Меню

Модели здоровья что это

Модели здоровья что это

По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Обратим внимание на то, что целостная оценка здоровья человека подразумевает единство организма и личности (уровня морально-волевых и ценностно-мотивационных установок). Психическое, личностное и духовное здоровье — это сугубо человеческое свойство, определяющее уровень здоровья с соответствующими поведением и образом жизни. В общем понятии здоровья различают две составляющие: здоровье духовное и физическое

Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения

Двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд формируют физическое здоровье человека. Эта составляющая здоровья предусматривает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, других вредных привычек

В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:

  • отсутствие болезней
  • нормальная работа организма
  • психическое, физическое и социальное благополучие
  • способность полноценно работать
  • стремление к творчеству
  • способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды

Мы можем представить здоровье как целостную модель — единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга

Таким образом, организм как единое целое живет и взаимодействует со средой, со стороны которой на него влияют социальные и экологические факторы. Понятно, что нарушение со стороны соматической сферы влияет на психическую сферу и, наоборот, психические изменения — на телесное здоровье. Но важно и другое: изменения в социальной среде, так же как изменения в среде экологической, влияют как на физическое, так и на психическое здоровье. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом внутренних и внешних факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье

Источник

5 Моделей здоровья:

Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.

Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.

Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.

Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.

Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

«Я хочу»: психическое здоровье.

«Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье.

«Я должен»: социально-нравственное здоровье.

Психическое здоровье – это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.

Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

Факторы, формирующие здоровье

Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:

экономическую (уровень жизни человека);

социологическую (качество жизни);

социально-экономическую (уклад жизни);

социально-психологическую (стиль жизни).

Здоровье – категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.

Читайте также:  Правильный отдых залог здоровья

Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Сфера влияния факторов

Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, укрепляющие здоровье

Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами

Отсутствие вредных привычек

Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % — бизнес)

Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание

Гиподинамия и гипердинамия

Адекватная физическая активность

Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс)

Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье

Недостаточная медицинская активность

Внимательное отношение к своему здоровью

Сексуальное поведение, способствующее распространению ЗППП, непланируемой беременности и препятствующее стабильным, постоянным партнером

Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение

30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт

Неблагоприятные природно-климатические условия

Благоприятные природно-климатические условия

Загрязнение окружающей среды

Экологически чистая окружающая среда

Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека

Вредные условия труда и обучения

Отсутствие вредных факторов труда и обучения

В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения

Оседлый образ жизни

В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа

Плохие материально-бытовые условия

Хорошие материально-бытовые условия

На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания

Биологические факторы (20 %)

Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям

Каждое 5-е заболевание наследственное

Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний

Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма

Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. В детском возрасте существует одна железа, которая может вызвать заболевания. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Организация медико-психологической помощи (8-10 %)

Некачественная помощь и обслуживание

Высокий уровень помощи, широкий охват населения

При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?

Источник

Лекция № 8 (обзорная)

Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема. Отношение человека к болезни. Психологические последствия заболеваний. Забота о здоровье и психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья.

Самосознание, схема и образ тела. Стресс: психологические и психосоматические реакции. Общий адаптационный синдром. Способы совладания со стрессами. Внутренние конфликты и психологические защиты.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии.

2. Социопсихосоматический подход в медицине к человеку.

3. Внутренняя картина здоровья.

4. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема.

5. Психологические факторы, влияющие на состояние здоровья:

— схема и образ тела: физическое Я как элемент самосознания.

8. Психологические аспекты обследования.

Краткое содержание лекционного материала

1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования: понятие «здоровье» в медицине и психологии

Активная долгая жизнь — важный человеческий фактор, в основе которого лежит здоровье.

Здоровье – категория общественная. Ущерб от болезни испытывает не только сам пациент, но и общество от потерь, связанных с болезнью граждан, что особо ощутимо сказываются на состоянии общества в целом при эпидемиях. О здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Это актуальные вопросы воспроизводства общества в широком смысле. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.

В современных науках о человеке проблема здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план. Здоровье человека является предметом комплексного междисциплинарного исследования — философии, психофизиологии, социологии, психологии

Читайте также:  Сохранение психологическое здоровье дошкольников

Надо отметить, что в науке полной нет удовлетворительной дефиниции понятия «здоровья», что отражает множественность моделей здоровья.

Таблица 16. Модели здоровья

Тип модели Содержание
Биологическая модель Здоровье – отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.
Медицинская модель (ВОЗ).

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней
Биомедицинская модель Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.
Ценностно-социальная модель Здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.
Биосоциальная модель (Лисицын): Здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное ВОЗ.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946).

Из определения ВОЗ следует, что здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный.

Физическое здоровье — естественное состояние организма с нормальным функционированием всех его систем и органов: организм человека как саморегулирующаяся система правильно функционирует и развивается при норме работы всех органов и физиологических систем.

