Проект по экологическому воспитанию «Неделя природы»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Речку, лес, цветущий луг
Получай в наследство
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.nedelya_prirodydocx.docx | 496.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 «Аленький цветочек»
Проект по экологическому воспитанию
Речку, лес, цветущий луг
Получай в наследство
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства.
Проект по экологическому развитию
Группа «Божьи коровки»
Подготовила воспитатель: Старосельцева Т.П.
Срок реализации – 1 неделя
Вид проекта – краткосрочный, информационно-творческий
Возраст детей – 5 — 6 лет
Участники проекта – дети, воспитатели, родители.
Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?
Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира.
1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
4) Задание на дом (совместно с родителями на выбор)
-Придумать сказку о природе
-Нарисовать рисунок о природе(живой, неживой)
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
1 этап — Подготовительный (Выявление проблемы)
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям
- Изготовление дидактических игр
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
- Консультационный материал для родителей по теме
2 этап – Основной
(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)
Схема реализации проекта
Цель , содержание и формы работы:
Понедельник : «Витаминный день»
- Беседа о витаминах в овощах и фруктах. Приложение1.
- Настольные игры «Во саду ли, в огороде? », домино «Овощи и фрукты лото»
- Загадывание загадок по теме
- Организация хозяйственно – бытового труда: « Приготовление витаминного салата » .
Вторник: « День хлеба»
- Чтение и разучивание стихотворений, пословиц, художественных произведений о хлебе.
- Рассматривание сюжетных картинок из серии «Откуда хлеб пришел», иллюстраций с изображением машин и приспособлений, используемых для выращивания злаков. Приложение1.
- Лепка из соленого теста: «Каравай».
Среда : « День цветов»
- Беседы о цветущих растениях; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций(комнатных, садовых, луговых цветов).
- Словестные игры: «Я садовником родился», «Опиши ягодку», «Загадай, мы отгадаем»
- Оформление альбома «Мой любимый цветок» (рисунки детей)
- Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне».
Четверг: « День воды»
- Беседа с детьми «Безопасность на воде». Приложение1.
- Отгадывание загадок о водном мире.
- Коллективная работа «Водное царство»
- Подвижные игры «Море волнуется», «Солнышко и дождик»
Пятница : « В гости к деревьям»
- Беседы «Леса России»,«Какие деревья растут около детского сада»,. «Береги лес от пожара». Приложение1, 2.
- Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций. Чтение стихов, рассказов о деревьях, отгадывание загадок. Приложение 3, 4.
- Дидактические игры «Хорошо — плохо», «Так бывает или нет?», «Назови три предмета». Приложение 5.
- Подвижные игры «1-2-3- к дереву беги».
- Трудовая акция — «Чистый дворик».
- этап – заключительный
(Подведение итогов — Выставка детских работ)
Приложение 1: Беседы.
Тема: «Витамины и здоровый организм»
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.
1) Показать картинки с изображением крепких, здоровых людей, подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.
2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.
3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе, чипсы).
4) Совместное приготовление витаминного салата.
Тема: «Хлеб всему голова»
Цель: закрепит у детей знания о хлебе и о труде людей, выращивающих хлеб. Обогащать словарный запас существительных, прилагательных. Активизировать употреблять в речи образные выражения («Работать в поте лица», «Что посеешь, то и пожнешь»). Закрепить знания об обрядах, связанных с жатвой
1) Актуализировать и дополнить представления детей о том, как выращивают хлеб, о труде хлеборобов. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду этих людей.
2)Рассматривание сюжетных картинок из серии «Откуда хлеб пришел»,
3)Показать картинки с изображением машин и приспособлений, используемых для выращивания злаков.
Тема: «Безопасность у водоемов»
Цель: познакомить детей с такими явлениями как ледоход, разлив рек, учить видеть красоту природных явлений и их разрушительную силу. Формировать умение избегать опасных ситуаций. Актуализировать и дополнить знания детей о правилах поведения у водоемов.
