Меню

Модели определения понятия здоровья калью

Концептуальные модели здоровья и альтернативные подходы к исследованию здоровья.

Благодаря позитивному определению здоровья в медицине, наряду с патоцентрическим подходом (борьба с болезня­ми), утверждается и саноцентрический подход (направленность на здоровье и его обеспечение).

Выделяют следующие концептуальные модели здоровья (Калью П.И., 1998):

Ø Медицинская модель – предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья, здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.

Ø Биомедицинская модель – рассматривает отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Ø Биосоциальная модель – в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но социальным признакам придается приоритетное значение.

Ø Ценностно-социальная модель здоровья предполагает, что здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в труде и социальной жизни, экономической, политической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели наиболее полно соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

Источник

МБОУ гимназия №3

Пролетарск Ростовская область

Основные уровни, модели и критерии здоровья

Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:

  1. Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.
  2. Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.
  3. Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.

По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % — от наследственности, на 20-25 % — от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью.

В последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве, в послеперестроечный период общее настроение людей таково, что им свойственно преувеличивать значение экологического неблагополучия как причины болезней. Причиной этого является изменение отношения к экологической информации, значительно большая открытость и прозрачность в данной сфере. Огромную роль сыграла в этом вопросе чернобыльская катастрофа, повлиявшая на сознание миллионов людей. Все это демонстрирует роль психологического фактора в формировании отношения к данной проблеме; разумное, взвешенное отношение к возможным причинам своих болезней у людей встречается далеко не всегда.

Возвращаясь к определению ВОЗ, следует еще раз обратить внимание, что в преамбуле устава ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие заболеваний или патологических состояний. Это определение, как уже говорилось, имеет несколько идеализированный характер и описывает состояние, которого следует стремиться достигнуть. Оно не предоставляет ни критериев, ни методов оценки здоровья. В то же время можно выделить ряд признаков, характеризующих состояние здоровья.

Можно сказать, что если человек здоров, то выполняются следующие условия:

  1. Основные функции организма на различных уровнях организации (целостный организм, органный, тканевой, клеточный, субклеточный) характеризуются динамическим равновесием в пределах статистических норм, выявленных в результате соответствующих медико-биологических исследований.
  2. Поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
  3. Человек полностью социально адаптирован, способен к выполнению своих социальных функций и развитию.
  4. Организм способен приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способен поддерживать гомеостаз и обеспечивать разностороннюю деятельность.
  5. Признаки болезни или болезненного состояния отсутствуют.
  6. Имеет место физическое и психологическое благополучие человека.

Помимо этих важных данных, необходимо сказать о так называемых различных концептуальных моделях здоровья (Хижняк М. И., Нагорная А. М., 1995). В каждой концептуальной модели понятие здоровья наполняется новым содержанием.

Рассмотрим и прокомментируем эти модели:

  1. Медицинская, или функциональная модель здоровья. Эта модель находится на вооружении у практической медицины. Здоровьем в данном случае считается отсутствие болезни, выявляемой объективными методами. Врач в результате медицинского осмотра и инструментального обследования либо ставит диагноз (указывает название болезни), либо делает заключение, что пациент «практически здоров» (т. е. не наблюдается явных признаков какой-либо болезни). Инициатором для взаимодействия врача и пациента, как правило, является сам пациент, предъявляющий те или иные жалобы. Очень часто, несмотря на наличие большого количества жалоб, врач не находит болезненных изменений в организме. В таком случае пациент часто обращается к другому врачу. Хорошо известно, что несмотря на убежденность врачей в отсутствии заболевания и разъяснение этого пациентам, некоторые пациенты не чувствуют себя лучше
    Наоборот, многие люди, явно страдающие хроническими заболеваниями, часто не обращаются к врачу, пока симптомы не слишком их беспокоят. Иными словами, не следует забывать, что здоровье — это еще и то, что человек чувствует (насколько здоровым он сам себя ощущает). Отсюда становятся понятными ограничения функциональной модели здоровья.
  2. Биологическая модель здоровья — основана на представлении о том, что здоровым считается человеческий индивид, у которого не выявлено отклонений от определенного биологического показателя (нормы). Нужно отметить, что большинство биологических и иных наук практически стоят на службе у медицины, и их достижения быстро внедряются для лучшего понимания сути заболеваний и разработки способов их раннего выявления и эффективного лечения. Сегодня существует огромное количество инвазивных и неинвазивных методов исследований, позволяющих довольно точно определить степень повреждения различных органов и систем, характер нарушений обмена веществ, накопления в организме токсических компонентов и т. д. Современная молекулярная генетика позволяет с абсолютной точностью указать наличие в организме дефектных генов или каких-то вариантов генов и генных констелляций (сочетаний), имеющих отношение к определенным видам заболеваний. В самом грубом варианте у больного берут какие-то анализы и сопоставляют их результаты с нормативными показателями, в самом тонком и изощренном — результаты детального изучения органов и систем больного (в том числе на молекулярном уровне) сопоставляются со всей имеющейся мировой информацией о том или ином заболевании, его признаками и характеристиками, причем часто с привлечением консультаций лучших специалистов, например по Интернету, в он-лайновом режиме. К недостаткам такой модели относятся сложность в установлении норм биологического здоровья (порой неясно, где кончается норма и начинается патология) и недостаток наших знаний о многих заболеваниях, несмотря на весь прогресс медицины. Нетрудно видеть также, что эта модель — самая затратная и дорогостоящая при ее практической реализации.
  3. Биосоциальная модель здоровья — рассматривает комплекс биологических и социальных признаков здоровья в их единстве, причем социальным признакам придается первостепенное значение. При этом имеется в виду, что человека нельзя рассматривать только как биологический объект. Человек — существо социальное, характеризующееся интеграцией в обществе, связями с другими людьми, социальными функциями и т. д. С этих позиций особенно важным становится психическое здоровье человека, его психологическая устойчивость, поведение человека как элемент его социальной интеграции. В настоящее время имеется ряд международно-признанных инструментов (опросников, шкал, тестов), позволяющих оценить социальный и психологический аспект здоровья человека.
  4. Ценностная модель здоровья — предусматривает оценку значимости здоровья для человека и общества. Преобладание тех или иных ценностей влияет на процесс принятия решений в обществе и семье. Например, если семья рассматривает здоровье как ведущую ценность, то в этой семье, очевидно, много внимания будет уделяться здоровому образу жизни, здоровому питанию, будут систематически тратиться определенные средства на оздоровление
    В обществе же, в котором преобладают другие ценности, люди, как правило, предпочитают не задумываться о состоянии здоровья до тех пор, пока не потребуется срочное медицинское вмешательство. Здесь мы вновь сталкиваемся с психологическим аспектом восприятия ценностей высокого порядка.
  5. Интегральная модель здоровья — по идее она должна включать всю сумму факторов: медицинских, биологических, социальных, личностных и т. д. По сути, это больше философская, чем практическая модель. Тем не менее, возможно, будут разработаны критерии, которые позволят объединить очень большое число параметров, отражающих все возможные измерения здоровья, и интегрировать их в единую модель, имеющую в том числе и некую числовую оценку.
    На этом мы вплотную подходим к проблеме измерения (оценки уровня) здоровья. Несмотря на всю сложность и неоднозначность самого понятия здоровья, на самом деле существует множество подходов и приемов, позволяющих его измерить и выразить количественно. Последнее имеет большое значение для наблюдения за динамикой здоровья, оценки его связи с изменениями качества окружающей среды, что интересует нас в первую очередь.
Читайте также:  Здоровье 2 0 браслет еюс

Copyright © 2015 МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область

Источник

Модели определения понятия здоровья калью

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:

— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;

— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;

— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.

При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.

Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.

Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:

1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Читайте также:  Сигареты вреды для здоровья человека

3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.

Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:

медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);

биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;

биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;

ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.

Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.

Читайте также:  Характеристика первой группы здоровья детей

Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.

По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.

Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.

Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.

Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.

Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.

Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:

— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;

— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;

— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;

— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.

А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.

Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
  2. Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
  3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.

Источник

Adblock
detector