Психическое здоровье — состояние психической сферы человека, которое характеризует общий душевный комфорт, обусловленный биологическими и социальными потребностями, обеспечивая адекватную регуляцию поведения. Психическое здоровье зависит от состояния ЦНС, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное (нравственное) здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека — его жизни в определенном человеческом обществе. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые делают их настоящими гражданами.

Отличительные признаки нравственного здоровья: сознательное отношение к труду, овладение культурным наследием, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Если физически и психически здоровый человек пренебрегает нормами нравственности, возможно нравственное уродство. Социальное здоровье — высшая мера человеческого здоровья: духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, долгую молодость духа и внутреннюю красоту.

Таблица 17. Шесть основных признаков здоровья

Признаки здоровья Критерии оценки здоровья
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации (клеточном, гистологическом, органном и др.) Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
2. Гомеостаз организма и среды — статическое и динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды Соответствия структур и функций организма окружающим условиям
3. Способность к полноценному выполнению социальных функций Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде
4. Адаптация — приспособление к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде Изменчивость и приспособление систем организма и психики к переменам, происходящим в окружающей среде
5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений Нормальное морфологическое и функциональное состояние органов и систем организма
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма Принцип единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех органов и систем на уровне организма и психики

Так, согласно определению ВОЗ здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный. Из этого следует и предполагается необходимость для выявления здоровья:

· установить отсутствие физических дефектов;

· подтвердить отсутствие признаков всех известных болезней;

· выявить физическое, социальное и душевное благополучие.

Но для практического использования определение ВОЗ неудобно, поскольку:

а) диагностика отсутствия всех болезней — это экономически затратная процедура;

б) в разных обществах и культурах возможно разное восприятие феномена здоровья (в обществе потребления социальное здоровье подразумевает наличие материальных благ; в духовном обществе – душевную чистоту, близость к Богу и т. п.).

в) не раскрывает цели сохранения и важности здоровья для человека.

До 2000-х гг. основным критерием здоровья считали способность к адаптации и адаптированию, способность сопротивляться, приспосабливаться и приспосабливать, способность к самосохранению.

Разграничение болезни и здоровья в целом нужно только для выполнения общественных задач по обеспечению больных. Поэтому принято прагматичное решение: больные — это люди, которых врачи определили как больных, поставив им тот или иной диагноз.

С традиционной точки зрения,болезнь — уменьшение адаптации индивидуума к окружающей среде. Это простое определение не является общепризнанным, но отражает ключевую сторону болезни – снижение способности индивида к труду и к активной жизни. С точки зрения медицины, если у человека есть какая-либо болезнь (дефект), значит, этот человек нездоров, при этом безразлично, какая именно у него болезнь. Тогда здоровье можно понимать, как отсутствие какой-либо болезни.

С точки зрения психологии, с понятием «здоровье» ситуация иная: нет специальных понятий здоровья; человек не может быть здоров тем или иным образом, поскольку человек, имеющий физические недуги (дефекты) может сохранять психическое и социальное здоровье как личность, испытывая чувство субъективного благополучия жизни

В настоящее время основной критерий здоровья — это способность и потребность в преодоление трудностей, в саморазвитии, во все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания.

Если ранее в практическом здравоохранении для установки факта здоровья часто было довольно отсутствия жалоб пациентов и отклонений при осмотре и по результатам лабораторных/инструментальных методов исследований, то сейчас этого недостаточно: необходимо учитывать субъективные психологические моменты — стереотипы, восприятие жизни и устремления индивидуума. В современном понимании развитие болезней зависит и от индивидуального поведения индивида, и от социальной ситуации. Например:

Прогресс гипертонии у лиц с ожирением Рост избыточной массы тела при нежелании изменить рацион питания (инд. фактор)
Вероятность развития гриппа у человека во время эпидемии Зависит, как минимум, от трех факторов: — иммуннорезистентность индивида (способность сопротивляться инф. агенту); — вирулентность штамма вируса гриппа (способность инфицировать); — распространенность вируса гриппа в популяции, где обитает индивид.

Психология определяет понятие «здоровья» через его целевую функцию.

Здоровье значимая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармонию развития личности, являясь предпосылкой к познанию окружающего мира, к ее самоутверждению и счастью.

Здоровье — процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев, 1975).

Исходя из данных определений, цель здоровья: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».

Выделены два основных понятия: психическое и психологическое здоровье.

Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, констатация отсутствия клинически выраженных проявлений психопатологии (отсутствие диагноза психического заболевания). Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.

Психологическое здоровье — динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития (В.Э. Пахальян).

Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психологического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.

В психологии говорят о феноменальности здоровья. Феномен здоровья состоит в следующем:

ü в абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал;

ü каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым;

ü каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector