Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
материал по физкультуре на тему
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся
в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_sokhraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_shkolnikov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся
в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении . Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения
Основные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Цель программы «Здоровье».
Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитиенавыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»
1. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
3. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
5. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.
6. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
В программу периодически вносятся дополнения и изменения, поэтому ( всем работникам МКОУ просмотреть программу)
Основными средствами обучения, которыми я пользуюсь на уроке физической культуры, являются физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное значение имеет подбор упражнений и методика их проведения.
По результатам ежегодных медицинских осмотров детей выявлены следующие заболевания: плоскостопие, нарушение осанки, миопия, кариес. В связи с этим, на занятиях применяю комплексы ОРУ на месте и в движении; упражнения по профилактике плоскостопия, для формирования правильной осанки, дыхательные упражнения, оздоровительный бег и др.
Развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации напрямую связаны с показателями здоровья. Почему я останавливаюсь на проблеме здоровья? Физическая культура — единственный предмет в системе школьного обучения, способный эффективно решать проблему оздоровления. Уровень познавательного интереса моих учащихся можно определить как достаточный. Вместе с тем, следует отметить, что его приходится постоянно поддерживать, в том числе такими средствами, как:
1) трансляция актуальных сведений о здоровье, способах его сохранения и улучшения , основах ЗОЖ; (раскрыть понятие)
2) привлечение учащихся к поиску полезной информации об известных спортсменах, тренерах, оздоровляющих и развивающих возможностях того или иного вида спорта (это написание докладов);
3) вовлечение в активную двигательную деятельность, систематические занятия спортом;
4) привлечение к организации спортивных состязаний внутри школы и участию в них;
Особое внимание уделяю слабо подготовленным ученикам, облегчаю условия выполнения упражнения, стремлюсь вселить надежду и уверенность в них. К ученикам с хорошей физической подготовкой предъявляю повышенные требования при выполнении заданий и частично усложняю упражнения. К тем ученикам, которые не проявляют интереса к физической культуре, также подхожу индивидуально. Стараюсь выявить причины в беседе с ними, родителями, их товарищами и дать отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.
Хочу обратить внимание всех учителей на то, как сидят за партами наши ученики во время урока. (правила поведения и т.д.)
Источник
Программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
материал на тему
1. Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм
организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
2. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
3. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
4. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ukrep._i_sokhr._zdor._shk-kov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Укрепление и сохранение здоровья школьников»
- Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм
организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
- Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
- Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
- Оптимизация учебной, психической и физической нагрузки учащихся.
- Создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет:
— разгрузки содержания обучения путем его интеграции;
— использования эффективных методов обучения;
— увеличения объема двигательной активности;
— организации мониторинга здоровья;
— содействия проявлению интересов и склонностей к занятиям в спортивных секциях школы;
— расширения спектра оздоровительных мероприятий;
— медико – валеологического сопровождения детей;
— улучшения организации питания;
— установления связей с учредителями здравоохранения, культуры и спорта;
— включения всех общественных институтов в совместную деятельность.
- Создание в школе «Службы здоровья» для диагностики состояния здоровья всех работников школы.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
- Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Мероприятия, рассчитанные на перспективу
Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры школы
— создание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
— оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
— наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
— наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
— организация качественного питания;
— необходимый и квалифицированный состав специалистов обеспечивающий работу с учащимися.
— использование бюджетных средств, шефская помощь, спонсорская помощь.
Организация учебного процесса
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
— использование методов и методик обучения, адекватных возрастам особенностям и возможностям учащихся(использование методик, прошедших апробацию»;
— введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
— рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
— индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития)
— знание и соблюдение педагогами всех требований к организации образовательного процесса в школе.
Диагностика мониторинг состояния здоровья учащихся и работников школы
— ежегодные углубленные медосмотры (осмотр специалистами по показаниям здоровья, выявление отклонений);
— составление «Карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса и наблюдением в течение всей учебы в школе;
— организация мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов;
— анализ состояния здоровья, выявление тенденций;
— создание банка данных о здоровье 1-11 классов и работников школы;
— регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
— разработка авторских программ педагогами школы по здоровьесбережению.
