Правила гигиены важные для здоровья
Тема: Здоровье
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !
Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей.
Слово «гигиена» произошло от греческого hygienos, что означает «приносящий здоровье». Определений гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно:
Гигиена — это наука об улучшении и сохранении здоровья человека.
Гигиена включает в себя множество разделов, таких как: гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда, личная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена окружающей среды, военная гигиена и т.д. Для простоты понимания в данной статье мы охватим лишь тему Личной гигиены.
Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
1. Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.
- Мойтесь ежедневно теплой водой. Температура воды должна быть 37-38 градусов, т.е. немного выше нормальной температуры тела. Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов.
- Принимать водные процедуры (ванна, душ, баня) с применением мочалки необходимо не реже одного раза в неделю.
- Следите за чистотой рук и ногтей. Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой и после приема пищи, после контакта с животными (как уличными, так и домашними). Если Вы находитесь в дороге, то руки необходимо протереть влажной салфеткой, чтобы устранить хоть некоторое количество микробов.
- Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.
2. Гигиена волос. Правильный уход за кожей головы и волос нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.
- Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Сказать точное количество раз невозможно. Частота мытья волос зависит от различных факторов: длины волос, типа волос и кожи головы, характера работы, времени года и т.д. Зимой, как правило, голову моют чаще, потому что головной убор не дает коже головы дышать, из-за чего кожного сала выделяется гораздо больше чем обычно.
- Не стоит мыть волосы горячей водой. Волосы могут стать очень жирными, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Кроме этого, такая вода помогает моющим средствам (мылам и шампуням) оседать на волосах в виде серого налета, который сложно смывать.
- Тщательно относитесь к выбору средств по уходу за волосами (шампуни, бальзамы, лосьоны и т.п.). Волосы очень хорошо впитывают воду, а с ней и вещества, которые могут навредить волосам, коже головы и организму в целом.
- После полоскания волосы полезно обдать прохладной водой.
- Вытирать голову после мытья желательно теплым полотенцем, а затем дать волосам просохнуть на воздухе. Феном пользоваться нежелательно, поскольку он очень сушит волосы.
- При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок.
3. Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.
- Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером.
- Недопустимо пользоваться зубной щеткой другого человека.
- После приема пищи обязательно полощите рот.
- При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу.
- Для профилактического осмотра посещайте стоматолога не реже двух раз в год.
4. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.
- Нательное белье необходимо менять после каждого мытья, т.е. каждый день.
- Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно.
- Одежду необходимо регулярно стирать.
- Недопустимо ношение чужой одежды и обуви.
- Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям.
- Желательно отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов.
- Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека.
5. Гигиена спального места.
- У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.
- Постельное белье необходимо менять еженедельно.
- Спальное место должно быть удобным.
- Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.
- Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.
- Старайтесь не допускать на постель домашних животных.
И немного о духовной гигиене, что тоже не мало важно для нашего здоровья. На Востоке существует 7 правил чистоты:
1. “Чистота рук”, что означает не брать лишнего. Здесь также подразумевается сороковая, десятая или иная часть доходов, которую следует отдать тем, кто в ней нуждается.
2. “Чистота ушей”, что означает не слушать людей напуганных, озлобленных и суетливых, а также оградить свой слух от сквернословия, сплетен и пустых разговоров.
3. “Чистота глаз”, что означает беречь глаза от ненависти, от злости, от зависти и вожделений.
4. “Чистота рта”, что означает беречь свой рот от излишнего многословия и сквернословия.
5. “Чистота тела и одежды”, что означает держать тело и одежду в чистоте.
6. “Чистота мыслей”, что означает убрать из головы негативные мысли и злые помыслы. Также это значит не проявлять к себе жалости. Зачем жалеть себя? Не лучше ли подбодрить себя за светлые начинания?
7. “Чистота души и сердца”, что означает беречь и охранять свои душевные порывы и не игнорировать их. Любите и не требуйте ничего взамен. Любовь уже сама по себе счастье.
Источник
Твое здоровье и личная гигиена
план-конспект занятия на тему
Твое здоровье и личная гигиена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoe_zdorove_i_lichnaya_gigiena.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Твое здоровье и личная гигиена.
- Познакомить учащихся с правилами личной гигиены.
- Убедить учащихся в необходимости беречь здоровье, укреплять здоровье, соблюдать правила личной гигиены.
- Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки, силу воли.
Ожидаемый результат: воспитанники овладеют навыками, личной гигиены. Сформируются знания о необходимости регулярно применять навыки личной гигиены.
Средства обучения: ¬ картинки с правилами; ¬ загадки, картинки для игры; ¬ картинки проблемных ситуаций; ¬ средства личной гигиены (зубная щетка, зубная паста, мыло, полотенце).
