Меню

Международные договоры по охране здоровья

Право на охрану здоровья в нормах международного права.

Тема 6. Нормативно-правовая база формирования здорового образа жизни на международном уровне и в Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья в нормах международного права.

2. Нормативно — правовая база охраны здоровья населения в Российской Федерации.

3. Правовое обеспечение формирования здорового образа жизни в Российской Федерации.

Право на охрану здоровья в нормах международного права.

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран.

Право на охрану здоровья – термин российской Конституции. В нормах международного права используются термины: право на медицинский уход (термин из Всеобщей декларации прав человека) и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (термин из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В 1948 году на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) – базовый документ в сфере защиты прав человека, рекомендованный для всех стран-членов ООН. В статье 25-й ВДПЧ написано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

В 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах, который вступил в силу в 1977 году. В ряду базовых прав человека в данном пакте обозначено право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (статья 12 МПЭСКП).

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН выделяет следующие элементы права на здоровье:

— наличие учреждений, товаров, услуг, соответствующих программ, включая инфраструктуру, подготовленный и оплачиваемый персонал, важнейшие лекарственные средства;

— доступность (недискриминация, физическая доступность, экономическая доступность, доступность информации);

— приемлемость (с точки зрения медицинской этики, культурных критериев, требований в отношении гендерной проблематики и жизненного уклада, а также направленность на конфиденциальность и улучшение состояния здоровья);

— качество (приемлемость с научной и медицинской точек зрения и высокое качество, включая наличие квалифицированного медицинского персонала, научно проверенных и пригодных медикаментов и медицинского оборудования, безопасной питьевой воды и адекватных санитарных услуг).

Право на «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья в качестве основного права каждого человека» закреплено в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) – специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи здравоохранения. Территории, не правомочные выступать субъектами международных отношений, могут быть приняты в ВОЗ в качестве ассоциативных членов на основании заявлений, сделанных от их имени членом ВОЗ или другим полномочным органом, ответственным за международные отношения этих территорий.

Высший руководящий орган ВОЗ – Всемирная ассамблея здравоохранения. Ассамблея здравоохранения собирается на ежегодные сессии, как правило в мае в Женеве во Дворце Наций ООН. Каждое из 194 государств-членов ВОЗ имеет право прислать на сессию Ассамблеи здравоохранения не более 3 делегатов, один из которых назначается главным делегатом.

В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям).

Согласно Уставу ВОЗ, право на здоровье включает доступ к своевременной, приемлемой и доступной по цене медико-санитарной помощи надлежащего качества.

Немаловажное значение в своей деятельности ВОЗ уделяют вопросам формирования здорового образа жизни людей и профилактики заболеваний.

Так, в Московской декларации Первой Глобальной министерской конференции ВОЗ по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, принятой в апреле 2011 г., подчеркивалась необходимость создания единой профилактической среды и продвижения принципов здорового образа жизни, о сотрудничестве государства и бизнеса в этой области.

Политическая Декларация, принятая вскоре после этого на Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья в Рио-де-Жанейро в октябре 2011 г., закрепила ответственность лидеров стран за профилактику и мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний (НИЗ).

Источник

2.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Общие права граждан, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья. Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны. Осуществление прав должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав.

Выбор стратегии в вопросах обеспечения прав пациентов и их обязанностей должен быть тщательно подготовлен с тем, чтобы намерения могли гарантированно перерасти в действия, что обеспечит поддержку со стороны заинтересованных сторон.

Ситуации в разных странах неодинаковы в силу различий действующих в них законодательств, организации национальных служб здравоохранения, экономических условий, социальных, культурных и нравственных ценностей; однако, существуют некоторые общие принципы политики в области защиты прав пациентов, которые могут быть должным образом адаптированы к условиям каждой отдельно взятой страны.

Эти права, связанные с получением медицинской помощи, сформулированы в международных правовых актах о правах человека в области охраны здоровья.

Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г. в Париже Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 25 декларации посвящена правам человека на здоровье и надлежащее медицинское обслуживание. Согласно статье:

1. «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного cлучaя утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

2. «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Всеобщая декларация прав человека положила начало международному признанию необходимости уважать достоинство человека и появлению целого ряда других международных документов, являющихся основой для защиты прав граждан в большинстве стран мира. Важнейшим среди них является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу в 1976 г.

Статьей 9 Пакта установлено право каждого человека на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование.

В статье 10 установлены нормы особой охраны матерей в течение разумного периода до и после родов (п. 2) и особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (п. 3). Статьей 12 устанавливается требование для участвующих в Пакте государств признавать право каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья. При этом определяются меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами, необходимые:

• для сокращения мертворождаемости и детской смертности, а также здорового развития ребенка;

• для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

• для предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

• для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Декларация и Пакт подготавливали юридические основы для разработки проблемы прав пациента, как в международном масштабе, так и на уровне отдельных стран.

Всеобщая декларация прав человека, как и другие декларации, конвенции, воззвания (Приложение 2) содержит только нормы-рекомендации. Сами по себе они не создают для государства обязательных правовых требований, однако эти документы оказывают реальное влияние на регулирование отношений между государствами и в определенной мере затрудняют действия государств, ограничивающие права граждан. Это объясняется тем, что государство, поддержавшее декларацию, конвенцию или воззвание, не может в своих действиях противоречить нормам-рекомендациям.

Читайте также:  Что такое джул для курения вреден ли он для здоровья

В отличие от этого пакты о правах человека как международные договоры содержат обязательные для государства нормы поведения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах представляется наиболее значимым документом для обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Основы концепции прав пациента в Европе. Европейское консультативное совещание ВОЗ по правам пациента, проходившее в Амстердаме с 28 по 30 марта 1994 г., приняло «Основы концепции прав пациента в Европе: Общие положения» (Principles of the Rights of Patients in Europe; A Common Framework). Документ представляет собой свод основных принципов, направленных на поддержку и осуществление прав пациента на территории европейских государств – членов ВОЗ (Приложение 3).

Последовательность проводимой политики, скоординированные стратегии ее осуществления, правильное понимание того, как наилучшим образом задействовать имеющиеся ресурсы и возможности, являются важными компонентами существующего в Европе движения за обеспечение прав пациента, их врачей и советников. Решающая роль в вопросах обеспечения прав пациента отводится международным неправительственным общественным организациям.

Региональная конференция ВОЗ (Копенгаген, 5-9 декабря 1994 г.) по политике в области здравоохранения (WHO Regional Conference on Health Policy) явилась важным этапом борьбы за обеспечение прав пациента в Европе. На Региональной конференции ВОЗ в Вене (25-28 марта 1996 г.) по проблемам систем здравоохранения в изменяющейся Европе (WHO Regional Conference on Health Care Systems in Transition in Europe) рассмотрены вопросы, касающиеся прав, роли и обязанностей, как пациентов, так и медицинских работников. Региональное бюро ВОЗ обеспечивает механизмы контроля за происходящими в странах событиями.

В Основах концепции прав пациента в Европе использованы следующие термины.

Пациент (ы) – здоровый (здоровые) или больной (больные) потребитель (потребители) медицинских услуг.

Дискриминация – различение лиц, находящихся в одинаковом, с точки зрения медицины, статусе по критериям расы, пола, религиозным и политическим убеждениям, принадлежности к национальному меньшинству, либо по признаку личной антипатии.

Медицинская помощь – врачебные, сестринские или связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг и лечебно-профилактическими учреждениями.

Производители медицинских услуг – врачи, сестры, дантисты и представители других медицинских профессий.

Медицинское вмешательство – любое обследование, лечение или иное действие, преследующее профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг.

Лечебно-профилактическое учреждение – медицинское учреждение, подобное больнице, дому сестринского ухода или дому инвалидов.

