Меню

Международные стандарты охраны здоровья

Международные стандарты охраны здоровья

1.Общая характеристика

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в развитии системы здравоохранения была зафиксирована в основополагающих документах ООН. Эта организация внесла огромный вклад в процесс становления и развития права на охрану здоровья, приняла ряд важнейших универсальных международно-правовых актов. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека[1], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которая сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается »ценность человеческой личности» (преамбула) и право каждого человека на жизнь (ст. 3). В ст. 25 декларации говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[2] и Международный пакт о гражданских и политических правах[3], который был ратифицирован СССР в 1973 году. В этих документах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина. В них провозглашаются права каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни и т.д. А государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод. Эти важные международно-правовые акты заложили основу права на охрану здоровья.

Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают:

1) обеспечение сокращения мертворождаемости, детской смертности и здорового развития ребенка;

2) улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

3) предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьба с ними;

4) создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Развитие современных международных отношений явно свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав человека на охрану здоровья стали непосредственным объектом международно-правового регулирования. Международное законодательство по правам человека ссылается на «наивысший достижимый уровень состояния здоровья», как объект гарантированного права на охрану здоровья.

Международно-правовой стандарт в области охраны здоровья можно определить как наиболее прогрессивные международно-правовые нормы, принятые уполномоченным международным органом, закрепляющие права и свободы человека в сфере охраны здоровья, как гарантии обеспечения данного права, формы международного сотрудничества, а также льготы различным категориям лиц.

Международное признание права на охрану здоровья не означает, что люди имеют право быть здоровыми. Ни правительства, ни сами частные лица не могут гарантировать хорошее состояние здоровья. В то же время органы государственной власти призваны проводить политику, направленную на сохранение и укрепление здоровья нации.

Интересным является вопрос, каковы истоки правового регулирования права на охрану здоровья международно-правовыми нормами? В целом можно сказать, что правовое регулирование здоровья человека существует столько же, сколько и право само по себе. Охрана здоровья имеет два уровня обеспечения:

1. охрана здоровья нации.

2. охрана здоровья индивида.

Охрана здоровья нации более древний вид правового обеспечения защиты здоровья. Уже в средневековье появились локальные нормы, устанавливающие различные формы запретов (например, свобода передвижения) при эпидемиях. Т.о., запреты, ограничение различных прав, контроль за инфекционными болезнями был первой и самой важной частью охраны здоровья нации. Важность данных норм подкреплялась сознанием того, что изменения в поведении людей в значительной степени влияют на сокращение вредных воздействий на здоровья, обеспечивает предупреждение заболеваний или сокращение страданий тех, у кого они появились. Образование в сфере здравоохранения не является эффективным средством привития норм поведения, поэтому закон часто используется как наиболее эффективный метод реализации стандартов охраны здоровья[4].

Ограничение прав человека, как превентивная мера по охране здоровья общества, пришли в современное право из прошлого, а детальный контроль за этими мерами является новаторским подходом современного международного права. Уже намного позже, после Второй мировой войны мировое сообщество стало принимать решительные меры по контролю за неправомерным необоснованным ограничением прав и свобод человека в том числе и как меры по охране здоровья. Право на охрану здоровья, имеющее публичный характер, появилось намного раньше, чем международно-правовое признание индивидуального права на охрану здоровья человека. В настоящее время международные организации принимают нормы по охране окружающей среды, утилизации отходов производства, стандартов качества продуктов, развитию физической культуры и т.д., также имеющие своей целью правовое обеспечение здоровья общества. В настоящее время ставшие популярными многочисленные международные нормы, направленные на контроль за выпуском и распространением алкоголя, табака, а также развитие физической культуры, имеют своей цель укрепление здоровья населения. Осуществление мер, направленных на охрану здоровья, сталкивается с индивидуальными правами и свободами и при этом они в международном праве закрепляются как меры, направленные на защиту жизни, неприкосновенности и свободы от принудительных и/или обязательных мер, предпринимаемых властями.

