Консультация «Здоровье дошкольников»
елена якушенко
Консультация «Здоровье дошкольников»
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость.
Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы?
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым!Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например,такие: «Здоровье дороже золота» ,«Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровым будешь – всё добудешь», «Детям — здоровье, родителям – радость».
Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции, поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.
Основные компоненты здорового образа жизни:
-Рациональная двигательная активность.
-Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен. Главным образом в формировании основ здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются : игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Важное значение в работе по формированию здоровья приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Родителям необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.
Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровомуобразу жизни являются:
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. (проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр,профилактические,закаливающие мероприятия: полоскание рта и горла отваром ромашки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн)
2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. (занятия организуются 2 раза в месяц,используется: рассматривание иллюстраций, картин.)
3. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений.
4. Решение проблемно-практических ситуаций. (применяются для первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.)
5. Досуги и праздники.
6. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.
Основными видами здоровьесберегающих технологий в дошкольномобразовании являются:
Медико-профuлактические технологии – технологии обеспечивающие сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами (организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей дошкольного возраста; организация профилактических мероприятий; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников (становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его)
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми.)
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — ЗАДАЧА ОБЩАЯ.
«Стресс и здоровье» Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма».
Альбом «Моё здоровье» Творческие рассказы детей на тему «Моё здоровье».В нашем детском саду уже несколько лет практикуется такой вид развития детской речи, как.
Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье» В настоящее время одной из наиболее важных глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое.
Конспект НОД «Я и здоровье» Тема недели: Я И ЗДОРОВЬЕ Возраст детей: 5 – 7 лет Цель: формирование единого образовательного пространства детского сада Задачи: — формировать.
Конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной к школе группе «Где прячется здоровье» Здоровье – это награда, которую получает.
Конспект занятия для дошкольников «Положительные эмоции и здоровье» Задачи: 1. Актуализировать опыт и знания детей из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того,.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.
Консультация для родителей «Питание и здоровье дошкольников» ГККП я/с №1 Консультация для родителей Тема: Питание и здоровье дошкольников. У детей раннего и дошкольного возраста из всех так называемых.
Музыка и здоровье Музыка и здоровье Еще в глубокой древности арабские врачи знали, что для успешного лечения очень важно хорошее настроение. С этой целью.
«Здоровье в порядке — спасибо зарядке». Физическое воспитание дошкольников «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» Слайд 1 Утренняя гигиеническая гимнастика – зарядка — одна из наиболее распространенных форм применения.
Источник
Картотека «Минутки здоровья» в средней группе
Елена Смёткина
Картотека «Минутки здоровья» в средней группе
«Дождик» (массаж спины)
Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).
Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)
По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом! (Постукивают пальчиками.)
Дома, дома посидите – бом! бом! бом (Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)
Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи впереди стоящего ребёнка.)
А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
«Свинки» (массаж спины)
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки (Дети поворачиваются друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка.)
Всё постукивают, всё похрюкивают: (Поколачивают кулачками.)
Туки – туки – туки – тук! (Постукивают пальчиками.)
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! (Поглаживают ладонями.)
На повторение – поворот на 180 градусов.
«Петушок» (укрепление мышц спины)
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Ты подай свой голосок. (Ходить с высоким подниманием колена, спина прямая, руки в стороны.)
Через лес, через реку прокричи: «Ку-ка-ре-ку!» (Голову приподнять, плечи расправить, руки на поясе.)
«Капуста» (массаж спины)
Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.)
Мы морковку трём, трём. (Трущие движения костяшками пальцев.)
Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.)
Мы капусту жмём, жмём. (Пожимание мышц пальцами.)
Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)
«Дятел» (массаж спины)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине.)
Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)
Клювом, клювом он стучит,
Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)
Дятел в дуб всё тук да тук…
Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)
Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)
«Тушканчик» (укрепление мышц спины)
Я – тушканчик, я – тушканчик.
Я как маленький чуланчик (Руки за головой.)
Спинку ровно я держу,
Прыг – и в кустик ухожу. (Присесть, спина прямая, плечи отвести назад.)
«Слива» (самомассаж ладоней)
Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.)
Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.)
Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.)
И ладошками катаю. (Катать между ладонями.)
«Гладь мои ладошки, ёж» (массаж ладоней)
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог.)
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)
«Мышка» (массаж кистей рук)
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку. (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их).
Хрум! хрум! — что за шум? (Поскрести нокоточками по коленочкам.)
Это мышка в норке
Хлебные ест корки! (Потереть ладони друг о друга).
«Лимон» (расслабление мышц рук)
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он. (Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.)
Я его слегка сжимаю – (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.)
Сок лимонный выжимаю. (Почувствовать, как напряжена рука.)
Всё в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю. (Бросить «лимон» и расслабить руку.)
Выполнить это же упражнение левой рукой.
«Дедушка Егор» (гимнастика для ног для профилактики плоскостопия)
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор. (Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.)
Сам на лошадке, (Ходьба на пятках, руки за спиной)
Жена на коровке, (Ходьба на носках, руки за головой)
Дети на телятках, (Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе.)