Помощь умирающему – медицинская помощь пациенту, оказываемая в тех случаях, когда доступными методами лечения невозможно улучшить фатальный прогноз исхода заболевания или состояния, а также медицинская помощь, оказываемая непосредственно перед смертью пациента.

Социальные права в области охраны здоровья cвязаны с социальным обязательствами, взятыми на себя или возложенными на правительство, общественные или частные организации по разумному обеспечению всего населения медицинской помощью.

Индивидуальные права пациента – право на целостность личности, на невмешательство в личную жизнь, на конфиденциальность и религиозные убеждения. Хотя настоящий документ направлен на развитие социальных прав, его доминирующий акцент смещен в область индивидуальных прав.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ

КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ — международные соглашения, устанавливающие взаимные права и обязанности государств для принятия однородных мер по предупреждению распространения наиболее опасных инфекционных заболеваний, наркомании, незаконного производства и торговли наркотиками и организации борьбы с ними.

Конвенции медико-санитарные

Опасность распространения эпидемий потребовала разработки карантина — системы мероприятий на границах, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний из одной страны в другую (см. Карантин, карантинизация). Однако принятие несогласованных запретительных мер на границах часто становилось орудием экономической и политической борьбы, в связи с чем к середине 19 в. начали предпринимать меры по упорядочению этих вопросов в международном масштабе. Первая международная сан. конференция с целью выработки коллективных мер борьбы против эпидемии холеры в Европе (1848—1850) состоялась в 1851 г. в Париже. В задачи конференции входило также достижение международного соглашения по стандартизации карантинных мер, направленных на предотвращение ввоза чумы и желтой лихорадки (оспа была включена в международные мед.-сан. конвенции лишь в 1926 г.). В работе конференции приняли участие представители И европейских государств, включая Россию; была представлена и Турция.

На конференции было достигнуто соглашение относительно текста проекта сан. конвенции и проекта международных сан. правил, состоящих из 137 статей. Однако эти проекты не налагали ответственности на правительства представленных на конференции стран, и конференция не выработала действенных мер, обязательных для стран-участниц. Но сам факт проведения конференции показал, что введение мер по предупреждению распространения карантинных болезней (см.) — чумы, холеры, желтой лихорадки, натуральной оспы и др.— проблема, заслуживающая обсуждения на международном уровне.

Сан. конференция в Париже (1859), а затем конференции в Константинополе (1866) и в Вене (1874) также созывались с целью выработки мер по борьбе с холерой. В результате работы Парижской конференции 1859 г. Австрия, Великобритания, Испания, Папская область, Португалия, Россия, Сардиния и Франция подписали вариант предварительного соглашения о мерах борьбы с холерой (Греция и Турция воздержались). Однако позднее ни одна из участвовавших стран не ратифицировала соглашения. На Константинопольской конференции впервые был поставлен вопрос о предупредительных мерах на путях заноса холеры с Востока в Европу и детально обсуждались карантинные правила. В работе четвертой международной сан. конференции, состоявшейся в Вене, приняли участие представители 21 страны, из них Люксембург, Румыния, Сербия и Швейцария в первый раз. Главная задача участников конференции заключалась в том, чтобы изучить выводы Константинопольской конференции 1866 г. и решить, до какой степени они обоснованы. Участники единодушно подтвердили, что холера распространяется только из Индии и что вспышки ее в других странах являются всегда следствием завоза. Это была первая международная сан. конференция, к-рая по своему характеру была близка к современным как по сроку (она длилась ровно месяц), так и с точки зрения принятия правил ведения заседания для регулирования дискуссий. В 1881 г. в Вашингтоне состоялась 5-я международная конференция, на к-рой были рассмотрены меры по защите границ против заноса желтой лихорадки. В связи с усилением эпидемии холеры в 1885 г. в Риме была созвана конференция. Россия была представлена двумя делегатами, в т. ч. Н. В. Экком. Результатом этой конференции, в частности, было образование в России специальной комиссии «по борьбе с повышенной заболеваемостью и смертностью и по оздоровлению страны» под председательством С. П. Боткина. Однако все эти конференции не привели к разработке обязательств международного характера. На сан. конференции в Венеции (1892) были пересмотрены все ранее принятые рекомендации и разработана первая международная сан. конвенция. Эта конвенция была ратифицирована правительствами заинтересованных стран в 1893 г., в т. ч. и Россией.

После новых вспышек холеры в Европе (1891 — 1892) были созваны две международные конференции: в Дрездене (1893) и Париже (1894). На этих конференциях было предложено расширить международные меры по охране путей сообщения и, кроме того, были намечены мероприятия по установлению особого сан. режима для портов Красного моря и Персидского залива, через которые проходило много мусульманских паломников в Мекку и Медину. Постановления этих конференций получили затем силу международного соглашения. Крупные вспышки чумы, начавшиеся с конца 90-х гг. 19 в. в Индии, послужили поводом к созыву новой международной конференции по борьбе с чумой (Венеция, 1897). Итогом ее работы была конвенция, полностью посвященная проблеме чумы и подписанная всеми участвующими странами, за исключением Дании, Норвегии, Швеции и США. В 1903 г. на Парижской конференции была подписана Международная санитарная конвенция, включающая 184 статьи, в к-рой были модифицированы и частично заменены положения конвенции 1897 гг., а международные карантинные требования были приведены в соответствие с последними научными достижениями. Это была первая международная конвенция, предусматривающая уничтожение крыс на борту судов как профилактическую меру борьбы с чумой. Конвенция была посвящена вопросам холеры и чумы; исключение составляла одна короткая статья, к-рая лишь формально касалась проблемы желтой лихорадки. Эта конвенция, известная под названием Конвенции 1903 г., была ратифицирована и Россией. Перед первой мировой войной Парижская конференция 1911 —1912 тг. приняла новый текст конвенции, объединивший в одну общую сан. конвенцию все предшествовавшие соглашения 1892, 1893, 1897 и 1903 гг. Новый текст конвенции до 1926 г. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 27.X 1925 г. СССР присоединился к этой международной сан. конвенции.

Читайте также:  Портативные устройства для здоровья

Т. к. главная опасность заноса инфекций исходила из стран Азии и была связана с морскими путями сообщения, основные мероприятия конвенции обеспечивали гл. обр. охрану морских границ и лишь частично сухопутных. Были определены условия, при которых порты или морские суда должны считаться зараженными или подозрительными по инфекции. С принятием конвенции была отменена система карантинов на границах. Вместо них введены изоляция больных и врачебные наблюдения на сроки, соответствующие инкубационному периоду чумы, холеры и желтой лихорадки. Было принято постановление о необходимости врачебного осмотра всех пассажиров, соприкасавшихся с больными, и разработана его методика.

После первой мировой войны широкое распространение получила натуральная оспа, паразитарные тифы и грипп («испанка»), в связи с чем снова были выдвинуты предложения о введении так наз. санитарных кордонов на границах стран, пораженных эпидемиями. В 1922 г. по инициативе Польши при технической помощи Лиги Наций была созвана Варшавская европейская санитарная конференция, в к-рой приняли участие представители 26 стран, в т. ч. советских республик. На конференции обсуждалась эпид, ситуация в Восточной Европе и была разработана и предложена система мероприятий, направленная на прекращение эпидемий паразитарных тифов, холеры и натуральной оспы. В решении конференции была отмечена первостепенная важность противоэпид. мероприятий, проводимых на национальном уровне непосредственно в эпид, очагах.

В 1925 г. СССР присоединился к решению международной сан. конвенции, подписанному в Риме в 1907 г., об учреждении Международного бюро общественной гигиены. Основной задачей Бюро были сбор и доведение до сведения стран-участниц фактов и документов общего характера, касающихся общественного здоровья и, в частности, всего, что относится к заразным болезням, гл. обр. к холере, чуме и желтой лихорадке, а также к мерам, принятым против этих болезней.

