Меню

Микеланджело проблемы со здоровьем

Диагноз по портрету: у Микеланджело нашли остеоартроз

Несколько лет назад Давиде Лаццери, врач римской клиники Вилла Салариа, заинтересовался состоянием здоровья своего великого соотечественника, Микеланджело Буонарроти. Не проблема, что художник умер в 1564 году – при современном развитии технологий диагноз можно было бы поставить по сохранившимся останкам.

Портрет Микеланджело Буонарроти кисти Якопино дель Конте, 1535 год.

Вот только представители церкви, конкретно базилики Санта Кроче во Флоренции, где покоится прах Микеланджело, категорически против каких бы то ни было манипуляций с телом.

На этот случай у доктора Лаццери и его коллег имелся «план Б». Для диагностики они использовали портреты Микеланджело, написанные его современниками, а также изучили переписку художника с племянником, Лионардо ди Буонаррото Симони, содержащую многочисленные жалобы «пациента» на здоровье. Итогом такого заочного осмотра стала научно-популярная статья в журнале Королевского медицинского общества (Journal of the Royal Society of Medicine).

В основу исследования легли три портрета Микеланджело, два из которых прижизненные. Первый, кисти Якопино дель Конте, был написан в 1535 году, когда Мастеру было уже за 60.

Второй в 1544 году создал Даниэле Риччарелли (больше известный как да Вольтерра), один из друзей Микеланджело. Портрет работы Риччарелли, по сути, является копией картины дель Конте. Третий портрет принадлежит кисти Помпео Каччини и был создан через 36 лет после смерти Микеланджело.

Микеланджело в образе философа Гераклита Эфесского. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа».

И портреты, и жалобы художника в переписке с племянником указывают на то, что Микеланджело страдал от какой-то болезни суставов. Сам Микеланджело определяет её как подагру – но в то время подагрой называли многие патологии, по симптомам схожие с артритом. Помимо «подагры», Микеланджело страдал от почечнокаменной болезни – он не раз описывал племяннику и мучительный выход камней, и острые почечные колики.

Интересно, что от камней в почках Микеланджело, по всей видимости, избавился в 1549 году. Следуя рекомендациям врача Маттео Реальдо Коломбо, художник ежедневно пил минеральную воду из источника Витербо. Помогло. Во всяком случае, жалобы прекратились.

Свой подагрический артрит Микеланджело описывал как «жестокую боль» в ноге. Сохранилось изображение этой больной ноги: на фреске «Афинская школа» Рафаэль придал философу Гераклиту Эфесскому портретное сходство с Микеланджело. Правое колено философа деформировано и имеет характерные «шишки», но без явных признаков воспаления суставов, подчеркивают современные медики.

Ранее несколько исследователей отмечали у Микеланджело симптомы сатурнизма – отравления свинцом. Свинец мог содержаться и в красках, и в растворителях, и в обычном вине, которое держали в свинцовых ёмкостях. Известно, что во время росписи Сикстинской капеллы Микеланджело страдал от нистагма, головокружений и потери равновесия. Эти симптомы могли быть вызваны как свинцовым отравлением, так и обычным переутомлением или напряжённой работой глаз при тусклом свете. То же касается депрессии – в письмах Микеланджело не раз упоминает своё подавленное состояние.

Психологические расстройства Микеланджело не входили в область интересов итальянских медиков, однако они отметили, что не согласны с выводами других исследователей о наличии у Микеланджело синдрома Аспергера или аутизма. Хотя известно, что художник вёл образ жизни, совершенно не соответствующий его социальному и финансовому положению, он был одержим работой, не стремился к общению, а биограф Джорджо Вазари упоминает его многочисленные «чудачества и странности».

Читайте также:  Занятия по здоровью сбережению старшая группа

Впрочем, Давиде Лаццери и его коллеги использовали письменные свидетельства лишь в качестве дополнительного источника, а основную диагностику провели по портретам. Особо их заинтересовали руки Микеланджело – главный рабочий инструмент человека, признанного гением ещё при жизни.

Все три портрета показывают Микеланджело в возрасте 60-65 лет и отображают постепенный процесс его старения. На всех хорошо прописана левая рука великого художника и скульптора — современные искусствоведы трактуют это как намек на «леворукость» Микеланджело. Лаццери также считает, что Микеланджело был левшой.

Сравнение рук Микеланджело на трёх портретах.

