модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
консультация на тему
задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирования понимания ценности здоровья человека составляют основное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_segodnyashniy_den_v_sootvetstvii_s_fgos_napravlenie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста
Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни включает в себя:
1 Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков
2 Учебно-воспитательная работа
3 Оздоровительные мероприятия
4 Физическая культура и спорт
5 Внедрение новых технологий
6 Лечебно-профилактические мероприятия
7 Работа с родителями
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку, формированию у них культурно-гигиенических навыков.
Так с раннего детства нужно приучать ребенка к тому, что такие вещи, как расческа, постель, горшок, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными и никогда не должны передаваться, кому бы то ни было. Важно также чтоб ребенок понимал, что соблюдение чистоты – это залог не только личного здоровья, но и здоровья окружающих людей.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
подвижные игры и игровые упражнения;
физкультурные занятия на свежем воздухе;
дыхательная гимнастика после дневного сна;
диагностика физического развития;
спортивные и музыкальные праздники;
Процедуры закаливания направлены на укрепление здоровья каждого ребенка, делая его сильным и повышая его иммунитет. Перед тем, как приступить к осуществлению данного мероприятия, исключается наличие у ребенка какого-либо заболевания. В целом, закаливание предусматривает:
игры на свежем воздухе, пешие прогулки
принятие воздушны ванн
осуществление водных процедур
дозированные солнечные ванны
Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием, детям это очень нравится.
Ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни»
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам. Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д. Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде созданы так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель) ;
На занятиях по формированию представлений о здоровом образе жизни используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей предметной и двигательной среды.
Наряду с заводскими пособиями детском саду используются оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Современные образовательные технологии (компьютер, где в виде слайдов представлены комплексы тематических физкультминуток (насекомые, посуда, зима и т. п.) с музыкальным сопровождением, показываю слайды с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления
Профилактические мероприятия подразумевают:
обеспечение чистоты среды
создание здорового микроклимата
рациональное и сбалансированное питание
витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов
профилактика гриппа – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока
профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как: коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие
Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей,
приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество.
Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Источник
Модель для детского сада по зож
Автор: Доронина Елена Борисовна
Организация: ГБОУ СОШ №3 СП Детский сад №19
Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно с детства научить ребенка бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить ему навыки здорового образа жизни? Найти ответ на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы.
Формирование здоровья дошкольников является приоритетным направлением педагогической деятельности и основными задачами детского сада, где ребенок проводит максимальное количество времени.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия. Так рождается выработка человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.
Приобщать детей к здоровому образу жизни следует с создания педагогических условий – с содержания и организации учебно-воспитательного процесса.
Нашим коллективом разработана модель педагогического взаимодействия, которая состоит из семи маршрутов. «Маршрут здоровья» — это отрезок времени в режиме дня содержанием которого является деятельность педагога и детей по формированию, начальных представлений о здоровом образе жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и т.д).
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства, методы и приемы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия
- формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
- обогащение двигательного опыта детей, развитие физических качеств, поддержка потребности в самостоятельной двигательной активности
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
- установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни
создание положительного настроя у ребенка на проживание всего дня в детском саду
приветствия, ситуативные разговоры, стихи и песенки, коммуникативные и оздоровительные игры
«Все сумею, все смогу»
создание благоприятного эмоционального фона, способствующего непрерывности воспитательного процесса в формировании навыка осознанных действий, а затем и привычек,
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.
четкий режим дня,
игровые действия с персонажем, рассматривание иллюстраций, книг
«Забочусь о своем здоровье»
создание условий для формирования у воспитанников
элементарных знаний о строении человеческого тела, о значении организма; для обучения детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи; представлений о том, что полезно, а что вредно для организма, изучение причин возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
познавательные игры – занятия,
дидактические игры и упражнения,
познавательные действия с таблицами, моделями, беседы,
чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и презентаций
«Мы прогулку любим очень,
каждый быть здоровым хочет!»
создание условий для формирования двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности детей
наблюдения, подвижные игры, эстафеты, обыгрывание безопасных ситуаций на прогулке
создание условий для обеспечения отдыха после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня
стихи-приговорки, потешки, спокойная, расслабляющая музыка
создание условий для проведения комплекса мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию
ходьба по дорожкам здоровья
массаж активных точек
- условий для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания здорового ребёнка, направленных на формирование у них мотивации здоровья.
клуб «Здоровая семья»,
проведение акций: «Белая ромашка», «Стоп! Внимание пешеход»,
совместные оздоровительные развлечения, совместные детско-родительские проекты
В работе с родителями по маршруту «Здоровая семья» мы сделали упор на обмен опытом по пропаганде здорового образа жизни, на знакомство с проводимой работой в домашних условиях. Выбрали такой вариант взаимодействия, который заключался бы в непосредственном участии родителей в решении вопросов ЗОЖ, и применили технологию «Портфолио».
Портфолио «Маленький дом большого здоровья» — это метод оценки достижений ребёнка в семье по формированию навыков ЗОЖ, копилка достижений.
Основная задача педагогов в ходе взаимодействия с родителями — формирование положительного отношения к сотрудничеству. Содержание работы направлено на организацию совместной деятельности родителей и детей по оформлению обложки и еженедельных страничек портфолио «Маленький дом большого здоровья».
Внешне это папка-накопитель в файлах которой содержатся определенные материалы. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ЗОЖ семьи, фиксировать индивидуальные субъектные проявления детей, это так называемое «досье успеха ЗОЖ», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
Темы страничек задаются воспитателями группы в соответствии с маршрутами здоровья. Символично мы их назвали «тропинками»:
- «Моя семья»
- «Доброе утро»
- «Все сумею, все смогу»
- «Забочусь о своем здоровье»
- «Мы прогулку любим очень, каждый быть здоровым хочет»
- «Сонная сказка»
- «Оздоровительно-игровой час»
Структура портфолио очень подвижна. В зависимости от задач, которые преследует педагог, освещаемые темы могут замещаться другими или дополняться, либо сокращаться.
Разные виды работы дают возможность взрослому и ребенку проявить свою фантазию и инициативу – можно использовать фотографии, рисунки, символы, эмблемы, и рассказы детей. Дав ребенку возможность оформить странички по своему желанию, родители помогают ему лучше осознать свои поступки их последствия, а кроме того найти разнообразные решения проблемы и сделать осознанный выбор ЗОЖ. Портфолио должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками для ребенка, и предметом его гордости. Книжка о самом себе и своей семье – самая интересная. Ребенок будет только рад совместному творчеству в работе над «Книжкой ЗОЖ»!
Портфолио «Маленький дом большого здоровья» неоценим для совместной работы родителей и детей, и может использоваться в качестве дополнительного материала при изучении семьи, ее устоев в вопросах ЗОЖ.
Презентация портфолио «Маленький дом большого здоровья» проходит в конце учебного года на заседании клуба «Здоровая семья».
По итогам проекта самые активные участники награждаются грамотами.
Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио «Маленький дом большого здоровья» дарит много интересных воспоминаний…
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что задача воспитателей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ведь уберечься от опасности может только достаточно сильный и здоровый человек. Главная наша задача – продолжать помогать детям, выбрать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни и безопасности.
- Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры /авт.-сост. М.Р. Югова – Волгоград: Учитель, 2015г.
- Л.В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005г.
- О.Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005г.
- Н.И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
- Т. М. Бабунова. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т,Ц. Сфера, 2007г.
- Кузнецова мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112 с. ,
- Здоровьесберегающая система: модели, технологии: методическое пособие с электронным приложением / . – М.: Планета, 2013. – 408 с.
- Адаменко, Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики [Текст] / Л.И.Адаменко // Справочник старшего воспитателя. — 2010. — №12. — С. 18-22.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2003.
Источник