % девушек — желание улучшить фигуру, 26 % студентов отметили: снять усталость и повысить работоспособность. Надо отметить, что 75 % студентов не рассматривают здоровый образ жизни как способ отказаться от вредных привычек.

Среди студентов вузов имеются проблемы, так как в студенческой среде недостаточно информации на тему здорового образа жизни. Рекомендуется внедрить целевые программы (всеобщие кроссы и. т.д.), направленные на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни в университетах. В таких случаях должны быть задействованы администрация учебных заведений, студенческие организации.

  1. Де вятко, И. Ф. Ме тоды социологиче ского иссле дова ния / И. Ф. Де вятко — 4-е изд. — М.: КДУ, 2006. — 296 с.
  2. Добре ньков, В.И., Кра вче нко А .И. Ме тоды социологиче ского иссле дова ния: Уче бник. / М.: ИНФРА -М, 2006.-768 с.
  3. Нушта е в, И. А . К истории на учных ме дицинских обще ств // Пробле мы социа льной гигие ны, здра воохра не ния и истории ме дицины. 2001. № 1. С. 56–57.
  4. Тиме рбула тов В. М. Роль вуза в формирова нии вра че бных ка дров и сохра не нии их здоровья // Ме дицина труда и промышле нна я экология. 2005. № 7. С. 17–20
  5. Ядов, В. А . Стра те гия социологиче ского иссле дова ния. Описа ние , объясне ние , понима ние социа льной ре а льности / 3-е изд., испр. — Москва : Оме га -Л, 2007. — 567 с.

Источник

Представления о жизненной успешности студенческой молодежи

Корниенко Анжелика Владимировна
старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», РФ, г. Абакан, iggdrasil01@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о жизненном успехе студенческой молодежи. Были выделены основные категории жизненной успешности, субъективные и объективные факторы успешности. В результате были получены следующие эмпирические данные: выделены и проранжированы основные категории представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте (семья, финансовое благополучие, карьера, удача, возможность путешествий, спортивные достижения, любовь и верность). Установлены основные характеристики личности и критерии успеха, ассоциирующиеся у молодежи с жизненной успешностью (волевые качества, социальный капитал, коммуникативная компетентность, витальный тонус).
Ключевые слова: жизненная успешность, успех, представления; представления о жизненной успешности, символ успешности

Читайте также:  Плавание для здоровья введение

Ideas about the life success of student youth

Kornienko Anzhelika Vladimirovna
senior lecturer of the Department of Psychological and Pedagogical Education, FGBOU VO «Khakas State University. NF Katanov «, Russia, Abakan, iggdrasil01@yandex.ru

Abstract: The article presents the results of an empirical study of the notions of student success in life. The main categories of life success, subjective and objective factors of success were singled out. As a result, the following empirical data were obtained: the main categories of ideas about life success in adolescence (family, financial well-being, career, success, travel, sports achievements, love and fidelity) were singled out and ranked. The basic characteristics of the personality and the success criteria associated with youth’s success with life (volitional qualities, social capital, communicative competence, vital tone) have been established.
Keywords: life success, success, ideas; representations of life success, a symbol of success

Представления о жизненной успешности является ключевым конструктом для становления и развития человека, как личности, так и профессионала, определяют его жизненную траекторию, являются условием постановки жизненных целей, управляют и направляют на протяжении всего бытия. Стремление к успеху и его атрибутам в современном мире присуще всем молодым людям, мечты об успешной жизни и карьере наполняют жизнь человека смыслом, однако, представления об успехе у каждого свое.

Понятия «жизненный успех» и «жизненная успешность» полидисциплинарны и многомерны, генезис определения, сущности, механизмов и условий формирования представлений о жизненном успехе принадлежит философии, однако, в последние годы активно разрабатывается и в других отраслях научного знания, в том числе в социологии и психологии [1].

В философском аспекте жизненный успех рассматривается как поиск смыслов бытия, сознательная рефлексия смысла жизни, трансценденция личности, гармоничное сочетание «внутреннего делания» и «внешнего делания» (С. Кьеркегор, Р.Декарт, Т.Мор, Ф.Бекон, Ф. Ницше и др.).

