По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Обратим внимание на то, что целостная оценка здоровья человека подразумевает единство организма и личности (уровня морально-волевых и ценностно-мотивационных установок). Психическое, личностное и духовное здоровье — это сугубо человеческое свойство, определяющее уровень здоровья с соответствующими поведением и образом жизни. В общем понятии здоровья различают две составляющие: здоровье духовное и физическое
Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения
Двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд формируют физическое здоровье человека. Эта составляющая здоровья предусматривает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, других вредных привычек
В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:
отсутствие болезней
нормальная работа организма
психическое, физическое и социальное благополучие
способность полноценно работать
стремление к творчеству
способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды
Мы можем представить здоровье как целостную модель — единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга
Таким образом, организм как единое целое живет и взаимодействует со средой, со стороны которой на него влияют социальные и экологические факторы. Понятно, что нарушение со стороны соматической сферы влияет на психическую сферу и, наоборот, психические изменения — на телесное здоровье. Но важно и другое: изменения в социальной среде, так же как изменения в среде экологической, влияют как на физическое, так и на психическое здоровье. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом внутренних и внешних факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье
Источник
5 Моделей здоровья:
Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.
Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.
Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.
Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.
Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.
«Я хочу»: психическое здоровье.
«Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье.
«Я должен»: социально-нравственное здоровье.
Психическое здоровье – это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.
Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.
Факторы, формирующие здоровье
Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.
По Лисицынуобраз жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:
экономическую (уровень жизни человека);
социологическую (качество жизни);
социально-экономическую (уклад жизни);
социально-психологическую (стиль жизни).
Здоровье – категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.
Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.
Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % — бизнес)
Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание
Гиподинамия и гипердинамия
Адекватная физическая активность
Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс)
Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье
Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение
30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт
Неблагоприятные природно-климатические условия
Благоприятные природно-климатические условия
Загрязнение окружающей среды
Экологически чистая окружающая среда
Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека
Вредные условия труда и обучения
Отсутствие вредных факторов труда и обучения
В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения
Оседлый образ жизни
В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа
Плохие материально-бытовые условия
Хорошие материально-бытовые условия
На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания
Биологические факторы (20 %)
Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям
Каждое 5-е заболевание наследственное
Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний
Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма
Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. В детском возрасте существует одна железа, которая может вызвать заболевания. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Организация медико-психологической помощи (8-10 %)
Некачественная помощь и обслуживание
Высокий уровень помощи, широкий охват населения
При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?
Источник
Лекция № 8 (обзорная)
Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема. Отношение человека к болезни. Психологические последствия заболеваний. Забота о здоровье и психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья.
Самосознание, схема и образ тела. Стресс: психологические и психосоматические реакции. Общий адаптационный синдром. Способы совладания со стрессами. Внутренние конфликты и психологические защиты.
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Понятия «здоровья», «психическое здоровье» в медицине и психологии.
2. Социопсихосоматический подход в медицине к человеку.
3. Внутренняя картина здоровья.
4. Психосоматическое здоровье как мультидисциплинарная проблема.
5. Психологические факторы, влияющие на состояние здоровья:
— схема и образ тела: физическое Я как элемент самосознания.
8. Психологические аспекты обследования.
Краткое содержание лекционного материала
1. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования: понятие «здоровье» в медицине и психологии
Активная долгая жизнь — важный человеческий фактор, в основе которого лежит здоровье.
Здоровье – категория общественная. Ущерб от болезни испытывает не только сам пациент, но и общество от потерь, связанных с болезнью граждан, что особо ощутимо сказываются на состоянии общества в целом при эпидемиях. О здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Это актуальные вопросы воспроизводства общества в широком смысле. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.
В современных науках о человеке проблема здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план. Здоровье человека является предметом комплексного междисциплинарного исследования — философии, психофизиологии, социологии, психологии
Надо отметить, что в науке полной нет удовлетворительной дефиниции понятия «здоровья», что отражает множественность моделей здоровья.
Таблица 16. Модели здоровья
Тип модели
Содержание
Биологическая модель
Здоровье – отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.
Медицинская модель (ВОЗ).
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней
Биомедицинская модель
Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.
Ценностно-социальная модель
Здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.
Биосоциальная модель (Лисицын):
Здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное ВОЗ.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946).
Из определения ВОЗ следует, что здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный.
Физическое здоровье — естественное состояние организма с нормальным функционированием всех его систем и органов: организм человека как саморегулирующаяся система правильно функционирует и развивается при норме работы всех органов и физиологических систем.