Внуки на козлятках. (Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене, руки в стороны)
Гоп, гоп, гоп! (Приподниматься на носки и опускаться на всю ступню.)
«Колобок» (упражнение для профилактики плоскостопия)
Тише, тише, Колобок!
Вдруг услышит серый волк. (Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.)
Тихо ножками пойдем,
Незаметно прошмыгнем. (Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку)
Но румяный Колобок
Прыгнул прямо в огород, (Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу)
Через грядки вдоль забора
Скачет, словно от Федоры. (Перекаты с носка на пятку.)
«Ёжик» (массаж лица)
Жа-жа-жа- мы в лесу нашли ежа. (Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз)
Жу-жу-жу- подошли мы к ежу. (Слегка касаясь пальцами, провести по щекам, 7 раз).
Ужа-ужа-ужа- впереди большая лужа. (Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, растереть лоб движениями в стороны – вместе.)
Жок-жок-жок- надень, ежик, сапожок. (Кулачками массировать крылья носа.)
«Утка и кот» (массаж биологически активных зон для профилактики простудных
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет
Всех утят с собою, (Поглаживать шею ладонями сверху вниз.)
А за ними кот идет,
Словно к водопою. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)
У кота хитрющий вид,
Их поймать мечтает! (Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам.)
Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать! (Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.)
«На прогулке» (развитие свода стопы)
На носочках ходят мыши,
Чтобы кот их не услышал. (Ходьба на носках, руки на поясе.)
Тук, тук, тук, тук — моих пяток слышен стук.
Так кабанчики идут, никогда не упадут. (Ходьба на пятках, руки за спиной.)
А потом прошёл медведь,
Любит мишенька шуметь. (Ходьба на внешней стороне стопы.)
Пантера бесшумно по лесу идёт,
Пантера сегодня добычу найдёт. (Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.)
Лёд, лёд, лёд, лёд, а по льду пингвин идёт.
Скользкий лёд, скользкий лёд,
Но пингвин не упадёт. (Ходьба, носки разведены в стороны, руки опущены, ладони отведены в стороны.)
Можно выбрать любых «животных» (виды ходьбы) и отправиться вместе с ними на прогулку.
«Божьи коровки» (массаж ног)
Божьи коровки, папа идет, (Сидя, поглаживать ноги сверху донизу)
Следом за папой мама идет, (Разминать ноги)
За мамой следом детишки идут, (Похлопывать ладошками)
Вслед за ними малышки бредут (Поколачивать кулачками.)
Юбочки с точками черненькими. (Постукивать пальцами.)
На солнышко они похожи, (Поднять руки вверх и скрестить кисти.)
Встречают дружно новый день. (Широко раздвинув пальцы.)
А если будет жарко им, (Поглаживать ноги ладонями и спрятать.)
То спрячутся все вместе в тень. (Руки за спину.)
«Мурочка-Снегурочка» (самомассаж тела)
Мурка шёрстку прилизала, (Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу.)
Новый банник повязала. (Мягко поглаживают шею сверху вниз.)
А ещё нашла у кошки (Трут ладони друг о друга.)
Рукавички (Показывают ладошки.)
И сапожки (Поглаживают колени.)
Улыбнулась Мурочка: (Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо-влево.)
-Я теперь – Снегурочка! (Ставят руки на пояс и выпрямляют спинку.)
«Лечим медвежонка» (массаж шеи и грудной области)
Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен.
Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)
А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)
Лучшие минутки в группе. Фотоотчёт Ольга Язарова. «Лучшие минутки в группе «РАДУЖКА» В нашей группе появился «Сухой бассейн» с многочисленными. красивыми, яркими шариками.
Картотека дидактических игр в день здоровья «Назови предметы» Дидактические игры в День здоровья «Назови предметы» Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный.
Картотека «Физ. минутки для детей» Мы — спортсмены Отдых нам -физкультминутка Занимай свои места: Раз – присели, два – привстали, Руки к верху все подняли, Сели – встали,.
Картотека игр-экспериментов в средней группе Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Конспект занятия «Минутки здоровья» с Су Джок терапией Цель: Формировать у детей мотивацию на потребность быть здоровым. Программное содержание: Продолжать работу по воспитанию у детей понимание.
Мастер-класс для педагогов «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Цель мастер класса: освоение различных форм оздоровления детей и.
Мастер-класс «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Мастер-класс «Минутки здоровья в режиме дня дошкольников» Цель мастер класса: освоение различных форм оздоровления детей и их последующее.
Минутки шалости в режимных моментах для детей средней группы детского сада Минутки шалости в режимных моментах для детей средней группы детского сада 1. Полотенце зависелось, Прогуляться захотелось… По этой команде.
Минутки здоровья в ДОУ МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ №1 (упражнения, проводимые после занятий или между занятиями) 1 Занятия, связанные со зрительной нагрузкой. Упражнения:.
Неделя здоровья в детском саду. Картотека подвижных игр в первой младшей группе РАЗВИТИЕ БЕГА, ПРЫЖКОВ Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года) Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ-ствии со.
Источник