Реформа системы охраны здоровья граждан РФ
ПРОЕКТ, ВЕРСИЯ ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2020 г.
Первая версия этого документа была подготовлена Высшей школой организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) и обсуждена во время проведения онлайн-конгресса «Оргздрав-2020» (25-26 мая 2020 г.), ее одобрили более 9 тыс. участников. Далее Предложения активно обсуждались в профессиональном медицинском сообществе. В текущую версию документа внесены дополнения от руководителей региональных органов управления здравоохранением, членов медицинского отделения РАН, ректоров медицинских вузов, членов Совета Национальной медицинской палаты, руководителей профессиональных медицинских и пациентских ассоциаций, главных врачей и практикующих врачей. Абсолютное большинство участников обсуждения поддерживают эти предложения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Никто, кроме нас. Здесь и сейчас»
В Указе Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. поставлена национальная цель – «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Согласно Указу до 30 октября 2020 г. Правительству РФ необходимо представить единый план по ее достижению до 2024 г. и на период до 2030 г. В настоящем документе на основе анализа текущей ситуации в системе здравоохранения экспертным и профессиональным медицинским сообществом сформулированы целевые показатели по развитию российской системы здравоохранения, 12 неотложных задач с индикаторами и механизмами реализации.
Здравоохранение, как и оборона, это основа безопасности страны. Обеспечение здоровья российских граждан не должно финансироваться по остаточному принципу и базироваться только на рыночных подходах. Сегодня в российском здравоохранении накопились критические проблемы, в результате которых значительно снизилась доступность бесплатной медицинской помощи для населения, а медицинские работники не могут обеспечить ее в требуемых объемах и на установленном уровне качества. Меры, направленные только на восстановление инфраструктуры отрасли, важны, но положения не исправят. Основа эффективного развития отрасли – наличие достаточного количества высококвалифицированных врачей, медицинских сестер, преподавателей медицинских вузов и училищ, труд которых высоко ценится и уважается в обществе. От реализации продуманных реформ в здравоохранении зависит наше будущее – медицинских работников и, главное, здоровье наших пациентов.
Проблемы. Сегодня здоровье российских граждан значительно хуже, чем в развитых странах и даже отстает от «новых-8» стран ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). В 2019 г. ключевая характеристика здоровья населения – ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — в РФ была на 4,4 года ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, а смертность детей — в1,5 раза выше. Смертность трудоспособного населения в РФ — в 2,5 раза выше, чем в странах ЕС в среднем.
Такие неудовлетворительные показатели напрямую связаны с недостаточными мерами по охране здоровья граждан РФ на популяционном уровне (высокая распространенность табакокурения, потребление алкоголя, неблагоприятные экологические условия и условия труда на производстве), а также с накопившимися системными проблемами в здравоохранении. Главные из них:
1) длительное недофинансирование из государственных источников — в 1,8 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС в расчете на душу населения;
2) нетерпимое и унизительное положение медицинских работников — нищенские базовые оклады (у врачей от 12 до 35 тыс.руб., а у медицинских сестер – от 10 до 20 тыс. руб.). Это усугубляется постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом. Все это является причиной дефицита кадров в отрасли. Особенно тяжелая ситуация сложилась в первичном звене здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс.), средних медицинских работников – в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), в том числе фельдшеров – в 1,9 раза меньше (на 20 тыс. чел.). В результате сегодня обеспеченность врачами в РФ на 14% ниже, чем в Германии, при большем потоке больных людей и низкой плотности населения.
3) неэффективное управление – децентрализация в управлении региональным здравоохранением, рассредоточение ключевых функций по охране здоровья в разных ведомствах, наличие массы противоречий в нормативной базе;
4) неоптимальная для РФ, дорогостоящая страховая модель финансирования здравоохранения и рыночные подходы в компенсации затрат медицинских организаций («деньги следуют за пациентом»), которые привели к разрушению медицины в сельской местности и малых городах, а также нарушают систему маршрутизации пациентов и преемственности в оказании медицинской помощи;
5) дефицит коечного фонда стационаров (обеспеченность им на 16% ниже, чем в Германии), изношенность материально-технической базы и непригодное состояние до 30% зданий медицинских организаций.
Предыдущие годы показали эффективность реализации программно-целевых (проектных) подходов в здравоохранении под непосредственным руководством первых лиц государства. Так, благодаря осуществлению приоритетного проекта «Здоровье» с 2006 по 2012 гг. ОПЖ выросла на 3,4 года (с 65,4 до 68,8 года). Программы по снижению младенческой смертности с 2012 по 2019 гг. привели к ее сокращению на 40% (с 8,2 до 4,9 умерших на 1 тыс. рожденных живыми).
