Состояние здоровья современных школьников
Состояние здоровья современных школьников
По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
— из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 процента – имеют ослабленное здоровье;
— две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
— лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
— общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18 процентов;
— продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента. Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 процентов детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 процентов школьников страдают ожирением.
В системе школьного образования также предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.
По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
— снижение их физической активности;
— стрессовую педагогическую тактику;
— чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
— преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
— несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
— функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
— массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
— провалы в существующей системе физического воспитания;
— ухудшение качества питания;
— экология.
Перегрузки учащихся и ухудшение их здоровья на протяжении школьного периода обучения обусловлены, во-первых, ориентацией системы образования на «среднего ученика» и, во-вторых, приоритетом процесса усвоения знаний по отношению к развитию личности ребенка, а также формой передачи этих знаний, основанной на информационно-вербальной деятельности учащихся. Уроки строятся на закрепощённо-обездвиженной основе. Кроме того, в погоне за неоправданным усложнением и увеличением объема школьного содержания обучения из зоны внимания учителей, психологов, администрации школ, родителей зачастую выпадают проблемы здоровья учащихся. Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т. д. Нет надлежащего медико-физиологического сопровождения учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка.
К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта: футболу, баскетболу, гандболу, волейболу, не уделяется должное внимание спортивной гимнастике, акробатике. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т. д. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся остается работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.
Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегающих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев — на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития России, показатели здоровья школьников России в настоящее время неутешительны с 2004 по 2009 годы.
общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 процентов; юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18 процентов. Количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 процента.
Из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 процента) имеют ослабленное здоровье;
две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых.
Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3 процента. В настоящее время здоровыми признаны чуть более 20 процентов российских школьников. Такие данные привела во вторник на заседании Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике глава . По словам Голиковой, две трети из 16,3 миллиона российских детей школьного возраста имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Среди российских школьников лишь 21,4 процента имеют первую группу здоровья, в то же время у 21 процента выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7 процентов). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, возросла по сравнению с концом 90-х с 21,2 до 41,4 процента.
Одной из причин наблюдаемой тенденции, по оценкам министерства, является интенсификация учебного процесса. Так, первая группа здоровья определена у 17,3 процента детей дошкольного возраста, однако к концу 1-го класса процент здоровых детей снижается до 4,3. Особенно высока распространенность функциональных нарушений среди детей, приступивших к обучению в возрасте до 6,5 лет.
Татьяна Голикова отметила также высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у 30 процентов российских юношей.
В целях сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения с 2011 года в России начнется проведение углубленной диспансеризации детей подросткового возраста. Как отмечается на сайте министерства, целью обследований станет оценка репродуктивной функции подростков. В рамках диспансеризации планируется осмотреть 2 603 тысячи подростков (1 272 тысячи девочек и 1 331 мальчиков). По предварительным расчетам министерства, в течение 2011 – 2015 годов затраты на диспансеризацию составят 4,9 миллиарда рублей. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, отклонения в состоянии здоровья наблюдаются у двух третей российских школьников. «Из 16,3 млн детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья, — сказала Голикова. — Среди 13,62 млн детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% — хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания». Уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно хуже, чем среди их сверстников конца прошлого века, — абсолютно здоровых детей всего 4,3% против 8,7% в конце 90-х годов. Детское и подростковое употребление алкоголя и табака увеличивается. «Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции, — признала Голикова. — Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания». Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3% за последние 10 лет.
Источник
Показатели здоровья детей и подростков в России
Демографические показатели детей и подростков
Демографические показатели и показатели здоровья российских детей и подростков сравниваются в динамике с аналогичными показателями в «новых-8» странах Евросоюза (ЕС) – близких к России по уровню экономического развития, т.е. имеющих сопоставимый валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) (рис. 1). Для более правильного сопоставления все рассматриваемые в статье показатели по «новым-8» странам ЕС берутся средневзвешенными, с учетом численности населения, «новые-8» страны ЕС включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.
