Меню

Мнительность по поводу здоровья это

Сам себе болезнь. Как мнительность разрушает здоровье

Мысли и тело неразделимо влияют друг на друга. Психологи рассказали Лайфу, как связаны наши недуги и пессимизм.

Специалисты давно заметили тесную связь психики и тела. Как только у человека всплывает старая наболевшая проблема, тут же находится её отголосок в теле в виде обострения хронического заболевания. Такое явление называют психосоматикой (от древнегреческого — душа и тело). Это направление в медицине и психологии изучает влияние психологических факторов на возникновение болезней. Переживания, стресс, агрессия находят своё отражение не только в области отношений, но и, как считают специалисты, сказываются на физическом здоровье.

Психологи считают, что даже лишний вес — это не только следствие переедания и малоподвижного образа жизни. Причины его появления гораздо глубже, они прячутся во внутренних переживаниях человека.

— Тело человека начинает полнеть, особенно в области живота, в условиях психологического стресса. Это своеобразный случай психологической защиты, когда человек пытается закрыться от мира. Страх, что обидят, и желание убежать приводят к перееданию, — рассказывает психолог Евгения Ходыкина. — Аллергии, кожные болезни — это тоже непринятие себя, страх, желание привлечь внимание.

В рамках новой работы с участием более 325 тысяч человек специалисты из Уппсальского университета (Швеция) выяснили, что глубинный жир особенно опасен для женщин. Брюшной жир грозит развитием сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и других недугов.

Так, к травмам и болезням груди у женщин, как правило, приводит обида на мужчин, с которыми они расстались или которыми недовольны.

— Это сильный внутренний конфликт, стресс, переживания, подавленные эмоции, обиды на мужчин, родителей, душевные травмы, мысли агрессивного характера, и, как проекция, это всё отражается и переносится на тело в виде заболевания, — объясняет Ходыкина.

Источник

У меня все болезни из справочника! — психолог о мнительности и ипохондрии

В нашем мире мно­гое пере­вер­ну­то с ног на голо­ву. В обще­стве выпя­чи­ва­ет­ся и счи­та­ет­ся чуть ли не нор­маль­ным то, что совсем недав­но было рав­ным несча­стью, а ино­гда даже пово­дом для сты­да. Не обо­шла сто­ро­ной эта тен­ден­ция и болезни.

Начи­ная с древ­них вре­мен, здо­ро­вье было одной из важ­ней­ших состав­ля­ю­щих бла­го­по­лу­чия. Здо­ро­вый чело­век гор­до заяв­лял о том, что здо­ров, как бык. Здо­ро­вье деву­шек было почти необ­хо­ди­мым усло­ви­ем их успеш­но­го заму­же­ства. В целом, здо­ро­вье шло рука об руку с воз­мож­но­стью чело­ве­ка и его рода жить и про­цве­тать. Уве­чье и болезнь почи­та­лись несча­стьем. Боль­ным людям сочув­ство­ва­ли, моли­лись Богу, что­бы их самих беда обо­шла сто­ро­ной. У боль­но­го чело­ве­ка было мень­ше шан­сов не толь­ко обес­пе­чи­вать себя и семью, но выжить вообще.

При этом сто­ит отме­тить, что на Руси было осо­бое отно­ше­ние к тяже­ло боль­ным. Отно­ше­ние хри­сти­ан­ское — пол­ное не толь­ко под­лин­но­го сочув­ствия, но и пони­ма­ния осо­бо­го пути к Богу чело­ве­ка, отме­чен­но­го недугом.

И здо­ро­вье, и болезнь, и, осо­бен­но, исце­ле­ние пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми бла­го­дар­но при­ни­ма­ет­ся как Божий дар.

Но в XX веке отно­ше­ние к болез­ни и боль­ным пре­тер­пе­ло мно­же­ство изме­не­ний – не в послед­нюю оче­редь из-за выхо­ла­щи­ва­ния духов­но­го смыс­ла болезни.

Наше вре­мя – это вре­мя рас­цве­та меди­цин­ских тех­но­ло­гий. За послед­ние несколь­ко деся­ти­ле­тий – ничтож­ный в исто­ри­че­ском мас­шта­бе срок – мно­гие болез­ни, кото­рые рань­ше при­во­ди­ли к инва­лид­но­сти и даже к смер­ти, ста­ли изле­чи­мы­ми. И даже при неиз­ле­чи­мой болез­ни срок жиз­ни забо­лев­ше­го чело­ве­ка зна­чи­тель­но уве­ли­чил­ся. В наше вре­мя неред­ко боль­ной чело­век про­жи­ва­ет гораз­до доль­ше, чем услов­но здо­ро­вый в ста­рые вре­ме­на. Вро­де бы – отно­си­тель­ный три­умф! И ведь меди­ци­на не сто­ит на месте, нас ждут новые пре­одо­ле­ния! В целом, лозун­ги о важ­но­сти здо­ро­вья зву­чат со всех сто­рон. Попу­ляр­ны здо­ро­вый образ жиз­ни, отказ от алко­го­ля и куре­ния, дие­ты, спорт… На этой поч­ве даже рас­цве­ли псев­до­на­уч­ные и опас­ные дви­же­ния йоги, веге­та­ри­ан­ства, веганства.

Но вот пара­докс. Если рань­ше здо­ро­вье, физи­че­ское бла­го­по­лу­чие в гла­зах обы­ва­те­лей пола­га­лось желан­ным бла­гом (при всём пони­ма­нии полез­но­сти для души «узко­го пути» даже пра­во­слав­ный чело­век обыч­но хочет избе­жать стра­да­ний), то теперь про­ис­хо­дит некое рас­сло­е­ние представлений.

Хри­сти­ан­ское пони­ма­ние болез­ни нераз­рыв­но свя­за­но с ожи­да­ни­ем Спа­се­ния, с темой гре­ха, темой смер­ти. А совре­мен­ные люди, впав­шие в мало­ве­рие и даже без­ве­рие, смер­ти боят­ся. Они бегут от этих тем. Смерть «пере­ста­ет быть частью жиз­нен­ных ожи­да­ний». (Свя­щен­ник Алек­сандр Абра­мов «Цер­ковь и вре­мя», №2(23), 2003). Чело­век кон­цен­три­ру­ет­ся на «гон­ке за здо­ро­вьем». Наря­ду с этим меня­ет­ся эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к боля­щим, вплоть до оттор­же­ния стра­да­ний и страдающих.

Читайте также:  Аяты корана для здоровья

При этом на более част­ном, быто­вом уровне наблю­да­ет­ся инте­рес­ное явле­ние. Вокруг неред­ко слыш­ны спо­ры «кто боль­нее», у кого страш­нее и тяже­лее болезнь. Или у кого боль­ше раз­ных «боля­чек». Эти спо­ры сопро­вож­да­ют­ся вся­ки­ми «вам меня не понять», «вам-то хоро­шо, а вот у меня…»… Это дале­ко от пра­во­слав­но­го пони­ма­ния и при­ня­тия стра­да­ния. В ряде слу­ча­ев болезнь несет­ся как зна­мя в борь­бе за при­ви­ле­гии. Где-то – явля­ет­ся пово­дом вызвать сочув­ствие. Слу­ча­ев мно­го, но их мас­со­вость и раз­но­об­ра­зие сво­дят­ся к тому, что болеть ста­ло в каком-то смыс­ле мод­ным. Вплоть до того, что люди нахо­дят у себя болез­ни, кото­рых у них нет.

“Вам диагноз поставить или Вы со своим?”

Парал­лель­но с визи­та­ми к вра­чам люди сами ста­вят себе диа­гно­зы, сами назна­ча­ют себе лече­ние. В помощь им – слу­хи и сплет­ни, рекла­ма, непро­ду­ман­ный обмен опы­том и страш­ный зверь интер­нет с меша­ни­ной из про­ти­во­ре­чи­вых и зача­стую недо­сто­вер­ных све­де­ний, усу­губ­ля­ю­щих ситу­а­цию. В целом, посту­па­ю­щая извне инфор­ма­ция о болез­нях про­во­ци­ру­ет повы­ше­ние уров­ня тре­во­ги и неко­то­рые люди не справ­ля­ют­ся с соб­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми. Мни­тель­ность (повы­шен­ная тре­вож­ность) может доста­вить мно­го стра­да­ний. Люди бес­по­ко­ят­ся о мно­гих вещах, но мни­тель­ность в отно­ше­нии болез­ней зани­ма­ет осо­бое место сре­ди чело­ве­че­ских стра­хов. Она погру­жа­ет тре­вож­но­го чело­ве­ка в угне­тен­ное состо­я­ние (на фоне выма­ты­ва­ю­щей суе­ты) вплоть до отча­я­ния. И выход это­го стра­ха ино­гда при­об­ре­та­ет неожи­дан­ные формы.

