Меню

Минздрав россии охрана здоровья ребенка

Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения

Материал опубликован 17 июня 2014 в 13:19.
Обновлён 12 августа 2020 в 16:50.

Директор Департамента — Байбарина Елена Николаевна

Телефоны приемной Департамента 8 495 628 40 98; 8 495 627 29 14

Заместитель Директора — Чумакова Ольга Васильевна

Заместитель Директора — Филиппов Олег Семенович

Структура Департамента:

Отдел охраны репродуктивного здоровья и внедрения эффективной акушерско-гинекологической помощи

Заместитель Директора/ Начальник отдела — Гусева Елена Вячеславовна

Отдел мониторинга, стандартизации и организации специализированной медицинской помощи детям

Начальник отдела — Караваева Людмила Васильевна

Отдел нормативно-правового регулирования и совершенствования первичной медико-санитарной помощи детям

Начальник отдела — Цой Евгения Олеговна

Отдел профилактической помощи детям, медицинской реабилитации, предупреждения и снижения детской инвалидности

Начальник отдела — Шарлай Ирина Александровна

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Права детей на бесплатное оказание медицинской помощи и предоставление лекарственных средств

Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрены в важнейших международных правовых актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году).

С учетом важнейших конституционных положений принят системообразующий Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4).

В силу ст. 10 Федерального закона от №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.5).

Согласно ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для осуществления предоставляемых несовершеннолетним прав на бесплатное получение медицинской помощи одной из ключевых гарантий является правовая регламентация финансового обеспечения, источники которого также обозначены Федеральным законом №323-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» формирует систему обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования. Средства, аккумулируемые в рамках обязательного медицинского страхования, составляют финансовую основу государственной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальные программы).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках Программы и Территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Особенности работы с детьми разных групп здоровья

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Перечень групп населения).

Согласно указанному Перечню групп населения дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных препаратов. Кроме того, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям).

В соответствии с п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н (приложение № 1 к приказу) факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю или уполномоченному лицу фиксируется в медицинской документации пациента.

Таким образом, для бесплатного получения лекарственного препарата, включенного в Перечень лекарственных препаратов, лечащий врач обязан выписать рецепт на соответствующем бланке установленного образца. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) врач должен внести в медицинскую документацию.

Правовое регулирование в сфере здравоохранения детей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий. Поэтому по вопросам медицинской помощи и лечения принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам здравоохранения принимают свои законы, в которых также закреплено право на бесплатное получение медицинской помощи.

Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи детям предусмотрено нормативными правовыми актами всех уровней власти.

Источник

Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы

Дата публикации: 29.08.2019 2019-08-29

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Е. Н. Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы / Е. Н. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62196/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей. Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения. Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.

Ключевые слова: охрана здоровья детей, здравоохранение, законодательство.

Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет. Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей. Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения. Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.

Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.

Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем. В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей. Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода. Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.

Читайте также:  Считаете ли вы что соблюдение диеты полезно для здоровья

Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст. 25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.

Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений. Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах. По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %). Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г. раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].

В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.

О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А. Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию. Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6]. В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12]. Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.

Читайте также:  Надежда бабкина состояние здоровья сегодня 11 апреля

Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права. Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ. В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к. работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей. При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг. По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264]. С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.

Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.

Источник

Adblock
detector