Методы: ¬ Словесные: беседа, рассказ.
Материал к занятию : диск с мультфильмом «Мойдодыр», предметы личной гигиены в красивой коробке: зубная щётка, мочалка, расчёски, полотенце, рубашка, кроссовки, ручка.
1. Организационный момент.
Усадить детей, настроить их на работу в классе.
2. Сообщение темы.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Надеюсь, мы с вами плодотворно поработаем, узнаем много нового и полезного для себя. Для того чтобы наше занятие получилось интересным, веселым и надолго запомнилось нам необходимо хорошее настроение. Давайте все вмести встанем в круг, улыбнемся друг другу, скажем, что мы рады видеть друг друга и все вместе крепко обнимемся.
3. Основная часть
Воспитатель: Наше занятия я хочу начать с отрывка из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам
Воспитатель : Вы наверное догадались о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
Воспитатель : Правильно молодцы на нашем занятии мы поговорим и вспомним правила личной гигиены. Кто мне скажет, что такое личная гигиена?
Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте. Это наше здоровье.
Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми? А вы знаете, что, в ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его.
Об этом нам и мудрые пословицы говорят:
Есть ли большая беда, Я здоровье берегу,
Чем болезни и нужда. Сам себе я помогу.
Как вы понимаете, что такое здоровье?
(Ответы детей: Здоровье — это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.)
Воспитатель: А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья?
(Ответы детей: Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.)
Пальчиковая гимнастика «Утречко»
Утречко настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, большой! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка!
И крошка Митрошка! Привет, ладошка
Все проснулись, потянулись! Молодцы!
А теперь посмотрите, какими стали ваши пальчики крепкими, гибкими, послушными….
Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам,
Но не выпущу его я. А по усам, по волосам.
Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,
Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.
Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит,
Жесткая щетинка, Никому оно не льстит,
С зубной пастой дружит, А любому правду скажет —
Нам усердно служит. Все как есть ему покажет.
(Зубная щетка) (Зеркало)
Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости,
После ванной паренька. На спинке — щетинка.
Все намокло, все измялось — Эта вещь поможет нам
Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан.
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платок).
Молодцы! Вы узнали всех друзей Мойдодыра. А умеете ли вы с ними правильно обращаться? Например, как правильно чистить зубы?
5. Демонстрация как чистить зубы и мыть руки.
Один ученик выходит к столу учителя и показывает, как надо чистить зубы. Если он ошибается, учитель помогает ребенку.
– Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
Сколько раз надо чистить зубы?
Дети: Два раза в день: утром и вечером.
Воспитатель: Правильно. Для чего нам нужно мыло?
Дети: Умываться, руки мыть, мыться.
Воспитатель: Умеете ли вы умываться?
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
К столу учителя выходит ученик, вместе с которым учитель показывает: как правильно надо умываться, мыть руки.
– Заворачиваем рукава, мочим и намыливаем руки. Намыленные руки должны перекатываться друг с друга, как санки по снежной горке. После этого ополаскиваем руки, отряхиваем и вытираем.
Воспитатель: А еще Мойдодыр оставил нам интересные картинки, как надо правильно мыть руки, но они перепутались. Ребята, помогите мне правильно их разложить.
(Дети выкладывают правило – алгоритм «Мытье рук»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось.
(Дети анализируют получившиеся правило, доказывая правильность составленного алгоритма.)
Солнце глянуло в кроватку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Дружно делаем зарядку
Воспитатель: Ой, а вот еще один подарок Мойдодыра. Интересный рисунок. Что на нем изображено? Зубы. Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами?
(Ответы детей: Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы.)
Воспитатель: Как вы думаете, какая пища разрушает зубы?
(Ответы детей: Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушаю зубы.)
Воспитатель: А какая пища полезна зубам?
(Ответы детей: Овощи, фрукты, творог.)
Дидактическая игра «Полезно — вредно»
На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно, а красным, что вредно и объясняют, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получилось правило «Полезные продукты», назовите, какими полезными продуктами вас кормят в школе
Воспитатель: Вы сегодня отлично поиграли. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка — как защита от болезней. Давайте подарим друг другу теплые и добрые улыбки.
А под конец еще один сюрприз – мультфильм «Мойдодыр»!
Давайте вспомним ,чем мы занимались на занятии?
Какие правила вспоминали?
Какие предметы личной гигиены вы запомнили?
Ребята, у каждого на столе лежит по 2 солнышка, одно грустное, а другое весёлое . Если вам понравилось наше занятие , то на голубое облако прикрепляете весёлое солнышко, а если не понравилось, то на тучку помещаете грустное солнышко (ребята выходят и прикрепляют солнышко).
Источник