Тре­вож­ные люди не толь­ко пани­че­ски боят­ся забо­леть, но и уве­ре­ны – и уве­ря­ют окру­жа­ю­щих — в том, что у них точ­но есть какое-то серьез­ное забо­ле­ва­ние. То есть они не толь­ко испы­ты­ва­ют страх перед забо­ле­ва­ни­я­ми, но и выис­ки­ва­ют болез­ни у себя. Дан­ное явле­ние назы­ва­ют склон­но­стью к ипо­хон­дрии. Если гово­рить упро­щен­но, то ипо­хон­дрия – это и есть навяз­чи­вое бес­по­кой­ство по пово­ду воз­мож­но­сти забо­леть или же уве­рен­ность в нали­чии у себя тяже­ло­го или даже смер­тель­но­го забо­ле­ва­ния (или несколь­ких забо­ле­ва­ний). Эта уве­рен­ность лож­ная, ирра­ци­о­наль­ная, осно­ван­ная на повы­шен­ной тре­вож­но­сти — мни­тель­но­сти. Об ипо­хон­дрии гово­рят, когда чело­век подо­зре­ва­ет у себя или при­пи­сы­ва­ет себе не суще­ству­ю­щие у него болез­ни. При­чем, в гла­зах таких тре­вож­ных людей даже самые про­стые симп­то­мы, вро­де насмор­ка, при­об­ре­та­ют харак­тер при­зна­ков страш­ной болезни.

Когда тре­вож­ность в отно­ше­нии болез­ней при­ни­ма­ет фор­мы мании, тогда речь идет об ипо­хон­дрии как меди­цин­ском пси­хи­ат­ри­че­ском диа­гно­зе. Ипо­хон­дрия как забо­ле­ва­ние — это серьез­ный ком­плекс симп­то­мов, про­ни­зы­ва­ю­щих все слои жиз­ни чело­ве­ка. Лече­ни­ем ипо­хон­дри­че­ско­го рас­строй­ства зани­ма­ют­ся пси­хо­те­ра­пев­ты и психиатры.

Ипо­хон­дри­че­ская мни­тель­ность как тако­вая еще не озна­ча­ет нали­чие пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства. В меди­цин­ской прак­ти­ке «истин­ная» ипо­хон­дрия встре­ча­ет­ся лишь у 3–13 % паци­ен­тов больниц.

Какие заболевания находит у себя мнительный человек?

Одна­ко ипо­хон­дри­че­ские про­яв­ле­ния в той или иной сте­пе­ни могут быть в жиз­ни любо­го чело­ве­ка. Неред­ко с ними стал­ки­ва­ют­ся сту­ден­ты-меди­ки: по мере про­хож­де­ния тех или иных меди­цин­ских дис­ци­плин, они нахо­дят у себя мно­же­ство диагнозов.

«Я взял спра­воч­ник и нашел там все, что мне было нуж­но, а потом от нече­го делать начал пере­ли­сты­вать кни­гу, про­смат­ри­вая то, что там ска­за­но о раз­ных дру­гих болезнях…
я доб­ро­со­вест­но пере­брал все бук­вы алфа­ви­та, и един­ствен­ная болезнь, кото­рой я у себя не обна­ру­жил, была родиль­ная горяч­ка». (Дже­ром К. Джером).

Страх перед неко­то­ры­ми болез­ня­ми столь силён и типи­чен, что выде­ля­ет­ся в осо­бые груп­пы. Самы­ми рас­про­стра­нён­ны­ми сома­ти­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, кото­рые выис­ки­ва­ют (и нахо­дят) у себя люди, являются:

  • сер­деч­но-сосу­ди­стые забо­ле­ва­ния с риском инфарк­та и инсульта;
  • ауто­им­мун­ные забо­ле­ва­ния — такие, как рас­се­ян­ный склероз;
  • раз­лич­ные забо­ле­ва­ния, свя­зан­ные с нару­ше­ни­я­ми памяти;
  • вирус­ные забо­ле­ва­ния (ВИЧ и др.);
  • про­бле­мы с щито­вид­ной железой;
  • осо­бо выде­ля­ет­ся «рак» в целом (онко- или кан­це­ро­фо­бия).