На первом портрете, принадлежащем кисти Якопино дель Конте, Микеланджело выглядит старше своих лет, у него измождённый вид, а суставы левой руки явно деформированы. На более поздних портретах деформация сохраняется. По мнению Лаццери, она вызвана дегенеративными изменениями невоспалительного характера, что соответствует современному диагнозу остеоартроз. Развитие болезни, безусловно, усугублялось продолжительной работой с камнем. На более ранних изображениях Микеланджело – в образе Гераклита Эфесского на уже упоминавшейся фреске Рафаэля и в образе Святого Варфоломея в Сикстинской капелле – руки мастера не имеют явных признаков деформации.

Диагноз «подагра», который поставил себе Микеланджело, Лаццери отверг как несостоятельный. Подагрический артрит не мог быть причиной болей в суставах, в основном из-за отсутствия следов воспаления и узлов (тофусов) на кончиках пальцев, характерных для подагры. Скорее всего, страдания великого мастера эпохи Возрождения были связаны с дегенеративными изменениями в мелких суставах рук, что соответствует картине остеоартроза.

Особенно мучительными были последние 15 лет жизни Микеланджело. Тем не менее, несмотря на постоянные проблемы со здоровьем, гений дожил до весьма преклонного возраста – и по меркам эпохи Возрождения, и по современным.

Микеланджело скончался в возрасте 88 лет. За шесть дней до смерти, превозмогая мучительную боль, он продолжал работать молотком и резцом над своим последним шедевром, Пьетой Ронданини. Эта скульптура так и осталась незаконченной. При этом известно, что в последние годы жизни Микеланджело даже не мог взять в руки перо, так сильно болели руки. Письма за него писали помощники, он только ставил свою подпись.

С одной стороны, этот эпизод многое говорит о личности Микеланджело, о силе его духа и одержимости работой до последнего вздоха. С другой – косвенно подтверждает диагноз, поставленный Лаццери. Сначала напряжённая работа усугубила проблемы Микеланджело с руками, позже она помогла максимально долго поддерживать их частичную функциональность. Дозированная нагрузка на сустав, чередование движения и отдыха, поддержание двигательной активности, несмотря на болезненные ощущения, — именно такие рекомендации являются частью современной методики лечения остеоартроза.

Источник

Гений Микеланджело оказался психическим расстройством

Психиатр Мухаммед Аршад (Muhammad Arshad) из больницы Вайстона, в Прескоте, Мерсисайд, и профессор Майкл Фиджеральд (Michael Fitzgerald) из Колледжа Тринити в Дублине сделали вывод, что Микеланджело страдал синдромом Аспергера, одной из форм аутизма, при котором нарушается контакт человека с внешним миром.

В своей статье на страницах Journal of Medical Biography, исследователи жизни творца эпохи Возрождения написали: «Бесхитростный подход Микеланджело к работе, необычный образ жизни, ограниченные интересы, слабые навыки жизни в обществе и общения, и другие аспекты жизни представляются проявлениями синдрома Аспергера».

Читайте также:  Репродуктивное здоровье семьи доклад

«Микеланджело был нелюдимом и одиночкой. у него было мало друзей, — рассказали ученые, отметив, что у того были трудности с общением. – Он был несдержан и подвержен вспышкам гнева». По их словам у Микеланджело иногда проявлялись параноидные, нарцистические и шизоидные черты характера, его описывают как «погруженного в свой собственный мир».

Утверждения о психическом нездоровье Микеланджело были с возмущением восприняты некоторыми исследователями его жизни. В частности, автор книги «Michelangelo and the Reinvention of the Human Body» Джеймс Хилл (James Hall) назвал их бездоказательными. По его словам, за многими творческими людьми можно заметить подобные черты.

Напомним, что это уже не первый диагноз, которые спустя сотни лет после смерти был поставлен Микеланджело. Доктор Карлос Эспинель из штата Виржиния несколько лет назад заявил, что у великого живописца была подагра. Этот вывод был сделан при анализе портрета Микеланджело, а также на основании дошедших до нас его собственных жалоб на здоровье.

Источник

Тайные послания Микеланджело в Сикстинской капелле: Сотворение Адама.

Если любишь свою работу, все тебе по плечу, даже дурацкие задания руководства и происки завистников. Микеланджело был великим скульптором, но к живописи был прохладен, однако взялся за свалившийся на него заказ на фрески в Сикстинской капелле.

Очень не хотелось ему возиться со всей этой библейской историей, однако злые языки заверили Папу, что надо брать Микеланджело и никого больше, потому, что были уверены – со столь сложным живописным заданием скульптор не справится. Они потирали ладошки и готовились смачно обсудить его провал.

Но гений Микеланджело не дал им такой возможности, он не только создал самые впечатляющие произведения искусства ренессанса, но еще и поразвлекся себе в удовольствие, оставляя загадки в выписанных им образах.

Известнейшей фреской Микеланджело стал библейский сюжет «Сотворение Адама». Чем он примечателен?