Поскольку меры, предпринимаемые для обеспечения здоровья общества, исторически предшествовали признанию прав человека, право на охрану здоровья развивалось без ссылки на права частных лиц. Индивидуальное право на охрану здоровья на международно-правовом уровне стало закрепляться в середине XXвека. Право индивида на охрану здоровья дает права частным лицам в данной области общественных отношений и образует соответствующие обязанности для органов государственной власти. В то же время многогранность аспектов реализации права на охрану здоровья, условий влияющих на здоровья человека, социально-экономические различия государств, различия построения системы здравоохранения не позволяют принять единую концепцию, обеспечивающую право каждого человека реализовать возможности в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти всячески пытаются ограничить свои обязанности в данной области, но вопросы, которые поднимают граждане того или иного государства по различным аспектам охраны здоровья (например, требования обеспечения строгого государственного контроля за станциями переливания крови, контроль за качеством оказания медицинской помощи), повышают роль правительств в данной сфере.

В то же время необходимо отметить, что доступ к услугам здравоохранения как индивидуальное право не пользуется всемирным признанием. Одной из причин этого является сложность государственного обеспечения таких индивидуальных прав, которые неизбежно влекут за собой крупные инвестиции, т.к. факторы, улучшающие или ухудшающие здоровье человека, как уже было сказано, выходят за рамки системы здравоохранения и охватывают вопросы социального характера, вопросы питания, санитарного благополучия, обеспеченности жильем, трудоустройство и т.д. История человечества показывает, что улучшение водоснабжения и санитарии, питания и жилищных условий оказывались намного более благотворными для улучшения здоровья, чем лечебные и превентивные медицинские действия.[5] В связи с этим базовое определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения, включает в себя социальное благополучие.

Читайте также:  Почему кальяны вредны для здоровья

2.Анализ международно-правовой практики

В целом, международно-правовое регулирование права на охрану здоровья, как и многие другие общепризнанные права и свободы, имеет три уровня закрепления.

-универсальный, часто имеет общедекларативное значение, выступает как рекомендация для мирового сообщества;

— региональный, (например, принятый Советом Европы) обязательный для стран-участников данной организации. Региональные стандарты, обладая особенностями, определяемыми традициями, уровнем развития какой-нибудь группы стран, могут быть более широкими, более конкретными, чем универсальные, и должны иметь политико-правовой механизм своей реализации[6];

— специализированный, принятый специально созданной организацией для выработки общих стандартов качества, контроля, координации действий стран-партнёров.

К первому уровню закрепления прав человека в области охраны здоровья относятся указанные выше Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о правах инвалидов (9 декабря 1975 года)[7], Декларация о правах умственно отсталых лиц (20 декабря 1971г.)[8] и иные основополагающие международные нормативно-правовые акты. Данные нормативно-правовые акты налагают юридические обязательства на государства-участников: они должны предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закреплённых в них; государства, утвердившие данные Пакты и декларации, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.[9]

Универсальный уровень закрепления права на охрану здоровья является важной гарантией признания мировым сообществом данного права и налагает на государства обязанности по использованию механизмов его обеспечения.

Ко второму уровню закрепления прав человека в области здравоохранения – региональному — можно отнести Европейскую Социальную Хартию, которая содержит две статьи, посвященные именно праву на охрану здоровья. Это статьи 11 и 13. Статья 11 обязывает государства, подписавшие Хартию, принять меры, предусматривающие:

1)устранение, насколько это возможно, причин ухудшения здоровья;

2)предоставление услуг консультационного и образовательного характера, направленных на укрепление здоровья и развитие чувства личной ответственности за своё здоровье;

3)предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и иных заболеваний.

Статья 13 Европейской Социальной Хартии в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь обязывает Договаривающиеся Стороны:

1)обеспечить каждому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, предоставление соответствующей помощи, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии;

2)заботиться о том, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись по этой причине в своих политических и социальных правах;

3)предусмотреть, чтобы каждый человек через посредство соответствующих государственных или частных служб мог получить любую консультацию и любую индивидуальную помощь, какие могут потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить состояние личной или семейной нужды.

Декларация, принятая в Алма-Ате в 1978 году[10], провозгласила в преамбуле «необходимость принятия неотложных мер международным сообществом по защите и обеспечению права на охрану здоровья человека». Целью принятие данной Декларации было создание системы оказания первичной медицинской помощи эффективной, квалифицированной и доступной.

Серьёзные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты и на третьем уровне законодательного международно-правового закрепления — специальной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ): Конвенция №130 о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969 года; различные конвенции, посвященные труду детей, матерей, инвалидов и так далее, имеющие целью классифицировать трудящихся на различные категории и определить стандарты трудовой деятельности, не влияющие пагубно на здоровье каждой отдельной категории. Специально созданной организацией по решению этих вопросов, в том числе в сфере здравоохранения, является ЭКОСОС.

Признание этих и других международно-правовых актов рядом государств влечет за собой применение мер по их реализации и защите, изменение внутригосударственного законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов, путем внесения указанных прав в конституции или другие основные нормативные акты государства.

Перечень прав и свобод, закреплённых в Пактах и других международных соглашениях, не является исчерпывающим. Каждое государство предоставляет своим гражданам ещё и специальные права, которые определяются характером общественного строя, уровнем экономического развития, национальной структурой, историческими традициями.[11]

3. Имплементация в конституционное законодательство

Право на охрану здоровья включает ряд прав и гарантий их реализации, и поэтому различно формулируется в конституциях, причем во многих, особенно принятых до второй мировой войны, оно отсутствует. При исследовании закрепления права на охрану здоровья зарубежными конституциями необходимо учитывать исторические традиции, обусловленные особенностями философско-мировозренческих основ конституционализма. Во многих странах (яркий пример США) подход к конституции основан на философии позитивизма. Это предполагает формально-юридический подход. Он был характерен для классического буржуазного конституционализма с момента зарождения вплоть до второй половины XIXвека. В соответствии с данным подходом конституция рассматривается с чисто юридической позиции, как правовой акт, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий в основном лишь организацию государственной власти и её взаимоотношения с человеком. В этом случае за рамками конституционного регулирования остаются вопросы организации общества, нельзя выявить глубинные характеристики конституции, коренящиеся в реальных общественных отношениях. В странах, где господствует формально-юридический подход к конституции существует представление о социально-экономических правах как о программных установках, декларациях.

В некоторых странах стал популярным социологический подход к конституции, основанный на социологизации права. Понимание социальной сущности конституции как выражения реальных общественных отношений появилось во второй половине XIXвека и связано с распространением идеи социального государства, принципов социальной справедливости. В соответствии с данным подходом социально-экономические права равноценны политическим и личным правам сферы конституционно-правового регулирования. Они являются неотъемлемыми, субъективными правами человека и гражданина, которые обладают правом на судебную защиту.[12]

Права второго поколения, к которым относится и право на охрану здоровья, появились в конституциях государств в середине ХХ века. Исключение составила, например, Веймарская Конституция 1919 г. и первые советские конституции. В них указывались государственные механизмы охраны здоровья. Эти конституции оказали большое влияние на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения, признания концепции социального государства. В результате большинство конституций мира признали данную группу прав и в том числе право на охрану здоровья[13]. Представляется необходимым провести сравнительный анализ конституции некоторых стран, систематизируя их по принципу конкретизации норм, обеспечивающих право на охрану здоровья.

Читайте также:  Травы для женского здоровья полип

Конституция Австрии не содержит конкретного права на охрану здоровья, но относит вопросы законодательного регулирования и исполнительного обеспечения системы здравоохранения и санитарной службы к ведению Федерации. При этом в конституции делается оговорка, что к компетенции Федерации в отношении учреждений, оказывающих медицинские услуги, относится только осуществление санитарного надзора.

Свод основных законов Великобритании, определяющих положение человека в обществе, его права и свободы, не содержит прямого упоминания о праве на охрану здоровья.