«Стран­ное дело: сто­ит мне про­честь объ­яв­ле­ние о каком-нибудь патен­то­ван­ном сред­стве, как я при­хо­жу к выво­ду, что стра­даю той самой болез­нью, о кото­рой идет речь, при­чем в наио­пас­ней­шей фор­ме. Во всех слу­ча­ях опи­сы­ва­е­мые симп­то­мы точ­но сов­па­да­ют с мои­ми ощу­ще­ни­я­ми». (Дже­ром К. Джером).

К услу­гам тех, кто не смог най­ти у себя какое-то физи­че­ское забо­ле­ва­ние, огром­ный пласт нерв­но-пси­хи­че­ских болез­ней. На при­е­ме у пси­хо­ло­гов огром­ное коли­че­ство людей уве­ря­ют, что у них депрес­сия или нев­роз (порой это зву­чит как «нер­воз»). Осо­бо про­дви­ну­тые зна­ют тер­ми­ны «асте­но-нев­ро­ти­че­ский» и «асте­но-депрес­сив­ный син­дро­мы». Еще одним рас­про­стра­нен­ным диа­гно­зом явлет­ся «пси­хо­со­ма­ти­ка». Так­же мод­но сей­час нахо­дить у себя дет­ские и вооб­ще пси­хо­ло­ги­че­ские трав­мы. С рас­про­стра­не­ни­ем оккульт­но­го мето­да систем­ных рас­ста­но­вок кли­ен­ты пси­хо­ло­гов неред­ко нахо­дят у себя и родо­вую трав­му — не от сло­ва «роды», а от сло­ва «род», это некий оккульт­ный псев­до­ди­а­гноз, по сути — модер­ни­зи­ро­ван­ное и обла­чён­ное в пси­хо­ло­ги­че­скую мас­ку «родо­вое проклятье».

Читайте также:  Охрана здоровья населения контрольная работа

Ипо­хон­дри­че­ское пове­де­ние неред­ко соче­та­ет­ся с пато­ло­ги­че­ским воз­ло­же­ни­ем вины за соб­ствен­ное состо­я­ние на дру­го­го чело­ве­ка или явле­ние. Напри­мер, при­пи­сы­ва­ние себе нерв­ных болез­ней сопро­вож­да­ет­ся пози­ци­ей «меня дове­ли», «меня не жале­ют» и т.п.

Для оправ­да­ния нали­чия у себя болез­ней исполь­зу­ют­ся утвер­жде­ния: «ужас­ная эко­ло­гия» или «посмот­ри­те, что мы едим». Есть и совсем неле­пое оккульт­ное обос­но­ва­ние болез­ней — как выду­ман­ных, так и реаль­ных, — «сгла­зи­ли», «наве­ли порчу».

Для ипо­хон­дрии харак­тер­но пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к вра­чам, кото­рые не под­твер­жда­ют нали­чие болез­ни. Это пози­ция: «врач, не пони­ма­ю­щий, как я болен, – пло­хой врач». Мни­тель­ные люди неред­ко явля­ют­ся посто­ян­ны­ми ходо­ка­ми от спе­ци­а­ли­ста к спе­ци­а­ли­сту, наде­ю­щи­ми­ся, что какой-то из док­то­ров, нако­нец-то, под­твер­дит их соб­ствен­ный диагноз.

Психогенная мнительность

Каза­лось бы, как же так? Ведь чело­век тре­во­жит­ся имен­но пото­му, что боит­ся забо­леть? Поче­му же тогда ему так необ­хо­ди­мо под­твер­жде­ние болезни?

Не все­гда дело в стра­хе как тако­вом. При­пи­сы­ва­ние себе како­го-то забо­ле­ва­ния может про­ис­хо­дить из-за физио­ло­ги­че­ских откло­не­ний – обыч­но в рабо­те цен­траль­ной или веге­та­тив­ной нерв­ной систе­мы (тут как раз слу­чай «истин­ной» ипо­хон­дрии как меди­цин­ско­го диагноза).

