Меню

Методы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Оксана Карпова
Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи.

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического здоровья, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

1 сентября 2018 года, в нашем детском саду была открыта группа комбинированной направленности для детей, в состав которой входят дети-инвалиды статусом ОВЗ и 12 воспитанников из группы общеразвивающей направленности.Нашу группу посещают различные категории детей с ОВЗ в количестве 6 человек и 12 дети-норма:

• Задержка психического развития (ЗПР);

• Умственная отсталость (УО);

• Расстройства аутистического спектра (РАС).

В нашей группе работают два воспитателя, нам посчастливилось, у нас есть два помощника воспитателя, педагог-психолог, дефектолог.

Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, на котором педагоги обсуждают проблемы в обучении и воспитании детей и совместными усилиями ищут пути решения проблем дошкольника, разрабатывают индивидуальные образовательные программы, отслеживают динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ, дают рекомендации для педагогов и родителей.

Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута; организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;

• развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;

• психологическая поддержка педагогов.

Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.

Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ:

— Замедленный темп обучения и воспитания;

— привлечение детей к предметно-практической деятельности;

— опора на возможности и способности ребенка.

— Создание соответствующей среды

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать ребенка, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. В нашей работе мы применяем различные методы:

1.Развитие артикуляционной моторики:

— с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;

— использование дидактической куклы «Царевна лягушка»;

— упражнения с бусиной, баранкой и ложками;

— адаптированные интерактивные сказки и презентации.

2) Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность, воображение, мелкую моторику.

3) «Волшебный калейдоскоп» развивает внимание, фантазию детей.

4) «Яйцо Совы» развивает одновременно три важные для полноценного развития ребенка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержания равновесия; Тактильной-управляет кожаной чувствительностью; и проприоцептивную – регулирует ощущение собственного тела в пространстве.

5) «Сенсорные модули» предназначены для релаксации.

6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей.На занятиях используются следующие виды упражнений:

Читайте также:  Военный билет по здоровью оформление

• прослушивание музыкальных произведений;

• прослушивание голосов природы, птиц, животных и т. д.

• выполнение ритмичных движений под музыку.

7) Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

8) «Сухой бассейн» Развивает мелкую моторику; развивает координацию движений; исправляет дефекты опорно-двигательного аппарата.

9) Интерактивная доска «Веселая математика» С ней ребята закрепляют названия геометрических фигур; формируют представления об основных цветах; развивают зрительное восприятие, внимание и мыслительные операции.

Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровье сберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровье сберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.Использование здоровье сберегающей технологий на занятиях позволяет решить ряд задач:

• повышает речевую активность детей;

• развивает речевые умения и навыки;

• восстанавливает работоспособность на занятии;

• улучшает концентрацию внимания;

• укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

Так специально для ребенка ДЦП был приобретен тренажер «Зебра», он используется для занятий лечебной физкультуры; Опора поможет ребенку научится сидеть, вставать с места, сохранять равновесия.

В рамках методической поддержки развития инклюзивного образования на педагогических и методических советах изучается нормативная база МОРФ, МОРО, проводятся мастер-классы, обобщение опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются методические рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.

Наш детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой, каждую неделю к нам приходят библиотекари и проводят познавательное занятие по теме недели, с использованием интерактивной доски. Деткам очень нравятся такие занятие, они хорошо усваивают материал.

Ведется активное взаимодействие с дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, физ. инструктором. Детки с удовольствие участвуют в праздниках, олимпиадах, спортивных мероприятиях. Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф. М.Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».

Источник

Методы обучения детей с ОВЗ

Методы обучения детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможностей ребенка. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ в ДОУ заключаются в:

  • Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;
  • Постоянной мотивации к обучению;
  • Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
  • Постановке интересных цепочек целей в обучении;
  • Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.
Читайте также:  Выходные проводим с пользой для здоровья

Вспомогательные приемы с воздействием на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии – это: обучение в игровом формате; тренинги, для стимуляции развития и адоптации среди сверстников; психологическая гимнастика и релаксация, позволяющие снять усталость, приобрести заряд бодрости и сил.

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ .

Метод проектов в обучении детей с ОВЗ направлен на повышение интереса и формирует позитивную мотивацию к обучению, привлечение к открытой коммуникации с коллективом, активному участию в образовании. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ позволяют создавать для детей естественную среду, условия деятельности, которые приближены к реальным обстоятельствам зрелой жизни. Для этого разработанные методы должны выполнять ряд важных задач: создавать условия для качественного усвоения знаний и приобретения прочных навыков; стимулировать активность ребенка и его творчества; повышать интерес детей к познавательной деятельности; обеспечивать общение и сплоченность между детьми; прививать не только интерес к обучению, но и любовь к приобретению знаний и умений. Методы проектов в обучении детей с ОВЗ могут приносить постоянные результаты, поэтому учителю необходимо поддерживать связь с родителями ребенка, для большего познания особенностей молодого человека, своевременной корректировки своих методов и прогнозирования результатов.

Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения. При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку.

В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает ребенок и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают. Вся подобная информация поможет создать специальные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, с которыми вы сможете улучшить результаты, как основного, так и дополнительного обучения. Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у ребенка. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.

  1. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении «Мотивация – это желания! Различия в мотивации проистекают из того, что желания бывают разными, но суть остается неизменной: если вы чего-то не хотите, то вы этого делать не будете», — говорит в своей книге «Успех, или Позитивный образ мышления» Филипп Богачев. Несмотря на очень простое и меткое изложение остается масса вопросов: как определить подлинные желания ребенка и как мотивировать его? Для нахождения ответов, необходимо начать с определений и азов мотивации.

Мотив – это причина, которая толкает на действие.

Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу. Внешний тип мотивации с отрицательным видом – это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека. Внешний тип мотивации с положительным видом – это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ). Внутренний тип мотивации с отрицательным видом – это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего. Внутренний тип мотивации с положительным видом – это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то. Вам предстоит поговорить с ребенком по душам, узнать его самого и его жизнь лучше. Определить ценности ребенка. В общем, труда никакого не составит. А с определением видов мотивации вы сможете помочь «найти» ему самые хорошие желания. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (на народном языке – привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении. Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу.

  1. 1. Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
  2. 2. Применять индивидуальный поход.
  3. 3. Постановка интересных цепочек целей.
Читайте также:  Здоровье моего ребенка тесты

Живой человек отличается от полуживого человека целенаправленным движением. Подумайте над этим выражением. Цель может быть настоящей и зажигающей, только если она основана на ценностях ее владельца. В других случая это попытка самообмана, вид самооправдания или бег от реальности. Дети — наше будущее, продолжения наших жизней и идей, поэтому их нужно учить ответственности, честности с самими собой, трезвому взгляду на мир. И в этом помогают личные цели. Поиск и постановка лично интересных и/или нужных для ребенка целей — это основа любого профессионального метода проектов в обучении детей с ОВЗ, индивидуальным подходом. Цели следует искать в интересах ребенка или связывать цели с его интересами. О чем ребенок говорит? Чему уделяет больше внимания? Где сильно реагирует? Эти и подобные вопросы помогают разработать идею для цели. Наличие цели у ребенка увеличит эффективность методов и приемов обучения детей с ОВЗ, а точнее: воспитания, социальной адаптации, созревания личности, обучения.

Правила постановки цели:

  1. Формулировка в настоящем времени.
  2. Без отрицательных «не» и «нет» (положительно-позитивный формат).
  3. Определение рамок ее реализации (условия, сроки).
  4. Разбивка на подцели (пирамиды строятся поэтапно).
  5. Определение всего нужного и необходимого для достижения этапной цели (инструменты и ресурсы). Инструменты – это дополнительный материал. А ресурсы – это: время, знания, умения, знакомые, деньги.
  6. Определенность в перспективах для ребенка и его окружения от достижения цели.
  7. Эффект мечты. При мысли о цели и ее достижении должно создаваться: много эмоций, сил, желаний, стремлений, энтузиазма. При наличии хотя бы 2 эффектов можно утвердить разработанную идею, как цель.
  8. 4. Тренинг

Тренинг – это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра. Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем. На практике тренинг выполняет важные функции, такие как: развлечение – воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться, коммуникация – развивается общение, умение устанавливать и вести отношения, диагностика – выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя, подготовка – учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях, корректировка – вносит изменение в личность участников, социализация – учит адаптироваться в разных ситуациях, отработка – участники отрабатывают свои знания и умения. В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровое употребление ресурсов; отношения между участниками; сюжет (разные ситуации из жизни). Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у участника (ов) целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом. В статье изложены не все методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, но каждый из них значительно помогает в социализации ребенку, а его учителю приносит разнообразие методов проектов в обучении детей с ОВЗ и улучшает результаты работы обоих.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Источник

Adblock
detector