1)Рассмотреть картинки с изображением правил поведения у водоемов
2) Познакомить с потенциально опасными ситуациями, способами их избегания и преодоления.
Тема: «Леса России».
Цель: расширять представления детей о видах лесов (лиственные: березовая роща, дубрава; хвойные: сосновый бор, ельник; смешанные леса). Учить называть лес по преобладающему виду растений, познакомить с обитателями различных лесов.
1)Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций.
2)Чтение стихов, рассказов о деревьях, отгадывание загадок.
Приложение 2: Художественное творчество «Будь природе другом!»
( рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе)
Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу.
Приложение 3: Рассказ «Девочки в лесу»
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________
(По В.А. Сухомлинскому)
Вопрос детям: Что по-вашему, ответила Лида и почему?
- Е. Короткова «Кто вырастил ягодку?»
- М. Пришвин «Золотой луг»
- А. Пешкова «Как поссорились растения»
- А. Смирнов «Цветок солнца»
Приложение 4: Загадки о растениях
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться В суп пригодиться,
Узнаете? Зовут его…?
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?
(Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается.
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.
Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень (Ромашка)
Появились бубенчики – Он стоит в одежке —
Белые горошки. Как огонь на ножке.
Распустились колокольчики Станет без одежки
На зеленой ножке. Шариком на ножке.
Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,
Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.
На проталинке в лесу Стоит кудряшка —
Первым встретил я весну. Белая рубашка,
Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.
Первым из земли пробьюсь. Что это такое?
Белые фонарики Каждый лист мой
На зеленой ножке Любит тропки
Я весной встретила У обочины дорог.
На лесной дорожке. Но однажды людям добрым
(Подснежник) Раны вылечить помог.
Приложение 5 . Дидактические игры
Дидактическая игра «Хорошо — плохо »
Дидактическая задача: воспитывать чувство любви к родной природе.
Ход игры: Хорошо хлопают в ладоши, плохо — топают.
-стряхивать снег с деревьев и кустов
-подсыпать стволы деревьев снегом
-топтать и рвать с корнем травы
-лазать на деревья
Речку, лес, цветущий луг
Получай в наследство
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства.
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
— Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну».
Дидактическая игра «Какое время года?».
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы: (Ромашка, роза, василек). Деревья: (Береза, дуб, ель) и т.д.
Работа с родителями:
1.Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Вызвать желание играть с детьми, проводить больше времени.
2.Проводить беседы, организовать информационный стенд, привлекать родителей к участию в проекте.
3.Выполнение домашнего задания к проекту(совместно с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Живая и неживая природа весной»дает представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи.
— прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение; — воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, до.
Я узнал, что у меняЕсть огромная семья:И тропинка, и лесок,В поле каждый колосок,Речка, небо голубое-Это всё моё, родное. С целью гуманного отношения детей к природе был создан этот проект.
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Дошкольное учреждение сегодня — это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно — эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес.
Цель проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей. Задачи:• Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенк.
Источник
Мир природы неделя здоровья
Автор: Побережняк Ирина Аркадьевна
Организация: МБДОУ ДС № 21 «Аленький цветочек» МО
Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск
Как известно, в возрасте 4 – 5 лет дети становятся «почемучками», ведь маленькому человеку необходимо познавать огромный и неизвестный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным потенциалом для изучения и познания окружающей действительности обладает природное окружение.
Цель: формировать предпосылки экологического сознания через познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- познакомить детей с разнообразием природных объектов;
- продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и птицами ( рассматривать растения, не нанося им вред, наблюдать за птицами не беспокоя их, кормить только с разрешения взрослых);
- формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе ( если растение не поливать – оно засохнет и погибнет);
- знакомить с элементарными правилами поведения в природе.
Предполагаемые результаты проекта:
- развитие познавательно – исследовательской деятельности (развитие элементарного детского экспериментирования с предметами окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (расширить представление о природе на основе эмоционального постижения окружающей действительности);
- развитие сенсорной культуры (цвет, форма и величина предметов окружающего мира);
- развитие продуктивной деятельности (знакомство с возможностями и способами взаимодействия с природными материалами).