В Конституции Королевства Дании хотя нет нормы, касающейся охраны здоровья человека, но предусмотрено право на социальное вспомоществование со стороны государства в случае невозможности самообеспечения.

В Конституция Ирландии также отсутствует данная норма. Принципом социальной политики является общее руководство для Парламента о принятии норм права, закрепляющих такие трудовые обязательства для граждан, которые бы не смогли нанести ущерба здоровью.

Нет подобной нормы и в Конституции Французской Республики, Швеции. В последней предусмотрено широкое понимание физической неприкосновенности. К компетенции Правительства Швеции относится принятие постановления о предписании в отношении охраны жизни, личной безопасности, здоровья.

Основной закон ФРГ не включает права на охрану здоровья, но относит к компетенции Федерального законодательства урегулирование таких мероприятий, как борьба с эпидемическими и эпизоотическими заболеваниями, допуск к врачебным и другим медицинским профессиям и врачебной деятельности, обращение с лекарствами, лечебными средствами; хозяйственное обеспечение больниц и установление тарифов за предоставляемую ими помощь.

Из данного анализа можно сделать вывод, что к компетенции государственных органов в указанных странах относится законодательная деятельность по регулированию отношений в сфере оказания медицинских услуг, включающая меры по стимулированию рынка в сфере здравоохранения; контроль качества, предоставляемых услуг; обучение медицинского персонала; оборот лекарственных средств; защита в случае нарушения законодательства в сфере здравоохранения; развитие системы страховых и иных финансово-кредитных организаций, занимающихся финансированием предоставления медицинских услуг населению. Большинство медицинских учреждений находится в частной собственности. Медицинские услуги являются платными, но финансирование их происходит из различных источников, включая специализированные фонды, страховые учреждения, непосредственную оплату пациентом и т.д.

Ряд европейских конституций в той или иной степени регламентируют право на охрану здоровья.

Конституция Греции предусматривает ряд гарантий, включающих обязанность государства проявлять особую заботу о больных, страдающих неизлечимыми физическими и душевными недугами, заботиться о здоровье граждан, особенно молодёжи, стариков, инвалидов.

Конституция Бельгии содержит право на жизнь, соответствующую человеческому достоинству, включающую право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную медицинскую помощь.

Конституция Испании в ст.1 закрепляет положение, согласно которому Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство. Ст.15 предусматривает право на жизнь. Физическую и моральную неприкосновенность. Закрепляется обязанность органов власти создавать благоприятные условия для социального и экономического развития. Ст. 43 признает право на охрану здоровья. К ведению органов власти Конституция Испании относит организацию и руководство общественным здравоохранением посредством проведения профилактических мероприятий, а также оказания необходимых услуг и помощи; содействие развитию санитарного просвещения, физкультуры и спорта. Органы власти проводят по отношению к физически и психически ослабленным лицам политику, направленную на профилактику и лечение их заболеваний и включения их в общественную жизнь, оказывая им специальную помощь и специальную защиту в осуществлении права на охрану здоровья.

Конституция Королевства Нидерланды обязывает государственные органы предпринимать меры по защите здоровья населения, заботиться об обеспечении населения достаточным жизненным уровнем, содействовать социальному и культурному развитию общества.

Конституция Португалии закрепляет право на охрану здоровья. Данное право реализуется:

-через универсальную общенациональную службу здравоохранения и в основном на бесплатной основе;

-путем создания экономических, социальных и культурных условий, обеспечивающих адресно защиту различные категории граждан.

Государство гарантирует предоставление медицинских услуг без дискриминации; развитие системы здравоохранения, контроль предпринимательской деятельности в области здравоохранения, производства; торговлю и использование фармацевтических изделий и других средств лечения и диагностики.

В статье 32 Конституции Италии по этому поводу сказано следующее:

«Республика охраняет здоровье как основное право индивида и интерес общества и гарантирует бесплатное лечение для неимущих».

Болгарская Конституция в ст. 52 регулирует данное право значительно более детально:

1. Граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирующее им доступную медицинскую помощь, и на бесплатное пользование медицинским обслуживанием при условиях и в порядке, определенных законом.

2. Охрана здоровья граждан финансируется государственным бюджетом, работодателями, личными и коллективными страховыми взносами и другими источниками при условиях и в порядке, определенных законом.

3. Государство охраняет здоровье граждан и поощряет развитие спорта и туризма.

4.Никто не может быть принудительно подвергнут лечению и санитарным мерам, кроме случаев, предусмотренных законом.

5.Государство осуществляет контроль за всеми учреждениями здравоохранения, а также за производством лекарственных средств, биопрепаратов и медицинской техники и за торговлей ими».

В вышеперечисленных странах, как видно из текста конституций, существуют две системы здравоохранения: государственная и частная. Государственная система здравоохранения является основной формой обеспечения охраны здоровья граждан. Государство через специально создаваемые органы развивает сеть специализированных медицинских учреждений; обеспечивает данные учреждения медицинской техникой, хозяйственными принадлежностями; осуществляет обучение и повышение квалификации специалистов и т.д. Кроме того, государственные органы принимают нормативные акты, регулирующие отношения в сфере оказания медицинской помощи; проводят контроль качества оказания медицинских услуг как в государственных, так и в частных клиниках; выполняют другие контрольно-распорядительные функции, а также защиту права на охрану здоровья в случае его нарушения. При этом для пациентов существует и альтернативная возможность обращения к специалистам в частных клиниках, оплата которых может осуществляться также из различных источников. В этих клиниках, располагающих значительными материально-финансовыми возможностями, создаются более комфортабельные условия для пациентов, осуществляются медицинские услуги, не входящие в основной обязательный перечь услуг, оказываемых в государственных клиниках (как например, стоматология, косметология и т.д.), работают высококвалифицированные специалисты, имеются и другие преимущества. Мировой опыт показывает, что даже в тех странах, где государственное медицинское обслуживание находится на хорошем уровне, этот уровень всё же ниже, чем в условиях либеральной и страховой медицины. Либеральная медицина основана на принципе прямой, непосредственной оплаты за выполненные услуги и зачастую доступна лицам с высоким доходом. Такая система стимулирует медперсонал повышать свой профессиональный уровень, так как пациент имеет право выбора наиболее квалифицированного специалиста[14].

Читайте также:  Основной признак здоровья это хорошая приспособляемость

На примере КНДР можно проиллюстрировать обеспечение права на охрану здоровья в социалистических странах. Статья 58 Конституции КНДР гласит: «Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи… Это право обеспечивается путём предоставления бесплатной медицинской помощи, расширяющейся сетью больниц, санаториев и других медицинских учреждений…». Из этого можно сделать вывод, что вся нагрузка по обеспечению данного права: законодательное регулирование, исполнительное обеспечение, судебная защита — лежит на государственных органах. В «социалистических» странах, где государственная медицина занимает монопольно господствующее положение, обезличка оплаты создаёт широкие возможности для разного рода привилегий по должностному положению, а низкая заработная плата медперсонала препятствует росту его квалификации и способствует коррупции (при определённой условности этого понятия применительно к медицине)[15].

Каково же нормативно-правовое закрепление права на охрану здоровья в странах СНГ?

Конституция Российской Федерация провозглашает в ст.7 создание социального государства, ст.41 устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, определяет компетенцию федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области охраны здоровья, создает благоприятные условия для развития физической культуры. Согласно Конституции РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане РФ при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в государственных и муниципальных системах здравоохранения. Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение специальными медицинскими средствами, способствующими социальной адаптации[16].

Конституция Азербайджанской Республики закрепляет право на охрану здоровья, обязывает государство принимать все необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных форм собственности, гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, создаёт условия для различных форм страхования.

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам республики право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создаёт условия доступного для всех гражданам обслуживания, обеспечивает развитие физической культуры и спорта.

Конституция Грузии закрепляет право каждого гражданина Грузии пользоваться страхованием здоровья как доступным средством медицинской помощи. В установленном законом порядке при определённых условиях обеспечивается бесплатная медицинская помощь. Государство контролирует все организации здравоохранения, производство лекарственных средств и торговлю ими.