В 1926 г. в Париже состоялась очередная, 13-я Международная санитарная конференция, в работе к-рой приняла участие делегация СССР во главе с Н. А. Семашко. Это был первый крупный международный форум после окончания первой мировой войны, знаменовавший собой начало восстановления единообразных принципов международной сан. политики. Официальной задачей конференции был пересмотр Международной санитарной конвенции 1912 г., что имело не только большое сан., но и экономическое значение. Конференция завершилась подписанием новой международной сан. конвенции, к-рая после ратификации ее большинством государств вступила в силу под названием «Санитарная конвенция 1926 г.». ЦИК СССР ратифицировал ее в 1929 г., подчеркнув при этом, что «все в этом акте будет соблюдено ненарушимо».

По оценке Н. А. Семашко, конвенция 1926 г. представляла несомненный прогресс в сравнении с конвенцией 1912 г. не только в отношении использования для целей борьбы с заразными болезнями «современных научных достижений, но и с точки зрения доведения санитарных стеснений до возможного минимума».

Конвенция 1926 г. содержит вступительную часть, где даны определения терминов, встречающихся в конвенции; она состоит из 5 отделов и приложений.

Отдел I включает общие постановления, трактующие правила, подлежащие соблюдению правительствами с момента появления на территории их страны чумы, холеры, желтой лихорадки и некоторых других заразных заболеваний, а также изложение мер борьбы с этими конвенционными болезнями. Отдел II содержит специальные постановления для Суэцкого канала и соседних стран. Отдел III посвящен специальным постановлениям относительно паломничества. Отдел IV излагает права и обязанности Египетского санитарного морского и карантинного совета. Отдел V содержит общие постановления о порядке ратификации и присоединения государств к данной конвенции.

Кроме ранее предусмотренных мероприятий в отношении чумы, холеры и желтой лихорадки, данная конвенция предусматривает также проведение мер, направленных на борьбу с натуральной оспой и сыпным тифом. Обязанность извещения Международного бюро общественной гигиены (МБОГ) о появлении этих заболеваний установлена в зависимости от их эпид, распространения. Конвенцией предусмотрено обязательное выполнение периодических исследований крыс в портах на зараженность чумой и проведение 1 раз в 6 мес. дератизации (см.) всех судов. Конвенция впервые регламентировала обязательность в необходимых случаях противохолерных прививок, а также ввела требования об обязательной повсеместной вакцинации и ревакцинации против натуральной оспы.

Постановления конвенции отличаются гибкостью отдельных формулировок и дают возможность государствам действовать в необходимых случаях самостоятельно и принимать в исключительных случаях особые меры по отношению к лицам, не представляющим достаточных сан. гарантий. К числу этих мер относится организация на границах наблюдения над упомянутыми лицами и, если необходимо, их обсервация (см.).

Международная конвенция по вопросам взаимной гарантии от лихорадки денге (Париж, 1934) предусматривала мероприятия по предупреждению заноса этой болезни. Конвенция обязывала сан. органы портов при обнаружении у пассажиров судов или у судовых команд заболеваний или при подозрении на лихорадку денге подвергать их изоляции на 5 дней (в условиях, недоступных для попадания комаров), считая с момента заболевания, а также устанавливать над пассажирами и членами команд врачебное наблюдение сроком на 8 дней, считая с момента последнего дня, когда указанные лица подверглись риску заболевания. Эта конвенция была ратифицирована Правительством СССР 23 июня 1934 г.

В 1934 г. в Париже были заключены два международных соглашения, имеющие силу международных конвенций: об отмене сан. патентов и об отмене консульских виз на сан. патентах. Эти соглашения облегчили международные связи и морские перевозки грузов из тех стран, которые присоединились к этим соглашениям. Правительство СССР присоединилось к ним в декабре 1934 г. Соглашения вступили в силу в апреле 1935 г.