Но чаще встре­ча­ет­ся пси­хо­ген­ная мни­тель­ность. В таком слу­чае тре­вож­ный поиск у себя забо­ле­ва­ния явля­ет­ся пове­ден­че­ской стра­те­ги­ей, сопро­вож­да­ю­щей раз­лич­ные внут­ри­лич­ност­ные про­цес­сы. Такое пове­де­ние зача­стую настоль­ко глу­бо­ко уко­ре­ня­ет­ся на раз­ных сло­ях пси­хи­ки, что ста­но­вит­ся частью лич­но­сти – или даже пси­хи­че­ским рас­строй­ством. Есть фор­му­ли­ров­ка, хоро­шо пере­да­ю­щая край­нюю сте­пень тако­го срас­та­ния — «про­фес­си­о­наль­ный страдалец».

Пси­хо­ло­ги­че­ские при­чи­ны ипо­хон­дрии раз­но­об­раз­ны. Это и послед­ствия вос­пи­та­ния, и реак­ция на соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­скую атмо­сфе­ру, и «срыв» адап­та­ци­он­ных меха­низ­мов в ситу­а­ции стрес­са, и др. К сожа­ле­нию, под вли­я­ни­ем пси­хи­ки у чело­ве­ка могут воз­ник­нуть функ­ци­о­наль­ные нару­ше­ния в рабо­те орга­низ­ма, что закреп­ля­ет его убеж­ден­ность в соб­ствен­ной болезни.

Духовные корни ипохондрии

Рас­смат­ри­вая повы­шен­ную тре­вож­ность в отно­ше­нии болез­ней с духов­ной точ­ки зре­ния, мож­но отме­тить несколь­ко деструк­тив­ных уста­но­вок ипо­хон­дри­ков и ипо­хон­дри­аль­ных личностей.

В цен­тре ипо­хон­дрии лежит страх. В каж­дом из нас в той или иной сте­пе­ни порой вза­и­мо­дей­ству­ют страх жиз­ни и страх смер­ти. Вли­я­ние этих двух стра­хов на состо­я­ние чело­ве­ка может быть разным.

Мно­гие боят­ся смер­ти. При­чём тут тоже есть вари­ан­ты, напри­мер: страх мучи­тель­ной смер­ти, страх небы­тия с той или иной сте­пе­нью неве­рия в загроб­ную жизнь, страх смер­ти без пока­я­ния, страх посмерт­но­го нака­за­ния за гре­хи и т.д. Для боя­щих­ся смер­ти людей болезнь явля­ет­ся при­зна­ком бли­зо­сти смер­тель­но­го исхо­да. Такие люди пани­че­ски боят­ся забо­леть, но при этом слов­но бес­со­зна­тель­но стре­мят­ся к под­твер­жде­нию сво­ей смерт­но­сти (извест­ный враг не так стра­шен, как вооб­ра­жа­е­мый) и неред­ко кон­цен­три­ру­ют­ся на болез­нях, посто­ян­но выис­ки­вая у себя мель­чай­шие при­зна­ки опас­ных неду­гов. Слов­но бегу­щая от воз­рас­та жен­щи­на, выис­ки­ва­ю­щая у себя мор­щи­ны и седые волос­ки. Суще­ству­ют подоб­ные стра­хи на осно­ве иска­жен­ных пред­став­ле­ний о Спа­се­нии, о смыс­ле стра­да­ний, о Божи­ем Про­мыс­ле. Для ипо­хон­дрии вооб­ще харак­тер­на кон­цен­тра­ция «на пра­хе» – телес­ном, физи­че­ском. У ипо­хон­дри­ков выра­жен дис­ба­ланс – уклон в сто­ро­ну здо­ро­вья тела при игно­ри­ро­ва­нии здо­ро­вья души.

Пара­док­саль­но, но порой убеж­ден­ность в нали­чии болез­ни усми­ря­ет внут­рен­ние кон­флик­ты человека.

