Викторина » Зелёная аптека» в летнем оздоровительном лагере » Берёзка»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Лечись на здоровье!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka_konspekt.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
учителем начальных классов МКОУ СОШ
п. Соколовка Зуевского района Кировской области Катаевой Надеждой Анатольевной для работы в летнем оздоровительном лагере.
Тема: Викторина «Зеленая аптека».
Цели: — развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные :
— уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях Кировской области;
— формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма;
Воспитательные:
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Развивающие:
— совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;
— обогащение природоведческого словаря:
Оборудование: вопросы для викторины, тексты стихотворений, фишки- цветы для правильных ответов, мелодия «Родная песенка» композитора Юрия Чичкова, песня « Песня о волшебном цветке» (Есть на свете цветок алый-алый..) композитора Юрия Чичкова
Дети входят в зал под музыку (мелодия «Родная песенка» Юрия Чичкова), делятся на две команды .
- Подготовка к восприятию материала.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
— Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения — наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
— Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
— Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
— просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой
Вожатая: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», —
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю и желудку помогаю,
Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой.
Я давление снижаю, биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!»
Вожатая: Возразила ей черника:
Черника : «Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
Ландыш: «С вами, девочки, поспорю,-
Вожатая: Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Ландыш: Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Вожатая: Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
Шалфей: «Все вы полезны, вы — лекарства для людей,
Помогаете от болезней, только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
— Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
— проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
— Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
— совещание команд, выбор названия, капитанов
— ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.
Задания для викторины :
- Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
- Какое растение получило название «мяун-трава»?
Какое лекарство из него изготавливают?
Ответ: Валериана. Сердечные капли.
- Какая ягода заменит лимон?
Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.
- Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
Ответ: Чистотел большой.
7. Какое растение поможет укрепить волосы?
Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
9. Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар —
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Ответ: Нивяник обыкновенный.
10 . Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
Другое его название столетник.
12. Быстро убивают вредные бактерии.
Ответ: Лук и чеснок.
13. Эти резные листочки л ечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
Ответ: Герань.
15 . Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
Ответ: Каланхоэ перистое..
16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. Ответ: Мята.
17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
Ответ: Плоды чёрной смородины.
— Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
— подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды.
— Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
Вожатая :
…Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Самед Вургун
— Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
— Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
— Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
— В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
— Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
— Все ли растения являются лекарственными?
— Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
— Где можно собирать лекарственные растения?
— Сколько листьев можно обрывать на растении?
Физкультминутка (по мере необходимости)
— выполнение танцевальных движений под музыку
«Песня о волшебном цветке» (Есть на свете цветок алый-алый..)
музыка- Юрий Чичков, слова-Михаил Пляцковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры «Последний .
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ «СОШ № 50» г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии.
В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Сказочная страна» МКОУ «Основная общеобразовательная школа поселка Начало».
Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег.
Источник
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе
Олеся Гришанова
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе.
— Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения.
— Знакомить детей с новым лекарственным растением «душица»;
— Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;
— Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);
— Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
— Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
— Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;
— Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
— Воспитывать умение правильно вести себя на природе;
— Игровой (сюрпризный момент);
— Словесный (вопросы, беседы, загадки);
— Анализ занятия.
Словарная работа: лекарственные растения, душица, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная.
Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации лекарственных растений (ромашка, крапива, подорожник, душица, аптечные упаковки с травами, схема правил сбора лекарственных растений, разрезные картинки с отдельными частями растений, халаты для детей; стакан с крышкой; ложка; чайник с горячей водой.
— Беседа о Красной книге;
— Беседы о пользе лекарственных растений;
— Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;
— Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;
— Разучивание стихов, отгадывание загадок.
— Игры «Узнай растение», «Определи на запах».
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, когда мы говорим, друг другу «здравствуйте» — это значит, мы желаем здоровья. Важно произносить эти слова дружелюбно, от души, и тогда все будут здоровы.
Воспитатель: А вы знаете, что делают люди, когда они заболевают?