В экзистенциальной философии представлены два базисных подхода к определению понятия «успех»: 1) «успех» понимается как следствие преодоления внешних препятствий, в результате чего проявляются сущностные структуры человеческого бытия [6]; 2) «успех» рассматривается как социальный феномен, возможный при наличии субъектности и самоорганизации, проявленный в способности эффективно взаимодействовать с социумом для достижения значимых целей в профессиональной деятельности и личной жизни [2].

Сущность понятий «успех» и «успешность» стала предметом исследований в зарубежной психологии с начала XX века (Ф.Хоппе, А.Маслоу, Э.Эриксон, Дж.МакКелланд и др.). Учеными были выделены факторы и личностные качества успешной личности, а именно, социальный капитал (Дж.Коулман, С.Э.Зайберт), стратегии построения карьеры (Л.К.Харрис и Э.Огбонн), самоактуализация (А.Маслоу, К.Роджерс), мотивация достижения успеха (Х.Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. МакКелланд и др.), жизнестойкость (С.Мадди) и др.

В середине XX века детерминантами жизненной успешности была определена креативность, как творческий динамический потенциал личности (Дж. Гилфорд, Э.Торренс, А.Маслоу и др.). М.А. Холодная концептуализирует понятие «креативность» как творческую продуктивность, базирующуюся на метакогнитивном опыте и сопровождающуюся открытой познавательной позицией, осведомленностью и развитой психической саморегуляцией [7].

В 90-е годы XX века американскими психологами П.Сэловеем и Дж.Майером предикторами жизненной и социальной успешности были названы социальный и эмоциональный интеллект. Авторы определяют эмоциональный интеллект как многомерный психологический конструкт, состоящий из следующих структурных компонентов: идентификации эмоций, регулирования эмоций и способностью эффективно использовать полученную информацию в социальном взаимодействии [5]. Д.Векслер под социальным интеллектом понимает приспособленность индивида к социальному окружению. Социальные представления в работах С.Московчи определяются как «тип социальной реальности», преломляющей весь спектр впечатлений и явлений окружающего мира [4]. Критериями представлений о жизненной успешности могут быть как объективные факторы социального признания и жизненного успеха, так и субъективное переживание личного и социального благополучия.

Кроме уже описанных представлений о жизненной и социальной успешности существует широкое поле концепций, однако, все концепции можно классифицировать по ключевому предиктору, детерминирующему успешность. В нашем исследовании мы предприняли попытку определить представления о жизненной успешности студенческой молодежи. Жизненная успешность будет определяться нами как интегративный конструкт, имеющий иерархическую структуру, сочетающий взаимосвязь и взаимозависимость всех актуализированных внешних и внутренних ресурсов личности, представленный в переживании субъективного благополучия личности в контексте понятий подлинности и авторства жизни, жизненного выбора и ответственности, реализации в течение жизни значимых для человека смыслов.

Молодежь является стратегическим и кадровым ресурсом нации, а представления об успешности детерминантом социального и политического благополучия всей страны. Подтверждает значимость формирования жизненной успешности молодежи распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 г.».

Читайте также:  Противопоказания по здоровью для категории с

Цель исследования: изучить и выявить особенности представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте.

Эмпирическая выборка: 95 студентов первого курса очной формы обучения ФГБОУ ВО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова» (юноши – 16, девушки – 79), средний возраст испытуемых 17 лет. Направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и социальная педагогика; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Русский язык и литература; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности; Биология; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Информатика; Математика; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Химия; Биология; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование; иностранный язык.

Проведенное пилотажное исследование представляет собой часть констатирующего эксперимента по более широкой теме «Исследование жизненной успешности студенческой молодежи» в рамках хоздоговорной НИР.

  1. Проективная методика «Символ жизненного успеха» разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко.
  2. Методика «Успешный человек» (авторская модификация методики «Кто я?», Т.Д.Марцинковской).

После обработки полученных данных нами были выделены и проранжированы основные категории представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте на основе символического изображения успешности (рис.1).