Предложения. Сегодня, в ситуации продолжения падения реальных доходов населения (по прогнозам на 5% по итогам 2020 г.), для удовлетворения острейших запросов населения на увеличение доступности бесплатной медицинской помощи и медицинских работников на исправление своего положения в системе здравоохранения необходимо незамедлительно реализовать следующие меры:
По повышению эффективности управления и финансированию:
- централизация управления российской системой здравоохранения во главе с Минздравом России;
- переход на бюджетную модель финансирования и сметный способ оплаты медицинских организаций;
- ликвидация противоречий в нормативной базе, устранение излишних требований и внедрение системы управления качеством медицинской помощи, основанной на международных критериях;
- увеличение государственного финансирования здравоохранения до 5,5% ВВП к 2024 г.
По восстановлению кадрового потенциала и развитию медицинской науки:
- восстановление кадрового потенциала отрасли до нормативов и установление оплаты труда и льгот для медицинских работников, аналогичных установленным для военнослужащих (минимальный базовый оклад для врачей — 4 МРОТ, а средних медицинских работников – 2 МРОТ);
- доведение качества высшего и среднего медицинского образования до стандартов развитых стран;
- доведение финансирования медицинской науки до 0,12% ВВП и разработка системы управления финансированием НИРОКР для реализации долгосрочных государственных приоритетов.
По обновлению инфраструктуры медицинских организаций и развитию государственно-частного партнерства:
- восстановление инфраструктуры медицинских организаций в соответствии с установленными нормативами, разработка нормативной базы, предусматривающей своевременное обновление их основных фондов;
- создание нормативной базы по участию частных медицинских организаций в программе государственных гарантий на долгосрочной основе.
По созданию системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях и реализации дополнительных целевых программ:
- внедрение к 2024 г. для всех граждан страны программы бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;
- разработка и реализация дополнительных целевых программ по приоритетным направлениям: борьба с инфекционными заболеваниями; охрана психического здоровья граждан; школьная медицина; медицина труда; охрана репродуктивного здоровья граждан.
По комплексной охране здоровья граждан:
- разработка и реализация комплексной межведомственной программы по охране здоровья граждан на уровне Правительства РФ.
Реализация этих первоочередных мер приведет к увеличению доступности бесплатной медицинской помощи для населения и ее выравниванию для граждан, проживающих в разных регионах страны, поднимет престиж медицинских работников и уважение к ним в обществе, даст стимул для развития отечественных производителей медицинской и фармацевтической продукции, а также в целом поможет оживлению экономики страны. Все это напрямую будет содействовать достижению национальных целей: увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г., положительной динамике рождаемости и, главное, поддержанию социальной стабильности и благополучия граждан в нашей стране.
Источник
Модернизация здравоохранения охраны здоровья
Контроль за итогами реализации программы модернизации здравоохранения, в том числе за эффективным использованием медицинского оборудования.
В 2010 году Правительством Российской Федерации принято решение о направлении дополнительных средств на модернизацию системы здравоохранения. Программа модернизации здравоохранения проводилась с 2011 по 2013 год.
В рамках оперативного исполнения мероприятий модернизации решались три задачи: укрепление материально-технической базы медицинских организаций; внедрение современных информационных систем в здравоохранение; внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами, профилактические осмотры.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, и в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.06.2011 № 607 и от 24.04.2012 № 397 осуществляла контроль за реализацией мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.
На сегодняшний день, основными направлениями контроля в рамках программы модернизации является контроль за эффективным использованием медицинского оборудования, контроль за реализацией программы модернизации здравоохранения в части мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, а также за итогами реализации программы модернизации здравоохранения.
Источник
1 января начинается модернизация «первичного звена» здравоохранения
Больше года тому назад президент Путин назвал его состояние «провалом». Получить медпомощь на федеральном уровне также должно стать легче. На «модернизацию здравоохранения» у многих есть «аллергия», и не без причин, но в данном случае о ее худшей разновидности, «оптимизации» пока не слышно.
Поликлиники и районные больницы получат больше денег. Что еще?