— взаимодействие с медицинскими учреждениями района, привлечение педагогов и родителей к совместной работе
Работа школьной медицинской службы
— планирование вакцинации и прививок для учащихся 1-11 классов и работников школы;
— распределение учащихся по медицинским группам;
— проведение занятий в спецмедгруппах;
— коррекционная работа для учащихся 1-11 классов с нарушением осанки, плоскостопия (ЛФК, массаж), зрения;
— просветительская работа (беседы для учащихся, экскурсии);
— лекции для родителей;
— контроль за санитарно-гигиеническим режимом в школе;
— контроль за обязательным прохождением медицинского осмотра всеми работниками образовательного учреждения;
— организация различных видов терапии:
- витаминизация уч-ся 1-4 классов
- фитотерапия
- аромотерапия уч-ся 1-4 классов
— наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
— оснащение для проведения оздоровительной и коррекционной работы.
Образование в области здоровья
— для учащихся 1-4 классов обучение по курсу «Все цвета, кроме черного» (автор М.М.Безруких)
— для учащихся 9-11 классов обучение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
— уроки для родителей, включающих теоретическую и практическую части для работы со своими детьми по созданию здорового климата в семье.
— включение курса в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;
— системность работы ОУ, направленный на формирование ценности здоровья и ЗОЖ;
— использование авторских программ по здоровью, утвержденных органами образования.
Физкультурно- оздоровительные мероприятия
В летний период
— организация гимнастики до занятий в 104 классах;
— организация подвижной ( динамической) перемены между 3 и 4 уроком в начальной школе;
— проведение физкультпауз на уроках в 1-6 классах, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— использование элементов валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла в 1-11 классах:
— полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, спортивных секциях и т.п.);
— создание условий и организация работы спортивных секций по интересам учащихся 1-11 кл.;
— разнообразие форм проведения уроков физической культуры с целью личной заинтересованности учащихся в развитии и совершенствовании двигательных качеств и воспитании устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
— увеличение охвата учащихся горячим питанием;
— организация лагерей дневного пребывания за счет финансируемых ведомств с выбором приоритетного направления – сохранение и укрепление здоровья школьников.
— системность и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;
-использование локальной гимнастики на различные части тела;
— достаточное оснащение спортивной базы школы.
-проведение уроков здоровья для учащихся 1-10 классов с целью развития интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и эмоции;
— проведение дней здоровья, спортивных соревнований, праздников;
— лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
— создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих здоровьесберегающую деятельность.
— наличие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися разных возрастов;
— нецелесообразно использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей, систем оздоровления (биодобавки, диеты и т.п.)
Психологическая и социальная службы
— создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи и их психологическое сопровождение;
— организация тренинговых занятий по психопрофилактике стрессогенных состояний для учащихся и учителей;
— проведение анкетирований, тестирований учащихся школы;
— сбор необходимой информации:
- социальный паспорт школы, класса
- обследования семьи
- карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних
- паспорт семьи и т.д.;
— создание кабинета психологической разгрузки.
— проведение диагностической, профилактической, коррекционной и консультативной работы
Здоровье-сберегающие условия обучения детей
- воздушно – теплового режима
- светового режима
- условий санитарного состояния помещений
- требований к использованию учебной мебели
- питьевого режима
- эстетики школьного здания и двора
- чистоты и постоянная дезинфекция школьных туалетов
- проектно – сметной документации для постройки теплого туалета в начальном блоке
— соблюдение норм СанПиН и предписаний органов надзора, постоянный контроль за санитарно – гигиеническим состоянием условий обучения в школе
- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
- Улучшение состояния здоровья учащихся и педагогов, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно – кишечного тракта.
- Укрепление и оздоровление социально – психологического климата в коллективах учащихся и учителей.
- Оптимизация учебного и воспитательного процесса.
- Устойчивая мотивация к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.
- Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша школа уже не один год работает над решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких .
Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике «Рациональное питание школьников, правильный режим дня».
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.
Цель: 1. Информировать родителей об основных опасностях нервного напряжения («экзаменационного стресса») для здоровья учащихся и о правилах сохранения здоровья в предэкзаменационный период.
Современным ученикам приходится нелегко: в школе у них до восьми уроков в день, а после учебы еще и домашние задания готовить нужно. Так что времени на отдых вообще не остается. Как помочь ребенку выд.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, .
Источник