Страх жиз­ни, в свою оче­редь, порож­да­ет у чело­ве­ка стрем­ле­ние ирра­ци­о­наль­но ухо­дить от каких-то слож­ных для него ситу­а­ций и про­блем. Тогда и может про­изой­ти «бег­ство в болезнь» с выис­ки­ва­ни­ем у себя при­зна­ков забо­ле­ва­ний, кон­цен­тра­ци­ей на сво­ём состо­я­нии, что поз­во­ля­ет пере­клю­чить тре­вож­ность с реаль­ной ситу­а­ции на мни­мую болезнь — одно­вре­мен­но со сня­ти­ем с себя ответ­ствен­но­сти. Ведь если ты болен, то у тебя есть оправ­да­ние тво­е­му бес­си­лию, тво­е­му бездействию.

Читайте также:  Что такое здоровье понятие для учеников

Неред­ко мни­тель­ность в отно­ше­нии болез­ней высту­па­ет мощ­ней­шим мани­пу­ля­тив­ным фак­то­ром во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с близ­ки­ми. В таких ситу­а­ци­ях базой ипо­хон­дри­че­ско­го пове­де­ния может быть страх ненуж­но­сти и поте­ри вли­я­ния на близких.

Так или ина­че, духов­ной осно­вой для тре­вож­но­сти и поис­ка у себя несу­ще­ству­ю­щих болез­ней явля­ют­ся эго­цен­тризм, сверх­цен­ность себя само­го, непо­мер­ное само­мне­ние человека.

Как бороться с избыточной болезненной мнительностью?

Без­услов­но, пер­вое, что надо сде­лать, это убе­дить­ся, что у чело­ве­ка дей­стви­тель­но мни­тель­ность, а не реаль­ное забо­ле­ва­ние. К сожа­ле­нию, уве­рен­ность в нали­чии болез­ни может быть оправ­дан­ной. Порой вни­ма­ние к симп­то­мам, уме­ние не про­игно­ри­ро­вать какие-то тре­вож­ные при­зна­ки и вовре­мя обра­тить­ся к вра­чу может даже спа­сти чело­ве­ку жизнь.
Но быва­ет и так, что обсле­до­ва­ние — и не одно — не под­твер­жда­ет опа­се­ний. Одна­ко, вме­сто того, что­бы успо­ко­ить­ся, что было бы есте­ствен­ным, мни­тель­ный чело­век про­дол­жа­ет тре­во­жить­ся. Он уве­ря­ет, что болен, и то, что вра­чи не нашли при­зна­ков забо­ле­ва­ния, гово­рит лишь об их неком­пе­тент­но­сти или пло­хой диа­гно­сти­ке, а не о том, что у него нет болез­ни. Мни­тель­ность ино­гда при­во­дит к тому, что устав­шие от навяз­чи­во­го боль­но­го вра­чи, мно­го­крат­но убе­див­шись в без­осно­ва­тель­но­сти жалоб, могут упу­стить момент, когда чело­век реаль­но заболеет.

На самом же деле, если меди­цин­ское обсле­до­ва­ние не под­твер­жда­ет нали­чия при­пи­сы­ва­е­мых забо­ле­ва­ний, то у чело­ве­ка, ско­рее все­го, склон­ность к ипо­хон­дрии или даже ипо­хон­дри­аль­ное рас­строй­ство. Для опре­де­ле­ния это­го исполь­зу­ет­ся кри­те­рии МКБ. Если ста­вит­ся диа­гноз «ипо­хон­дри­аль­ное рас­строй­ство», то лече­ни­ем зани­ма­ют­ся пси­хо­те­ра­пев­ты, пси­хи­ат­ры, в нашей меди­цин­ской прак­ти­ке – и неврологи.

Сто­ит отме­тить, что пре­иму­ще­ствен­ным выбо­ром явля­ют­ся мето­ды пси­хо­те­ра­пии. Лекар­ствен­ная тера­пия при ипо­хон­дрии обыч­но явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ной, ино­гда даже неже­ла­тель­ной. Необ­хо­ди­ма она лишь в край­них случаях.

Если же речь идет не о забо­ле­ва­нии, а о лич­ност­ной склон­но­сти к ипо­хон­дрии, то для кор­рек­ции эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний и пове­де­ния мож­но исполь­зо­вать мето­ды когни­тив­но-пове­ден­че­ской пси­хо­те­ра­пии. Мно­гие из этих мето­дов не тре­бу­ют спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния. Это, ско­рее, кон­струк­тив­ные пове­ден­че­ские стратегии.

