Меню

Могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья вести полноценную жизнь

Статья «Дети с ОВЗ в современном мире»
статья по теме

В работе дана характеристика детей с ОВЗ и рассматривается актуальность проблемы.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_deti_s_ovz.odt 27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема организации системы психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию

Общая характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  1. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  2. Дети с нарушением речи (логопаты);
  3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  4. Дети с умственной отсталостью;
  5. Дети с задержкой психического развития;
  6. Дети с нарушением поведения и общения;
  7. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями) , другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

Оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития — необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.

  1. Вид (тип) нарушения.
  2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть — ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
  3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
  4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно — реабилитационной работы с ним.

Роль учителя-логопеда и учителя — дефектолога в обучении дошкольников с ОВЗ.

В нашей стране существует ряд специализированных дошкольных учебных заведений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. На базе данных учреждений работает целая команда специалистов, которые работают с детьми. Одним из самых важных из них является учитель-логопед и учитель -дефектолог . Они помогает ребенку ,имеющему тяжелую речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со сверстниками и взрослыми,что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире. Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь человека в социуме. Их основная задача–компенсация дефекта, «приведение» ребенка к норме, если возможно подготовка ребенка к поступлению в массовую школу. Этого результата учителя-логопеда мы можем достичь только при условии совместной работы в группе: логопед –дефектолог -воспитатель-родитель-ребенок. Если выпадает одно звено, эффективность работы будет более низкой. Поэтому коррекционное обучение данной категории детей в условиях массового детского сада не сможет подготовить детей с ОВЗ к посещению обычной школы. Это касается инклюзии, которая все больше обсуждается в последнее время. Ребенок в группе с большой наполняемостью не сможет воспринимать информацию в полном объеме. В массовых садах логопед не сможет оказать помощь ребенку с тяжелым речевым нарушением. В данном учебном заведении можно корректировать только такие несложные дефекты, как ФФНР, ФНР. Дети с ОВЗ ( в том числе и дети с ОНР) остаются неохваченными. И затем выпускаются в школу при сохранном ,не скомпенсированном дефекте. В массовой школе у детей появляются новые трудности. К дефектам устной речи добавляются проблемы с письменной речью, которой намного сложнее овладеть, особенно ребенку с ОВЗ. А в школе дефектолога нет, да и логопед есть не в каждой школе . Многие дети не получают логопедической помощи помощи. В результате мы получаем огромный процент неуспевающих детей, дисграфиков и дислексиков. По данным профессора М. Е. Хватцева (50-е годы), число учащихся с дисграфией в массовых школах составляло около 6%. И. Н. Садовниковой (1976г.) выявляется уже до 11% детей страдающих дисграфией . Изучение состояния письма в массовых школах М. С. Грушевской (1982г.) позволило выявить около 13% детей с дисграфиями среди учащихся младших классов. В последние 10 лет в массовых школах число детей с дисграфиями составило 37%.. Рост численности детей с ОВЗ вызывает значительные трудности у практических работников школ в организации обучения детей. В специализированных садах в результате мониторинга постоянно отслеживается динамика продвижений каждого ребенка в течение учебного процесса. Практически отсутствует информация о качестве инклюзивного образования садах и школах. Если специальные (коррекционные) учреждения отчитываются по соответствующим формам, то в отчетности обычных учреждений показатели обучения лиц в ОВЗ включены в общие показатели и не могут быть выделены для анализа. Практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – установленные показатели в основном характеризуют процесс (количество детей, наполняемость групп ).

В тоже время, образование для лиц с ОВЗ требует разработки собственного стандарта, поскольку имеет ряд важных особенностей, которые невозможно учесть в стандартах для обычных садов и школ, чего и не происходит. Таким образом, образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья остается в стороне от реформы российского образования, что может иметь самые тяжелые последствия для его развития. На эту проблему необходимо обратить внимание органов управления образованием.

Рекомендации для учителя-логопеда по организации работы с детьми с ОВЗ.