На первое место большинство студентов ставят наличие счастливой семьи — 35%; 2. финансовое благополучие — 19%; 3. карьера и социальное признание — 12%; 4. удача — 7%; 5. возможность путешествий — 6%; 6. спортивные достижения и здоровый образ жизни — 5%; 7. любовь и верность — 5%; 8. интеллектуальное и личное развитие — 4%; 9. здоровье и благополучие близких людей — 4%; 10. высшее образование — 3%.

Рис. 1 Основные категории представлений о жизненной успешности молодежи

К единичным ответам можно отнести представления о жизненной успешности как достижение власти (2 человека), мудрости (1 человек), гармонии (1 человек), вдохновения (1 человек), мира во всем мире (1 человек).

Полученные результаты подтверждают и дополняют исследование представлений о профессиональном успехе полученные Краснощеченко И.П. и Котовским В.В. (2014), респонденты (N=73) в котором на первое место также ставили семейное положение, было отмечено, что существуют гендерные различия, в большей степени ценность семейного благополучия отметили девушки. Второе место также как и в нашем исследовании занимает материальное положение, третье и четвертое место — характеристика профессиональной деятельности и профессиональный успех [2].

Кроме того представления о жизненной успешности студентов варьируются в зависимости от направления подготовки, а именно: студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности; Биология акцентируют внимание на спортивных достижениях и здоровом образе жизни; студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Химия; Биология наиболее значимыми критериями жизненной успешности считают любовь и верность, семью. Для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование; иностранный язык жизненная успешность определяется наличием высшего образования, возможностью путешествий, личностным и интеллектуальным ростом.

Анализ результатов модифицированной анкеты «Успешный человек» Т.Д.Марцинковской позволил выделить основные характеристики личности и критерии успеха, ассоциирующиеся у молодежи с жизненной успешностью. Большинство респондентов (35%) связывают достижение успеха с наличием внутренних факторов, а именно, волевыми качествами: целеустремленностью, развитой волей, настойчивостью, решительностью, жизнестойкостью, умением ставить цели и добиваться запланированного результата.

Часть респондентов (28%) отмечает, что достижение жизненной успешности возможно при наличии внешних факторов (социального капитала), способствующих достижению жизненных благ: влиятельных людей и связей, внешней привлекательности, популярности, известности, поддержи со стороны семьи и друзей, первоначального капитала. Подобные же результаты были получены Лесиной Л.А. (2017), успех рассматривался респондентами как результат и как процесс, в результате были выделены факторы успеха, в том числе до 50% опрошенных отметили важность и необходимость социального капитала (связей и знакомств с нужными людьми, начальный капитал), нивелируя при этом значимость собственного потенциала [3].

Достижение жизненной успешности, по мнению 25% опрошенных, способствует коммуникативная компетентность, а, именно, коммуникабельность, грамотная речь, уверенность в себе, умение слушать собеседника, уважение к людям, дипломатичность.

6% респондентов к необходимым личностным качествам для достижения жизненной успешности относят качество витального тонуса: жизненную активность, мобильность, энергичность, бодрость, еще 5% опрошенных акцентируют внимание на необходимости здоровья и здорового образа жизни для достижения жизненных успехов.

Успех, атрибуты успешности, внешние критерии и показатели успешности часто ассоциируются у молодежи как собственно успех и успешная жизнь, следовательно, проявления внешней успешности акцентируются и занимают первое место в сознании молодежи, при этом достижение успешности не рассматривается как процесс необходимый для познания и становления личности как зрелого социального субъекта деятельности.

Резюмируя полученные данные можно сделать вывод, что современная молодежь наиболее значимыми для достижения жизненной успешности считает волевые качества, социальный капитал и коммуникативную компетентность, при этом интеллектуальное развитие и когнитивные способности нивелируются (высшее образование занимает в рейтинге последнее место). Символом успеха молодежь считает наличие здоровой любящей семьи, финансовое благополучие, карьерный рост, социальное признание, удачу и возможность путешествий.

Источник

Adblock
detector