Рисунок 1. Валовой внутренний продукт на душу населения
Коэффициент рождаемости
На рис. 2 показана динамика коэффициента рождаемости (число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год) в России и в странах ЕС. В нашей стране с 1987 по 1999 г. коэффициент рождаемости уменьшился более чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3), однако затем начал постепенно расти и достиг в 2015 г. 13,3 родившихся на 1 тыс. населения, превысив данный показатель в странах ЕС. Во многом эта положительная динамика связана с демографической политикой и мероприятиями, реализованными в национальном проекте «Здоровье» в 2005–2009 гг., а не только с увеличением числа женщин детородного возраста (Вишневский А.Г., 2008). Однако наблюдаемый в последние годы положительный рост не позволяет достичь уровня 1980 г., когда коэффициент рождаемости в нашей стране составлял 15,9. Следует отметить, что по сравнению с 1980 г. число родившихся живыми на 1 тыс. населения в год в России сократилось на 16%, а в «новых-8» странах ЕС – на 43%, в «старых» странах ЕС – на 22%. На сегодняшний день коэффициент рождаемости в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.
Рисунок 2. Динамика общего коэффициента рождаемости в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.
Число родившихся живыми на 1 тыс. населения
Коэффициент фертильности
Общий коэффициент фертильности (число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) представлен на рис. 3. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель.
В отличие от общего коэффициента рождаемости его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году. Из представленных данных следует, что с конца 1980-х гг. этот коэффициент в России постепенно снижался, а с 2000 г. наметилась положительная тенденция в увеличении данного показателя до значения 1,78. Начиная с 2005 г. коэффициент фертильности растет, и в 2015 г. он был на 28% выше, чем в «новых-8» странах ЕС. Однако в России пока еще не удалось достичь уровня 1980 г. – 1,89 (снижение на 6%). За этот же период в «новых-8» странах ЕС коэффициент фертильности сократился на 36%, в «старых» странах ЕС – на 9%. На сегодняшний день коэффициент фертильности в России в 1,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.
Рисунок 3. Динамика общего коэффициента фертильности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.
Среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста (15–50 лет)
Чтобы обеспечить воспроизводство населения страны, коэффициент фертильности должен равняться 2,14. Снижение рождаемости в России связано с двумя факторами: с одной стороны, с распадом СССР и ухудшением социально-экономических условий для рождения второго и последующего детей, с другой – с поведенческим фактором семей, вызванным урбанизацией, ростом образовательного уровня женщин и т.д. Последний фактор имеет место в большинстве развитых стран и странах с переходной экономикой.
Коэффициент младенческой смертности
На рис. 4 представлена динамика коэффициента младенческой смертности – число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми. Наименьшее значение коэффициента младенческой смертности в 2015г. было в «старых» странах ЕС – 3,3. По сравнению с 1980 г. коэффициент младенческой смертности снижается во всех странах: в России – на 70%, в «новых-8» странах ЕС – на 80%, в «старых» странах ЕС – на 73%.
Рисунок 4. Динамика коэффициента младенческой смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.
Число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми
Однако в 2015 г. в России он был в 1,6 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. В структуре причин младенческой смертности более 2/3 случаев смерти приходится на перинатальный период и врожденные аномалии, т.е. на заболевания, связанные со здоровьем матери (рис. 5).
Около 15% причин приходится на внешние причины, болезни органов дыхания и пищеварения, а также на инфекционные болезни.
Рисунок 5. Причины младенческой смертности в России
В России с 1970 по 2015 г. младенческая смертность снижается по всем классам причин смертности (рис. 6). Рассматривая причины смертности в динамике можно отметить, что наименее интенсивно снижается младенческая смертность от отдельных состояний в перинатальном периоде. С 1970 г. младенческая смертность от болезней органов дыхания снизилась в 30,2 раза, а от болезней органов пищеварения – в 27,3 раза, от инфекционных болезней – в 4,6 раза.
Рисунок 6. Динамика причин младенческой смертности в России
Коэффициент перинатальной смертности
Как уже было отмечено выше, более 50% случаев смерти в структуре причин младенческой смертности связаны с отдельными состояниями в перинатальный период. Перинатальная смертность включает случаи мертворождения, а также ранней младенческой смертности, т.е. до 7 полных суток от рождения, на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми. Динамика этого показателя в России, в «новых-8» и «старых» странах ЕС с 1980 г. представлена на рис. 7.
По сравнению с 1980 г. коэффициент перинатальной смертности снижается во всех странах: в России – на 47%, в «новых-8» странах ЕС – на 76%, в «старых» странах ЕС – на 48%. Однако в 2015 г. в России он был в 2,3 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС. На рис. 7 также виден скачок роста показателя в 2012г. Это связано с тем, что с 2012г. в России введены новые критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, согласно которым в статистике перинатальной смертности учитываются все плоды массой от 500 г или сроком от 22 полных недель гестации, а также новорожденные до 7 дней.
