Междисциплинарный подход в психологии здоровья
Институт Междисциплинарной Медицины осуществляет образовательную, исследовательскую и экспертную деятельность на основе принципов междисциплинарного и трансдисциплинарного сотрудничества с целью повышения качества медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья. Институт продвигает принципы устойчивого развития, направленные на поддержание здоровья.
Одним из направлений исследований Института Междисциплинарной Медицины является изучение воздействий психологической и построенной среды, элементов интерьера, инновационных средоулучшающих технологий на уровень здоровья и производительности. Институт Междисциплинарной Медицины также производит экспертную оценку среды обитания и осуществляет экспериментальную (исследовательскую) и консультационную деятельность по оптимизации рабочей среды с целью повышения производительности и укрепления здоровья на рабочем месте.
В целях распространения сведений проф. А.Б. Даниловым и к.п.н К.А. Бочавером была разработана Междисциплинарная программа укрепления здоровья и повышения продуктивности сотрудников. Также в содружестве авторов была написана и уже вышла в продажи книга «Человек Работающий. Междисциплинарный подход в психологии».
Программа и книга рассчитаны на широкий круг слушателей, прежде всего педагогов, специалистов по управлению персоналом, руководителей больших коллективов, врачей и психологов, архитекторов и дизайнеров, тренеров и кучей. Они появились благодаря нескольким обстоятельствам. Проблемы здоровья в различных науках рассматриваются на сегодняшний день очень разрозненно и обособленно. Фрагментарность научного знания видна невооруженным глазом в исследованиях различных областей. Но ограничения каждого подхода видно именно на границах о смежными областями, и архитекторам нужны врачи, педагогам — биологи, а психологам — архитекторы.
Это подводит к единственно возможному, междисциплинарному подходу, когда здоровье изучается, укрепляется и поддерживается «повсюду и везде».
1) Социально-психологические проблемы здоровья, ценности, факторы понятия «здоровье».
2) Институт семьи глазами специалиста в области здоровья.
3) Культура труда и здоровье работающего человека.
4) Связь еды, стресса и здоровья.
5) Психологическое здоровье учеников.
6) Двигательная активность.
7) Жизненная среда человека.
8) Пути преодоления.
Источник
Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования
Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования
Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Задача психологии здоровья: психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.
Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:
I. Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.
II. Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.
III. Каузальный этап (кауза — причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.
В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:
Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.
Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.
Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.
Создание системы обучения здоровью.
Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.
В 1997 г. А. Маслоу высказал предположение, что жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько анализом высот, которых каждый индивидуум способен достичь.
З. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью.
Исторический аспект проблемы
Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.
Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».
О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.
Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая — проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).
Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.
В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.
Проблемы психологии здоровья
1) Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.
2) Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы).
3) Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения».
4) Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Он очень близок по своим характеристикам к состоянию неопределенности, поскольку он может заполниться любыми шовинистическими идеями. Он может спровоцировать социальные катаклизмы.
5) В настоящее время актуализировались все смертные грехи человека: гордыня, сребролюбие (любовь к деньгам), блуд, чревоугодие, гнев, зависть и уныние. Именно зависть и уныние могут в полной мере рассматриваться как важные факторы риска психических заболеваний.
6) Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка – это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Социальная интеграция включает в себя привязанность к кому-либо. Возможность кого-то воспитывать, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению и т.д. Социальная поддержка прямо пропорциональна уровню заболеваемости и здоровья.
7) Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):
a. Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.
b. Рост общей и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических заболеваний.
c. Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.
d. Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.
e. Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.
f. Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.
g. Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.
h. Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. Т.е. у государства нет возможности удержать стресс социальных изменений и его последствия.
Стресс социальных изменений влияет на психологическую устойчивость личности – это сложное качество личности, синтезирующее в себе следующие составляющие: способность к личностному росту, своевременное адекватное разрешение внутриличностных конфликтов, относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения, развитая волевая регуляция.
В психологической устойчивости объединены уравновешенность и соразмерность, стойкость и стабильность, сопротивляемость или резистентность. Это главный критерий психического здоровья.
Выделяют 2 составляющие психологической устойчивости: внутренние (личностные) ресурсы человека и внешние ресурсы (социальная поддержка). Г. Олдпорт определял, что если у человека дефицит психологической устойчивости, снижается сопротивляемость организма, и возникает психологическая зависимость.
Существует 3 группы психологических зависимостей: химическая зависимость, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Химическая зависимость возникает при выходе эмоциональных событий за границы оптимума (либо дефицит чего-то, либо пресыщение чем-то). Чем уже границы оптимума, тем меньше психологическая устойчивость. Например, алкоголь оглушает реактивность организма, что снижает значимость событий при их пресыщении. Акцентуированная активность включает в себя поглощение играми, сексом, трудоголизм. Причина в том, что происходит редуцированное личностное развитие (личностная дисгармония). Происходит попытка заменить истинные ценности. Интеракционная зависимость – это снижение самодостаточности, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной группе. Все это ведет к деструктивному культу.
Здоровье человека как предмет
комплексного междисциплинарного исследования
Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.
Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.
Феномен здоровья состоит в следующем:
1. В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.
2. Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.
3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
5 моделей здоровья:
I. Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.
II. Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.
III. Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.
IV. Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.
V. Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.
ü «Я хочу»: психическое здоровье.
ü «Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье.
ü «Я должен»: социально-нравственное здоровье.
Психическое здоровье – это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.
Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.
Факторы, формирующие здоровье
Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.
По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:
· экономическую (уровень жизни человека);
· социологическую (качество жизни);
· социально-экономическую (уклад жизни);
· социально-психологическую (стиль жизни).
Здоровье – категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.
Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.
Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Сфера влияния факторов
Факторы, влияющие на здоровье
Факторы, укрепляющие здоровье
Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами
Отсутствие вредных привычек
Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % — бизнес)
Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание
Гиподинамия и гипердинамия
Адекватная физическая активность
Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс)
Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье
Недостаточная медицинская активность
Внимательное отношение к своему здоровью
Сексуальное поведение, способствующее распространению ЗППП, непланируемой беременности и препятствующее стабильным, постоянным партнером
Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение
30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт
Неблагоприятные природно-климатические условия
Благоприятные природно-климатические условия
Загрязнение окружающей среды
Экологически чистая окружающая среда
Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека
Вредные условия труда и обучения
Отсутствие вредных факторов труда и обучения
В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения
Оседлый образ жизни
В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа
Плохие материально-бытовые условия
Хорошие материально-бытовые условия
На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания
Биологические факторы (20 %)
Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям
Каждое 5-е заболевание наследственное
Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний
Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма
Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. В детском возрасте существует одна железа, которая может вызвать заболевания. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Организация медико-психологической помощи (8-10 %)
Некачественная помощь и обслуживание
Высокий уровень помощи, широкий охват населения
При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?
Психологические факторы здоровья
Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.
Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:
a. Предрасполагающие факторы:
i. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».
ii. Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.
iii. Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.
b. Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:
i. Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).
ii. Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.
iii. Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.
c. Факторы социальной среды:
i. Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).
ii. Брак и семья.
iii. Профессиональное окружение.
d. Демографические переменные:
i. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.
ii. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.
iii. Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.
Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:
1. Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.
2. Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.
3. Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.
4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.
1. Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.
2. Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).
Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.
ДЗ: измерить рост, вес, пульс, кровяное давление.
Источник