Воспитатель: Правильно, лечатся. Ребята, у Незнайки заболело горло, он знает, что таблетки очень горькие и не вкусные, и поэтому решил пойти в лес собрать разные растения, чтобы полечить свое больное горло. А как вы думаете, все ли травы могут вылечить его больное горло.
Воспитатель: Давайте поможем ему разобраться, (чтение стихотворения)
Лес — это сказочное царство,
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить мы поможем научить.
Все целебные растенья знаем мы без исключенья.
Нужно только не лениться, нужно только научиться.
Находить растения, пригодных для лечения!
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений. Загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения.
Загадка: Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
(на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Правильно, это крапива. А кто знает, почему крапива жжется?
Воспитатель: Правильно, у крапивы на листьях и стеблях есть маленькие волоски, которые очень сильно обжигают. Если дотронулся, то получил укол.
Воспитатель: Чем же полезна крапива?
Воспитатель: Да, крапива содержит много витаминов.
Воспитатель: А какие блюда можно приготовить из крапивы?
Воспитатель: Правильно, из крапивы готовят щи, салат.
Воспитатель: А какими лечебными свойствами обладает крапива?
Воспитатель: Правильно, в крапиве содержаться вещества, которые убивают микробы.
Воспитатель: Люди еще используют крапиву для остановки кровотечения, а отваром из крапивы укрепляют волосы.
Воспитатель: Крапива подойдет Незнайке для лечения горла?
Воспитатель: Правильно, крапиву не используют для лечения горла. Давайте поищем другое растение (следующая загадка)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его — сережки,
На земле лежат листки-
Нам он как хороший друг
Лечит раны ног и рук (подорожник)
Дети:(ответы) (на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Да, это загадка о подорожнике. А как вы думаете, почему у него такое название?
Воспитатель: Правильно, подорожник растет возле дорожек.
Воспитатель: А какую часть растения, люди используют для лечебных целей?
Воспитатель: Верно, у подорожника используются только листья.
Воспитатель: Правильно, а какими лечебными свойствами это растение обладает?
Воспитатель: Верно, подорожник способен заживлять раны, его еще часто называют «зеленым бинтом». Ребята, а как вы думаете, подорожник подойдет для лечения горла?
Воспитатель: Правильно, и это растение не подходит. Но у меня есть еще загадка о лекарственном растение. Может оно нам поможет?
Все знают меня от мала до велика,
В соцветьях моих тайна сокрыта.
Сорвешь мой цветок, заваришь водою,
И боль твою в горле я успокою.
Живу на лугу, возле речки я,
Узнали меня? Я….(ромашка аптечная)
(на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Правильно, это ромашка. А какими лечебными свойствами она обладает?
Воспитатель: Верно, свежим отваром из цветов ромашки промывают раны. Если болит горло или зубы, то поласкают рот. А чай из ромашки и меда дают детям на ночь — сон будет крепким. Что же, мы нашли с вами нужное нам растение для лечения больного горла?
Воспитатель: Правильно, ромашка обладает целебным, противовоспалительным действием, которым можно вылечить горло.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы познакомимся с новым для вас лекарственным растением. Называется оно душица обыкновенная (показ изображения).
Давайте повторим все вместе название растения «душица».Отвар из душицы применяют для возбуждения аппетита и лечения кашля. Запах у душицы ароматный, душистый. Поэтому это растение и получило такое название за свой аромат. У меня есть листочки пропитанные запахом этого растения. Предлагаю вам их понюхать. Когда человек вдыхает запахи эфирных масел, его организм успокаивается, расслабляется. Эта процедура называется ароматерапия, то есть лечение запахами.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (потягивание – руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы (потягивание – руки вверх)
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускаются лепесточки (приседание)
А потом опять встают
И по – прежнему цветут.
Воспитатель: В эту корзину Незнайка собрал растения, но все здесь перепуталось. Давайте их разберем и расскажем, какая часть растения полезна для человека.
Игра «Собери лекарственные растения из частей»
(дети собирают растения из частей и называют, какая часть полезна для человека.Например: это ромашка, у нее полезны только цветы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите в корзину попало растение, которое тоже относиться к лекарственным, но оно имеет ядовитые вещества. Поэтому надо нам рассказать Незнайке, как правильно собирать растения.
Правила сбора лекарственных растений (схематическое изображение):
— Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых.
— Собирать растения лучше в сухую погоду.
— Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
— Собранные растения складывают в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
— Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать их с корнем.
— Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Вы не забыли, что такое Красная книга? (ответы детей).
Воспитатель: Если не соблюдать эти правила, то можно и без растений остаться и лечиться будет нечем. Как в стихотворении (предлагает прочесть детям):
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все, и я, и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы…
Воспитатель: Вот мы и познакомили Незнайку с правилами сбора растений. А теперь я вас приглашаю в мини-лабораторию. Вы знаете, что в лаборатории должно быть все стерильно, и поэтому нам с вами необходимо надеть халаты (дети одевают халаты). Сейчас мы с вами приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать больное горло.
Итак, что мы будем готовить?
Воспитатель: Правильно, настой из лекарственных растений. Какое растение мы будем использовать, чтобы вылечить горло?
Воспитатель: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку цветков ромашки (воспитатель вызывает к себе помощника). А теперь я залью траву кипятком. Раствор называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите вода, которую я заливала траву, была какого цвета?
Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим, измениться ли цвет воды?
Воспитатель: Правильно, вода меняет цвет. А почему вода меняет цвет?
Воспитатель: Верно. Растение отдает воде свой цвет, а вместе с ним и лечебные свойства. Вот и получился настой, которым Незнайка может вылечить свое больное горло.
Воспитатель: Все ребята молодцы,
Потрудились от души!
А теперь немного отдохнем.
Релаксация. Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле — еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг цветы, которые приятно пахнут. Вы слышите тихое пение птиц. Вам спокойно и радостно. Вы отдыхаете. Вы отдохнули?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного о самых обыкновенных растениях. Если вам понравилось путешествие в царство растений, то возьмите ромашку и нарисуйте ей улыбку, а если не понравилось, то пусть ваша ромашка останется без улыбки.
Экологическая тропа. Станции «Зеленая аптека», «Фруктовый сад», «Ельник», «Муравейник» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека». Цель- развивать умение рационально использовать.
Конспект занятия «Зеленая аптека» Как на нашем на лугу растет зеленая аптека Зелёная аптека Конспект занятия «зеленая аптека» Програмное содержание: • Закреплять знания.
Конспект открытого занятия в Подготовительной группе: «Мы Россияне» Тема: «Мы – Россияне!» Программное содержание: 1. Уточнить и углубить знание и представление дошкольников о России, как государстве, в котором.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Осенняя ярмарка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной.
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая красавица» Конспект занятия в старшей группе «Зеленая красавица»Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса. Образовательные.
Консультация для родителей «Зеленая аптека» Зеленая аптека (консультация для родителей) Лето- самое прекрасное время года. Это наиболее приятная пора для отдыха, закаливания, оздоровления.
Конспект открытого занятия «Дружба» в подготовительной группе «Дружба» Воспитатель: Маргарита Кабанцова Конспект занятия в подготовительной группе «Дружба» Образовательная деятельность в подготовительной.
Презентация «Зеленая аптека» Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать.
Проект «Огород на окне «Зеленая аптека — 2018» Проект «Огород на окне «Зеленая аптека -2018». Цель: расширять представления детей о растительном мире, учить отличать и называть по внешнему.
«Зеленая аптека». Инсценировка об использовании капусты в народной медицине Уважаемые коллеги, предлагаю вам свой материал, который можно включить в сценарий осеннего развлечения «Капустные посиделки». «Зеленая.
Источник