Глаза — главные помощники человека (урок здоровья)
план-конспект урока (2 класс) по теме
Архивы содержат конспект урока, музыкальный файл к презентации и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_zdorovya._Glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.zip | 861.69 КБ |
Glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.zip | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок здоровья: «Глаза – главные помощники человека».
МОУ СОШ №1 г. Конаково
Цель: учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами.
1. Вступительная беседа.
— Ребята, попробуйте отгадать загадку.
Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.
— Верно это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.
Тема нашего урока здоровья «Глаза – главные помощники человека».
2. Работа по теме урока.
— Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.
— Как вы думаете, почему?
— Ребята, а вы знаете, кто из животных самый зоркий?
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.
Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
— Чем помогают нам глаза?
Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу.
Какие красивые у нас глаза!
— Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.
— Каким бывает цвет глаз?
— Какие глаза бывают по размеру?
— Давайте рассмотрим строение нашего глаза.
Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.
Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.
В центре глаза мы видим чёрную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
— Ребята, а как защищены наши глаза?
Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
Гимнастика для глаз.
Если глаза устали, можно выполнить гимнастику для глаз.
Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.
- Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.
А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно».
Я буду читать предложения, а вы должны сказать вредно это или полезно.
- Читать лёжа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаза от ударов.
- Промывать глаза по утрам.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
Итак, давайте запомним правила бережного отношения к зрению.
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
- Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
- Играть на компьютере можно не более 15 мин.
- Не читать лёжа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
- Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)
- Делать гимнастику для глаз.
Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что для глаз вредно, а что полезно?
— Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?
Материалы для урока взяты из сборника:
Обухова Л. А., Лесмякина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.
Источник
Глаза — главные помощники человека.
план-конспект занятия по зож (2 класс) по теме
урок разработан по предмету ОЗОЖ в рамках медико-гигиенического раздела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок здоровья | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Глаза — главные помощники человека
Цель: учить заботиться о сохранении зрения, выяснить причины ухудшения зрения, разучить физминутки для глаз.
I. Домашнее задание.
— Как правильно следует мыть руки и лицо.
II. Постановка темы занятия.
— Как человек общается с окружающей средой?
(5 органов чувств — с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)
— Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о нас лучше, чем вы сами.
— А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)
Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)
Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними есть гора.
— Как вы думаете, кто из животных самый юркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облака высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Глаза являются главными помощниками человека.
(Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
— Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка — роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это — зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Через глаза поступает ≈ 90% информации из окружающего мира. После органов дыхания и кровообращения глаза являются самыми работающими органами человека.
Мы чистим зубы каждый день, но каждый ли день мы заботимся о столь важных органах как глаза. Только представьте, какую роль выполняют каждый день наши глаза. Как же относимся к ним мы? Мы беспощадно используем их, глядя в монитор компьютера, монитор телевизора, книги, журналы и т.д. и т.п.
Статистика утверждает, что среди школьников становится все больше детей со слабым зрением. Согласно ежегодным медицинским осмотрам, перед поступлением в школу снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей, среди школьников – более чем у 20%.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. От воспалительных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 млн. россиян. 60 % россиян старше 50 лет испытывают серьезные проблемы со зрением, каждый пятый из них страдает глаукомой. Среди основных причин заболеваний органов зрения специалисты называют: воспалительные заболевания (число вызванных ими нарушений зрения в России составляет около 4 млн.); травмы (около 2 млн. заболеваний); близорукость (более 1,5 млн.); глаукома (более 770 тыс.), сообщает АМИ-ТАСС.
III. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
IV. Опыт (дети наблюдают)
Яркий свет — зрачок сужается, слабый — расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
— Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)
— Что еще оберегает глаза?
Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались.
Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
Когда так говорят и почему. «Придет беда – потечет вода»
— А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)
V. Каковы факторы, приводящие к снижению остроты зрения?
Авитаминоз, ранения и ожоги роговицы глаза, хронические инфекционные и аллергические заболевания, наследственность, напряженная зрительная работа, вирусы, бактерии, нарушение обмена веществ в организме, эндокринные нарушения, воздействие ультрафиолетового, радиоактивного излучения, воздействие пыли, ветра.
Утомление глаз, головная боль, затуманенность зрения возникают также при длительном зрительном напряжении: чтении, работе за компьютером, работе с мелкими деталями, шитье.
Как же сохранить зрение?
1. Умываться по утрам.
2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
4. Играть на компьютере можно не более 15 минут.
5 Не читать лежа.
6. Не читать в транспорте.
7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
11. Делать гимнастику для глаз.
12. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
VI. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Послушайте высказывания, что для глаз полезно, что вредно, если полезно – хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Смотреть близко телевизор.
4. Оберегать глаз от ударов.
5. Промывать по утрам глаза.
6. Тереть глаза грязными руками;
7. Читать при хорошем освещении.
Детям раздаются памятки с комплексом упражнений для улучшения аккомодации глаз. (упражнения выполняются из положения стоя)
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Если вы носите очки
Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
Источник
Глаза — главные помощники человека.
классный час (1 класс) по теме
Классный час о сохранении здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_zabota_o_glazah.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергеева С. Н. учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Татарск, 2013
Урок здоровья: «Глаза – главные помощники человека».
Цели урока : учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами
приобщение к здоровому образу жизни
развитие физической культуры детей, положительных привычек
выработка навыков гигиены зрения
расширение активного словарного запаса и кругозора детей
выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения
Ход классного часа.
Он пойдет ребятам в прок
Постарайтесь все понять
— Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств — осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса). Какие внешние органы человека за это отвечают?
— Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми Наш девиз:
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
Мы сегодня будем говорить о…..
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле. (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы). А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?
Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие).
Серые глаза – рассвет,
Чёрные глаза – жара,
Синие глаза – луна,
Карие глаза – песок,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и река
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг!
Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.
— Как вы думаете, почему?
От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?
Станция «Познавай-ка!» Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким органами чувств как глаза.
Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение для человека является ведущим органом чувств. Орган зрения – глаз расположен глубоко в глазной впадине. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательных структур. –
Благодаря зрению мы получаем информацию об окружающем мире. Лежит глаз в мешочке, как в норке, называется она глазницей. Форма глаза круглая, как яблоко, поэтому и говорят глазное яблочко. Черный кружок в центре глаза – зрачок. Мы говорим видеть, а в старину говорили зрить. От этого слова и произошло название зрачок. Зрачок черного цвета. Цветное колечко вокруг зрачка называют радужной оболочкой.
Как вы думаете почему?
От нее зависит цвет наших глаз. Каким бывает цвет глаз?
Рассматриваем: веки, ресницы, брови, глазное яблоко, зрачок.
Посмотрите в глаза друг другу. Какие они разные и красивые.
А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Л. Н. Толстой писал: «Глаза зеркало души». Они отображают состояние человека.
Радость – особая мудрость. Радостный человек — много смеется. А смех лечит головную боль
А для чего глазам нужны слезы?
Чтобы наши глаза работали нормально, оболочка была чистой и влажной.
Попробуйте, не мигая, долго смотреть в глаза друг другу. Не получается, да? Мы мигаем каждые 6 секунд. И каждый раз глаз омывается слезой.
А если в глаз попадает соринка, что происходит?
Слезы текут, чтобы вымыть соринку из глаза.
Как вытащить ресничку из глаза?
Умыться, обратиться к взрослым, а если не поможет, то к врачу – окулисту. Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем — соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы?(рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза Вспомогательные структуры – это брови, ресницы, веки.
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.
Брови мешают стекающему поту попасть в глаза, веки и ресницы защищают глаза от пыли, веки смачивают глаз слезной жидкостью.
Очень важна для глаз чистота.
Замарашка рук не мыл
Мы на шее лук посадим
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу – морковь взойдет
Будет целый огород!
Я под краном руки мыла
А лицо помыть забыла
Увидал меня Трезор
Зарычал «Какой позор!»
Поленился утром Вова
Подошла к нему корова
Руки все уже помыли?
-Ну, конечно, же, помыли
Да-да-да, еще вчера.
На каникулах всегда
Телик включен у меня
У компьютера сижу
Чуть живая спать иду.
Чтобы вырасти здоровым
Надо не лениться
Режим дня запомню я
Буду с ним трудиться.
Утром рано просыпайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать .
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
И в ванне, и в бане
Вечная слава воде!
- Моргать глазами 1-2 минуты
- Закрыть глаза. Массаж век.
- Крепко зажмурить глаза.
- Смотреть на палец вытянутой перед собой руки, и, не сводя с пальца глаз медленно приближать его к носу.
- Вращать глазами сначала влево, а затем вправо.
- Смотреть вверх и вниз
Посмотрите на буквенную таблицу и запомните строчку. Разогрейте ладони. Закройте ими глаза, спина прямая, голову не наклоняйте. Тепло пошло от ладошек к глазам. Звучит тихая музыка. Медленно открывайте глаза. Посмотрите на таблицу. У кого улучшилось зрение?
Ваши глаза чистые, ясные.
Но есть немало опасностей для глаз – травмы.
Много опасностей: острые предметы в классе, указка, карандаш, ручка, ножницы, линейка. От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?
Важно соблюдение режима дня.
Думайте о посадке при письме.
Не читайте лежа.
Телевизор смотреть – 1 час в день.
Чай травяной из шиповника, черники, облепихи.
Ешьте овощи: морковь, красный перец, орехи, фрукты, овощи.
Пейте молоко. Полезен сыр, сливочное масло, яйца, рыба.
Игра «Полезно – вредно».
Ответы «да» или «нет».
- читать лежа;
- смотреть на яркий свет;
- смотреть близко телевизор;
- оберегать глаза от ушибом;
- при письме сильно не наклонятся;
- тереть глаза грязными руками;
- читать при хорошем освещении;
- промывать глаза по утрам;
делать гимнастику для глаз.
Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
Играть на компьютере можно не более 15 мин.
Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
Я люблю свои глаза!
У меня хорошее зрение!
Мои глаза острые и красивые!
У меня все хорошо !
Зажигаю свечу. Внимательно посмотрим на пламя. Бабушки говорили, что в такие моменты сжигается все злое, дурное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Архивы содержат конспект урока, музыкальный файл к презентации и презентацию.
Воспитание экологической культуры школьника. Праздник проведен в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой».
Для того, чтобы быть здоровыми, нужно хорошо знать свое тело и любить его.Приобщение к здоровому образу жизни, выработка навыков гигиены зрения,выработка особого мнения о здоровом образе жизни чело.
Главная цель- научить детей бережно относиться к своему зрению, познакомить со строением глаза, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Как человек общается с окружающей средой? ( С помощью зрения, слуха, обаяния, вкуса, осязания — пити органов чувств. Сегодня, дети, вы познакомитесь со строением глаза, его функциями, способами защиты.
Разработка внеклассного мероприятия по внеурочной деятельности.
Исследовательский проект по теме «Конвенция о правах ребенка» для ежегодного конкурса «Права человека глазами ребенка» 2019 год.
Источник