Программа курса внеурочной деятельности «Мое здоровье»(1-4 классы)
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Авторы: Переляева А.М.-зам.директора по УВР, Бирюк В.И.-учитель нач.классов, Чайкина Н.Л.-учитель нач.классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_zdorove_1-4_klass.docx | 55.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №15 г.Нерюнгри
курса внеурочной деятельности «Моё здоровье» (1- 4 классы)
Авторы: Переляева А.М.-зам. директора по УВР,
Бирюк Валентина Ивановна- учитель нач. классов,
Чайкина Надежда Львовна-учитель нач. классов
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и его развитие. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания. Причины такого состояния – нарушение экологии, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. В современной школе нужно создать благоприятные условия для сохранения здоровья ребёнка начиная с начальной школы. У обучающихся начальной школы нужно сформировать ответственное отношение к своему здоровью. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цель программы: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
- формировать осознанное отношение младших школьников к своему здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
- Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасного образа жизни, физического воспитания;
- добиваться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
Данная программа строится на принципах , на которых строится воспитание здорового образа жизни детей :
-Принцип научности ; в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-Принцип доступности; который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
— Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.
— успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
— Принцип «Не навреди!»
Предусматривается использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.
В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
Для здоровья хорошо то, что в меру.
Понятие ЗОЖ включает в себя следующие блоки:
- Режим труда и отдыха.
- Физическая активность и закаливание.
- Рациональное питание.
- Психогигиена и психопрофилактика.
- Создание благополучной для человека окружающей среды.
- Отказ от курения и алкоголя.
В ходе реализации программы «Моё здоровье» обучающиеся
должны знать/ понимать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- признаки утомления, в том числе зрительного;
- основы рационального питания с учётом возраста;
- правила оказания первой доврачебной помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;
- лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав;
- правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных , одежды, обуви, помещений
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания;
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми;
- распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;
- применять общепринятые коммуникативные и презентационные навыки;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье.
- составить для себя программу оздоровления на летний период сезона и обеспечить с помощью родителей её выполнение.
— о том, что восприимчивость к наркотическим средствам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приёма.
- Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 — 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Перечислим основные темы, в рамках которых осуществляется работа по программе.
Раздел «Основы здорового образа жизни»
На занятиях данного раздела дети узнают, что такое здоровый образ жизни, составляющие здорового образа жизни, актуализируют свои знания о здоровом образе жизни и ответят на вопрос : зачем нужно здоровье.
Раздел «Я и моя семья»
Задача данного раздела: рассмотреть роль ребёнка и его отношения в семье, активизировать навыки эмоционального общения детей с членами семьи.
Раздел «Моя безопасность»
Современная жизнь таит много опасностей, которые подстерегают детей каждый день. Задачи раздела: предупредить опасные жизненные ситуации и научить находить выходы из них.
Раздел «Профилактика заболеваний»
Раздел включает вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В процессе игр дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны.
Раздел «Семья и школа»
Раздел включает вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В процессе игр дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны.
Ожидаемые конечные результаты
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
-освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
1 . Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
Узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
Освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
Научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
Освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Пути реализации программы
- Игры – путешествия
- Беседы
- Проекты
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
- Праздники
- Подвижные игры
- Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены
- Конкурсы рисунков, фотографий, блюд.
Источник
Классный час «Моё Здоровье» 2 класс
специалист в области арт-терапии
сформировать у учащихся правильное представление о здоровье;
вызвать у них стремление к сохранению своего здоровья.
динамическая модель дерева «Моё здоровье»:
— ствол с надписью «ЗДОРОВЬЕ»
— 3 ветки с надписями «ФИЗИЧЕСКОЕ», «НРАВСТВЕННОЕ»,
— листики красного, жёлтого и зелёного цветов с надписями ЛОВКОСТЬ, СИЛА, СМЕЛОСТЬ, ЗАКАЛКА, ОБТИРАНИЕ, ОБЛИВАНИЕ, КУПАНИЕ, ЗАРЯДКА, ВИТАМИНЫ, ДОБРО, ПОНИМАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДОБРО, ЛЮБОВЬ
— листики коричневого цвета с надписями
НЕУКЛЮЖЕСТЬ, СЛАБОСТЬ, ТРУСОСТЬ, БОЛЕЗНЬ, СТРЕСС, УПРЯМСТВО, ЗЛОСТЬ, НЕНАВИСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ
— «Здоровье в порядке, спасибо – зарядке!»
— « Доброе слово лечит, а злое – калечит.»
витамины «Аскорбиновая кислота»
I . Организация учащихся.
(Учитель и дети становятся в круг)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы после длинной разлуки снова все вместе. А когда люди встречаются после расставания, они приветствуют друг друга особым словом, часто пожимают друг другу руку и, конечно же, улыбаются. Давайте-ка и мы передадим друг другу приветствие, рукопожатие и добрые радостные улыбки. (Все по цепочке передают друг другу)
Учитель: Какое пожелание мы передали сейчас друг другу?
Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья!
II . Сообщение темы и цели классного часа.
Учитель: Как вы думаете, о чём нам стоит поговорить в первый учебный день на самом первом уроке?