Рисунок 7. Динамика коэффициента перинатальной смертности в России, в «новых» и «старых» странах Евросоюза с 1980г.
Число умерших на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми
Коэффициент смертности детей по возрастным группам
В России за последние 25 лет коэффициенты смертности снижаются во всех группах детей и подростков (рис. 8). Наиболее интенсивное сокращение наблюдается в возрастных группах от 0 до 9 лет – в 2,4–2,5 раза, от 10 до 19 лет – в 1,3–1,4 раза.
Рисунок 8. Число умерших на 1 тыс. населения соответствующего пола и возраста в России
Динамика структуры причин смертности детей (в возрасте 0–14 лет) в России показана на рис. 9. Она снижается по всем причинам смертности, кроме болезней системы кровообращения, которая выросла в 1,3 раза. Сократить смертность от болезней органов дыхания удалось в 3,9 раза, от инфекционных болезней – в 3,1 раза. В 2,2 раза снизился коэффициент смертности детей от новообразований, от внешних причин – в 2 раза.
Рисунок 9. Динамика структуры причин смертности детей в России
Задача снижения смертности в возрасте до 5 лет включена в Цели развития тысячелетия. В России с 1990 по 2015 г. число умерших детей в возрасте до 5 лет снизилось более чем на 60% (рис. 10), в «новых-8» странах ЕС – на 71%, в «старых» странах ЕС – на 57%. Однако, значение данного показателя в 2015 г. в России было в 1,7 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС.
Рисунок 10. Динамика числа умерших детей в возрасте до 5 лет в России, в «новых» и «старых» странах ЕС с 1990г.
Число умерших в возрасте до 5 лет на 1 тыс. родившихся живыми
Показатели здоровья детей и подростков
Показатели здоровья детей (0–14 лет)
В России с 1980 по 2014 г. доля детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности, выросла в 4,2 раза (рис. 11). Число детей, родившихся недоношенными (темный столбик на рис. 11), за рассматриваемый период практически не изменилось. Однако в 1990-е гг. наблюдалось снижение числа детей, родившихся недоношенными, но с 2000 г. число таких детей увеличилось в 1,5 раза.
Рисунок 11. Динамика доли детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности в России
Первичная заболеваемость детей в России с 1990 по 2015 г. выросла практически по всем классам болезней (кроме инфекционных болезней и болезней нервной системы). Первичная заболеваемость от новообразований увеличилась в 4,6 раза, от врожденных аномалий – в 4,1 раза, от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани – в 4 раза, от болезней системы кровообращения – в 3,8 раза и т.п. (рис. 12).
Рисунок 12. Структура первичной заболеваемости детей (0–14 лет) в России
Число случаев на 100 тыс. детей соответствующего возраста
Структура общей заболеваемости детей в России в 2015 г. представлена на рис. 13. Наиболее распространенным случаем заболевания среди детей является общая заболеваемость от болезней органов дыхания (54,8%), болезни органов пищеварения – 5,9%, болезни глаза – 5,4%, внешние причины – 4,7%, болезни кожи – 4,4% и т.п.
Рисунок 13. Структура общей заболеваемости детей (0–14 лет) в России в 2015г.
Общая заболеваемость детей по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 1% (рис. 14). Наиболее интенсивный рост наблюдается от врожденных аномалий – на 27%, от болезней органов дыхания – на 12%. Также увеличилась общая заболеваемость от болезней нервной системы (на 10%), болезней уха (на 3%). С 2005 по 2015 г. общая заболеваемость сократилась по следующим классам болезней: отдельные состояния перинатального периода – на 32%, инфекционные болезни – на 17%, болезни органов пищеварения – на 15%, болезни эндокринной системы – на 10%.
Рисунок 14. Динамика общей заболеваемости детей (0–14 лет) в России
Показатели здоровья подростков (15–17 лет)
Рисунок 15. Структура первичной заболеваемости подростков (15–17 лет) в России
Число случаев на 100 тыс. подростков соответствующего возраста
Структура общей заболеваемости подростков в России в 2015 г. представлена на рис.16. Так же, как и среди детей, у подростков наиболее распространенным заболеванием являются болезни органов дыхания – 33,8%. По 7–10% в структуре общей заболеваемости занимают болезни костно-мышечной системы, внешние причины, болезни органов пищеварения и болезни глаза. Примерно по 5% приходится на болезни мочеполовой системы, болезни кожи и болезни нервной системы.