В 1933 г. в Гааге была заключена Международная санитарная конвенция по воздушной навигации. Государства брали на себя обязательства по организации на аэродромах сан. службы, отвечающей текущим потребностям профилактики. В конвенции подробно описана рекомендуемая организация сан. службы аэродрома, указаны ее функции и оснащение.

Находившееся в Париже Международное бюро общественной гигиены (МБОГ) в связи с созданием Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было упразднено, его функции были переданы службе сан. конвенций и карантинов ВОЗ.

IV Всемирная ассамблея здравоохранения (1951) приняла решение вместо всех существовавших ранее международных сан. конвенций ввести международные сан. правила, которые будут предусматривать мероприятия против конвенционных болезней.

Первые международные сан. правила, разработанные ВОЗ, вступили в силу в 1952 г. В первый год применения этих правил возникло много трудностей, связанных с толкованием некоторых определений сан. документов. Комитет экспертов ВОЗ по международному карантину регулярно пересматривает применение сан. правил и вносит необходимые поправки и дополнения.

Действующие сан. правила были приняты XXII Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1969 г. и вошли в силу с 1 января 1971 г. Эти правила разработаны на основе программы эпидемиол, надзора и подхода к методам борьбы и предупреждения инф. заболеваний в мире. Помимо холеры, чумы, желтой лихорадки и натуральной оспы, международный эпидемиол, надзор распространяется на пять других болезней: сыпной тиф, возвратный тиф, вирусный грипп, паралитическую форму полиомиелита и малярию. Новые правила дают правительствам стран право получать с минимальной задержкой помощь от ВОЗ для проведения исследований и мероприятий по борьбе с серьезными вспышками инф. болезней, что особенно важно для развивающихся стран. Более строгие требования к сан.-противоэпид, мероприятиям, осуществляемым в портах и аэропортах, имеют целью обеспечить более надежную охрану здоровья пассажиров. Международные сан. правила действуют, за небольшим исключением, во всех странах мира, и надзор за их соблюдением является прерогативой ВОЗ. О всех зарегистрированных случаях заболеваний, имевших место в любой стране мира, ВОЗ, в свою очередь, обязана быстро оповестить страны — члены ВОЗ.

На территории СССР с 1 января 1974 г. введены в действие «Правила по санитарной охране территории СССР от завоза и распространения карантинных и других инфекционных болезней», утвержденные М3 СССР 18 октября 1973 г. и составленные с учетом сан.-эпид, требований, предусмотренных в международных сан. правилах (см. Санитарная охрана территории). Эти правила содержат общие положения: порядок осуществления в пунктах пересечения государственной границы СССР санитарно-карантинных мероприятий (включая специальные меры по предупреждению заноса чумы, холеры, натуральной оспы и желтой лихорадки), а также мероприятия по профилактике инф. заболеваний, возникновение и распространение которых может быть связано с заносом из-за рубежа (сыпной и возвратный тифы, малярия, сибирская язва, бруцеллез, ящур, сап, мелиоидоз, бешенство, пситтакоз). В качестве самостоятельного раздела выделен порядок проведения основных мероприятий по ликвидации очагов карантинных болезней.

Читайте также:  Эмоциональное здоровье как его укрепить

Конвенции по наркотикам

Проблема борьбы с наркоманией (см.), незаконным производством и торговлей наркотическими средствами уже давно приобрела международный характер, в связи с чем правительствами заинтересованных стран был достигнут ряд соглашений, направленных на урегулирование этих вопросов. Первая международная конвенция по контролю за распространением опиума была подписана в Гааге в 1912 г. Она сыграла важную роль в борьбе с контрабандой и злоупотреблением наркотическими средствами.