«1 января стартует программа модернизации первичного звена здравоохранения», — заявила на брифинге 28 декабря зампред кабинета министров Татьяна Голикова. На оплату медицинской помощи на этом уровне — в поликлиниках, районных больницах и фельдшерских пунктах амбулаториях будет направлено порядка 800 млрд рублей — на 163 млрд больше, чем в 2020 году. Задачей объявлено расширение доступности и качества медицинской помощи».
Модернизировать первичное звено поручил Владимир Путин в августе 2019 года. Он назвал тогда основные проблемы: износ основных фондов поликлиник, центральных районных больниц, износ или отсутствие медицинского оборудования, автотранспорта в районных больницах, включая ФАПы и врачебные амбулатории, низкая обеспеченность первичного звена медицинскими работниками, прежде всего, специалистами, и некачественная организация выплат заработной платы.
«Я хочу сказать, что если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится, потому что в первичном звене провал. Вот в чем проблема», — обосновал необходимость модернизации Владимир Путин.
Как сообщалось на том совещании у президента, в первичном звене здравоохранения 7 тыс. 915 зданий из более чем 72 тысяч, то есть 11%, находились в аварийном состоянии, требовали сноса, реконструкции или капремонта. Отмечалось при этом, что четырьмя годами раньше износ инфраструктуры первичного звена здравоохранения составлял 26%.
Но что касается медицинского оборудования, то констатировался его износ за тот же период с 20% до 40% — более 20 тыс. единиц, требующих замены. Это «тяжелое» оборудование; цифровые рентгеновские аппараты, цифровые флюорографы, маммографы, аппараты УЗИ, эндоскопическое оборудование и лабораторные комплексы.
Все это теперь и начнет модернизироваться. За минувший год ситуацию вряд ли удалось заметно улучшить, кроме как в инфекционных отделениях в связи с эпидемией коронавируса.
Нужно также добавить, что с 2021 года вступает в силу закон, согласно которому пациент вправе напрямую обратиться в федеральную клинику и получить необходимую помощь. Программой государственных гарантий предусмотрен особый порядок оплаты такой помощи: «И что важно, за финансирование федеральных клиник будет отвечать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования без привлечения страховых организаций, — сообщила Татьяна Голикова. — По сути, введение этого механизма позволит нам впоследствии максимально приблизиться к правильной, менее дифференцированной модели оказания медицинской помощи с точки зрения её финансового обеспечения». На эти цели выделяется 120 млрд рублей.
В то же время, слова «модернизация здравоохранения» многих заставляют вздрогнуть. Всем, кто более или менее в курсе дела, памятна совсем недавняя «оптимизация», прекратившаяся (да и точно ли так?) только с началом пандемии. В частности, было сокращено значительное количество мест в инфекционных больницах, да и некоторые больницы целиком. Ведь на инфекционных больных много не заработаешь, в отличие от высокотехнологичной помощи, важность которой, конечно, кто же отрицает. Еще в начале года власти находили в себе силы называть прошедшую оптимизацию «правильной».
Наличие нужной медицинской техники на местах сократит число пациентов, которых районные поликлиники вынуждены направлять в областные центры и крупные медучреждения в городах. Что снизит нагрузку на эти звенья в мегаполисах, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Также очень важны и дополнительные меры стимулирования для работников на местах, продолжает Павел Сигал. Сейчас успешно работают программы «Земский доктор», «Семейный доктор», строятся фельдшерские пункты в селах и деревнях (ФАПы). Но дефицит кадров все равно ощущается. Программа модернизации предусматривает инструменты для повышения окладов и зарплат работникам — фельдшерам, медсестрам, врачам. За счет этих мер, возможно, удастся решить проблему дефицита кадров в небольших населенных пунктах, говорит эксперт.
Он также обращает внимание на изменения, согласно которым вне зависимости от места проживания можно будет обращаться в другие медучреждения без направлений. Это крайне важно, полагает Павел Сигал, особенно для удаленных, сельских регионов, где качество медицинских услуг уступает крупным городам.
В 2021 году все социальные фонды будут финансироваться из бюджета, говорит Алексей Кричевский. Нужно напомнить о том, что взносы за сотрудников в «пандемическом» 2020-м году были урезаны в два раза, соответственно, фонд ОМС — это одна из организаций, которая сильно недополучила денежных средств. Ну а про то, как на самом деле обстояли дела с доплатами для людей, работающих в «красной» зоне, уже и так было сказано немало. Другими словами, финансирование ОМС из бюджета в любом случае пришлось бы увеличивать, независимо от наличия программы модернизации, говорит он.
Источник