Ученики: О здоровье.
Учитель: А почему?
Ученики: … (высказывания учеников)
Учитель: Правильно: здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Сегодня мы с вами решим, как следует себя вести, чтобы быть действительно здоровым.
III. Основная часть.
Учитель: Посмотрите на доску. Как вы думаете, что это такое? (на доске изображён ствол дерева)
Учитель: Ствол дерева можно сравнить со здоровьем человека. Когда я спросила, что такое здоровье, большинство из вас ответили, что здоровый человек ловок, силён, смел, не болеет. Учёные назвали эту часть нашего здоровья физическим (прикрепить ветку, на которой написано «физическое»).
Учитель: Я приглашаю к доске ребят первого ряда. Посовещайтесь и решите, какие листики должны расти на веточке, чтобы физическое здоровье человека было хорошим. ( листики с надписями: ЛОВКОСТЬ, СИЛА, СМЕЛОСТЬ, ЗАКАЛКА, НЕУКЛЮЖЕСТЬ, СЛАБОСТЬ, ТРУСОСТЬ, БОЛЕЗНЬ )
Дети выбирают подходящие листики и прикрепляют их к веточке. Один ученик зачитывает выбранные определения.
Учитель: Ребята, вы согласны?
Учитель: Скажите, что такое закаливание?
Ученики: Обтирание, обливание, купание.
Учитель: Правильно. А что ещё очень важное, что может улучшить наше физическое здоровье, мы не назвали?
Учитель: Вот молодцы! Ведь недаром в народе говорят: «Здоровье в порядке, спасибо – зарядке!» Мы ведь с вами стараемся всё время при помощи зарядки поддерживать наше здоровье – перед уроками, на уроке делаем небольшую разминку, на уроке физкультуры обязательно разминаемся. Давайте и сейчас немного подзарядим своё здоровье.
Ветер дует нам в лицо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше!
Учитель: Ребята, мы не назвали ещё одного помощника, который поможет нам поддержать наше физическое здоровье, справиться с болезнями. Эти помощники есть во фруктах, овощах, их можно купить в аптеке. Это — …
Учитель: Правильно, молодцы! И на перемене каждый, кто захочет, может взять витамину.
Учитель: У нашего здоровья есть ещё одна очень важная веточка. О ней нам сейчас расскажут наши ребята.
Ученик 1: Почему ты такая сердитая?
Ученик 2: Мне все постоянно делают замечания.
Ученик 1: Мне неприятно с тобой разговаривать, когда ты сердишься.
Ученик 2: Я люблю всех смешить, а моих шуток никто не понимает.
Ученик 1: Как, например?
Ученик 2: Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошла и весело спросила: «Как прошла посадка?» Он обиделся. Или вот брат двойку в школе получил. Мама его ругает, а я решила его подразнить.
Ученик 1: Мне кажется, что ты нехорошо поступаешь.
Ученик 2: А разве в классе ребята так не поступают? Я много раз слышала, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу.
Ученик 1: Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое – калечит.
Учитель: Да, ребята, наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у себя самого. Это называют стрессом . А стресс очень плохо сказывается на здоровье человека. И следующая веточка нашего здоровья называется нервно-психическим (прикрепить ветку, на которой написано «нервно-психическое»).
Учитель: Теперь я приглашаю к доске ребят второго ряда. Посовещайтесь и решите, какие листики должны расти на веточке, чтобы нервно-психическое здоровье человека было хорошим. ( листики с надписями: СТРЕСС, УПРЯМСТВО,ЗЛОСТЬ, ДОБРО, ПОНИМАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ )
Учитель: Ребята, вы согласны?
Учитель: Ребята, послушайте ещё одну историю .
Ученик: Шёл Серёжка по траве,
Бил цветы по голове.
Бил панамкой, бил ладошкой…
Не хотим играть с Серёжкой!
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему беседуя о здоровье человека, мы говорим о поведении в природе?
Учитель: Правильно, человек неразрывно связан с природой, от состояния природы зависит состояние здоровья человека. И эта веточка нашего дерева называется нравственное (прикрепить ветку, на которой написано «нравственное»).
Учитель: Теперь пришла пора поработать ребятам третьего ряда. Посовещайтесь и решите, какие листики должны расти на веточке, чтобы нравственное здоровье человека было хорошим. ( листики с надписями: ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, НЕНАВИСТЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ )
Учитель: Ребята, вы согласны?
Учитель: Вот такое получилось у нас дерево!
Учитель: Теперь встаньте, выйдите из-за стола. С помощью движения тела, жестов и мимики представьте крепкое дерево, стремящееся к ласковому солнцу и высокому голубому небу.
VII. Подведение итогов.
Мы будем с вами стремиться, чтобы наше ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ было могучее и крепкое, чтобы оно могло противостоять ветрам, морозам и засухам и всем жизненным невзгодам. За урок мы не всё успели обсудить, что касается нашего здоровья. За годы учёбы в школе вы сумеете узнать и о других веточках и листочках ДЕРЕВА ЗДОРОВЬЯ. Узнаете, от чего могут сломаться веточки и опасть листочки и что нужно делать, чтобы этого не произошло.
Источник