С целью более эффективного ограничения производства наркотических средств и установления более строгого контроля и наблюдения над международной торговлей было решено пополнить и усилить положения конвенции 1912 г. В этой связи и была принята в Женеве в 1925 г. конвенция, в соответствии с к-рой договаривающиеся стороны обязывались издавать законы и постановления, обеспечивающие действенный контроль над изготовлением, распределением и вывозом опиума-сырца, ограничивать количество городов, портов или других населенных пунктов, через которые будут разрешаться вывоз или ввоз опиума-сырца, а также листьев кока. Договаривающиеся стороны взяли на себя обязательство обеспечивать внутренний контроль над изготовлением мед. опиума, морфина, диацетил-морфина, кокаина-сырца, экгонина, кокаина и их солей, а также аптечных и неаптечных препаратов, содержащих более 0,2% морфина или более 0,1% кокаина. Это относится ко всем препаратам, содержащим диацетилморфин, к галеновым препаратам из индийской конопли, а также ко всем иным наркотическим средствам, поставленным под международный контроль.

Договаривающиеся стороны взяли на себя обязательство издавать законы или постановления, направленные на то, чтобы производство, ввоз, продажа, распределение, вывоз и применение наркотических средств были предназначены исключительно для мед. и научных целей. Стороны заявили о необходимости сотрудничать между собой в направлении устранения возможности использования этих средств с иными целями.

Участники соглашения обязались ограничить производство наркотических средств, а также приняли решение о том, что производить, ввозить, распределять и вывозить наркотические средства могут только уполномоченные на то лица, которые должны все записи о расходах и поступлениях наркотических средств вести в специальных книгах. Врачи и аптечные работники должны вести специальный учет рецептов на наркотические средства.

Каждый случай вывоза или ввоза любого из наркотических средств должен быть оформлен специальным разрешением и свидетельством. Это являлось обязательным для стран, ввозящих и вывозящих наркотические средства, и для стран, по территории которых следует груз.

Дополнением к международным конвенциям, подписанным в Гааге в 1912 г. и в Женеве в 1925 г., явилась конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (Женева. 1931). Этой конвенцией предусмотрено расширение перечня наркотических средств, подлежащих контролю. Конвенция обязывала ограничить производство наркотиков количеством, необходимым для мед. и научных целей, включая количество, нужное для изготовления препаратов и поддержания резервных складских запасов на уровне, определенном исчислениями на каждый данный год. Эта конвенция запрещала также вывоз и ввоз диацетил-морфина и его солей, а также препаратов. их содержащих. Договаривающиеся стороны обязывались создать особый орган, следящий за применением положений конвенции, регламентировать торговлю наркотическими средствами, организовать борьбу с наркоманией, принимая все меры, необходимые для пресечения ее развития, а также борьбу с незаконным оборотом наркотиками.

В 1946 г. в Лейк-Саксессе (США) подписан протокол, вносящий изменения в упомянутые выше соглашения. Функции Лиги Наций по ранее заключенным договорам и соглашениям в области борьбы с наркоманией были переданы ООН. В 1948 г. в Париже подписан протокол, распространяющий международный контроль на лекарственные средства, не попадающие под действие конвенции от 1931 г. и протокола 1946 г. В 1953 г. в Нью-Йорке подписан протокол об ограничении и регламентации культивирования мака, производства опиума, международной оптовой торговли им и его употребления. Конвенции 1925 г., 1931 г., а также протоколы 1946 и 1948 гг. были ратифицированы СССР.

В соответствии с решением Экономического и социального совета ООН с 24 января по 25 марта 1961 г. в Нью-Йорке состоялась конференция полномочных представителей стран — членов ООН с целью разработки и принятия единой конвенции по наркотическим средствам, вопросам контроля над ними и установления контроля над производством наркотического сырья. В работе конференции приняли участие представители 73 государств, в т. ч. СССР, а также БССР и УССР. Конференция приняла и открыла для подписания Единую конвенцию о наркотических средствах, заменившую многочисленные конвенции и соглашения, существовавшие по этому вопросу. Исходя из интересов здоровья и благополучия человечества и считая наркоманию серьезной социальной и экономической опасностью, конвенция подчеркивает, что для эффективной борьбы против злоупотребления наркотическими средствами необходимы координированные и универсальные меры, возможные при широком международном сотрудничестве.