Этапы работы над тематической неделей:
1 этап – подготовительный
- Определение темы (проблемы) недели.
- Обсуждение темы недели с родителями.
- Сбор информации, литературы, материала по заданной теме.
- этап – основной
Реализация плана темы недели с детьми, родителями, педагогическим коллективом.
- этап – итоговый
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Итоговое мероприятие — развлечение экологической направленности
- «Путешествие в страну «Природа».
- Оформление фотовыставки « Природа и семья – неразлучные друзья !».
Этапы реализации тематической недели
Календарь
тематической недели
Непосредственная совместная воспитательно — образовательная деятельность педагога и детей
Воспитательно -образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Понедельник
«Вода — это жизнь »
Познавательна деятельность «Что мы знаем о воде?»
Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого.
Задачи:
- развивать любознательность, мышление и речь детей;
- ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы
Чтение рассказа «Как люди речку обидели»
Цель: Учить детей внимательно слушать литературное произведение
Художественное творчество
(аппликация с элементами экологии ) «Тучи по небу бежали»
* познакомить детей с техникой аппликативной мозаики;
*напомнить детям, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
* вызывать интерес к созданию выразительного цветового образа;
* развивать мелкую моторику и согласованность в движениях обеих рук;
* воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Беседа «Чистота та же красота»
Цель: прививать детям правила личной гигиены.
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»
Загадывание и отгадывание загадок про воду
Дидактическая игра «Чудесный
Игра малой подвижности
Подвижная игра «На болоте»
Цель: учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука»
Цель: Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижная игра «Капельки»
«Ознакомление детей с окружающим миром»
Календарь
тематической недели
Непосредственная совместная воспитательно — образовательная деятельность педагога и детей
Воспитательно — образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Вторник
Познавательная деятельность
« Описание берёзы »
Цель: знакомство с берёзой. её строением ( ствол, ветки, корень, листья).
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- воспитание любви к природе;
- расширить и пополнить словарный запас.
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворения « Берёзка » А.Прокофьева
Цель:
- учить детей внимательно слушать литературное произведение;
- развитие речи, обогащение словаря.
Подвижная игра «Мы листочки»
Цель: учить внимательно, слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения.
Художественное творчество
«Белая берёза под моим окном»
Цель:
*учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы;
*совершенствовать технические приемы работы кистью;
* воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к родной природе;
* развивать воображение, мышление, образное восприятие.
Тематическая прогулка « Такие разные осенние листья»
Развивающие задачи: развивать внимание, память.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом; учить быстро, реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.
Хоровод под музыку «Во поле береза стояла»
Социализация
Сбор материала для мини – музея « Русская берёзка – символ России».
Календарь
тематической недели
Непосредственная совместная воспитательно — образовательная деятельность педагога и детей
Воспитательно — образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Среда
« Птицы наши друзья »
Познавательна деятельность
« Обитатели птичника »
Задачи: уточнить и расширить представления детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
Чтение художественной литературы
Чтение В.Бианки « Синичкин двор »
Цель: формировать умение заинтересованно слушать рассказы.
Художественное творчество
Занятие по развитию связной речи и лепке « Зимующие птицы»
Цель: формировать умение составлять рассказ-описание птиц с опорой на план-схему; формировать слуховое внимание, мышление; продолжать учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спичек, бисера, семечек), развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
Обобщающая беседа о птицах ближайшего окружения с использованием схемы-модели (снегирь, синица, сорока, галка, голубь, дятел и др.) « Птицы осенью »
Задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах (название, внешний вид – общие и отличительные особенности, поведение, способы добывания пищи); обобщения знаний о зимующих птицах и заботе человека о них; классификации птиц по существенным признакам, используя схему-модель; воспитывать интерес к художественно-популярной литературе о птицах.
Игра «Кто какой?», «Кто что делает?», «Кто где живет?».
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Дидактическая игра «Чьё перышко? »
Дидактическая игра
«Чем отличаются и чем схожи люди и птицы»
Дидактическая игра «Кто как говорит? »
Логоритмическое упражнение «Птичка песенку поет»
Семейный конкурс изготовления кормушек для птиц « Столовая для птиц »
Календарь
тематической недели
Непосредственная совместная воспитательно -образовательная деятельность педагога и детей
Воспитательно — образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Четверг
« О чем рассказали цветы »
Познание « Комнатное растение для Маши »
Задачи: закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых; закрепление умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения; воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь.
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворения В. Паспалеевой
Цель: учить слушать, развивать внимание и речь.
Художественное творчество
Оригами « Цветы »
Задачи: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам.
Экскурсия по территории детского сада « У цветочной клумбы »
Задачи: познакомить детей со строением цветочных растений (стебель, листья, цветок); показать разнообразие цветочных растений, сравнить цветы (иван-чай и бархатцы); воспитывать бережное отношение к растениям.
Пальчиковые игры:
«Цветок», «Наши алые цветы», « Мак », « Растения».
Подвижная игра «Мячик передавай – цветочек называй!»
Цель: развивать двигательную активность детей, внимание, память, мышление.
Привлечь родителей к оформлению клумбы на территории детского сада.
Календарь
тематической недели
Непосредственная совместная воспитательно — образовательная деятельность педагога и детей
Воспитательно — образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Пятница
«Берегите нашу природу »
Итоговое мероприятие — развлечение экологической направленности
«Путешествие в страну «Природа».
Задачи: вызвать эмоционально положительное отношение к праздникам; формировать основы досуговой культуры; закреплять умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, выполнять танцевальные движения
Цель образовательной области «Физическая культура»: организация активного отдыха детей; повышение интереса к физической культуре;
Задачи: в игровой форме развивать основные качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость; развивать умение ориентироваться в пространстве;
закреплять ранее разученные виды ходьбы и бега; воспитывать чувства сопереживания и взаимовыручки, дружбы, организованности.
Цель образовательной области «Безопасность»: формирование элементарных правил поведения в природе; расширение кругозора.
Задачи: познакомить со способами безопасного взаимодействия с растениями и животными; формировать бережное отношение к природе через игровую деятельность.
Формы деятельности с воспитанниками: беседа, физическая разминка под музыку, эстафета.
Эстафета « Посадим деревья »
Эстафета « Соберём мусор »
Эстафета « Потуши костёр »
« Растения – легкие Земли »
Задачи: дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.
Чтение познавательной литературы
Отрывок из книги «Все обо всем».
Задача: учить понимать происходящие в природе процессы.
Ритмично-речевая игра.
« Едем, едем на тележке »
Дидактическая игра « Где чей дом?»
Привлечь родителей к озеленению участка детского сада. Оформление фотовыставки « Природа и семья – неразлучные друзья !»
Список использованной литературы :
- Ашиков В. Путь к экологическому человеку //Дошкольное воспитание – 2001-№7-с.9-11.
- Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим “о природе” //Дошкольное воспитание-2000, №7-с.8.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. //Экологическое образование: концепция и методические подходы /Отв. Ред. Мамедов И.М.-М: Агентство “Технотрон”- 1996-с.35-42.
- Зебзеева В.А. О комплексном использовании игры в экологическом образовании дошкольников. // Педагогический журнал – 2003, №217) – с.28-
- Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество. //Дошкольное воспитание – 1998, №7 – с.49-53.
- Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание – 1994, №12 – c. 37-41.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996г.
- Павлова Л. Игра как средство эколого-эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание – 2000, №10 – с.40-49.
- Парамонова А.М. Что плавает? Что тонет? (сборник занимательных игр развивающего характера). Чебоксары. 1997
- Плюхин В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве. //Дошкольное воспитание – 2000, №7 – с.13.
Источник