Рисунок 16. Структура общей заболеваемости подростков (15–17 лет) в России в 2015г.
Общая заболеваемость подростков по классам болезней в России с 2005 по 2015 г. выросла на 22% (рис. 17). Рост наблюдается по всем классам болезней, кроме инфекционных. Наиболее интенсивно возросла общая заболеваемость от новообразований – на 73%, внешних причин – на 42%, болезней уха – на 39%, болезней нервной системы – на 35% и т.п.
Рисунок 17. Динамика общей заболеваемости подростков (15–17 лет) в России
Число случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста
Детская инвалидность
В структуре причин первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России в 2015 г. преобладали психические расстройства (25,8%) и болезни нервной системы (23,9%) (рис.18).
Рисунок 18. Структура причин первичной детской инвалидности (0–17 лет) в Росси в 2015г.
Врожденные аномалии составили 17,7%, болезни эндокринной системы – 6,8%, болезни уха – 5,6%. Динамика первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России по классам болезней представлена на рис.19.
Рисунок 19. Динамика первичной детской инвалидности (0–17 лет) в России по классам болезней
Число заболеваний, обусловивших инвалидность, на 10 тыс. детей соответствующего возраста
С 2000 по 2014 г. наблюдается рост детской инвалидности от болезней эндокринной системы на 43%, от психических расстройств – на 30%, от болезней системы кровообращения – на 24%, от новообразований – на 19% и т.п. По некоторым классам болезней произошло снижение первичной детской инвалидности: внешние причины – на 60%, болезни мочеполовой системы – на 56%, болезни органов дыхания – на 52% и т.п.
Показатели, определяющие мощность педиатрической службы
На рис.20 показана динамика показателей обеспеченности детского населения педиатрическими койками и педиатрами (с аспирантами, клиническими ординаторами, интернами), а также врачами-педиатрами участковыми. Видно, что в России с 2000 по 2015 г. обеспеченность педиатрическими койками сократилась в 1,9 раза (с 35,5 до 19,1), педиатрами – в 1,3 раза (с 25,3 до 19,3).
С 2007 г. наблюдается снижение обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми на 13% (с 10,5 до 9,1) . Сегодня число врачей-педиатров участковых в России составляет 26 тыс. Расчеты показывают, что таких врачей необходимо 36,3 тыс. Расчет сделан следующим образом: численность прикрепленного детского населения от 0 до 17 лет на одном педиатрическом участке по нормативам составляет 800 чел. Тогда врачей-педиатров участковых необходимо 36,3 тыс. <29 млн ÷ 800>, где 29 млн – численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет. Таким образом, в России на сегодняшний день не хватает более 10 тыс. врачей-педиатров участковых. По прогнозам Росстата (средний вариант), к 2020 г. численность детей и подростков возрастет на 1,8 млн человек, или на 7%, что усугубит дефицит врачей-педиатров участковых.
Рисунок 20. Динамика показателей работы педиатрической службы в России
Обеспеченность на 10 тыс. населения соответствующего возраста
Выводы
1. В России с 1980 по 2015 г. показатель младенческой смертности снизился на 70%, перинатальной смертности – на 47%. Однако по сравнению с «новыми-8» странами ЕС в России коэффициент младенческой смертности в 1,6 раза выше, коэффициент перинатальной смертности – в 2,3 раза выше. Это говорит о наличии существенных резервов в улучшении данных показателей.
2. В России с 1990–1991 по 2015 г. показатели первичной заболеваемости детей и подростков резко возросли практически по всем классам болезней.
3. В структуре причин детской инвалидности (0–17 лет) преобладают психические расстройства (26%) и болезни нервной системы (24%). Эти причины являются предотвратимыми и управляемыми методами своевременной профилактики, лечения и реабилитации.
4. В России с 2000 по 2015 г. факторы, определяющие мощность педиатрической службы сократились: обеспеченность детского населения педиатрами – в 1,3 раза, педиатрическими койками – в 1,9 раза. С 2007 г. обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сократилась на 13%. Сегодня их дефицит превысил 10 тыс. врачей от установленных нормативов
5. Для улучшения показателей здоровья детей и подростков необходимо предпринять меры по совершенствованию работы педиатрической службы – привести мощности педиатрической службы в соответствие с потребностями детского населения в профилактической и медицинской помощи.
Источник