2.1.4. Обусловленность здоровья населения
Схема здоровья населения и влияния на него социальных и природных условий и факторов
Состояние здоровья в целом зависит от:
— биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;
— природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;
— состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);
— социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта;
— состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки;
— многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др. (см. рис. 3.).
Здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы. Конкретные условия жизни — труда, быта, пи- тания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и вообще то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.
При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие усло- вия и факторы, сконструировать модель обусловленности здоровья. Нужно попытаться ответить на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье. Здесь приобретают первостепенное значение факторы риска здоровью.
Рис. 3. Состояние здоровья населения и влияющие на него условия и факторы.
Здоровый образ жизни и его формирование.
Формирование навыков здорового образа жизни
Существуют два направления формирования здорового образа жизни:
Создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;
Преодоление, уменьшение факторов риска.
Закаливание
Закаливание следует начинать с детства. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов — теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.
Режим труда и отдыха
Труд — истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат — на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в «долгий ящик».
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений — на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
Источник
Социальная обусловленность общественного здоровья и факторы, его определяющие, их классификация. Модель социальной обусловленности здоровья.
Социальная обусловленность общественного здоровья — это комплекс факторов, характеризующих образ и условия жизни субъектов, социальную организацию на уровне общества, локального сообщества и социальной микросреды, влияющий на состояние и динамику общественного здоровья.
Социальная обусловленность подразумевает объективную зависимость состояния здоровья, отношений и поведения людей в сфере здоровья от системы социального неравенства, социальных типов культуры, социальных стереотипов и устойчивых наборов социальных ролей в локальном сообществе.
4.
Медико-социальные аспекты образа жизни населения. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на образ жизни. Меры по модификации образа жизни. Роль участкового врача в формировании здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
К основным направлениям формирования ЗОЖ относятся:
1) безопасные условия труда;
2) социальный оптимизм, высокий культурный уровень;
3) медицинская активность;
4) экологическая активность;
5) физическая активность;
6) рациональное, сбалансированное питание;
7) устроенность быта, хорошие семейные отношения;
8) здоровая наследственность;
9) другие факторы.
Помимо указанных направлений необходимо еще различать два аспекта формирования ЗОЖ:
1) создание и развитие позитивных для здоровья условий;
2) преодоление или уменьшение факторов риска.
Наиболее важные факторы риска — пониженная масса тела, небезопасный секс, высокое артериальное давление, потребление табака и алкоголя, отсутствие чистой воды, антисанитарные условия, слабая гигиена.
Выделяют управляемые (модифицируемые) и неуправляемые (немодифицируемые) факторы риска.
•Управляемыми считают факторы риска, степень выраженности которых может быть снижена медикаментозными и немедикаментозными воздействиями (это артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение и др.).
•Неуправляемые факторы риска не поддаются коррекции (это возраст, пол).
Меры по модификации образа жизни
- Отказ от вредных привычек.
- Снижение веса.
- Повышение физической активности.
- Увеличение потребления пищи растительного происхождения и снижение – животных жиров и поваренной соли.
- Учиться справляться со стрессовыми ситуациями, снимать психо-эмоциональное напряжение.
Участкрово-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительскую работу на обслуживаемой поликлиникой территории. ЭТа работа проводится в двух направлениях : работа с больными и родственниками при посещенияз на дому ,работа с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больныз проводится при посещеничх больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) И психологическом плвне . На основе полученных данных , в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов ,отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
5.
Укрепление здоровья населения. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Виды медицинской профилактики по отношению к населению: индивидуальная, групповая, популяционная. Роль и место участкового врача в работе по укреплению здоровья населения.
В комплекс мероприятий по укреплению здоровья населения со стороны здравоохранения входит:
- Оздоровление продуктов массового потребления;
- Санитарный контроль над чистотой окружающей среды;
- Запрещение курения в общественных местах;
- Проведение вакцинаций и диспансеризаций;
- Предоставление профилактических оздоровительных услуг.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.
Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика
Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию
Современные взгляды на профилактику и диспансеризацию с учетом оценки состояния здоровья, пола индивидуума и определение факторов уровней риска.
●индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;
●групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);
●популяционная(массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительскую работу на обслуживаемой поликлиникой территории. ЭТа работа проводится в двух направлениях : работа с больными и родственниками при посещенияз на дому ,работа с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) И психологическом плане . На основе полученных данных , в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов ,отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
Источник
Тема 1. Общественное здоровье и факторы, влияющие на него
Общественное здоровье и здравоохранение – медицинская наука, изучающая закономерности общественного здоровья, воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки стратегии и тактики здравоохранения, совершенствования медицинской помощи населению.
Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности, сумме здоровья отдельных людей. Это иной уровень здоровья, который можно рассматривать как социологический.
Общественное здоровье отражает интегральное комплексное здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно — характеристика одного из важных (важнейших) свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно составное общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. Без него не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Валовый национальный продукт создается обществом. Будет справедливо считать, что общественное здоровье является его составной частью.
Общественное здоровье — такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стесненного заболеваниями физическими и психическими.
Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества и др. для его измерения предполагается возможным применить понятие «потенциал общественного здоровья», «индекс здоровья». Этот индекс можно представить как соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Потенциал общественного здоровья — это мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным здоровым образом жизни.
Понятие общественного здоровья, как функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья населения. Оно позволяет полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.
Если рассматривать общественного здоровье лишь с позитивной стороны — здоровья, а не низкого уровня заболеваемости, смертности, даже отсутствия болезней, т.е. с позиции науки о здоровье — санологии, а не патологии, то оно состояние, формируемое здоровым образом жизни.
Ведущими факторами, обуславливающими здоровье (и индивидуальное и общественное) выступают образ жизни — 50%, состояние окружающей среды — 15-20%, наследственность — 15-20% и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) — 10-15%. Эти данный социальная медицина выстроила на основе исследований Ю.П. Лисицына (табл. 1). Все эти факторы действуют в конкретных социальных и природных условиях, которые в свою очередь определяют, обуславливают их.
Группировка факторов риска обусловливающих здоровье
Согласно медицинской терминологии фактор риска здоровью — это определяющий здоровье фактор, влияющий на него негативно.
Факторы риска заболеваний – это факторы, увеличивающие вероятность возникновения того или иного заболевания.
Из табл. 1 видно, что более 50% факторов риска связаны с образом жизни человека. Такая же тенденция сохраняется и при изучении влияний на отдельные хронически протекающие заболевания, такие как сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и другие расстройства (табл. 2).
Модель обусловленности общественного здоровья
Источник