Напри­мер, мак­си­маль­но эффек­тив­ны­ми будут метод оста­нов­ки мыс­лей и инфор­ма­ци­он­ный детокс. Пер­вый заклю­ча­ет­ся в устра­не­нии пуга­ю­щих мыс­лей, а сле­до­ва­тель­но – и рож­да­е­мых ими эмо­ций. Научить­ся ему может каж­дый, он доста­точ­но прост по сво­ей сути. Если крат­ко, он сво­дит­ся к тому, что­бы тор­мо­зить, оста­нав­ли­вать уси­ли­ем воли нега­тив­ные мыс­ли КАЖДЫЙ РАЗ, когда пони­ма­ешь, что ты их дума­ешь, пере­клю­чать созна­ние, закреп­ляя это воле­вое дей­ствие фор­ми­ро­ва­ни­ем рефлекса.

Одна­ко на прак­ти­ке соблазн не поль­зо­вать­ся этим мето­дом, про­дол­жая стра­дать ради вто­рич­ных выгод, быва­ет столь силен, что «оста­нов­ка мыс­лей» не сра­ба­ты­ва­ет. К сожа­ле­нию, деструк­тив­ные мыс­лен­ные уста­нов­ки – это очень устой­чи­вая система.

Инфор­ма­ци­он­ный детокс тоже не явля­ет­ся чем-то сверхъ­есте­ствен­ным. Тре­вож­но­му чело­ве­ку нуж­но избе­гать про­смот­ра пере­дач о меди­цине, чте­ния меди­цин­ских сай­тов и фору­мов, рекла­мы и т.п.

Посколь­ку тре­вож­ные люди склон­ны при­ме­рять на себя чужие болез­ни, в ситу­а­ции, когда они слы­шат об оче­ред­ном устра­ша­ю­щем слу­чае, им могут помочь неко­то­рые фра­зы, уве­ли­чи­ва­ю­щие «дистан­цию» меж­ду их здо­ро­вьем и услы­шан­ным, напри­мер: «быва­ет же такое!», «инте­рес­ный слу­чай», «чего толь­ко в жиз­ни не быва­ет! и т.п.

«И брось заби­вать себе голо­ву веща­ми, в кото­рых ниче­го не смыс­лишь. Я после­до­вал этим пред­пи­са­ни­ям, что при­ве­ло к счаст­ли­во­му (во вся­ком слу­чае, для меня) исхо­ду: моя жизнь была спа­се­на, и я до сих пор жив». Дже­ром К. Джером

Укре­пить дух и помочь в борь­бе с тре­вож­но­стью могут общие дей­ствия, направ­лен­ные на сохра­не­ние жиз­нен­ных сил: доста­точ­ный и здо­ро­вый сон, соблю­де­ние режи­ма, избе­га­ние избы­точ­ных стрессов.

Есть и более «спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные» стра­те­гии пове­де­ния. Напри­мер, избе­жать излиш­ней кон­цен­тра­ции на болез­нен­ных состо­я­ни­ях помо­гут риту­а­ли­зи­ро­ван­ные само­об­сле­до­ва­ния: изме­ре­ние дав­ле­ния, пуль­са, уров­ня саха­ра и т.п. по рас­пи­са­нию. Эти дей­ствия помо­га­ют струк­ту­ри­ро­вать забо­ту о соб­ствен­ном здо­ро­вье и поз­во­ля­ют сни­зить интен­сив­ность тре­вож­ных пере­жи­ва­ний в про­ме­жут­ках меж­ду эти­ми обследованиями.

Одна­ко мак­си­маль­но изба­вить чело­ве­ка от склон­но­сти к ипо­хон­дрии может лишь глу­бо­кое хри­сти­ан­ское миро­ощу­ще­ние. Страх перед болез­ня­ми бес­си­лен, если для чело­ве­ка осно­вой повсе­днев­ной жиз­ни явля­ют­ся погру­же­ние в позна­ние Бога и себя насто­я­ще­го, в изме­не­ние ума через пока­я­ние, молит­ву и вели­чай­шую радость Причастия.

“Ибо кто Бога поис­ти­не боит­ся, тот нико­го и ниче­го не боит­ся” (Свя­ти­тель Тихон Задон­ский).

Источник

Adblock
detector