Такая подача момента создания человека оказалось новшеством, но замечать оптические ассоциации исследователи стали только в более современное время. Да, сейчас мы говорим о том самом «мозге», который символизирует Бог и его свита, укрытые алым плащом. Почему он (образ человеческого мозга) вообще там появился?

Момент создания человека может вызвать недоумение у наиболее внимательных зрителей. Приглядитесь, пальцы двух главных персонажей фрески тянутся друг к другу и замирают на расстоянии ничтожных сантиметров.

Сейчас Бог создаст главное свое творение, он показан как раз за какое-то мгновение до этого исторического момента. Но! Адам уже выглядит созданным , в том плане, что он вполне похож на человека, со всеми, эммм, сопутствующими этому образу необходимыми деталями. Почему же Микеланджело не считает его законченным, хотя он выглядит вполне нормально?

Конечно, до него ещё не дотянулся божий перст, дарующий, ни много ни мало, тот самый разум. Микеланджело показал очевидное: только способность мыслить делает из живого существа человеческую особь.

Строение мозга могло быть вполне знакомо художнику. Как и многие в эпоху Возрождения, он увлекался безобидным хобби препарировать все некогда живое. Его, конечно, понять можно, для скульптора анатомические подробности были первостепенны.

Живописные работы Микеланджело потому и легко отличить от того, что писали его современники. Рельефность тел, особое внимание к пропорциям и объемности мышц и т.д. – характерные признаки его персонажей.

Читайте также:  Металлургический завод вред для здоровья

Адам на фреске имеет меньше динамики, чем Господь, источающий силу и могущество. Первый человек бессильно возлежит на земле. Кажется, у него только и хватило воли протянуть руку, вяло, бессознательно. У него пока нет особых предположений, что сейчас произойдет, нет понимания, что он – венец творения, начало всей библейской истории.

Идеей и исполнением, фрески, еще до полного окончания работы, уже изумляли публику. Сейчас изначальная колористка утрачена, но мощный посыл человечеству от гения Возрождения остается: протяни руку, сделай движение навстречу божьей искре и, вполне возможно, ты станешь началом чего-то великого.

Источник

Ученые раскрыли секрет творчества Микеланджело в преклонные годы

МОСКВА, 4 фев – РИА Новости. Итальянские ученые проанализировали портреты Микеланджело Буонарроти, и пришли к выводу, что он страдал от дегенеративного артроза кистей рук, который, однако, не мешал ему творить благодаря тому, что его склонность постоянно работать замедляла разрушение костей, говорится в статье, опубликованной в Journal of the Royal Society of Medicine.

Микеланджело по праву считается одним из величайших художников и скульпторов Ренессанса и всего человечества в целом – за 89 лет своей жизни он создал множество величайших шедевров, многие из которых, такие как фреска «Страшный суд», статуи «Давид» и «Умирающий раб», определили развитие культуры Европы на десятилетия и века вперед.

Одной из главных тайн Микеланджело оставалось то, по словам Давида Лаззери (Davide Lazari) из университета Флоренции (Италия), как великий художник работал в свои преклонные годы, если он, по воспоминаниям своего племянника Лионардо Симони, страдал от серьезнейших проблем с подвижностью суставов, что большинство биографов Буонарроти считают следствием развития подагры.

Лаззери и его коллеги усомнились в этом и обстоятельно изучили то, как выглядели руки мастера в последние годы перед его смертью, а также повторно проанализировали все известные источники о его жизни, в том числе портреты художника, автобиографии других современников и воспоминания родственников и друзей.

Благодаря портретам, выполненным в разные периоды жизни Микеланджело – в 60, 65 и 70 лет, – авторы статьи смогли раскрыть то, чем на самом деле страдал художник, сопоставив то, как на них выглядела левая рука маэстро. По их словам, Буонарроти действительно испытывал серьезные боли в суставах, однако причиной их появления была не подагра, накопление кристаллов мочевины, а дегенеративный артроз.

В пользу этого говорят особые деформации в суставах большого пальца, пястных костей и ряда других элементов кисти, а также отсутствие в окрестностях этих костей видимых следов воспаления, которые обычно ассоциируются с развитием подагры. Разрушение этих суставов в результате дегенеративных процессов лишило Микеланджело возможности писать, так как его большой палец фактически перестал сгибаться.

Учитывая, что великий художник прожил еще как минимум 15 лет после написания этих портретов, возникает вопрос, как ему удавалось бороться с болезнью? Как считают Лаззери и его коллеги, Микеланджело одновременно помогало и мешало его стремление постоянно работать – все время работая через боль, художник замедлял разрушение суставов и приспосабливался к постоянному ограничению в их подвижности.

Источник

Adblock
detector