Конституция Республики Казахстан предусматривает право граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, а также получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях.

Конституция Республики Молдова гарантирует минимальный бесплатный уровень государственного медицинского обеспечения.

Таким образом, страны СНГ перенимают передовой опыт западноевропейских государств. В данных странах сочетается принцип двуединого обеспечения права на охрану здоровья путем государственного регулирования, предоставления обязательного медицинского обеспечения всем гражданам государства, контроля со стороны государства за реализацией данного права, защита граждан, а также предоставление возможности получения как основной, так и дополнительной медицинской помощи в частных медицинских учреждениях.

4.Заключительные положения

Закрепление и регулирование вышеуказанных отношений международно-правовым нормами является естественным продолжением их обеспечения конституционным правом; важной гарантий их глобальной реализации, международного контроля по их осуществлению, выработки единых стандартов качества оказания медицинской помощи.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что право на охрану здоровья признаётся мировом сообществом в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку. Оно провозглашено уже в самых первых международно-правовых актах и отнесено к группе экономических, социальных и культурных прав. При крупнейших мировых организациях существуют специальные подразделения, в круг обязанностей которых входит законодательная инициатива, разработка международно-правовых актов по реализации права на охрану здоровья; надзор за исполнением положений международных правовых актов, закрепляющих права и свободы человека, ратифицированных государствами. Право на охрану здоровья стало неотъемлемой частью комплекса прав человека, признаваемых практически во всех странах, даже в тех, где оно формально не зафиксировано. Во многих странах право на охрану здоровья стало частью внутригосу-дарственного права, закреплено в основных правовых актах, предоставляются широкие возможности для реализации данного права в соответствии с между-народно-признанными стандартами.

Международный стандарт в нынешних экономических условиях являя-ется целью или же программной установкой, к которой стремятся юристы, политики, экономисты, ну и, конечно, всё население нашей планеты, как обладатели конституционных прав. Опыт развития западноевропейских стран, их высокие стандарты, обеспеченные материальными ценностями, не могут быть в неизменном виде перенесены на азербайджанскую почву. Набор прав человека зависит от того, какую систему ценностей исповедует общество (то, что приемлемо для одного общества, может оказаться совер-шенно не подходящим для другого). Можно привести пример с универ-сальным и признаваемых практически во всех странах правом на жизнь. Конституционное провозглашение в нашей стране человека высшей цен-ностью, учитывая реальную обстановку в мире, есть лишь заявление о намерениях, так как до сих пор не получила реального воплощения в жизнь.

[1] См.: Всеобщая декларация прав человека.10 дек. 1948г //Права человека. Сборник международных документов/ Под общей ред. Г.М. Мелкова. — М.,1998. — С.12-17.

[2] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Ведомости Верховного Совета СССР.- 1976. – №17. — Ст.291.

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах// Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — №17. — Ст. 291.

[4]Asbjorn Eide, Catarine Krause. Economic, Social and Cultural rights. London, 1995.

[5]Asbjorn Eide, Catarine Krause. Economic, Social and Cultural rights. London, 1995.

[6] Глотов С.А. Конституционно-правовоые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. — Саратов, 1999. С. 148-149.

[7] Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 1997. С.341.

[8] Карташкин В.А., ЛукашеваЕ.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М., 1997. С.343.

[9] Социальное государство и защита прав человека/ Под общей ред. Е.А. Лукашевой. — М.,1994. С. 47.

[10]Primary Health Care. Report of the International Conference on Primary Health Care, Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978, WHO, 1978, p.2.

[11] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. — М.,1976. — С.26.

[12] Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. — Ростов н/Д., 1996. С.73-75.

[13] Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. — М.,1996. С. 21-22.

[14] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общаячасть. Старушин Б.А. М.,2007. С. 165-168.

[15] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. С. 161-163.

[16] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. от 22.07.93.//Ведомости РФ. — 1993. №33

Источник

Adblock
detector