Меню

Международно правовое регулирование охраны здоровья

2.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Общие права граждан, связанные с получением медицинской помощи, занимают вторую ступень в комплексе прав на охрану здоровья. Никакие ограничения прав пациентов не должны нарушать права человека и каждое ограничение должно иметь под собой правовую базу в виде законодательства той или иной страны. Осуществление прав должно происходить не в ущерб здоровью других членов общества и не нарушать их человеческих прав.

Выбор стратегии в вопросах обеспечения прав пациентов и их обязанностей должен быть тщательно подготовлен с тем, чтобы намерения могли гарантированно перерасти в действия, что обеспечит поддержку со стороны заинтересованных сторон.

Ситуации в разных странах неодинаковы в силу различий действующих в них законодательств, организации национальных служб здравоохранения, экономических условий, социальных, культурных и нравственных ценностей; однако, существуют некоторые общие принципы политики в области защиты прав пациентов, которые могут быть должным образом адаптированы к условиям каждой отдельно взятой страны.

Эти права, связанные с получением медицинской помощи, сформулированы в международных правовых актах о правах человека в области охраны здоровья.

Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г. в Париже Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 25 декларации посвящена правам человека на здоровье и надлежащее медицинское обслуживание. Согласно статье:

1. «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного cлучaя утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

2. «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Всеобщая декларация прав человека положила начало международному признанию необходимости уважать достоинство человека и появлению целого ряда других международных документов, являющихся основой для защиты прав граждан в большинстве стран мира. Важнейшим среди них является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу в 1976 г.

Статьей 9 Пакта установлено право каждого человека на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование.

В статье 10 установлены нормы особой охраны матерей в течение разумного периода до и после родов (п. 2) и особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (п. 3). Статьей 12 устанавливается требование для участвующих в Пакте государств признавать право каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья. При этом определяются меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами, необходимые:

• для сокращения мертворождаемости и детской смертности, а также здорового развития ребенка;

• для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

• для предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

• для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Декларация и Пакт подготавливали юридические основы для разработки проблемы прав пациента, как в международном масштабе, так и на уровне отдельных стран.

Всеобщая декларация прав человека, как и другие декларации, конвенции, воззвания (Приложение 2) содержит только нормы-рекомендации. Сами по себе они не создают для государства обязательных правовых требований, однако эти документы оказывают реальное влияние на регулирование отношений между государствами и в определенной мере затрудняют действия государств, ограничивающие права граждан. Это объясняется тем, что государство, поддержавшее декларацию, конвенцию или воззвание, не может в своих действиях противоречить нормам-рекомендациям.

В отличие от этого пакты о правах человека как международные договоры содержат обязательные для государства нормы поведения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах представляется наиболее значимым документом для обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Основы концепции прав пациента в Европе. Европейское консультативное совещание ВОЗ по правам пациента, проходившее в Амстердаме с 28 по 30 марта 1994 г., приняло «Основы концепции прав пациента в Европе: Общие положения» (Principles of the Rights of Patients in Europe; A Common Framework). Документ представляет собой свод основных принципов, направленных на поддержку и осуществление прав пациента на территории европейских государств – членов ВОЗ (Приложение 3).

Читайте также:  Здоровье среды обитания кратко

Последовательность проводимой политики, скоординированные стратегии ее осуществления, правильное понимание того, как наилучшим образом задействовать имеющиеся ресурсы и возможности, являются важными компонентами существующего в Европе движения за обеспечение прав пациента, их врачей и советников. Решающая роль в вопросах обеспечения прав пациента отводится международным неправительственным общественным организациям.

Региональная конференция ВОЗ (Копенгаген, 5-9 декабря 1994 г.) по политике в области здравоохранения (WHO Regional Conference on Health Policy) явилась важным этапом борьбы за обеспечение прав пациента в Европе. На Региональной конференции ВОЗ в Вене (25-28 марта 1996 г.) по проблемам систем здравоохранения в изменяющейся Европе (WHO Regional Conference on Health Care Systems in Transition in Europe) рассмотрены вопросы, касающиеся прав, роли и обязанностей, как пациентов, так и медицинских работников. Региональное бюро ВОЗ обеспечивает механизмы контроля за происходящими в странах событиями.

В Основах концепции прав пациента в Европе использованы следующие термины.

Пациент (ы) – здоровый (здоровые) или больной (больные) потребитель (потребители) медицинских услуг.

Дискриминация – различение лиц, находящихся в одинаковом, с точки зрения медицины, статусе по критериям расы, пола, религиозным и политическим убеждениям, принадлежности к национальному меньшинству, либо по признаку личной антипатии.

Медицинская помощь – врачебные, сестринские или связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг и лечебно-профилактическими учреждениями.

Производители медицинских услуг – врачи, сестры, дантисты и представители других медицинских профессий.

Медицинское вмешательство – любое обследование, лечение или иное действие, преследующее профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг.

Лечебно-профилактическое учреждение – медицинское учреждение, подобное больнице, дому сестринского ухода или дому инвалидов.

Помощь умирающему – медицинская помощь пациенту, оказываемая в тех случаях, когда доступными методами лечения невозможно улучшить фатальный прогноз исхода заболевания или состояния, а также медицинская помощь, оказываемая непосредственно перед смертью пациента.

Социальные права в области охраны здоровья cвязаны с социальным обязательствами, взятыми на себя или возложенными на правительство, общественные или частные организации по разумному обеспечению всего населения медицинской помощью.

Индивидуальные права пациента – право на целостность личности, на невмешательство в личную жизнь, на конфиденциальность и религиозные убеждения. Хотя настоящий документ направлен на развитие социальных прав, его доминирующий акцент смещен в область индивидуальных прав.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

§ 1.2*3. Международное здравоохранительное право — новая комплексная отрасль международного права

Представляется более точным рассматривать новую отрасль международного здравоохранительного права как находящуюся в стадии формирования комплексную отрасль международного права, регулирующую сотрудничество государств и других субъектов международного права в области медищнгы, здравоохранения92 и смежных аспектов (охрана окружающей среды, биоэтика, социальное благополучие и т.д.). Международное здравоохранительное право характеризуется наличием следующих признаков: обособленного предмета — сотрудничество государств в области медицины, здравоохранения и смежных аспектов; объекта — правоотношений в связи с охраной индивидуального и общественного здоровья; значительного числа международно-правовых актов; отраслевых принципов; отраслевых институтов.

Международное здравоохранительное право неразрывно связано с другими областями сотрудничества государств. Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время нет такой отрасли международного права, в которой не затрагивались бы вопросы здоровья: это особенно отчетливо проявляется в таких областях, как установление международных стандартов в области труда, сотрудничество в области охраны окружающей среды, контроль над вооружением, гуманитарное право и другие.

Право на охрану здоровья, являясь одним из институтов международного здравоохранительного права, выступает, вместе с тем, в качестве основы данной отрасли, в качестве ее системообразующего института.

Принципы международного здравоохранительного права можно определить как закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой международной практике юридически обобщенные правила поведения субъектов международного здравоохранительного права, образующие основу для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования международных отношений в сфере медицины и охраны здоровья.

Читайте также:  Состояние здоровья ларисы гузеевой

Принципами международного здравоохранительного права являются, прежде всего, основные принципы международного права, центральным из которых выступает принцип уважения прав человека во всех вопросах взаимодействия государств в области медицины и охраны здоровья.

Проблема принципов международного здравоохранительного права является не разработанной как в отечествешюй, так и в зарубежной науке международного права, что связано с отсутствием универсальных международных актов общего содержания в области охраны здоровья.

Во-первых, принцип социальной солидарности всех государств в области признания, обеспечения и охраны права иа индивидуальное и общественное здоровье. Уже в 1978 г. в Алма-атинской декларации государства провозгласили, что существующее значительное неравенство в состоянии здоровья людей, особенно между развитыми и развивающимися странами, является неприемлемым с политической, социальной и экономической точек зрения, и в связи с этим представляет предмет общей заботы для всех стран93. В дальнейшем данное положение было конкретизировано во многих документах международного права. Комиссия ООН по правам человека в своей резолюции 2002/32 призвала государства «обеспечить то, чтобы они в своих действиях в качестве членов международных организаций уделяли должное внимание праву каждого на наивысший возможный уровень физического и психического здоровья и чтобы применение международных соглашений

1,3 Алма-атинская декларация. Отчет международной конференции по первичной медицинской помощи, 6-12 сентября 1978 г.

служило поддержкой таких мер в области общественного здоровья, которые поощряют широкий доступ к безопасным, эффективным и доступным профилактическим, лечебным и паллиативным лекарственным препаратам и медицинским технологиям»94. Необходимость оказания мировым сообществом помощи развивающимся странам для борьбы с пандемиями (прежде всего, ВИЧ/СПИД) неоднократно отмечалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН95, что нашло соответствующее отражение в практике членов международного сообщества государств. Необходимость поощрения социальной солидарности между людьми подчеркивается в ст. 13 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой в рамках ЮНЕСКО в 2005 гП6

Раскрывая содержание ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший достижимый уровень здоровья), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам отметил, что «для выполнения своих международных обязательств по статье 12 государства-участники должны уважать право на здоровье, осуществляемое в других странах, и предотвращать нарушения этого права в других странах третьими сторонами, если они в состоянии оказывать воздействие на эти третьи стороны юридическими или политическими средствами в соответствии с Уставом Орга-

низации Объединенных Наций и применимым международным правом»

Во-вторых, принцип взаимосвязи и взаимообусловленности всех международно-правовых мер в аспекте охраны здоровья.

В-третьих, принцип предотвращения вреда здоровью в любой деятельности государств. Данный принцип, непосредственно связанный с предыдущим, имеет, тем не менее, самостоятельное, более узкое значение, поскольку направлен на воспрепятствование вредоносной в отношении здоровья людей деятельности государств. Конкретное юридическое содержание этого принципа вытекает из толкования многочисленных международно-правовых актов, прежде всего, в области международного экологического права100. К примеру, Принцип 7 Стокгольмской декларации по окружающей среде призывает государства принимать «все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут по-

ставить под угрозу здоровье человека»

Рассматривая связь между экономическими санкциями и уважением социальных прав, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам отметил, что «государствам-участникам следует неизменно воздерживаться от введения эмбарго или принятия аналогичных мер, ограничивающих поставки в достаточном объеме медикаментов и медицинского оборудования в другие государства.

ве инструмента политического и экономического давления» .

Принцип международного сотрудничества в исследовании и решении проблем медицины и здоровья. Суть данного принципа заключается в необходимости совместного решения проблем в области здоровья населения в целях предотвращения, уменьшения и устранения факторов, оказывающих вредоносное воздействие на здоровье человека и окружающей среды, и разработки подходов к оказанию медицинской помощи, учитывающих потребности различных государств.

Говоря о содержании данного принципа, необходимо отметить следующие его элементы. Прежде всего, международное сотрудничество государств в исследовании и решении проблем здоровья должно строиться не в ущерб менее развитым государствам. К примеру, в международно-правовых документах в области биотехнологических исследований подчеркивается, что достижения в области медицины и биологии не должны быть доступны узкому кругу развитых стран101. Так, в соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека «блага, связанные с проведением любых научных исследований и применением их результатов, следует использовать совместно со всем обществом в целом и международным сообществом, в частности с развивающимися странами»102.

Читайте также:  Что означает преступление против здоровья

Из содержания данного принципа вытекает также обязанность государств защищать право на проведение научных исследований в области медицины и

биологии и обеспечивать право индивидов на пользование результатами таких

достижений и право на защиту от их негативного применения

Содержание многих из указанных выше положений основываются на общих принципах международного права и представляет собой их конкретизацию применительно к отношениям в области охраны здоровья. При этом отсутствие четких конвенционных норм в данной сфере не отрицает возможности существования некоторых из этих положений в виде обычно-правовых норм и признания их в таком виде в качестве принципов международного здравоохранительного права.

Анализ принципов международного здравоохранительного права, предпринятый выше, позволяет сделать рад выводов теоретического и практического содержания.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы и рекомендации относительно повышения эффективности международно-правового сотрудничества государств в области медицины и охраны здоровья.

1. Международное сотрудничество в области охраны здоровья изначально было связано с иными (не собственно здравоохранительными, медицинскими) аспектами политики (прежде всего, экономическими), и в настоящее время эта особенность отражается в том, что интересы охраны здоровья определяют сотрудничество государств в рамках практически всех организаций и программ. 2.

В современных условна международное сотрудничество государств преимущественно затрагивает вопросы охраны общественного здоровья, но постепенно возрастает значение здоровья индивида, особенно в связи принятием концепции здоровья как индивидуального права и пониманием того, что здоровье и осуществление иных прав человека взаимообусловлено. За последние 50 лет влияние прав человека на охрану здоровья, как предмет международного сотрудничества, заметно увеличилось и в настоящее время многие международные инструменты в области прав человека затрагивают и вопросы охраны здоровья (права лиц с ВИЧ/СПИДом, инвалидов, женщин, работников-мигрантов, беженцев и т.д.). 3.

Указанная тенденция отражает специфику международного нормотворчества в данной области. При заключении всего комплекса международных соглашений, государствам следует принимать меры для максимального обеспечения того, чтобы эти соглашения не снижали эффективности международных мер, направленных на заботу о здоровье. 4.

Необходимо активизировать взаимодействие ВОЗ с другими учреждениями и программами ООН, в частности за счет представления этой организацией докладов конвенционным и внедоговорным органам по правам человека. 5.

В современном международном праве начинает формироваться новая комплексная отрасль — международное здравоохранительное право, характеризующаяся наличием следующих признаков: обособленного предмета — сотрудничество государств и других субъектов международного права в области медицины, здравоохранения и смежных аспектов; объекта — охрана индивидуального и общественного здоровья; значительного числа международно-правовых актов; отраслевых принципов; отраслевых институтов. В качестве специальных принципов данной отрасли должны быть признаны следующие: •

принцип социальной солидарности всех государств в области признания, обеспечения и охраны права на индивидуальное и общественное здоровье; •

принцип взаимосвязи и взаимообусловленности всех международно- правовых мер в аспекте охраны здоровья; •

принцип предотвращения вреда здоровью в любой деятельности государств; •

принцип международного сотрудничества в исследовании и решении проблем медицины и здоровья.

6. Будущее международно-правовое сотрудничество в области охраны здоровья должно принимать во внимание особенности современного миропорядка и должно стать менее абстрактным. Очевидна необходимость демократизации данной отрасли международного права с тем, чтобы добиться универсального его применения с учетом различия в потребностях развивающихся стран, не ограничиваясь развитием стандартов для индустриальных держав. Особо важными областями сотрудничества должны быть признаны следующие: •

реализация права каждого человека на здоровье; •

охрана окружающей среды в аспекте здоровья человека; •

глобализация, экономическая интеграция и охрана здоровья; •

предотвращение и борьба с особо опасными пандемиями (в том числе ВИЧ/СПИД); •

предотвращение и борьба с пандемией табакокурения и наркотической зависимости; •

доступ к основным лекарственным препаратам.

Источник

Adblock
detector