Основные положения конвенции предусматривают осуществление государствами на их территориях строгого контроля за изготовлением, распределением, экспортом и импортом наркотических средств, использование их только в мед. и научных целях, а также представление соответствующих сведений в Международный комитет по контролю над наркотиками, избираемый Экономическим и социальным советом ООН. Органом контроля за осуществлением конвенции является Комиссия по наркотическим средствам, созданная при Экономическом и социальном совете ООН. Международный комитет по контролю за наркотиками наблюдает за движением международного рынка, а в случае возникновения опасности незаконного оборота наркотиков принимает меры, предусмотренные конвенцией. Комитет имеет право запросить объяснения от правительства страны или территории, допускающих нарушения конвенции и, если находит его неудовлетворительным, может обратить внимание Совета и Комиссии на это обстоятельство.

Важным разделом конвенции является перечень наркотических средств, находящихся под международным контролем.

Конвенция предусматривает обязательное лимитирование объема производства наркотических средств (лишь для мед. и научных целей). При этом определяется механизм, который дает возможность на основании заявок правительств устанавливать объемы производства в каждом государстве с целью контроля и недопущения перепроизводства. В соответствии с конвенцией все коммерческие и некоммерческие сделки, связанные с ввозом и вывозом наркотических средств, должны оформляться специальными документами— сертификатами на право ввоза и вывоза, системой подтверждения о поступлении грузов; информация об этом должна поступать в Комиссию по наркотическим средствам ООН.

Конвенция предусматривает ежеквартальные и ежегодные отчеты правительств об экспорте и импорте наркотических средств, об объемах производства, о состоянии незаконного оборота, о мерах лимитирования и потребления наркотических средств, а также о мерах предупреждения наркомании и об организации лечения наркоманов. Соответствующие статьи конвенции предусматривают меры по замене опасных наркотических средств другими продуктами. Ряд статей конвенции предусматривает рекомендуемые меры уголовного наказания со стороны государств — участниц конвенции за нарушение порядка производства, импорта и экспорта и немедицинское применение наркотических средств. При этом указывается, что национальные законодательства могут быть более, но не менее, строгими, чем меры, требуемые на основании настоящей конвенции. Особое место занимают вопросы контроля посевов опийного мака и растения кока.

В соответствии с конвенцией Международный комитет по контролю над наркотиками анализирует данные правительственных отчетов об объеме производства наркотиков и публикует их. Конвенция предусматривает выдачу лицензий тем предприятиям, к-рым правительство предоставляет право производства наркотиков.

Специальные статьи конвенции оговаривают положения о порядке внесения поправок, системе подведения под контроль новых препаратов. Составной частью конвенции являются списки, в которых перечислены все наркотические средства, представляющие социальную опасность. Отдельные статьи конвенции определяют положения о правах Международного комитета по контролю над наркотиками и Комиссии при Экономическом и социальном совете ООН по наркотическим средствам в пределах данной конвенции.

По состоянию на 1 января 1977 г. участниками единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. являются 107 государств, в т. ч. СССР.

В 1972 г. был принят протокол, содержащий ряд поправок к конвенции 1961 г., о мерах контроля гл. обр. над опийными препаратами. Этот протокол вступил в силу для стран, его ратифицировавших, в 1975 г.

Говард-Джонс Н. Международные санитарные конференции 1851—1938, Женева, ВОЗ, 1976; Семашко Н. А. Международная санитарная конференция (Париж 10/V—21 /VI 1926 г.), Вестн, совр, мед., № 9, с. 17, 1926; Сысин А. Н. Международные санитарные организации, Врач, дело, № 23-24, с. 1879, 1927.

Источник

Adblock
detector