1.Обследование ребенка с ОВЗ. Обследование речи должно охватывать все компоненты речи: произношение, темп, ритм, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй , лексический запас, связную речь. Также проводится сбор анамнестических данных о здоровье ребенка. ( Первые 2-3 недели сентября).

2.Составление плана индивидуального сопровождения работы на год. Учитель-логопед учитывает все индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ , в том числе особенности его здоровья.( До конца сентября). 3. Организация и проведение логопедических занятий.

Логопедические занятия проводятся по расписанию и с учетом особенностей речевого дефекта обучающихся . Логопед проводит индивидуальные и групповые и подгрупповые занятия. При необходимости форма и методы проведения занятий варьируются в зависимости от степени выраженности дефекта. ( С конца сентября по июнь).

4.Согласование работы с воспитателями, родителями, психологом, врачом.

Контакт логопеда со специалистами может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность всех специалистов, работающих с ребенком , и кончая выпуском обучающегося. Особенно важно учитывать рекомендации врача во время проведения занятии для того, чтобы обучение шло более успешно. ( В течение всего учебного года).

Источник

Дети с ОВЗ. Кто они? Какие они?
консультация по коррекционной педагогике

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_deti_s_ovz_kto_oni_kakie_oni.docx 25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха ;
  2. Дети с нарушением зрения ;
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

А теперь давайте рассмотрим некоторые категории детей с ОВЗ более подробно.

  1. В зависимости от степени снижения слуха различают два вида слуховой недостаточности: глухоту и тугоухость.

Детей с нарушениями слуха можно разделить на 4 группы:

а) глухие без речи (ранооглохшие);

б) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

в) слабослышащие с развитой речью;

г) слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии, что помогает активизировать ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей учат считывать с губ, используют тактильно – вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

  1. Дети с нарушениями зрения подразделяются на следующие группы:

а) дети с лёгкими недостатками зрительного восприятия (легкая степень близорукости, дальнозоркости). Такие дети воспитываются в условиях общеразвивающих образовательных учреждений и могут испытывать трудности в познавательной деятельности и в двигательной сфере;

б) дети с выраженными нарушениями функционального состояния зрения;

в) частично видящие дети. Состояние зрительного восприятия позволяет ребенку различать лишь свет и тьму, форму отдельных предметов, фигуры на контрастном фоне;

г) тотально слепые (незрячие) дети. Слепые (незрячие) – подкатегория детей с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение.

Педагог не должен стремиться научить ребенка всему сразу, нужно разделить действия на мелкие операции и добиться поочередного и прочного усвоения каждой операции. Обучая ребенка, следует опираться на его сохранные органы чувств (слух, зрение, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Приветствуется активное включение в занятия речи: подробные объяснения, попытки ребенка озвучивать свои действия.

  1. О детях с нарушениями речи нас позже познакомят учителя – логопеды.
  2. Детский церебральный паралич — это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений.

Различают три степени тяжести этого заболевания. При легкой степени ДЦП ребенок может самостоятельно двигаться, владеет навыками самообслуживания. При средней степени тяжести малышу требуется помощь со стороны взрослых. В случае тяжелого течения ДЦП ребенок полностью зависит от окружающих.

Существует несколько форм ДЦП. Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП, могут колебаться от незначительных к очень тяжелым. Тяжесть проявления связана с массивностью повреждения мозга.

Двигательный церебральный паралич проявляется в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других – ноги; иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер.

По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. В ряде случаев интеллект может быть близок к норме, в других отмечается умственная отсталость.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания. Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него требовать и в каком объёме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

  1. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специализированном учреждении.
  2. Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.
  3. Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т.е. аутизм как таковой – стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:

а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;

в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:

  • речь и коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • воображение, эмоциональная сфера.

Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего». Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

В заключение хотелось бы призвать всех педагогов дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах — одно из проявлений гуманизации общества. Мы хотели бы, чтобы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное — наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Источник

Читайте также:  Как можно укрепить здоровье ребенка дайте совет по закаливанию если ребенку 3 года
Adblock
detector