Мнемотаблица. Тема: «Здоровье».
методическая разработка (средняя группа) по теме
Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.
Генрих Гейне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsa_zdorove.docx | 861.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развивать описательную речь у детей среднего дошкольного возраста, обогатить словарный запас детей, привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен.
Мероприятия, проведенные на тему: «Здоровые дети – в здоровой семье» во второй младшей группе №1№ п/пМероприятияДата и место проведенияОтветственный1Игра-беседа, посвященная закреплению знаний о.
Отчет Урока Здоровья на тему: «Здоровые дети в здоровой семье».
Обучающие задачи. Учить детей тщательно чистить зубы, следить за чистотой рук, тела.Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни: развиватьУмение одеваться на прогулку в соответствии с погод.
перед проведением за неделю до родительского собрания родителям была предложена Анкета на тему «Здоровый образ жизни".
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател.
Источник
Методическая разработка: НОД «Формирование здорового образа жизни с использованием мнемотаблиц»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z.o.zh_.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребёнка с окружающим миром. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребёнок обучается управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Мнемотехника — это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Человеческая память устроена так, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность. Использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения] речи.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Задачи: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие речи.
Детям предлагается рассмотреть коллаж, какие картинки они на нём видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст — воспитатель, старшие дети — самостоятельно). Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задаёт наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» — «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕРИЯ ЗАНЯТИЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ".
Так что же это ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?ЗОЖ — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Если спросить у неподготовленного человека, .
Данная разработка появилась после сбора ЗОЖ-комода, на который меня сподвигли дети.Мне кажется, что это будет интересно педагогам, разрабатывающим тему здорового образа жизни.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста в формате power point.
Цель методической разработки: создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Эти методические разработки я использую в своей работе с детьми дошкольного возраста.
Источник
Мнемотаблицы
Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.
Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- Развивает память
- Воображение
- Интеллект
- Развивает образное мышление
- Внимательность
- Фантазию
- Учится выстраивать логические цепочки
- Развивает речь и увеличивает словарный запас
- Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга . Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Д етям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха
На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы
Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
- Выразительно прочитать стих
- Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
Готовые Мнемотаблицы
Лист 1
Лист 2 продолжение
Таблицы описания смотрите здесь
Интересно почитать
CD-ROM. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Мнемодорожки. Мнемотаблицы.
Смотрите так же:
МНЕМОДОРОЖКИ
ПОСЛОВИЦЫ, ЦИФРЫ, РЕЧЬ
ПЕРЕЙТИСУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)» href=»https://promany.ru/mnemotexnika/mnemotablicy-dlya-doshkolnikov» target=»_blank»>НАБОР ТАБЛИЦ
СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
ПЕРЕЙТИМНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХИ
УЧИМ СТИХ ЗА 5 МИНУТ
ПЕРЕЙТИ
Источник
Мнемотаблицы: в чем их суть и польза для развития дошкольников?
Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье мы расскажем Вам, какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития малыша.
Как работает память у детей дошкольного возраста?
Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.
У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.
Что такое мнемотаблицы?
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.
Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:
Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Примеры мнемотаблиц для дошкольников
Мнемотаблицы для разучивания стихотворений
Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:
С выражением прочитайте ребенку стихотворение.
Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.
Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.
Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.
Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.
Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.
Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:
Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему
Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.
Выводы
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.
Заключение
В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник