Меню

Методы воспитание культуры здоровья у детей

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
статья (подготовительная группа)

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_vospitaniya.docx 16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Поминова Юлия Сергеевна

ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида

Красносельского района СПб

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .

Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.

Мы воспитатели группы должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка .

В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приемы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем) ; словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы) ; практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки) ; игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры) . Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.

Мы воспитатели проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии) :

• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;

• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;

• формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно — оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.

Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем ее в своей работе.

Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат

1. Динамические паузы

(физминутки) Во время занятий 2-5 мин, по мере утомления Восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления

2. Пальчиковая гимнастика ежедневно, 3-5 мин Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания

3. Гимнастика после сна ежедневно после дневного сна, 5-10мин Оптимизация двигательной мышечной активности организма детей

4. Дыхательная гимнастика В хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин Профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания

5. Релаксация Перед сном, 7-12 мин Нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия

6. Подвижные игры на прогулке, 10-20 мин Развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.

7. Игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин Восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли.

Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с.

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи.

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений.

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая .

laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны.

Источник

Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни

Людмила Тарасова
Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни

Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение располагает всеми возможностями для организации процесса формирования у дошкольников культуры здоровья, навыков здорового образа жизни.

Культурологический аспект проблемы здоровья не нов. О важности формирования культуры здоровья и ее содержании писали Э. Н. Вайнер, В. Я. Данилевский, И. И. Мечников.

Истолкование понятия (дефиниция) «здоровый образ жизни» однозначно не определено. В научных трудах ученых можно встретить различные определения.

В трудах П. А. Виноградова, Б. С. Ерасова, О. А. Мильштейна, В. А. Пономарчук, В. И. Столярова здоровый образ жизни понимается как глобальная социальная проблема, структурная часть жизни общества в целом.

Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Общепринятого определения понятия культура здоровья не выработано.

Л. Волошина отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, которая достигается в процессе обучения, но и практическое применение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.

В. В. Кожанов определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью, к организации здорового образа жизни. Автор подчеркивает, что содержание культуры здоровьясостоит из трех компонентов:

• интеллектуальный – знания как организовать здоровый образ жизни, сберечь и поддержать здоровье;

эмоционально-ценностный — позитивное отношение к своему здоровью;

• действенно-практический – применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

Согласно В. А. Деркунской «культура здоровья» детей дошкольного возраста – это сочетание ценностного отношения ребенка к здоровью, его сбережению и поддержанию на собственном уровне, других людей и общества в целом; индивидуально и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, которые направлены на приобретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, осуществление элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в чрезвычайных для здоровья ситуациях — с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания — с другой.

В результате анализа работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, С. А. Козловой, И. М. Новиковой можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает стойкий интерес к собственному здоровью, отношение к собственному организму (жизни, здоровью) как ценности.

Процесс развития культуры здоровья дошкольников, связан с развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека. Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит в непосредственной образовательной деятельности, в том числе и физической культуре, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.

По мнению Л. А. Венгера, для развития культуры здоровья необходимы специальные физические упражнения, которые укрепляют здоровье дошкольников. С этой целью каждый день с детьми дошкольного возраста организуют утреннюю зарядку, непосредственную образовательную деятельность по физкультуре. Их цель — научить детей правильному выполнению движений, разным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и побуждение к самостоятельной двигательной активности. Гимнастика и непосредственная образовательная деятельность по физкультуре в спортивном зале организуются под музыку, что «благотворно влияет на эмоции дошкольника, содействуют хорошему настроению детей, развивает культуру здоровья».

Актуальны для формирования культуры здоровья подвижные игры. Проводятся они в группах, во время прогулок и в промежуточные интервалы в непосредственно образовательной деятельности. Подвижные игры обязательно входят и в музыкальные занятия. Изучение движений, побуждение к двигательной активности дошкольников организуется на прогулках, которые имеют определенное содержание. Например, педагог для прогулки планирует подвижные игры, эстафету, соревнования и т. д.

Применяются некоторые методические приемы: рассказы и беседы педагога; заучивание стихов; моделирование разных ситуаций; игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит путем применения различных форм, методов и приемов работы. В непосредственной образовательной деятельности у детей формируются представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем человеческого организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека. Автоматизации полученных представлений содействуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, проблемные ситуации, опыты и др.

На экскурсиях детям рассказывают о влиянии следующих экологических факторов: грязь, пыль, выхлопные газы от машин на состояние окружающей природной среды, с последствиями такого загрязнения, что содействует развитию представлений о влиянии автомобилей на состояние природы и жизнь человека.

По мнению Л. Г. Касьяновой еще одним способом развития у дошкольников культуры здоровья является применение игровых методов. Игры наполняются содержанием о культуре здоровья и применяются для усвоения и автоматизации информации, формирования навыков. Например, дети играют мячом (по типу «Полезно — вредно») с произнесением названий продуктов питания, предметов и объектов окружающей среды, или на прогулке «появляются» животные, птицы и сказочные персонажи, знакомящие детей с разными социальными и экологическими факторами, которые наносят вред здоровью и мешают здоровому образу жизни человека.

Для непосредственного изучения дошкольниками объектов и явлений на прогулке проводятся кратковременные и долгие наблюдения и опыты. Наблюдение может показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, способствуют осознанию влияния окружающей социальной и природной среды на культуру здоровья. Опыты содействуют формированию у детей познавательного интереса. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для развития познавательной активности и формирования культуры здоровья у старших дошкольников используются методыпроблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.

Особое место в формировании культуры здоровья занимает работа с родителями. Семья совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Таким образом, культура здоровья жизни детей дошкольного возраста — это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в детском саду. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194» КРУГЛЫЙ СТОЛ.

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194» КРУГЛЫЙ СТОЛ.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: задачи, содержание работы» Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников» Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников подготовительной группы Охрана здоровья в подрастающего.

Основные формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника Основой работы педагога с семьей в ДОУ является взаимодействия: 1. Диалог с родителями (обмен опытом, мнениями, переживаниями) 2. Совместная.

Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.

Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Костюгова Наталья Владимировна 1СЛАЙД: В наши дни, проблема сохранения.

Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Источник

Читайте также:  Полезна медовуха для здоровья
Adblock
detector