Психическое здоровье — состояние психической сферы человека, которое характеризует общий душевный комфорт, обусловленный биологическими и социальными потребностями, обеспечивая адекватную регуляцию поведения. Психическое здоровье зависит от состояния ЦНС, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Социальное (нравственное) здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека — его жизни в определенном человеческом обществе. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые делают их настоящими гражданами.
Отличительные признаки нравственного здоровья: сознательное отношение к труду, овладение культурным наследием, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Если физически и психически здоровый человек пренебрегает нормами нравственности, возможно нравственное уродство. Социальное здоровье — высшая мера человеческого здоровья: духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, долгую молодость духа и внутреннюю красоту.
Таблица 17. Шесть основных признаков здоровья
№
Признаки здоровья
Критерии оценки здоровья
1.
Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации (клеточном, гистологическом, органном и др.)
Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
2.
Гомеостаз организма и среды — статическое и динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды
Соответствия структур и функций организма окружающим условиям
3.
Способность к полноценному выполнению социальных функций
Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде
4.
Адаптация — приспособление к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде
Изменчивость и приспособление систем организма и психики к переменам, происходящим в окружающей среде
5.
Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений
Нормальное морфологическое и функциональное состояние органов и систем организма
6.
Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма
Принцип единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех органов и систем на уровне организма и психики
Так, согласно определению ВОЗ здоровье включает три компонента: физический, душевный (психический) и социальный. Из этого следует и предполагается необходимость для выявления здоровья:
· установить отсутствие физических дефектов;
· подтвердить отсутствие признаков всех известных болезней;
· выявить физическое, социальное и душевное благополучие.
Но для практического использования определение ВОЗ неудобно, поскольку:
а) диагностика отсутствия всех болезней — это экономически затратная процедура;
б) в разных обществах и культурах возможно разное восприятие феномена здоровья (в обществе потребления социальное здоровье подразумевает наличие материальных благ; в духовном обществе – душевную чистоту, близость к Богу и т. п.).
в) не раскрывает цели сохранения и важности здоровья для человека.
До 2000-х гг. основным критерием здоровья считали способность к адаптации и адаптированию, способность сопротивляться, приспосабливаться и приспосабливать, способность к самосохранению.
Разграничение болезни и здоровья в целом нужно только для выполнения общественных задач по обеспечению больных. Поэтому принято прагматичное решение: больные — это люди, которых врачи определили как больных, поставив им тот или иной диагноз.
С традиционной точки зрения,болезнь — уменьшение адаптации индивидуума к окружающей среде. Это простое определение не является общепризнанным, но отражает ключевую сторону болезни – снижение способности индивида к труду и к активной жизни. С точки зрения медицины, если у человека есть какая-либо болезнь (дефект), значит, этот человек нездоров, при этом безразлично, какая именно у него болезнь. Тогда здоровье можно понимать, как отсутствие какой-либо болезни.
С точки зрения психологии, с понятием «здоровье» ситуация иная: нет специальных понятий здоровья; человек не может быть здоров тем или иным образом, поскольку человек, имеющий физические недуги (дефекты) может сохранять психическое и социальное здоровье как личность, испытывая чувство субъективного благополучия жизни
В настоящее время основной критерий здоровья — это способность и потребность в преодоление трудностей, в саморазвитии, во все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания.
Если ранее в практическом здравоохранении для установки факта здоровья часто было довольно отсутствия жалоб пациентов и отклонений при осмотре и по результатам лабораторных/инструментальных методов исследований, то сейчас этого недостаточно: необходимо учитывать субъективные психологические моменты — стереотипы, восприятие жизни и устремления индивидуума. В современном понимании развитие болезней зависит и от индивидуального поведения индивида, и от социальной ситуации. Например:
Прогресс гипертонии у лиц с ожирением
►
Рост избыточной массы тела при нежелании изменить рацион питания (инд. фактор)
Вероятность развития гриппа у человека во время эпидемии
►
Зависит, как минимум, от трех факторов: — иммуннорезистентность индивида (способность сопротивляться инф. агенту); — вирулентность штамма вируса гриппа (способность инфицировать); — распространенность вируса гриппа в популяции, где обитает индивид.
Психология определяет понятие «здоровья» через его целевую функцию.
Здоровье— значимая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармонию развития личности, являясь предпосылкой к познанию окружающего мира, к ее самоутверждению и счастью.
Здоровье — процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев, 1975).
Исходя из данных определений, цель здоровья: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Выделены два основных понятия: психическое и психологическое здоровье.
Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, констатация отсутствия клинически выраженных проявлений психопатологии (отсутствие диагноза психического заболевания). Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.
Психологическое здоровье — динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития (В.Э. Пахальян).
Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психологического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.
В психологии говорят о феноменальности здоровья. Феномен здоровья состоит в следующем:
ü в абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал;
ü каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым;
ü каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет